Лекция 4. Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника. Темперамент ребёнка. Тест "Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках?"
методическая разработка (1 класс) на тему

Садовникова Светлана Сергеевна

Данный материал содержит подробную информацию о возрастных и индивидуальных особенностях организма младшего школьника и советы родителям как помочь детям в той или иной ситуации сообразно их особенностям. Ещё присутствутет информация о видах детского темперамента, их особенностях и советы как работать с детьми, зная данную информацию. Также в конце предлагается тест-игра для родителей, чтобы развеять некоторые мифы о мальчиках и девочках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l._4_roditelskiy_lektoriy.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 4

Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.

Темперамент ребёнка.

Тест « Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках? »

Ребёнок отличается от взрослого не просто количественными показателями роста и веса, но и особенностями строения организма, его отдельных органов, которые существенно меняются в зависимости от различных периодов жизни человека.

Каковы же анатомо-физиологические и психические особенности ребёнка семи-одиннадцати лет?

Рассмотрим некоторые из них.

Костно-связочный аппарат ребёнка 7-11 лет отличается сравнительно большей, чем у взрослого, гибкостью и податливостью к различным воздействиям. В костях ребёнка имеется большое количество хрящевой ткани, процесс окостенения ещё не закончен. Только в возрасте 9-11 лет  у детей заканчивается окостенение костей запястья, пясти и фаланг пальцев рук.

В силу этих особенностей при неправильной посадке учащегося во время работы, при использовании мебели, не соответствующей его росту, при физической нагрузки, превышающей возможности ребёнка, у него может возникнуть искривление позвоночника.

Для правильного протекания процесса окостенения ткани ребёнку необходимо обеспечить полноценное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, привлекать его к посильному физическому труду.

Мышечная система развивается вместе с костной, совместно участвуют в движении. Движение в свою очередь влияет на все важнейшие физиологические процессы – кровообращение, обмен веществ, а также и на развитие психики ребёнка.

При организации физических упражнений ( спортивных занятий, физического труда ) следует считаться с возрастными возможностями ребёнка. Чрезмерно большое мышечное напряжение вредно отражается на жизнедеятельности всего организма, недостаточная работа отдельных мышечных групп ведёт к нарушению условий нормального физического развития.

Большую роль в обеспечении жизненных функций организма имеют органы дыхания. Глубокое дыхание обеспечивается при хорошо развитой мускулатуре грудной клетки. Поэтому гимнастика, физический труд -  необходимые условия для правильного развития ребёнка.

Особенности развития сердечно-сосудистой системы, её несовершенство, несоответствие в развитии сердца и сосудистой системы опять-таки требуют практиковать физический труд, подвижные игры на свежем воздухе. Большого внимания родителей заслуживает нервная система. Она регулирует жизнедеятельность всего организма. Высший отдел ЦНС – головной мозг.

Большие полушария головного мозга, и особенно кора больших полушарий являются основным аппаратом психической жизни человека, его сознания, мышления.

В коре головного мозга непрерывно происходит процесс возбуждения и торможения нервных клеток. Чем моложе ребёнок, тем больше у него выражено преобладание процессов возбуждения над процессами активного внутреннего торможения. Возбуждение и торможение у детей очень легко распространяются по коре больших полушарий. Этим объясняется меньшая устойчивость внимания у детей младшего школьного возраста.

У каждого человека, в том числе и у каждого ребёнка, имеются индивидуальные различия в протекании процессов возбуждения и торможения ( по силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов ). Вот почему мы говорим о необходимости индивидуального подхода к детям в учебной и воспитательной работе.

В процессе усвоения учебного материала у ребёнка обогащается и совершенствуется память. В этом возрасте у детей более развита наглядно-образная память, чем логическая, они лучше запоминают конкретный урок. Поэтому особое внимание надо уделять развитию логического мышления и памяти, способности критически относиться к своей работе. Для этого возраста очень впечатлительны и эмоциональны.

Мир чувств младшего школьника значительно богаче, чем у дошкольника. Он особенно восприимчив к красоте окружающих его предметов, природы, человеческих отношений. Осознаннее становятся такие понятия, как ответственность за свои дела и поступки, долг перед семьёй, классом, товарищем. Мышление ребёнка развивается вместе с речью, поэтому важно развивать речь, расширять запас слов, следить за чистотой и правильностью речи.

