Программа по внеурочной занятости "Музей в твоем классе"
рабочая программа на тему

Ольга Александровна Ветёлкина Гребнева

Рабочая программа кружка «Образ и мысль»   разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концептуальных положений развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа»,   «Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности: 1-4 кл.: в 2 ч. /

Сост. Р.Г. Чуракова.- М. : Академкнига/Учебник, 2011. – Ч. 2 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21»

г. Балаково Саратовской области

Рассмотрено                                          Согласованно

на заседании МО                                 Зам директора по УВР

Протокол № 1                                      _________/Старовойтова Н.В./

от    .08.2013

   Утверждено

Директор   МБОУ   СОШ   № 21

__________________/С.Г. Захарова

Приказ от 31.08.2013г. №151

Рабочая программа

Кружок    « Образ и мысль»

Класс  1А

Учитель Ветёлкина Ольга Александровна

Срок реализации программы  2013-2014 учебный год

Количество часов по учебному плану

всего 33 часа в год; в неделю 1 час

Рабочую программу составила    _____________   Ветёлкина Ольга Александровна

Пояснительная записка

 Рабочая программа кружка «Образ и мысль»   разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концептуальных положений развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа»,   «Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности: 1-4 кл.: в 2 ч. /

Сост. Р.Г. Чуракова.- М. : Академкнига/Учебник, 2011. – Ч. 2

Кружок «Образ и мысль» введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках художественно-эстетического  направления.

            На  изучение  отведено  33 часа в год (1 час в неделю). Темы  занятий сформулированы согласно  авторским методическим рекомендациям.

        Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Основное пособие:

Чуракова Н.А., Малаховская О.В. «Музей в твоем классе» (для 1-6 классов). —"М. : Академкнига/Учебник.

Список репродукций

  1. Хруцкий И.В. Цветы и фрукты. 1855.
  2. Серебрякова З.Е. За обедом. 1914.
  3. Серебрякова З.Е. На кухне. Портрет Кати. 1924.
  4. Поленов В.Д. Московский дворик. 1878.
  5. Левитан И. И. Свежий ветер. Волга. 1895.
  6. Кустодиев Б. М. Морозный день. 1913.
  7. Кустодиев Б.М. Масленица. 1916.
  8. Федотов П.А. Сватовство майора. 1848.
  9. Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833.
  10. Горюшкин-Сорокопудов И.С. Базарный день в старом городе. 1910.
  11. Горюшкин-Сорокопудов И.С. Сцена из 17-го столетия. Московская слобода. 1934.
  12. Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери). 1893.
  13. Маковский В.Е. Две матери.  Мать приемная и родная.1905-1906.
  14. Нестеров М.В. Три старца. 1915.
  15. Коровин К.А. За чайным столом. 1888.
  16. Коровин К.А. Алупка. 1912.
  17. Репин И.Е. Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1901.

 Виды   внеурочной   деятельности:    игровая,    познавательная, проблемно-ценностное общение.

Цели внеурочной деятельности:

- познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом,  пейзажем,   портретом,   бытовой  и исторической картинами;

- дать начальное представление о логике развития живописного языка: от классической выстроенности академических композиций через реалистическую повествовательность;

- сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника, с этой целью в пособии неоднократно

 используется прием сравнительного анализа двух картин одного и того же автора.

В ходе освоения курса «Образ и мысль» осуществляется формирование таких интеллектуальных умений обучающихся,  как умение ориентироваться в жанре картины (натюрморт, пейзаж, историческая картина, бытовая картина, портрет); в определении темы картины и настроения автора, которым он хотел поделиться со зрителями; в особенностях композиционного решения художником поставленной задачи.

Обучающиеся осваивают лексику, необходимую для выражения чувств, обучаются устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения. («Если у свеклы зелень увяла, значит...», «Если рядом со снегом изображена лужа, значит...», «Если дым из труб идет вертикально вверх, значит...», «Если старик-отец отвернулся от дочери и смотрит в сторону, значит...» и т. д.)

В ходе усвоения содержания курса формируются умения, связанные с активным участием в диалоге при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.

