РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
рабочая программа на тему

Будкина Елена Владимировна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» с тематическим планированием 1-4 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_umelye_ruchki.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №109»

Приложение № 2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

                                                                  Составитель:

Будкина Е.В. - учитель

                                                                            начальных классов

Нижний Новгород

2015 год

                                                    Пояснительная записка

         Данная программа внеурочной деятельности в 1-4 классах  нацелена на оптимальное общее развитие  каждого ребёнка и в соответствии с ФГОС НОО, в котором значительное внимание уделяется организации  внеурочного времени детей. Она рассчитана на 33 (34) часа в год по одному часу в неделю.

Технологическое образование строится на предметно-практической деятельности, которая в младшем школьном возрасте является необходимой составляющей процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития. По своей сути технологическое образование школьников – интегрированный процесс, поскольку для создания любой модели требуется привлечение знаний и умений, относящихся к самым разным предметным областям.

Очевидно, что прикладное творчество (ручной труд) неотделимо от эстетического восприятия и осмысления действительности, которое естественным образом присутствует в любой материальной деятельности. Целью каждого занятия является решение творческой задачи, а средствами – техники и приемы предмета  «Технология». Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддерживает интерес к творческой деятельности. Это создает условия для развития инициативности, изобразительности, гибкости мышления и индивидуальных художественных способностей.

           Подходы к построению интегрированного курса соответствует возрастным особенностям психического развития детей младшего возраста: интеграция обеспечивает синкретичность мышления,  развитие образного мышления, воображения, что свойственно в большей степени детям этого возраста. Кроме  того, самостоятельно осуществляя продуктивную художественную деятельность, учащиеся могут реализовать  свои разнообразные умения, воплотить оригинальные творческие идеи, заслужить одобрение и получить признание. В результате у них закладываются способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения и опыт преобразующей творческой деятельности.

Образовательный процесс включает в себя различные

методы обучения:
- репродуктивный(воспроизводящий);
- объяснительно – иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией)

- практическая работа

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.  
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления, об истории изучаемого вида творчества.

Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.
Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с разными материалами (бумага, ткань, нитки, тесто, проволока, бисер). В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении поделок, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных.

Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность. Широкий диапазон тем должен способствовать вовлечению детей с разными наклонностями, многостороннему развитию этих способностей и интересов; расширению взглядов на прикладное творчество. Интерес представляет следующее утверждение, которое лежит в основе сформированной программы: «Творчество имеет место и в науке, и в быту, и в игре. Замечательно явлено будет оно, если будет:

а)создано руками;

б) по законам логики;

в) в соответствии с эстетическими принципами».

Цель и задачи

Цель – формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Задачи:   

       1.Обучающие:

  • -освоение детьми знаний по различным аспектам декоративно-прикладного творчества;
  • -формирование творческого мышления, ассоциативных образов фантазии, умения решать художественно-творческие задачи
  • -овладение различными техниками изготовления изделий
  • -развитие эстетической самостоятельности суждений при восприятии произведений искусства.
  • расширять Словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.

2.Воспитательные:

  • - изучать богатейшее наследие  отечественных мастеров;
  • - уметь видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции; развивать творческую фантазию детей, художественный вкус, чувство красоты и пропорций;
  • -  воспитывать любовь к родине, родной природе, народным традициям.
  • -воспитывать у детей уважение и любовь к сокровищам национальной и мировой культуры;
  • -формирование аккуратности в работе и трудолюбия.

3. Развивающие:

  • -развивать уверенность в себе, формировать адекватную самооценку;
  • -развивать коммуникативные навыки культуры общения со сверстниками;
  • -развивать инициативу, стремление к активной деятельности;
  • - развивать мыслительную и творческую деятельность

Планируемые результаты

  • Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы.
  • Практические умения и навыки.
  • Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.

К концу обучения учащиеся должны 

знать:

  1. названия необходимых инструментов и их назначение;
  2. правила подготовки материала к работе.
  3. правила построения композиции;
  4. место применения декоративных изделий;

уметь:

  1. безопасно пользоваться инструментами;
  2. пользоваться инструментами, предназначенными для лепки, вышивки, квиллинга, торцевания;
  3. изготавливать поделки в разных техниках;
  4. эстетически правильно оформить изделие, дополнить его декоративными элементами;
  5. применять технические приемы для обработки материала;
  6. оформить готовое изделие соответственно его назначению.

          Личностные универсальные учебные действия

           У учащегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция положительного отношения к художественному творчеству;
  • широкая мотивационная основа к творческой деятельности;
  • интерес к новому содержанию и новым способам познания и реализации творческого замысла;
  • ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности, на анализ  соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешной творческой деятельности.

