Развитие нравственных ориентаций взаимодействия с природой у младших школьников
статья на тему

 

В докладе обосновывается, что важным направлением улучшения современной экологической ситуации является воспитание экологического сознания. Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для формирования у детей заботливого отношения к окружающему миру, в том числе и к объектам природы. Необходимо развивать у учащихся экологическое сознание, учить их взаимодействовать с природой опираясь на нравственные ориентиры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahomirova_doklad.doc.docx116.06 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.31

Людмила Викторовна Шахомирова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31», г.Череповец

Развитие нравственных ориентаций взаимодействия с природой у младших школьников

В докладе обосновывается, что важным направлением улучшения современной экологической ситуации является воспитание экологического сознания. Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для формирования у детей заботливого отношения к окружающему миру, в том числе и к объектам природы. Необходимо развивать у учащихся экологическое сознание, учить их взаимодействовать с природой опираясь на нравственные ориентиры.

Нравственные ориентации, взаимодействие, природа, экология, младшие школьники.

Ludmila Shakhomirova

Municipal budget educational institution "Secondary school №31", Cherepovets

Development of moral orientations of interaction with nature in primary school

The report demonstrated that an important direction for improving the current environmental situation is the education of environmental awareness. Younger school age is the most favorable period for the formation of children caring attitude towards the environment, including objects of nature. It is necessary to develop students ' environmental awareness, teach them to interact with nature based on moral values.

Moral orientation,  interaction,  nature,  ecology,  younger students.

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Ускорение темпов научно-технического прогресса характеризуется все усиливающимся антропогенным воздействием на природную среду. При этом неизмеримо возросли практические возможности как положительного, так и негативного влияния человека на природу. Своим потребительским отношением к природе люди уже нанесли ей непоправимый ущерб. Почвенный покров земли, атмосфера и гидросфера загрязняются отходами производства. Началось загрязнение околоземного космического пространства частями разрушающихся космических аппаратов.

Таблица 1 Десять самых опасных загрязнителей биосферы

1.Диоксид углерода

Образуется при сгорании всех видов топлива. Увеличение его содержания в атмосфере приводит к повышению её температуры, что чревато пагубными геохимическими и экологическими последствиями.

2.Оксид углерода

Образуется при не полном сгорании топлива. Может нарушить тепловой баланс верхней атмосферы.

3.Сернистый газ

Содержится в дымах промышленных предприятий. Вызывает обострение респираторных заболеваний, наносит вред растениям. Разъедает известняк и некоторые камни.

4.Оксиды азота

Создают смог и вызывают респираторные заболевания и бронхит у новорождённых. Способствует чрезмерному разрастанию водной растительности.

5.Фосфаты

Содержатся в удобрениях. Главный загрязнитель вод в реках и озёрах.

6.Ртуть

Один из опасных загрязнителей пищевых продуктов, особенно морского происхождения. Накапливается в организме и вредно действует на нервную систему.

7.Свинец

Добавляется в бензин. Действует на ферментные системы и обмен веществ в живых клетках.

8.Нефть

Приводит к пагубным экологическим последствиям, вызывает гибель планктоновых организмов, рыбы, морских птиц и млекопитающих.

9.ДДТ и другие пестициды

Очень токсичны для ракообразных. Убивают рыбу и организмы, служащие кормом для рыб. Многие являются канцерогенами.

10.Радиация

В превышено-допустимых дозах приводит к злокачественным новообразованиям и генетическим мутациям.

Важной мерой на пути решения современных экологических проблем является экологизация производства:
- развитие безотходных технологий на основе замкнутых циклов;
- комплексная переработка сырья;
- использование вторичных ресурсов;
- поиск новых источников энергии;
- широкое внедрение биотехнологий;
- обязательная экологическая экспертиза новых производственных проектов;
- развитие экологически обоснованных форм ведения сельского хозяйства при постоянном отказе от пестицидов и др. [3, с. 27]

Еще одной мерой решения экологической проблемы является также разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно энергетических источников, имеющих для жизни человека важнейшее значение.

Важным направлением улучшения современной экологической ситуации является воспитание экологического сознания.

Экологическое обучение и воспитание должны быть поставлены на государственный уровень, а применительно к вузовскому образованию стать важнейшим элементом подготовки специалистов любого профиля.

В буквальном смысле слово «экология» означает «наука о доме» (от греч. «ойкос» – жилище, местообитание). Термин «экология» предложил немецкий зоолог Э. Геккель в XIX веке, но как наука экология возникла в начале ХХ века, а в широкий обиход это слово вошло в 60-х годах, когда стали говорить об экологическом кризисе как кризисе во взаимоотношениях человека со средой его обитания.

