Деловые и сюжетно- ролевые игры
учебно-методический материал на тему

Шишкина Ирина Владимировна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Деловые  и сюжетно- ролевые игры

Игра «Журналисты». Мы выбираем главного редактора журнала, класс делится на «отделы», в которых журналисты работают по определённой теме. Журнал мы называем по теме , например, « Красная книга России». Задача учеников - журналистов подобрать интересный по теме материал, обсудить его в группах, проанализировать, потом «представить материал в номер». Конечно, первоначально учащихся нужно познакомить с правилами необходимыми для успешности делового общения членов каждой группы, на которые разбит класс для познавательной деятельности. Это, и что такое групповая работа, и какова её последовательность внутри каждой группы, и знакомство с заданием и планирование работы, и распределение заданий внутри группы, выполнение и обсуждение их результатов. Такая форма организации  настолько увлекает ребят, что в группах часто возникают споры по поводу отбора материала, его оформлении, для того чтобы его «приняли в печать». Важно, чтобы в каждую группу входили учащиеся с разным уровнем подготовки, и каждому нашлось занятие по интересам. На последней стадии мы обсуждаем получившийся журнал, каждый проводит самооценку и самоанализ своей деятельности.

В процессе такой игры учащиеся учатся критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выражать согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценивать эмоциональное поведение друг друга, проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнёрам.

«Продолжи сказку». Сочиняем сказку, а затем снимаем фильм – продолжение сказки. Заранее распределяем между детьми роли сценаристов, режиссёра, актёров и т.д. В процессе сочинения сказки, учащиеся могут предлагать новых действующих героев, поэтому развитие сюжета в большинстве случаев зависит непосредственно от предпринимаемых участниками игры действий. И каждый свободен в выборе своей стратегии поведения, которая только изначально имела установку на определённые ограничения, определяющие образ персонажа, которого предстоит играть, и правила игры. Такая игра не только побуждает детей фантазировать, развивает речь, но и способствует формированию культуры поведения, дружеских коллективных взаимоотношений

«Почтальон». Выбираем почтальона и вручаем ему почту: телеграммы, письма, открытки. В каждой корреспонденции, кроме нескольких добрых слов адресату, задание по правилам этикета. Каждый получивший письмо выполняет задание (письменно или устно).

Игра  редактирование «Устного журнала».  Ребята распределились на несколько  групп, и самостоятельно подбирали материал к разделам журнала в соответствии с темой. 

Предлагается ситуация, раздаются таблички с ролями. Например:

Заболела одноклассница. Разговор учащихся.

1 вариант.

- Ребята! Лена долго болеет, нужно ее навестить!

- Я не могу, у меня кружок!

- Меня никто не навещал, когда я болела!

- Может, вместе сходим?

- Я тоже не могу, мне домой надо!

2 вариант.

- Ребята! Лена долго более, нужно ее навестить!

- Мы с Леной рядом живем, давайте мы с Сережей сначала сходим к ней, проведаем, а потом, если можно, сходим всем классом.

Когда обе ситуации разыграны, необходимо обсудить с детьми, какая ситуация лучше. Почему?

Примеры ситуаций:

1.Друг взял поиграть твою любимую игрушку, а вернул ее сломанной.

2.Мама принесла три конфеты: тебе и сестре. Как поделить конфеты? .

3.Пригласить к столу и рассадить гостей, пожелать приятного аппетита. Как  сделать правильно.

4.Обратитьсяс просьбой к прохожему, продавцу, киоскеру, зрителю.

5.Твой  товарищ на уроке затруднялся решить задание и просит тебя помочь ему. Твои  действия?

6. Если бы ты гулял во дворе вместе с другими и кто-нибудь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб ногу. Что бы ты сделал?

Игровые приемы и тренировочные задания творческого характера направлены на овладение учащимися навыками гуманистических отношений к окружающему, культуры поведения, общения с людьми

«Улыбка»

Учащиеся встают в круг, у учителя в руках нарисованная «улыбка», нужно передавать ее по кругу и говорить одну и ту же фразу, но с разной интонацией: «Я рад тебя видеть».

Кукла «Комплементина» (Маленкова Л.И.)

В руках учителя – небольшая куколка. Он говорит, что ее зовут Комплементина. Тот человек, у кого она окажется в руках, начинает говорить комплименты другому человеку (раскрывается смысл слова «комплимент»). Педагог сам говорит комплимент кому-нибудь из учащихся, передавая ему куклу. И так далее.

