Диагностики
методическая разработка на тему

Диагностики учащихся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostiki.docx126.01 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностики

В начале первого года обучения была проведена входная диагностика  готовности учащихся к школе (авторы А. Керна в модификации И. Ирасека).

Цель: выявление уровня психического развития ребёнка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций.

В диагностировании принимали участие учащиеся 1  класса в полном составе (16 человек).

Были получены следующие результаты готовности к обучению в школе:

  • «школьно-зрелые» дети (3-5 баллов) – 4 человека 25%
  • «среднезрелые» дети(6-9 баллов) – 8 человек 50 %
  • «незрелые» дети (10 баллов и более)  – 4 человека 25%

Диагностическая карта «тест – школьная зрелость»

Фамилия, имя учащегося

Балл

1

Верц Стас

10

2

Ваганов Руслан

8

3

Ивлев Андрей

11

4

Жучков Максим

6

5

Корганбаев Сергей

12

6

Кураликов Антон

3

7

Кузьмин Евгений

10

8

Латыпов Ислам

7

9

Латыпов Радмир

4

10

Мазиков Алексей

9

11

Неупокоева Алина

7

12

Нагибин Юрий

3

13

Радочина Алёна

4

14

Ташмухаметов Даниил

9

15

Эспе Яна

9

16

Яцковская Александра

6

Уровень

Количество

«Школьно-зрелые» дети

4 ученика- 25%

«Средне-зрелые» дети

8 учеников- 50%

«Незрелые» дети

4 ученика- 25%

Диаграмма «Школьная зрелость»

Также во время проведения входной диагностики учащихся применялись методы наблюдения и беседа. Для полноты картины педагогические и психологические диагностирования всегда проводятся в комплексе.

Проанализировав полученные диагностические результаты, были сделаны выводы: у учащихся достаточно хорошо развита фантазия, ребята очень активны на уроке, не боятся высказывать своё мнение, но не достаточно высокий уровень готовности к школе не позволяет им правильно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, что может сказаться на снижении познавательного интереса к процессу получения знаний.

 Для эффективного достижения положительных результатов обучения учащихся данного класса требуется развитие творческого мышления.

Развитие творческого мышления учащихся происходит системно, органично сочетаясь с опытом и индивидуальными способностями самого ребёнка, что в результате положительным образом влияет  на уровень обученности.

Систематическое отслеживание результатов диагностики позволяет   увидеть динамику изменения   развития каждого учащегося класса, проанализировать соответствие достижений запланированным результатам, приводит к пониманию закономерностей возрастного развития, помогает оценить успешность выбранной стратегии педагогической деятельности и, в случае необходимости, провести её коррекцию.

На протяжении трёх лет обучения с учащимися моего класса я провела ряд диагностик, позволивших мне проследить динамику развития мыслительных операций каждого ребенка.

                   1. Методика «Гибкость мышления»

                                                                         (по А. С. Лачинсу).

Цель:

исследование гибкости мышления младших школьников.

Материал:

бланк с записанными анаграммами (наборами букв).

Ход исследования:

школьникам предъявляются бланки с анаграммами. В течение 3 минутдети должны составить из наборов букв слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными.

Критерии оценки результатов:

Подсчитать количество верно составленных слов в течение 3 минут. Количество верно составленных слов – показатель гибкости мышления.

Уровень

1 класс

2 класс

3 класс

Высокий

10 и более слов

15 и более слов

20 и более слов

средний

7-11 слов

10-14 слов

13-19 слов

низкий

3-6 слов

5-9 слов

7-12 слов

Результат.