Как часть биологического цикла, экология – наука о местообитании живых существ, их взаимоотношении с окружающей средой. Экология изучает организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней, вплоть до глобального, т. е. до биосферы в целом. [ 4, с.4]

   В личностном плане основной причиной экологического кризиса являются ценности, которыми руководствуется современный человек. Можно ли изменить их, каким образом это сделать и каким должны быть новые ценности – таковы главные экологические вопросы на уровне человеческих качеств.

   Каковы желания и стремления современного человека? Это главный, целевой аспект социальной экологии.

   Глубинной причиной экологического кризиса, который начался именно в наше время в определенной части планеты, является потребительская ориентация современной западной цивилизации, входящая в противоречие с фундаментальными законами природы. Возникающая проблема заключается в том, что если ставить материальное благополучие превыше всего, то материальные потребности, в принципе, могут расти беспредельно, в то время как возможности их удовлетворения биосферой в любой данный момент времени ограничены и конечны. Если все же пытаться их удовлетворить, то возникает и укрепляется дух соперничества и насилия и неизбежно начинается эксплуатация одних людей другими и природы – всеми, ведущая к экологическому и прочим кризисам цивилизации.

   Необходимо чувство личной ответственности за состояние природной среды, возникающее только при возрастании нравственного уровня человека и включающее в себя ненасильственную борьбу против агрессивно-потребительской идеологии и несотрудничество с олигархическим классом.    Анализ современной экологической ситуации позволяет сделать три вывода:

  1. Чтобы спасти мир, необходимо перейти от агрессивно-потребительской цивилизации к альтернативному типу цивилизации, существенной чертой которого будет раскрытие глубинных потенций бытия человека, а не просто культивирование потребностей.
  2. Самоограничение потребностей и насилия, чтобы быть действенным, должно основываться не на принуждении, а на свободном волеизъявлении индивидов.
  3. Такое возможно только при становлении любовно-творческой структуры личности и образа жизни.      [4, с.84]

Необходимо с ранних лет воспитывать у детей экологическое сознание, учить их взаимодействовать с природой опираясь на нравственные ориентиры.

Рассмотрим сущность понятия «развитие нравственных ориентаций взаимодействия с природой».

     Развитие - процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное;   от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. [6,  с.1499]

     Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. [6, с. 973]

  Взаимодействие - воздействие различных предметов, явлений действительности друг на друга, обусловливающее изменения в них. [6, с. 154]

Ориентация - совокупность действий субъекта, направленных на оценку проблемной ситуации, ее обследование и планирование поведения. [9]

Природа  - весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку.

Таким образом, под понятием нравственных ориентаций взаимодействия с природой мы понимаем - процесс закономерного изменения внутреннего мира человека, его духовных качеств, правил поведения, направленных на оценку проблемной ситуации, ее обследование и планирование поведения для воздействия, с целью изменения  качества взаимосвязи человека с окружающим органическим и неорганическим миром.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию нужно начать с воспитания тех качеств личности, которые позволят человеку планировать и прогнозировать результаты своего поведения при взаимодействии с окружающим миром.

То, что физическое и умственное развитие тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта истина не требовала особых доказательств: больше прожил человек на свете – стал выше ростом и крепче телом, стал прозорливее, приобрел опыт, приумножил знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь в общем, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.

Для управления процессом развития педагоги издавна делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию. Есть целый ряд серьезных разработок периодизаций развития (Коменский, Левитов, Эльконин, Шванцара и др.). Остановимся на анализе той, которая признается большинством педагогов. [7, с.56]

Если обратить внимание на рисунок 1, то видно, что к шести годам ребенок в основном готов к систематическому школьному обучению. О нем можно говорить уже как о личности, поскольку он осознает себя и свое поведение, способен сравнивать себя с другими. К концу дошкольного периода у него формируются новые уровни социально-психологических качеств; интенсивно идет накопление жизненного опыта.

Рис. 1. Зависимость между возрастом и развитием

Духовное  и физическое развитие детей происходит неравномерно: в одни периоды – быстрее, в другие – медленнее. Здесь действуют многие закономерности, на которые следует опираться учителю начальной школы. Особенно надо помнить, что существуют наиболее благоприятные периоды для развития отдельных физических и духовных качеств, которые называются сензитивными. [7, с.73]

Таким образом, младший школьный возраст наиболее благоприятный период для формирования у детей заботливого отношения к окружающему миру, в том числе и к объектам природы. Именно в это время закладываются основы нравственности, появляются первые моральные представления, чувства, привычки, отношения, определяющие дальнейшее нравственное развитие ребенка.

