Внеурочная деятельность
рабочая программа на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука общения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Борская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО на педагогическом совете протокол №____ от___________ | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «Борская СОШ» ____________/Н.Л.Егорова / Приказ №_____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Азбука общения
(класс-комплект)
Учитель начальных классов
Соболева Елена Анатольевна
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность темы: Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.
Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся не только в стенах школы, но и за её пределами.
Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Он определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).
Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, вежливость, дружелюбие, учтивость, уважительное отношение к людям.
Современное общество предъявляет новые требования к личности учащегося и к его поведению, в частности, в рамках формирования адекватного коммуникативного поведения.
Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённой ситуации нормам и является эффективным
Начальные классы школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Перед каждым учеником стоит задача адаптации к непривычным условиям обучения.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности.
Большие изменения происходят и в отношениях детей друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этой основе у них начинает определяться направленность личности, происходит довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только учителями, но и товарищами, появляются новые нравственные чувства и потребности.
В связи с этим у детей младшего школьного возраста появляется общественная направленность личности, заинтересованность делами других детей, делами класса.
Младший школьный возраст – уникальный, самоценный этап развития ребенка. «Особость» этого этапа в том, что здесь в полной мере завершается построение психической и социальной индивидуальности ребенка, определяется его место среди окружающих людей.
Участвуя в коллективном взаимодействии, ребенок приобретает опыт выбора более верного, подходящего вхождения в жизнь общества. В коллективе происходит взаимопсихокоррекция, а это мощное средство для успешной адаптации детей к школе, преодоления трудностей адаптационного периода и компенсации негативных влияний микросреды на младших школьников. Дети, объединенные в деятельный коллектив, развиваются гораздо быстрее, приобретают самостоятельность, приобщаются к культуре поведения, познают и признают законы общества, становятся личностью со своим мнением и чувством уважения мнения других, приобретают навыки управления собой.
Данный цикл занятий призван оказать первоклассникам помощь в период адаптации: снизить у них тревожность, а также научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны.
Приобретенный в тренингах опыт станет для участников профилактикой трудностей адаптационного периода.
Безусловно, чувство коллективизма и чувство принадлежности к группе или какой-либо социальной общности будет в дальнейшем способствовать развитию высоких личностных и гражданских качеств учащихся.
Цель: Формирование у младших школьников адекватного коммуникативного поведения.
Задачи:
1. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.
2. Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на метод сопереживания.
3. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
4. Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
5. Освоение детьми речевыми средствами общения.
6. Коррекция нежелательных черт характера и поведения.
Методы работы: На занятиях используются: сказкотерапия, изодеятельность, ролевые и подвижные игры, беседы, развивающие упражнения или игры, психогимнастика, моделирование и анализ ситуаций.
Эти занятия позволяют проявить и сформировать лучшие человеческие качество: взаимопомощь, открытость новому опыту, коммуникабельность, способность принимать конструктивные решения, неконфликтность. Они помогут понять детям, что нравственное отношение к жизни является основой развития человеческого общества и счастливой жизни человека.
Оборудование и материалы: карандаши, фломастеры, ножницы, скотч, клей, степлер, ватманы, альбомы для рисования, цветная бумага, магнитофон, диски с фоновой музыкой; иллюстрации.
Основные ценностные ориентиры содержания курса:
• формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
— принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;
— ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
— формирования чувства прекрасного и эстетических чувств.
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
— формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
— развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
— формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
— формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей
Планируемые результаты:
Система занятий курса будет способствовать развитию личностных качеств учащихся:
- этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Курс внеурочной деятельности «Азбука общения» включается в основной учебный план в раздел внеурочной деятельности и выполняет функцию дополнительного образования. Курс направлен на развитие коммуникативных навыков учащихся; приобщение к нравственным ценностям народа как первооснове человека (добро, любовь, истина, красота).
Общая характеристика курса:
Программа представляет собой 34 занятия. Занятия проводятся в течение всего года один раз в неделю. Организация группового процесса проходит в виде игры, занятия объединены общим сюжетным содержанием. Это позволяет заинтересовать детей, снизить уровень тревоги, что помогает первоклассникам легче адаптироваться в школе, создает безопасное пространство для общения, ситуацию успеха, условия для самовыражения. Музыкальный фон способствует созданию эмоционального настроя, облегчает самораскрытие участников, помогает сосредоточиться и внести элемент оптимизма. Опыт, получаемый в группе, анализируется и осмысляется.
Структура занятий:
Каждое занятие состоит из трех частей: разминка, основная и заключительная.
I. Разминка
Цели:
- Создание положительного настроя в группе.
- Сохранение во время занятий доброжелательного отношения детей друг к другу.
- Тактильное соприкосновение друг с другом.
- Развитие положительной самооценки.
Основные процедуры разминки – это приветствия и упражнения на контакт.
II. Основная часть
Основная часть выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Она включает в основном игры, сказки направленные на развитие эмоционально-личностной сферы ребенка.