Конечный результат: подготовка экскурсоводов по репродукциям картин «Музей в твоем классе»; подготовка проектов по направлениям: «Моя коллекция», «Каталог репродукций»  «Каталог моей коллекции репродукций».

Примечание. «Моя коллекция» может содержать репродукции картин одного художника или разных художников одного жанра, или разных художников на одну тему. Например: «Пейзаж в творчестве художника...», «Портреты художника...», «Исторические события в России глазами художников-современников», «Портреты русских писателей», «Милая сердцу природа России», «Художники нашего края, области».

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Общая методика анализа живописного произведения, с помощью которой можно реализовать поставленные цели,  предполагает переход от начального, целостного впечатления через наблюдение и рассматривание деталей — снова к целостному впечатлению, которое уже обогащено знанием подробностей.

Большое значение для достижения заявленных целей имеет использование инструментов при работе с репродукцией живописного произведения. В данном пособии используются разные инструменты: большая прямоугольная рамка для выделения содержательно-значимых фрагментов и удержания внимания; малая круглая рамка для поиска и выделения отдельных деталей; полоска картона, с помощью которой можно закрыть часть картины, укрупнив значение оставшейся части; лупа для рассматривания мелких деталей, особенностей красочного слоя и характера мазка.

Порядок следования репродукций в пособии подчиняется логике музейной педагогики: от более простого к более сложному через накопление опыта зрительского восприятия к возможности использовать этот опыт в дальнейшем. Эта логика учитывает прежде всего жанровую принадлежность картин и требует следующую последовательность знакомства с жанрами: от натюрморта и детского портрета — через пейзаж и исторический пейзаж — к исторической картине, бытовой картине и портрету (то есть от предметного мира и всего того, что понятно ребенку, — к миру социальных отношений и всему тому, что составляет мир взрослых).

Методический аппарат пособия «Музей в твоем классе» включает выделенные фрагменты и детали, которые вынесены на поля каждой репродукции. Педагогический смысл этого приема варьируется в зависимости от возраста и от конкретной задачи. Так, обучающимся  1-х и 2-х классов выделенные детали помогают внимательно рассматривать картину и находить места выделенных фрагментов с помощью инструментов, удерживать внимание на конкретной задаче. Школьникам, занимающимся ИЗО, вынесенные на поля увеличенные детали помогают рассмотреть и проанализировать особенности живописной манеры художника: выяснить форму и фактуру мазка, которым художник пользуется, изображая разные поверхности и предметы (высокое качество репродуцирования позволяет это сделать).

Для обучающихся всех возрастных групп на полях репродукций помещается дополнительный изобразительный материал. Это фрагменты других картин того автора, чья картина помещена на основной репродукции, или фрагменты картин других художников, необходимые для сравнительного анализа.

При рассмотрении исторических сюжетов на полях репродукции помещаются фотографии предметов и реалий, которые могут воссоздать необходимый историко-культурный контекст.

Внеурочная деятельность с использованием этого пособия может быть построена как в рамках одного класса, так и с участием обучающихся разных классов.

Занятия могут проводить: учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы, преподаватель изобразительного искусства. Любой учитель может использовать задания и вопросы из двух предметных областей.

Если занятия проводятся для детей одного класса, то учитель, как правило, использует вопросы и задания, адресованные возрастной группе, соответствующей обучающимся в его классе. Но, поскольку уровень подготовки школьников очень разный, то учитель может использовать вопросы и задания или более старшей, или младшей возрастной категории.

Если занятия проводятся с обучающимися разных классов, то учитель использует вопросы и задания разной степени сложности, адресованные разным возрастным категориям обучающихся, исходя из состава присутствующих на занятии детей.

Дифференцированность вопросов и заданий подразумевает, что учебное пособие рассчитано на детей разного возраста, разных типов восприятия и разного уровня подготовленности, в том числе и на детей с трудностями в обучении. Для детей, у которых есть речевые трудности (не хватает лексического запаса, трудно вербализовать свои наблюдения) или есть задержка в развитии (трудно сосредоточивается, недолго удерживает внимание), большим подспорьем является использование инструментов (рамок, которые можно передвигать по репродукции, лупы и т. д.). Ребенок, которому по той или иной причине еще трудно сказать или рассказать, имеет возможность показать то, что он обнаружил, на репродукции, и почувствовать, что он тоже справился с заданием.