В младшем школьном возрасте отношения детей к различным сторонам окружающей действительности обогащаются моральными чувствами, которые складываются у них под влиянием выполнения требований, знания образцов поведения и в процессе сопоставления своих действий и поступков с этими образцами, с оценкой других людей. Этот внутренний процесс, как доказывает Л.И. Божович, приводит к образованию у детей этической основы отношений, определяющей моральные и этические критерии их поступков и переживаний. [1, с. 75]

Младшие школьники стремятся совершать заботливые поступки сначала ради похвалы, одобрения взрослых. Постепенно привычка заботиться перерастает у них в чувство заботы о другом (человеке, объекте природы), становится их естественной потребностью. У младшего школьника должно появиться желание быть заботливым, то есть важно, чтобы возникли мотивы для проявления заботы. Л.И. Божович доказала, что одобрение взрослых побуждает ребенка к овладению нравственными качествами и нравственным поведением. Положительные эмоциональные переживания, сопровождающие выполнение нравственных норм поведения начинают восприниматься ребенком как нечто само по себе положительное. Чувства придают процессу формирования личности значимую окраску и потому влияют на прочность заботливого отношения к окружающему миру. [2 , с. 98]

Теоретической базой подготовки учащихся к правильным взаимоотношениям с окружающей средой является необходимый минимум знаний по экологии, который предусмотрен программой по ознакомлению с окружающим миром и другими учебными предметами в начальных классах.

Наилучшим результатом воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассная работа должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.

Развитие нравственных ориентаций взаимодействия с природой долгий и непрерывный процесс, который должен строиться на принципах непрерывности и межпредметности. Педагог должен поставить перед собой такую цель и в соответствии с возрастными особенностями стремиться к ее реализации через поставленные учебные задачи.

Достоевский писал, что «красота спасет мир», и это утверждение имеет первостепенное экологическое значение. Н. К. Рерих прибавил одно слово: «Осознание красоты спасет мир». Если попытаться дать экологическую интерпретацию максимы Достоевского, то можно сказать: творение красоты спасет мир. Творение не только в идеальном смысле создания собственно произведений искусства, а материальное творение мира «по законам красоты». И спасет оно мир в силу своих онтологических потенций, а также потому, что творение красоты неразрывно связано с истиной, добром, любовью к человеку и миру, становлением целостной личности и утверждением гармонии человека и природы.

Таким образом, можно сделать вывод, что правильные взаимоотношения человека с окружающим миром позволят решить одну из поставленных задач на пути к преодолению экологического кризиса в мире. Развитие таких нравственно ориентированных отношений нужно начинать в раннем возрасте и младший школьный возраст является для этого наиболее благодатным.

Список литературы

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Санкт-Петербург, изд. Питер, 2009
  2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 349 с.
  3. Власова. О. С. Экология [Электронный ресурс] : учебное пособие ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Волгогр. гос. архит.-строит. ун-т. — Электронные текстовые и графические данные (5,1 Мбайт). — Волгоград :ВолгГАСУ, 2014.- 105 с.
  4. Горелов А.А.  Экология: конспект лекций. Издательство: Высшее образование,      2008 .-  192 с.
  5. Обухова. Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. -  М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.
  6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. - 944 с.
  7. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. Учебник. – М., Гуманитарный издательский центр Владос. 2000,  - 405с.
  8. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия. — 2-е изд., перераб, и доп. — Ростов н/Д:Феникс, 2003. — 544 с.
  9. http://gufo.me/content_soc/orientacija-cennostnaja


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы использования групповых взаимодействий как метода обучения младших школьников

Вся система образования в России в настоящее время находится под влиянием идей, которые были сформулированы в работах теоретиков общей и педагогической психологии (Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, В...

Применение технологий диалогового взаимодействия - необходимое условие самореализации младшего школьника

Стать посвящена применению технологии диалогового взаимодействия в начальной школе....

Презентация по теме "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Презентация по теме "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...

Статья "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Статья "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...

Статья "Развитие нравственных ориентаций взаимодействия с природой у младших школьников на межпредметной основе"

Развитие нравственных ориентаций взаимодействия с природой у младших школьников на межпредметной основе...

Применение технологий диалогового взаимодействия  необходимое условие самореализации младшего школьника.

Приоритетным направлением внедрения новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала современного образования.В связи с этим актуальной задачей становится обеспечение разви...

Программа конструктивного взаимодействия для родителей и младших школьников «Учимся общаться эффективно»

Программа «Учимся  общаться эффективно предназначена для родителей и учащихся начальных классов общеобразовательных школ. Целью программы является формирование среди учащихся и родителей ко...