Уровень

Декабрь

 2011 г

Ноябрь 2011г

Ноябрь 2012г

высокий

1 ученик- 6,25%

5 учеников- 31,25%

6 учеников- 37,5%

средний

6 учеников- 37,5%

6 учеников- 37,5%

6 учеников- 37,5%

низкий

9 учеников- 56,25%

5 учеников- 31,25%

4 ученика- 25%

Диагностическая карта «Гибкость мышления»

Фамилия, имя учащегося

Декабрь

 2010 г

Ноябрь 2011г

Ноябрь 2012г

1

Верц Стас

6

10

14

2

Ваганов Руслан

4

10

13

3

Ивлев Андрей

3

8

11

4

Жучков Максим

6

10

18

5

Корганбаев Сергей

3

9

12

6

Кураликов Антон

7

15

22

7

Кузьмин Евгений

4

7

11

8

Латыпов Ислам

7

13

20

9

Латыпов Радмир

7

16

21

10

Мазиков Алексей

9

17

20

11

Неупокоева Алина

4

9

15

12

Нагибин Юрий

10

16

21

13

Радочина Алёна

9

15

22

14

Ташмухаметов Даниил

7

14

18

15

Эспе Яна

6

11

19

16

Яцковская Александра

4

9

12

Уровень

Декабрь

 2010 г

Ноябрь 2011г

Ноябрь 2012г

высокий

1 ученик- 6,25%

5 учеников- 31,25%

6 учеников- 37,5%

средний

6 учеников- 37,5%

6 учеников- 37,5%

6 учеников- 37,5%

низкий

9 учеников- 56,25%

5 учеников- 31,25%

4 ученика- 25%

Диаграмма «Гибкость мышления»

2.Диагностическая методика  “Незаконченный рисунок” (адаптированный тест Поля Торренса)

Цель: исследование уровня развития креативности обучающихся.

Материал: листы с незаконченными рисунками.

Ход исследования: получая листы с незаконченными рисунками, испытуемые добавляют к рисункам дополнительные линии, чтобы получились интересные предметы или сюжетные картинки.

Анализ представлен в диаграмме .

Диагностическая карта «Незаконченный рисунок»

Фамилия, имя учащегося

Ноябрь

2010 г

Ноябрь 2011г

Ноябрь 2012г

1

Верц Стас

19

29

40

2

Ваганов Руслан

20

30

37

3

Ивлев Андрей

18

20

32

4

Жучков Максим

19

18

29

5

Корганбаев Сергей

18

23

26

6

Кураликов Антон

23

35

40

7

Кузьмин Евгений

20

29

35

8

Латыпов Ислам

18

23

29

9

Латыпов Радмир

27

37

38

10

Мазиков Алексей

26

35

35

11

Неупокоева Алина

20

31

39

12

Нагибин Юрий

28

39

45

13

Радочина Алёна

27

38

43

14

Ташмухаметов Даниил

27

37

40

15

Эспе Яна

25

34

42

16

Яцковская Александра

24

35

40

Средний балл

22,4

30,8

36,9

Ноябрь  2010 г

Ноябрь 2011г

Ноябрь 2012г

Беглость

8,6

9,25

10

Гибкость

8

9,1

10

Оригинальность

4,2

5

7,5

Разработанность

1,25

12

13,25

Диаграмма «Незаконченный рисунок»

Ноябрь  2010 г

Ноябрь 2011г

Ноябрь 2012г

Беглость

8,6

9,25

10

Гибкость

8

9,1

10

Оригинальность

4,2

5

7,5

Разработанность

1,25

12

13,25

3. Тест «Необычное использование»

(Тест был придуман в 1967 году психологом

Дж. Гилфордом).

Цель: исследование уровня развития творческих способностей детей.

В качестве стимульных заданий в тесте используются два общеизвестных предмета: «Газета» и «Деревянная линейка». За определенное время (по шесть минут на каждый предмет) испытуемым предлагается придумать как можно больше различных и необычных способов применения этих предметов и записать их на специальный бланк.

При обработке каждый ответ относится к определенной категории. При этом бессмысленные, нелепые, т.е. не осуществимые ни при каких условиях, ответы не учитываются. Например, использование деревянной линейки как материала для постройки лунной ракеты не засчитывается, поскольку реально это предложение невыполнимо.

Общая оценка уровня развития творческих способностей личности осуществляется на основе анализа 4 параметров:

1. Беглости.