Мозг ребёнка быстро утомляется. Утомление наступает вследствие начинающего истощения – снижения работоспособности клеток коры головного мозга. Первый признак утомления организма – ощущение потребности в отдыхе, снижение работоспособности. Утомление снимается во время отдыха.

Темперамент вашего ребёнка.

Ребёнок любого возраста любит ласковое, доброе к нему отношение, он любит, когда взрослые считаются с ним, с его мнением, уважают его личность и достоинство.

Кроме возрастных особенностей, педагогическая наука рекомендует учитывать в воспитании и  индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Индивидуальные особенности ребёнка в первую очередь обуславливаются типом нервной системы. Выделяют 4 основных типа нервной системы: флегматик, сангвиник, холерик и меланхолик.

Флегматик:

Сильный, уравновешенный, малоподвижный тип. Ребёнок этим типом нервной системы характеризуется большой работоспособностью, но медлителен в работе, и в разговоре с другими людьми. Эмоционально возбудим слабо, но чувства глубокие, постоянные.

Воспитание ребёнка с данным типом нервной системы должно быть направлено на закрепление положительных черт его характера: настойчивости, добросовестности, выдержки. Если же родители будут постоянно попрекать ребёнка за медлительность, он может замкнуться, начать проявлять равнодушие, а иногда и грубость.

В работе с детьми этого типа нервной системы надо иметь терпение и выдержку. Поощрять детей не надо за проявление активности, быстроты в движениях.

Сангвиник:

Сильный, уравновешенный,  подвижный тип; характеризуется большой работоспособностью, быстрым включением в любую работу. Ребёнок с данным типом нервной системы подвижный, с выразительной мимикой, всё делает довольно быстро, может быстро переключиться с одного вида деятельности на другой. Нередко бросает то дело, которое требует терпения и выдержки. При воспитании ребёнка этого типа нервной системы нужно поддерживать  в нём такие положительные черты, как жизнерадостность, чуткость и отзывчивость, умение жить и работать в коллективе. Но если ребёнка с этим типом нервной системы не учить доводить начатое дело до конца, из него может выйти поверхностный человек, без особых интересов, безразлично относящийся к своим неудачам.

Ребёнок этого типа тяжело переносит суровый разговор, а резкий эмоциональный тон может вызвать у него перевозбуждение, озлобление. Поощрение детей этого типа возбуждает их творческую активность, повышает работоспособность. Но важно не перехвалить их, так как они по природе своей склонны переоценивать свои способности.

Холерик:

Сильный, но уравновешенный тип. Ребёнок с этим типом нервной системы характеризуется большой работоспособностью, быстротой реакции на происходящее вокруг него, большим запасом жизненной энергии. У него процесс возбуждения преобладает над торможением. Такой ученик не всегда умеет сдерживать свои чувства, обладает подвижной мимикой и жестами, движения его резки, напористы.

Воспитание такого ребёнка должно быть направлено на выработку выдержки, умения обдумывать свои действия и поступки, анализировать их. Частая похвала такого ребёнка развивает у него самонадеянность, тщеславие. Требуется большой такт в применении поощрений и наказаний.

Меланхолик:

Слабый тип нервной системы. Ребёнок с этим типом нервной системы быстро устаёт, не уверен в себе, застенчив, легко травмируется, молчалив, необщителен. Чувства глубокие, но внешне слабо проявляются. В воспитании таких детей требуется поддержка его начинаний, подбадривание во время работы, поощрение любым словом. Дети со слабым типом нервной системы тяжело переносят резкую оценку на их работы, взыскания. В качестве стимула лучше пользоваться одобрением, похвалой, но умеренно.

Дети этого типа нервной системы больно реагируют на резкий, крикливый тон. Это может привести к полной заторможенности, тяжёлому состоянию угнетённости и подавленности.

Тест-игра для родителей. «Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках?»

Предлагаем 20 утверждений психолога, на которые нужно ответить «да» ( если вы согласны с этим утверждением) или «нет» (если придерживаетесь другого мнения). Каждый родитель с помощью этого теста может проверить, насколько верны его представления об их психологических особенностях.