«День рождения»

Учитель говорит детям, что сегодня день рождения у замечательного маленького котенка (держит в руках мягкую игрушку), его необходимо поздравить. Что мы ему подарим?

Каждый берет в руки игрушку, поздравляет, говорит ласковые слова.

Вариант: каждый говорит котику по одному ласковому слову («снежный ком»).

«Не грусти!»

Учитель ведет с детьми разговор о том, что в этом мире живут люди, поют песни, ходят на день рождения, страдают и радуются…К вам подходит грустный пес. Как вы его утешите? Когда грустят близкие, что нужно делать?

Игрушечную собачку дети передают из рук в руки, говорят слова утешения.

«Доброе сердце».

Все учащиеся встают в круг. Передавая сердечко (нарисованное) из рук в руки, говорят друг другу комплименты, глядя в глаза.

«Поздравительная открытка»

Предложить детям на выбор поздравительные открытки, попросить написать кому-то из близких слова поздравления.

Самодельная поздравительная открытка. Из старых открыток вырезать цветы, фигурки, наклеить на лист бумаги, написать добрые слова близкому человеку.

Вариант: Каждый ученик презентует одну фигурку или цветок для одной общей открытки (к какому-то празднику).

«Клубочек»

Педагог пускает клубочек по классу и говорит, что ниточка волшебного клубочка при его разматывании обладает способностью высвечивать лучшие качества того, кто берется за нее. В итоге каждый получает волшебную возможность «увидеть» лучшие качества рядом сидящего и назвать их ему.

«Ромашка» (Шемшурина А.И.)

«Волшебник» (учитель) отрывает лепесток от самодельной ромашки и, сделав вид, что бросает его, отдает любому, кто пожелает, со словами из известной сказки:

«Лети, лети, лепесток,

Через запад – на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели…»

А дальше, например, говорит: «Вели, чтобы Лена сказала Диме доброе слово!». Пока ребята не освоили игру, учитель подсказывает маленькому «волшебнику», какие слова ему следует произнести.

Вариант: Ученик отрывает лепесток с ромашки и отдает однокласснику, перед которым был в чем-то виноват со словами извинения.

«Свет мой зеркальце, скажи!» (Шемшурина А.И.)

По очереди ребята смотрятся в «волшебное зеркальце» (нарисованная рамка) и спрашивают:

«Свет мой зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи,

Чем я ребятам интересен,

Чем же классу я полезен?»

Ребята говорят стоящему, чем он им интересен. Учитель тоже включается

в игру, добавляя, где необходимо, свои суждения. Важно, чтобы

каждый прошел перед зеркалом и услышал о себе хорошее. Как интересно

в классе, где каждый имеет свою изюминку!

«Я – разный» (Мазепина Т.Б.)

Учитель предлагает каждому разделить лист бумаги на три части и нарисовать себя в трех рисунках: какой он был раньше, какой он сейчас и каким бы он хотел стать (какой он будет). По окончании необходимо обсудить рисунки: в чем их разница, что необходимо, чтобы стать таким, каким хочется, что для этого нужно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Руководство сюжетно-ролевыми играми"

Консультация для воспитателей по сюжетно-ролевой игре...

Сюжетно – ролевая игра по формированию произносительных навыков в 1 классе. «В гости к бабушке и к дедушке.» провела Давыдова Т.Н.

Тема: В гости  к бабушке и к дедушке.Цели: 1)формирование короткой фразы, закрепление произносительных навыков в процессе игровой деятельности;2) развитие памяти  и  мышления, обо...

Сюжетно - ролевая игра «Путешествие в сказки «Физкульт-УРА».

Конспект урокаАттестуемый педагог:Плакунова Светлана НиколаевнаПредмет:физическая культура         Класс: 3   Раздел программы:легкая атлет...

использование дидактической и сюжетно-ролевой игры в процессе обучения на уроках математики и природоведения

как научить играя и не заиграться при обучении? несколько советов в использовании дидактической и сюжетно-ролевой игры на уроках математики и природоведения...

Сценарий сюжетно-ролевой игры по ПДД "Упрямый лягушонок" для детей старшего-дошкольного и младшего школьного возраста по одноименному произведению С.Михалкова.

Данная разработка предназначена для детей старшего дошколного и младшего школьного возраста и направлена на изучение детьми правил дорожного движения.Сценарий написан с учётом возрастных и психологиче...

Консультация для родителей"Как играть с ребенком в сюжетно-ролевые игры"

Консультация для родителей "Как играть с ребенком в сюжетно-ролевые игры"...