На обороте обложки даны черно-белые изображения репродукций 17 картин, представленных в пособии. Это дает представление о размерах подлинных полотен, для чего рядом с репродукциями представлены силуэты детей трех возрастных групп: 1—2 классы, 3—4 классы, 5—6 классы. Последовательность размещения репродукций на этом листе подчиняется законам музейной экспозиции и соответствует логике исторического развития искусства за 100-летний период - с первой трети 19-го века по первую треть 20-го века.

К концу обучения по курсу «Образ и мысль» ученики достигнут необходимого уровня своего развития.

Обучающиеся научатся:

  • находить на картине указанные детали, а затем самостоятельно открывать (усматривать) подробности, характеризующие
    предмет изображения,
  • выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность, устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения, объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира.

Список литературы

  1. Байрамова Л. Нестеров. Серия: Мир шедевров. 100 мировых имен в искусстве. — М.: Классика, 2001.
  2. Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. -СПб: Искусство - СПБ, 2005.
  3. Докучаева В. Борис Кустодиев. Жизнь в творчестве. — М.: Изобразительное искусство, 1991.
  4. Журавлева Е.В. Владимир Егорович Маковский. — М.: Искусство, 1972.
  5. Забытые имена. Русская живопись 19-го века / Энциклопедия; авт.-сост. А.А. Шестимиров. - М.: Белый город, 2004.
  6. Круглов В.Ф. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — СПб: Золотой век. Художник России, 2004.
  1. Кузнецов С.О. Живописец Иван Хрупкий. Проблемы изобразительного искусства 19-го столетия. — Ленинград, 1990.
  2. Мальцева Ф.С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. - М.: Искусство, 2002.
  3. Ненарокомова И. Константин Коровин. — М.: Слово, 1997.
  1. Павел и Сергей Третьяковы. Жизнь. Коллекция. Музей. К 150-летию Третьяковской галереи. - М.: Махаон, 2006.
  2. Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников. — М.: Искусство, 1971.
  3. Чуракова Н.А. Понимание классических и неклассических языков искусства как основание эстетического мировосприятия
    младших школьников / Проблемы и перспективы реализации личностно-ориентированной   модели   образования   средствами
    УМК «Перспективная начальная школа» // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, Омск, 8—10 апреля 2008 г.

Календарно-тематическое планирование

1 класс

№ п/п

тема

содержание материала

кол-во часов

дата

1

Введение. И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт

Называние изображенных на картине плодов и цветов, составляющих букет. Расширение лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. Величина цветов и плодов, составляющих композицию.  

1

06.09

2

И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт

Нахождение выделенных деталей, предметов. Определение целого и части. Рассматривание кружков с деталями картины под репродукцией.

1

13.09

3-4

Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)»

Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой.  

2

20.09

27.09

5

Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати»

Развитие наблюдательности и внимания. Что главное в полотне: изображение человека или предметов?  

1

04.10

6

Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати»

Композиционное расположение предметов: ближе к зрителю и дальше, в глубине картины. Определение местонахождения на картине фрагментов, выделенных на полях репродукции.

1

11.10

7-8

В. Поленов «Московский дворик»

Обследование двора с целью внимательного наблюдения за людьми, животными и растениями (дети, мама; лошадка, курочки; цветы, травы).  

Поиск объектов, предложенных для анализа.

2

 

18.10

25.10

9

И. Левитан «Свежий ветер. Волга»

Речные суда на картине. (Слева: вёсельная лодка, пароход, парусная лодка. Справа: баржи и буксир. Самоходные парусные баржи).

1

01.11

10

И. Левитан «Свежий ветер. Волга»

Название картины. Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины?

1

15.11

11

Б. Кустодиев Морозный день»

Темы и объекты, изображаемые художником. Мир природы и человека. Наблюдение за постройками (вид, забор). Приметы, подтверждающие, что день морозный. Люди на улице (много/ мало).

