Урок по теме «Основной закон страны»
методическая разработка (2 класс) по теме

Шевчук Наталья Владимировна

Цели и задачи занятия:

1. Познакомить детей с Конституцией Российской Федерации  - Основным  законом страны;

2. Способствовать осмыслению  конституционных принципов

3. Способствовать пониманию прав человека, формированию уважения к правам других людей.

4. Воспитывать терпимость, взаимопонимание и равенство, уважение к правовым документам, развивать чувство человеческого достоинства;

5.  Работать над понятиями «права человека», «права ребенка», «государство», «закон».

 

Оборудование: плакаты; книга Конституции; аудио запись песни «Я, ты, он, она – вместе дружная семья.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

   Урок  по теме «Основной закон страны»

Цели и задачи занятия:

1. Познакомить детей с Конституцией Российской Федерации  - Основным  законом страны;

2. Способствовать осмыслению  конституционных принципов

3. Способствовать пониманию прав человека, формированию уважения к правам других людей.

4. Воспитывать терпимость, взаимопонимание и равенство, уважение к правовым документам, развивать чувство человеческого достоинства;

5.  Работать над понятиями «права человека», «права ребенка», «государство», «закон».

Оборудование: плакаты; книга Конституции; аудио запись песни «Я, ты, он, она – вместе дружная семья.»

Ход урока:

  1. Широка страна моя родная.

Много в ней лесов, полей и рек

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

От Москвы до самых до окраин,

С южных гор до северных морей

Человек проходит как хозяин

Необъятной Родины своей.

- Эти замечательные строки о нашей стране написал поэт М. Исаковский.

2. - Как называется страна, в которой мы с вами живем? (Дети отвечают)

- Сейчас я прошу вас, в том числе и себя, ответить на вопрос: “Что вы можете сказать о стране, в которой мы с вами живем?” ( Начинает учитель, по кругу продолжают дети)

- «В некотором царстве, в некотором государстве жил был король». Вы, ребята, наверно знаете, что многие сказки начинаются так. В давние времена почти всеми странами правили царь или король, власть их передавалась по наследству. И были они либо добрыми, либо жестокими и неумными, но всё в государстве делалось так, как они приказывали. Пришло время,  и народы многих стран решили отказаться от такой формы правления, свергли монархию и стали выбирать правителей сами. Выбранные правители обязаны были управлять делами государства, исполняя конституцию страны. Конституция – слово латинское и означает «устройство», «установление». Оно определяет принципы устройства государства, какие обязанности несут рядовые граждане и какие права должно им обеспечить государство.

- Вот в такой замечательной стране мы живем. Но каждое государство живет по своим законам. И наше государство, тоже живет по своим законам. (На доске написано слово «закон» и дается его значение).  - Что такое закон? (Ученик читает запись на доске).

- Все законы записаны вот в этой книге (показывает ее), которая называется Конституцией Российской Федерации. Это правила, которые устанавливает государство.

- Для чегоже они издаются? (для спокойной и благополучной жизни в стране) - В этой конституции записаны наши с вами права и обязанности.

3.  - Как вы понимаете слова «право, обязанность»? Узнайте, о каких правах идёт речь в стихах:

А)   Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Вычитать и умножать, малышей не обижать

Учат в школе, учат в школе, учат в школе (право на образование)

Б)   На прививку первый класс, 1 класс. - Вы слыхали? Это нас!

 – Я уколов не боюсь: если надо – уколюсь!  (право на медиц. обслуживание)

В)   Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел,

Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал.

Дело было вечером, делать было нечего. (право на отдых)

Г)    Мама – летчик?  Что ж такого!  Вот у Коли, например,  мама – милиционер.

А у Толи и у Веры  обе мамы – инженеры.

А у Левы мама – повар.  Мама – летчик?  Что ж такого!  (право на труд)

4. - А какие обязанности есть у людей в нашей стране? (из книги)

    - Как вы поняли, что это за книга такая «Конституция»? Это основной закон нашего государства, по которому  мы живём,  который закрепляет права и свободы гражданина, столицу государства и государственную символику. По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь (всего 58 прав). Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство.                                                                                        

 -      Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент. У Конституции даже есть свой праздник! Мы будем отмечать его 12 декабря!  (20 лет назад была утверждена Конституция, по которой мы сейчас живём).  С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны, за это время в нее не внесена ни одна поправка.

- Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное  значение. Символы вызывают у нас определённые представления. (плакаты)

- Какие символы в нашей стране вы знаете? (флаг, гимн, герб) Каждый государственный символ имеет свою историю.

5. - А сейчас я прошу вас ответить на следующий вопрос: “Чтобы вы хотели пожелать людям, которые составляют законы, принимают их? (Ответы детей).

- А чтобы вы хотели пожелать народу, живущему в нашей стране? (Ответы ребят).

6. Учитель:  - Мои пожелания к вам, ребята. Вы – будущее нашей страны, никогда не останавливайтесь перед трудностями, любите страну, в которой вы живете. Любите так, как любили её ваши предки, защищая её от врага, как любят её ваши дедушки и бабушки, папы и мамы. Гордитесь тем, что вы – россияне, пользуйтесь правами, которые даёт наша Конституция. Девизом вашей жизни пусть будут слова известной песни (Дети образуют большой круг. Слова песни имитируют движениями).

Я, ты, он, она – вместе дружная семья.

В слове «мы» сто тысяч “Я”.

Я, ты, он, она – вместе целая страна.

В слове “Мы” – сто тысяч “Я”.

7. Итог: Конкурс  рисунков «Моя ладошка» - обвести и повесить ладошку на доску в виде солнышка = получился наш класс!

Конституция состоит из 2 разделов, которые делятся на главы, главы подразделяются на статьи, они рассматривают права и свободы граждан. По Конституции прав у гражданина – 58, обязанностей – 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект первого урока в первом классе по теме "Основной закон страны"

Конспект проведения первого урока в первом классе по теме "Основной закон страны" в виде путешествия по стране Знаний....

Презентация первого урока в первом классе по теме"Основной закон страны "

Презентация  первого урока в первом классе по теме"Основной закон страны ". Занятие представлено в виде путешествия по стране Знаний. Презентация разбита на 3 части. Часть 1, начало урока....

Презентация первого урока в первом классе по теме"Основной закон страны ".

Презентация  первого урока в первом классе по теме"Основной закон страны ". Занятие представлено в виде путешествия по стране Знаний. Презентация разбита на 4 части. Часть 2, продолжение урока, с...

Презентация первого урока в первом классе по теме"Основной закон страны ".

Презентация  первого урока в первом классе по теме"Основной закон страны ". Занятие представлено в виде путешествия по стране Знаний. Презентация разбита на 3 части. Часть 3, продолжение урока .С...

Урок по предмету окружающий мир в 4-ом классе по программе «Перспективная начальная школа»Тема: «Основной закон страны – Конституция России»

Урок по предмету "Окружающий мир" Тема ; "Основной закон страны - Конституция России"На этом уроке дети получат первоначальные представления о своих правах и обязанностях. Узнают о...

Окружающий мир. 4 класс. Презентация по теме "Конституция - основной закон страны".

Цель: формировать у учащихся представления о том, что значит быть гражданином, о главе государства, об основном Законе нашего государства.Содержание:1) Предназначение и содержание основного закона.2) ...

Внеклассное мероприятие на тему "Основной закон страны"

В данном материале Вы найдете всюнеобходимуюинформациюдля проведения Внеклассногомероприятия ко Дню Констититуции "Основой закон страны"...