Хлеб-всему голова
классный час (1 класс) на тему

Никифорова Людмила Аркадьевна

Внеклассное занятие по воспитанию у детей уважения к хлебу и людям, растившим его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb-_vsemu_golova.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Тема занятия: ХЛЕБ-ВСЕМУ ГОЛОВА

Цель урока: расширить имеющиеся у детей знания о значении хлеба в нашей жизни,

помочь учащимся понять, каким трудом достаётся хлеб людям, воспитывать у детей уважение к хлебу и людям, растившим его.

                                                            Ход урока:

                        1. Беседа учителя.

        Каждый день, каждый из нас не меньше трёх раз в день, берёт в руки хлеб, с удовольствием ест его. Мы привыкли к хлебу, как к воздуху, порой не замечаем его, не думаем о нём. Сколько хлеба можно съесть? Сколько захочется. И мы даже не понимаем, как может быть иначе.

         Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, их смачивали водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер

            Человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жары и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил печь хлеб.

          Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшок специальной формы – «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».

Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай встречать почётных гостей хлебом-солью.

          А в музее революции в Москве, под стеклом лежит кусочек хлеба в 50 граммов. Это была норма рабочего в 1919 году, когда столько нужно было сил рабочему, крестьянину, чтобы защищать страну от врагов, чтобы строить железные дороги, заводы, жилища, школы, пахать землю, растить сады. Хлеба не было, и сил было мало.

       Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб-голодным». Хлеб давали по карточкам. Нормы были маленькие, хлеб- некачественный. Рабочие получали по 250 г. хлеба в день и ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека.  Служащие, дети получали по 125г. Хлеб всегда был важнейшим продуктом в жизни каждого человека.

Читает ученик

Военный хлеб

Я помню хлеб,военный,горький,

Он весь почти из лебеды.

В нём в каждой крошке,

В каждой корке

Был горький вкус людской беды.

На той беде замешан круто

Нелёгкий хлеб нелёгких дней,

Но как сладка была минута,

Когда кусок в моей руке

Посыпан был щепоткой соли,

Приправлен маминой слезой.

Я есть хотел, а мама с болью

Взгляд отводила стороной.

Как горе было гостем частым

(Им были детства дни полны),

Особо помню я, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

А.Морозов

            С чего же начинается хлеб? С маленького зёрнышка, которое превращается в буханки белого и ржаного хлеба. Какой же труд вложен в это малюсенькое зёрнышко?

Не сразу стали зёрна        Хлеб не падает нам с неба,

Хлебом на столе,        Появляется не вдруг.

Люди долго и упорно                          Чтобы вырос колос хлеба

Потрудились на земле        Нужен труд десятков рук.

         Когда за столом вы, ребята, сидите

                                   То помните, кто для вас хлеб создаёт,

                                   Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,

                                   Шахтёр, машинист, металлург…Народ!

                     2. Пословицы и поговорки о хлебе.

  • Гречневая каша – матушка наша,

А хлебец ржаной – отец наш родной.

  • Матушка рожь кормит всех дураков сплошь,

А пшеница – по выбору.

  • Хоть по-старому, хоть по- новому,

А без хлеба не прожить!

  • Не будет хлеба, не будет и обеда.

                      3.Чтение произведений.

В. Сухомлинский «Хлеб - это труд»

       Девятилетний Коля взял кусок хлеба, пошёл в сад и стал бросать хлеб на грушу. Ему хотелось сбить с дерева созревшие плоды.

Подошёл учитель, спрашивает:

- Что ты делаешь, Коля?

   Мальчик наклонил голову, ему стало стыдно. Он знал, что делает нехорошо, но надеялся, что никто не увидит, как он бросает хлеб.

- Подними хлеб, - велел Учитель. Коля поднял. Хлеб был на земле.

-У тебя есть чистый платочек?

    Чистого платочка у мальчика не оказалось. Учитель вынул свой платочек и велел Коле:

-Заверни хлеб в платочек.

Коля завернул хлеб в платочек.

- Неси этот хлеб домой… Положи в шкаф…туда, где лежат самые ценные вещи: документы отца о наградах, твоя метрика, родительское свидетельство о браке. В каждой семье есть заветное место, где хранятся эти вещи. Вот там пусть мама положит этот свёрток. Я поговорю с мамой. Пусть лежит этот хлеб до того времени, пока вырастишь и у тебя родятся дети. Завещай детям и внукам своим, что хлеб-это труд, честь, жизнь человеческая, и издеваться над ним большое зло.

- Благодарю вас за науку, - тихо сказал мальчик.

      Тот кусок хлеба Коля хранил много лет. Когда его два сына стали понимать, что такое труд и честь, он показал им окаменевший хлеб, вспомнил о том, что произошло много лет назад, и сказал в заключение:

-   Если ты в детстве совершил маленькую ошибку и запомнил её на всю жизнь, тебе не придётся раскаиваться в больших ошибках, когда станешь взрослым, и горевать: почему меня мама с папой не учили? Почему не требовали от меня? Мать с отцом учат и требуют, и учитель в школе требует, но вы должны сами с себя строго спрашивать – без этого невозможна честная, справедливая жизнь. Подвести маленького человека к тому, чтобы он строго спросил с себя, вообще, чтобы он умел быть строгим с собой – одна из самых тонких мелодий в том оркестре, который мы называем этическим воспитанием. Человека надо учить и учить, что он живёт не в пустыне, а среди людей.

                                                4. Итог урока.

И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рождённое народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хлеб всему голова

Дается повторение  сведений о слове, о родственных словах, закрепляется  умение  выделять окончания слов....

Классный час Тема: Хлеб - всему голова.

Тема: Хлеб - всему голова....

Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.

Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".

Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....

Классный час Хлеб-всему голова

Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....