1

22.11

12

Б. Кустодиев Морозный день»

Цвет снега. Снег цветной или кажется цветным? В тени и на солнце. Рассматривание пяти фрагментов, расположенных на полях возле репродукции картины.

1

29.11

13

Б. Кустодиев «Масленица»

Празднование масленицы. Разгар гулянья. Развлечения на площади: народный театр, хоровод, катание на карусели.

1

06.12

14

Б. Кустодиев «Масленица»

Анализ фрагментов, расположенных на полях репродукции картины.

1

13.12

15-16

П. Федотов «Сватовство майора»

Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине. Обстановка комнаты и наряды жены и дочери купца.

2

20.12

27.12

17-18

К. Брюллов «Последний день Помпеи»

Знания художника об историческом событии и организации археологической работы. Свидетельства сильного землетрясения, грозы и молний на полотне.

2

10.01

17.01

19

И. Горюшкин-Сорокопудов «Базарный день в старом городе»

Сценка из старинной жизни. Одежд; людей,  подвоз товаров для  продажи Рассматривание товаров в Торговых рядах. Базарные дни в старину.

1

24.01

20

И. Горюшкин-Сорокопудов «Базарный день в старом городе»

Развитие умения видеть взаиморасположение деталей предметов: работа с фрагментами картины.

1

31.01

21-22

«Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия»

Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней; следы людей.

2

07.02

21.02

23-24

В. Маковский «Две сестры (Две дочери)»

Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности.

2

28.02

07.03

25-26

В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная»

Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации.

2

14.03

21.03

27-28

М.В. Нестеров «Три старца»

Одежда старцев, их обувь (лапти, обутые на онучи). Позы старцев: выводы об их близком знакомстве. Что делают старцы, как общаются. Взгляды персонажей. Кто более погружен в свои мысли? Кто видит лисицу?

2

04.04

11.04

29

К.А. Коровин «За чайным столом»

Рассматривание предметов на репродукции картины. Стол, посуда (чашки, чайные стаканы в подстаканниках, фарфоровый молочник, белое блюдо). Самовар, его состояние (блестящий, начищенный/тусклый)

1

18.04

30

К.А. Коровин «За чайным столом»

Рассматривание кружков с деталями картины под репродукцией. Нахождение этих деталей на репродукции картины с помощью круглой рамки. Нахождение деталей, которые являются частью предметов. Узнавание целого по части. Какие предметы, найденные по деталям, находятся ближе, какие — дальше от глаза зрителя.

1

25.04

31

К.А. Коровин «Алупка»

Алупка стала в начале 20-го века модным курортом. Юг это или север? Что на картине помогает об этом догадаться?

1

08.05

32

К.А. Коровин «Алупка»

Выделение на репродукции с помощью горизонтальной рамки фрагментов по заданным названиям. Рассматривание маленьких кружков под репродукцией. Нахождение этих деталей на репродукции картины с помощью круглой рамки.

1

16.05

33

И.Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова»

О личности П.М. Третьякова. Дар родному городу. 1856 год — год рождения художественного музея, который сейчас называется Государственной Третьяковской галереей. В 2006 году ГТГ исполнилось 150 лет.

Впечатление, которое производит портрет.

1

23.05

Примерное планирование занятий кружка

(клуба, факультатива) «Музей в твоем классе»

1–2 классы (17 занятий)

Введение. И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт Называние изображенных на картине плодов и цветов, составляющих букет. Расширение лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. Величина цветов и плодов, составляющих композицию. Мастерство авто-

ра в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определение целого и части.

Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)»

Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. «Знакомство» с конкретными детьми: имя, возраст; сравнение детей друг с другом.

Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати»

Развитие наблюдательности и внимания. Что главное в полотне: изображение человека или предметов? Отношение девочки к продуктам: жесты, характеристика движений.

В. Поленов «Московский дворик»

Обследование двора с целью внимательного наблюдения за людьми, животными и растениями (дети, мама; лошадка, курочки; цветы, травы). Поиск объектов, предложенных для анализа. Умение выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей.

И. Левитан «Свежий ветер. Волга»

Речные суда на картине. (Слева: весельная лодка, пароход, парусная лодка. Справа: баржи и буксир. Самоходные парусные баржи.) Название картины. Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины? Какими запахами может быть насыщен ветер?