2. Гибкости.

3. Оригинальности.

4. Разработанности задания.

Результаты показаны в диаграмме .

Диагностическая карта «Необычное использование»

Фамилия, имя учащегося

Ноябрь 2011г

Ноябрь 2012г

беглость

гибкость

Оригинальность

беглость

гибкость

оригинальность

1

Верц Стас

6

5

15

8

5

16

2

Ваганов Руслан

5

5

14

8

6

20

3

Ивлев Андрей

6

6

13

7

5

17

4

Жучков Максим

7

6

17

9

7

19

5

Корганбаев Сергей

6

5

13

8

6

20

6

Кураликов Антон

10

8

23

11

11

25

7

Кузьмин Евгений

6

6

14

8

7

16

8

Латыпов Ислам

7

5

19

8

6

20

9

Латыпов Радмир

8

7

17

9

9

20

10

Мазиков Алексей

10

10

27

12

12

33

11

Неупокоева Алина

8

8

24

9

7

30

12

Нагибин Юрий

10

10

29

14

14

35

13

Радочина Алёна

10

9

27

12

12

32

14

Ташмухаметов Даниил

8

7

19

9

8

20

15

Эспе Яна

8

6

18

9

7

20

16

Яцковская Александра

8

6

21

9

7

23

Ноябрь 2011г

Ноябрь 2012г

Беглость

7,8

10

Гибкость

6,81

8,06

Оригинальность

19,4

22,9

Диаграмма «Необычное использование»

Ноябрь 2011г

Ноябрь 2012г

Беглость

7,8

10

Гибкость

6,81

8,06

Оригинальность

19,4

22,9

4. Методика "Какие предметы спрятаны в рисунках?"

Цель: уровень развития восприятия младших школьников.

Назначение теста: методика позволяет оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы "спрятаны" многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, "спрятанных" в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Описание: http://gurutestov.ru/Im/img245.jpg

Диагностическая карта: «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Фамилия, имя учащегося

Ноябрь

2010 г

Ноябрь 2011г

Ноябрь 2012г

1

Верц Стас

3

5

7

2

Ваганов Руслан

6

7

7

3

Ивлев Андрей

1

3

5

4

Жучков Максим

3

3

7

5

Корганбаев Сергей

3

6

7

6

Кураликов Антон

9

10

10

7

Кузьмин Евгений

3

4

6

8

Латыпов Ислам

5

6

7

9

Латыпов Радмир

8

9

9

10

Мазиков Алексей

7

9

9

11

Неупокоева Алина

6

7

7

12

Нагибин Юрий

9

10

10

13

Радочина Алёна

9

10

10

14

Ташмухаметов Даниил

7

9

10

15

Эспе Яна

8

9

10

16

Яцковская Александра

6

7

8

Ноябрь 2010г

Ноябрь 2011г

Ноябрь 2012г

Очень высокий

0%

18,75%

31,25%

Высокий

31,25%

25%

18,75%

Средний  

31,25%

43,73%

50%

Низкий

31,25%

12,5%

0%

Очень низкий

6,25%

0%

0%

Диаграмма: «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Уровень восприятия

Ноябрь 2010г

Ноябрь 2011г

Ноябрь 2012г

Очень высокий

0%

18,75%

31,25%

Высокий

31,25%

25%

18,75%

Средний  

31,25%

43,73%

50%

Низкий

31,25%

12,5%

0%

Очень низкий

6,25%

0%

0%

Так же я посчитала целесообразным проследить уровень школьной мотивации и познавательного интереса учащихся.

Для определения школьной мотивации мною была использована анкета Н.Г. Лускановой. Ребята отвечали на вопросы анкеты.

Текст анкеты состоит из 10 вопросов:

1.Тебе нравится в школе?

Да.Неочень.Нет.

2.Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

Идусрадостью.Бываетпо-разному.Чащехочетсяостатьсядома.

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?

Пошелбывшколу. Незнаю. Осталсябыдома.

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

Ненравится. Бываетпо-разному. Нравится.