III. Заключение
Цели: создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Основное содержание курса:
Программа включает в себя следующие разделы:
- Мир познания.
- Тайна моего «Я» (формирование собственного «Я»).
- Как мы видим друг друга (формирование навыков общения со сверстниками).
- Фантазия характеров (в игре рождается истина, в отношениях формируется характер).
- Умение владеть собой (желаемое и возможное).
- Культура общения (этикет)
Система занятий будет способствовать формированию универсальных учебных действий:
1.Личностных:
- личностное и жизненное самоопределение; осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я».
- Развитие Я-концепции и самооценки личности: формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
- нравственно-этическая ориентация (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
- знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
- выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;
-формирование моральной самооценки;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
- формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;
2. Регулятивных:
- Контроль и оценка своих действий, умение вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок.
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
3. Коммуникативных:
- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
-Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
-управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
Тематическое планирование
№ | тема | Содержание деятельности | ||
1. | Ориентировочное. Времена года (общение с природой) | 1.Умение различать изменения природы в разные времена года. 2.Умение говорить о своих переживаниях, эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием красоты природы. 3.Умение видеть и отличать плохое и хорошее. | ||
2. | У природы нет плохой погоды (общение с внешним миром) | 1.Умение понимать и оценивать природные явлени, их влияние на эмоц. состояние человека. 2.Умение передавать своё эмоц. состояние в мимике в жестах. 3.Умение находить радостное и хорошее в любом состоянии природы. | ||
3. | Мои умные помощники (глаза, уши, руки, нос) | 1.Умение понимать роль органов чувств. 2.Умение понимать эмоциональное состояние собеседника по мимике, жестам 3.Соблюдение правильной осанки при общении. | ||
4. | Язык жестов и движений | 1.Умение различать различные эмоциональные состояния собеседника по мимике, жестам. 2.Изучение различных выразительных движений. | ||
5. | Язык чувств (наши эмоции) |
| ||
6. | Кто такой «Я» (мой автопортрет) |
| ||
7. | Я сам (ощущение собственной значимости) |
| ||
8. | Я хочу (мои чувства и желания) |
| ||
9. | Наша дружная семья (взаимоотношения с родными) |
| ||
10. | Мой класс – наш класс! Правила поведения группы |
| ||
11. | Права и обязанности каждого человека |
| ||
12. | Я и другой : мы разные. (умение общаться) |
| ||
13. | Мой дракон и Дракоша.. (у каждого есть положительные и отрицательные качества) |
| ||
14. | Умение видеть хорошее. Умение сотрудничать |
| ||
15. | Дружба (давай никогда не ссориться) |
| ||
16. | Игра «Путешествие на остров «Дружба» |
| ||
17. | От улыбки станет всем светлей. |
| ||
18. | Что такое хорошо и что такое плохо (поступки) |
| ||
19. | Давай попробуем не ссориться (выход из трудной ситуации) |
| ||
20. | Пойми меня. Навыки взаимодействия | 1.Формировать у учащихся умение понимать друг друга. 2.Развитие навыков группового общения 3.Закрепление мотивов сотрудничества. | ||
21. | Я в глазах одноклассников. Конфликты. Как избежать конфликтной ситуации.. | 1.Развитие навыков конструктивного взаимодействия. 2.Развитие навыков рефлексии. 3.Поддержание благоприятного фона. | ||
22. | Дурные привычки |
| ||
23. | Как поступить (Умей контролировать свои поступки) |
| ||
24. | Гнев. С какими чувствами он дружит? Может ли гнев принести пользу? |
| ||
25. | Секрет волшебных слов. |
| ||
26. | Когда без извинения не обойтись. |
| ||
27. | Давай поговорим. (Умение слушать собеседника) |
| ||
28. | Ситуация просьбы и как отказать, чтобы не обидеть. |
| ||
29. | Телефон. |
| ||
30. | Маленькие рыцари и дамы. (формирование мужественности и женственности) |
| ||
31. | Дружба мальчиков и девочек (общение полов) |
| ||
32. | Игра «Новоселье» | 1.Предоставление детям опыта межличностного взаимодействия в ситуации игры; | ||
33. | Игра «Вместе весело шагать…» |
| ||
34 | Итоговое занятие |
|
Литература:
1.Котова Е.В. «В мире друзей. Москва - 2007.
2.Киладзе Н.В., Катаева Е.И. Воспитание детского коллектива. Волгоград – 2008
3.Лопатина А.А., Скребцова М.В. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах. Москва - 2005
4.Меттус Е.В. Комплексное сопровождение развития учащихся. Волгоград – 2007
5.Рудякова О.Н. «Психологическая поддержка младших школьников. Волгоград – 2008
6.Савченко М.Ю., Л.А.Обухова Формирование коллектива класса. М.-2006
Сайт: www.uchkopilka.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175230-1357829765.jpg)
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-394823-1392123469.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-559515-1420508928.jpg)
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/18/picture-102860-1355776842.jpg)
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....