Б. Кустодиев «Морозный день»

Темы и объекты, изображаемые художником. Мир природы и человека. Наблюдение за постройками (вид, забор). Приметы,подтверждающие, что день морозный. Люди на улице (много/ мало). Бег саней: детали одежды и другие изображения. Какие звуки могут быть слышны с улицы тем, кто смотрит на нее из окон?

Б. Кустодиев «Масленица»

Празднование масленицы. Разгар гулянья. Развлечения на площади: народный театр, хоровод, катание на карусели. Где слышатся музыка и пение? (Отыскивание музыканта.) Детские игры.

П. Федотов «Сватовство майора»

Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине. Обстановка комнаты и наряды жены и дочери купца. Названия тканей, расцветок и их качеств.

К. Брюллов «Последний день Помпеи»

Знания художника об историческом событии и организации археологической работы. Свидетельства сильного землетрясения, грозы и молний на полотне. Работа с большой рамкой над изображениями участников трагического события. Создание ощущения нависшей над городом страшной угрозы.

И. Горюшкин-Сорокопудов «Базарный день в старом городе»

Сценка из старинной жизни. Одежда людей, подвоз товаров для продажи. Рассматривание товаров в Торговых рядах. Базарные дни в старину. Торговые ряды. Стены и ворота городского кремля, древней крепости. Купола храма Кремля, древней крепости. Купола храма. Продавцы и покупатели. Звуки торговых рядов.

И. Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия»

Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней; следы людей. Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов. Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения.

В. Маковский «Две сестры (Две дочери)»

Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни.

В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная»

Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях героев картины.

М.В. Нестеров «Три старца»

Одежда старцев, их обувь (лапти, обутые на онучи). Позы старцев: выводы об их близком знакомстве. Что делают старцы, как общаются. Взгляды персонажей. Кто более погружен в свои мысли? Кто видит лисицу? Рассматривание кружков-фрагментов. Значение деталей. Сходство фрагментов. Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на репродукции картины.

К.А. Коровин «За чайным столом»

Рассматривание предметов на репродукции картины. Стол, посуда (чашки, чайные стаканы в подстаканниках, фарфоровый молочник, белое блюдо). Самовар, его состояние (блестящий, начищенный/тусклый). Помещение, время года, состояние погоды. Одежда людей. Общение. Возраст. Уютно ли людям? Рассматривание фрагментов по названиям.

К.А. Коровин «Алупка»

Алупка стала в начале 20-го века модным курортом. Юг это или север? Что на картине помогает об этом догадаться? Дворец и пейзаж, который его окружает. Изображение окон на кружке- фрагменте. Морской берег. Выделение фрагмента «Лодки на берегу». Рассматривание фрагмента в лупу. Позы людей.

И.Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова»

О личности П.М. Третьякова. Дар родному городу. 1856 год —год рождения художественного музея, который сейчас называется Государственной Третьяковской галереей (ГТГ). В 2006 году ГТГ исполнилось 150 лет. Впечатление, которое производит портрет. Рассматривание экспозиции в зале галереи, которую можно хорошо видеть за спиной П.М. Третьякова. Картинам в галерее тесно/просторно, соседствуют маленькие и большие картины. Нахождение трех пейзажей известного школьникам художника, чей пейзаж представлен в «Музее в твоем классе» и который был рассмотрен на занятии. В этой же экспозиции находится и полотно автора картин «За чайным столом» и «Алупка» (вспоминают фамилию художника).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Твоя Вселенная" 1 - 4 класс

Кружок "Твоя Вселенная" проводится в рамках внеурочной деятельности по ФГОС НОО. Программа  составлена    в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательно...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы - твои друзья".

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы - твои друзья" для 2 класса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Мы-твои друзья.2 класс (.А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова «Мы –твои друзья».)

laquo;Мы – твои друзья!»34 часа в год при 1 часе в неделю.  Рабочая программа внеурочной деятельности (социального направления) составлена на основе авторской программы внеурочной де...

Программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Мы - твои друзья".

Данная программа разработана по внеурочной деятельности для 3 класса "Мы - твои друзья"....