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних задании?

Нехотелбы. Незнаю.Хотелбы.

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Нет. Незнаю.Хотелбы.

7.Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?

Часто. Редко. Нерассказываю.

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

Мненравитсянашучитель.Точнонезнаю . Хотелбы..

9.У тебя в классе много друзей?

Много. Мало. Нетдрузей.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Нравятся. Не очень. Не нравятся.

Анализ результатов анкетирования:

За каждый первый ответ - 3 балла, промежуточный -1 балл, последний - 0 баллов.

Уровень мотивации

2010-2011 учебный год

    2011-2012 учебный год

2012-2013 учебный год

Высокая школьная мотивация, учебная активность.

43,75%

43,75%

56,25%

Хорошая школьная мотивация.

18,75%

37,5%

31,25%

Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

25%

12,5%

12,5%

Низкая школьная мотивация.

12,5%

6,25%

0%

Негативное отношение к школе.

0%

0%

0%

Диаграмма: «Школьная мотивация»

Чем выше балл, тем выше школьная мотивация. Максимальное число баллов - 30.

25 -30 баллов

Высокая школьная мотивация, учебная активность

20 - 24 балла

Хорошая школьная мотивация

15 -19

Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами

10 -14

Низкая школьная мотивация

Меньше 10

Негативное отношение к школе

Результаты определились следующим образом:

Уровень мотивации

2010-2011 учебный год

2011-2012 учебный год

2012-2013 учебный год

Высокая школьная мотивация, учебная активность.

43,75%

43,75%

56,25%

Хорошая школьная мотивация.

18,75%

37,5%

31,25%

Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

25%

12,5%

12,5%

Низкая школьная мотивация.

12,5%

6,25%

0%

Негативное отношение к школе.

0%

0%

0%

Из этой таблицы мы видим положительную динамику уровня школьной мотивации.

Анкетирование родителей учащихся так же является неотъемлемойчастью  диагностирования  в начальной школе.

Например,  однаиз анкет, используемых мной в работе для эффективной педагогической деятельности:

Родителям предлагается ответить на 4 вопроса.

  1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?
  2. Как чувствует ваш ребёнок в ученическом коллективе?
  3. Знаете ли вы друзей своего ребёнка в коллективе?
  4. Создаёт ли школа, по вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребёнка?

Привожу результаты анкетирования на третьем году обучения детей в школе.

№ вопроса

Ответы на вопросы

1

Радостным – 93,4%

Грустным – 0%

По-разному – 6,6%%

2

Комфортно – 80,2%

Плохо – 0%

По-разному – 19,8%

3

Да – 100%

Нет – 0%

Частично – 0%

4

Да – 94%

Нет – 0%

Частично – 5%

Таким образом, выявлено положительное отношение  к школе, получена информация, способствующая дальнейшему проектированию педагогической деятельности с целью эффективного развития учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная программа диагностики письма учащихся 2-3- классов.

Педагог-психолог Костарева В.Р.Программа «Диагностика письма учащихся 2-3 классов» входит, как составная часть, в программу психологического сопровождения младших школьников и является инструментом ...

Диагностика общеучебных умений и навыков младших школьников.

Текстовой материал по осуществлению педагогического мониторинга формирования ОУУН в начальной школе: 1. Алгоритм изучения умения понимать учебную задачу. 2. Измерение уровня подготовки по чтению пос...

Педагогическая диагностика учащихся 1 класса

Педагогическая диагностика в начале учебного года поможет определить готовность к обучению учащихся 1 класса и в дальнейшем скоординировать работу с учащимися...

Диагностика математических представлений по всем возрастам

Дана методика диагностики математических представлений по всем возрастам в ДОУ, работающих по Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой....

Диагностика готовности детей к обучению

Для определения  готовности детей к обучению в школе учеными разработана педагогическая диагностика. ...

Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся

Специальная педагогическая диагностика, построенная на содержании учебных предметов и выявляющая не уровень знаний школьника, а уровень его языкового и математического развития....

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...