  1. Девочки более послушны, чем мальчики.
  2. Девочки лучше относятся к больным и слабым людям, животным, растениям.
  3. Мальчики лучше могут оценивать сложное положение и мыслят более логически.
  4. Мальчики испытывают большее желание отличиться.
  5. Мальчики более одарены в математике.
  6. Девочки более чувствительны к среде, обстановке, в которой живут, тяжелее переносят боль, страдание.
  7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли.
  8. У мальчиков лучше развита зрительная память, а у девочек – слуховая.
  9. Мальчики лучше ориентируются  в пространстве.
  10. Мальчики агрессивнее.
  11. Девочки менее активны.
  12. Девочки более общительны, отдают большее предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.
  13. Девочки более ласковы.
  14. Девочки легче попадают под чужое влияние.
  15. Мальчики более предприимчивы.
  16. Девочки более трусливы.
  17. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.
  18. Девочки реже соперничают между собой.
  19. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.
  20. У мальчиков больше склонности к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.

Мнение психолога.

  1. В раннем детстве девочки действительно более послушны.
  2. Пока не установлено фактов, дающих право утверждать, что девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых. Разве что в возрасте 6-9 лет.
  3. Это не так. Девочки могут решать сложные задачи (проблемы) не хуже мальчиков.
  4. До 10-12 лет девочки развиваются быстрее и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться о своих сверстников. Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.
  5. Девочки и мальчики одарены одинаково, всё зависит от того, как мы их ориентируем. Считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы.
  6. Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды, домашней обстановки и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Они более чувствительны к боли, страданию. Мальчики лишь делают вид, что им не больно, поскольку их учат, что мужчина не должен плакать.
  7. До 10-13 лет разница незначительна, затем в большинстве случаев девочки устно и письменно высказывают свои мысли более чётко, чем мальчики.
  8. Исследования показали, что на протяжении всей жизни эти способности у мальчиков и девочек одинаковы. Если и есть разница, то только индивидуальная.
  9. До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница только усиливается. Исключения  только подтверждают правило.
  10. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в 2-3 года, когда начинает формироваться их личность.
  11. Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют её более шумно и очевидно ( в драках, например ). В то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны.
  12. Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а небольшую компанию. Мальчики же склонны к коллективным играм, собираются в более крупные группы. Это положение сохраняется, и когда они вырастают.
  13. До определённого возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы. Мальчики в определённый период тоже требуют ласкового обращения.
  14. Напротив, мальчики скорее склонны принимать «на веру» мнение компании, при их воспитании это надо непременно  иметь ввиду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.
  15. В этом качестве до определённого возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно.
  16. Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть решительнее мальчиков, легче преодолевать страх.
  17. Не больше мальчиков, девочки лучше «вооружены» по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспосабливаться. В большинстве случаев они более самостоятельны.
  18. В этом отношении ни у кого нет преимуществ. Всё зависит от личности. Соперничать и «мериться силами» друг с другом могут и мальчики, и девочки.
  19. Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своём. Они более самоуверенны.
  20. В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, пол здесь не имеет значения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Цели:—познакомить родителей с понятием «темперамент»;—показать родителям необходимость индивидуального подхода обучении и воспитании детей;         —...

Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника

типы нервной системы,возрастные и индивидуальные особенности, тесты...

ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

познакомить родителей с понятием «темперамент»;– показать родителям необходимость индивидуального подхода в обучении и воспитании детей;– рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности млад...

Родительское собрание: « Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника»

Цели: • Познакомить родителей с понятием "темперамент"; • Показать родителям необходимость индивидуального подхода в обучении и воспитании детей; • Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенно...

Статья "Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника"

Познакомимся  с понятием "темперамент";Узнаем необходимость индивидуального подхода в обучении и воспитании детей;Рассмотрим возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника;П...

План – конспект родительского собрания по теме «Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников»

Цели:·  познакомить родителей с понятием «темперамент»;·  показать родителям необходимость индивидуального подхода к обучению и воспитанию детей...

Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника

Целью данной разработки является ознакомление учителей с возрастными индивидуальными особенностями обучающегося ребенка, с психологическими особенностями возрастных периодов,с особенностями познавател...