               Учащейся получит  возможность для формирования:

  • мотивации к самовыражению и самореализации;
  • устойчивого познавательного интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/ не успешности творческой деятельности;
  • морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении,  устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

              Регулятивные универсальные учебные действия

            учащийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • понимать, что разные способы и приемы приводят к различным результатам;
  • различать задачу урока, направленную на процесс отработки навыка либо на конкретный результат;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

           учащийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую  задачу в  творческую и познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения познавательной и творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающейся научится:

  • допускать существование различных точек зрения;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации;
  • формулировать собственные мнения и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • владеть монологической  и диалогической  формой речи.

Обучающейся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать  ее с позицией партнеров при выработке общего решения  в совместной деятельности;
  • допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать  партнерам в сотрудничестве необходимую помощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия

учащийся научится:

  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
  • ориентироваться на разные способы решения познавательных и творческих задач;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (составлять целое из частей);
  • проводить сравнения, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку
  • устанавливать аналогии;

учащийся получит возможность научиться:

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • использовать навыки  творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной практике, в самостоятельной работе и в быту.

В процессе изучения курса « Умелые ручки» учащимся будут освоены виды деятельности:

  • освоение основ изобразительной и конструкторской деятельности;
  • выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в  аппликации, скульптуре, художественном конструировании;
  • простейшее проектирование (принятие идеи, поиск информации, создание образа объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления, выбор материалов и инструментов, реализация замысла, корректировка, представление своей работы);
  • использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных и прикладных техник, а также их сочетания: аппликации, коллажа. Бумажной пластики, плетения, мозаики, моделирования, конструирования;
  • проведение выставок и презентаций своих работ, посещение музеев и экскурсий.

Календарно - тематическое планирование

(1 год обучение)

Тема занятия

Вид деятельности

Теория

Практика

Кол-во часов

Знакомство с видами деятельности в кружке. Техника безопасности.

Презентация изделий. Инструктаж.

1

1

Работа с бумагой. Аппликация.

Аппликация «Черный кот»

1

1

Работа с бумагой. Аппликация из рваной цветной бумаги.

Аппликация «Чудо-овощ»

1

1

Работа с природным материалом.

Аппликация из сушеных листьев.

1

1

Работа с природным материалом.

Поделки из шишек.

1

1

Работа с природным материалом.

Поделка «Старичок - лесовичок »

1

1

Бросовый материал.

Цветок тюльпан.

1

1

Бросовый материал.

Поделка «Машинка»

1

1

Работа с пластилином.

Лепка животных по выбору.

1

1

Работа с пластилином.

Лепка на тему «Чудо-птица».

1

1

Работа с пластилином.

Картина на стеклянной основе.

2

2

Бумажное плетение.

Изготовление спиралей разных цветов.

1

1

Бумажное плетение.

Изготовление браслета из фантиков.

2

2

Оригами.

Складывание из бумаги кораблика.

1

1

Оригами.

Складывание из бумаги лягушки.

1

1

Оригами.

Складывание из бумаги журавлика.

1

1

Работа с соленым тестом.

Изготовление фото рамки.

1

1

Работа с соленым тестом.

Изготовление подсвечника.

1

1

Бисероплетение.

Изготовление простейших цветов.

1

1

2

Бисероплетение.

Изготовление простейших листьев.

2

2

Бисероплетение.

Плетение фенечек.

2

2

Работа с тканью.

Аппликация из ткани «Клоун».

2

2

Работа с тканью. Техника безопасности.

Пришивание пуговиц разными способами.

0,5

0,5

1

Работа с бросовым материалом.

Изготовление вазочки из банки, камней и пластилина.

1

1

Работа с тканью.

Мягкая игрушка «Бесяка».

2

2

Работа с бумагой(гофрированная)

Изготовление бумажных цветов.

1

1

Итого

2,5

30,5

33

                           

Календарно-тематическое планирование

  1. год обучения)

1

Работа с бумагой. Объемная аппликация.

Изготовление аппликации из скрученной бумаги.

1

1

2

Бумажное плетение.

Изготовление коврика из разноцветных полос.

1

2

3

Работа с природным материалом.

Изготовление бус из ракушек.

1

1

4

Работа с природным материалом.

Изготовление бус из ягод.

        1

1

5

Работа с природным материалом.

Аппликация из семян.

1

1

6

Работа с бросовым материалом.

Вазочка из баночки и ниток.

1

1

7

Работа с бросовым материалом.

Изготовление елочки из дек.бумаги, зубочистки и пенопласта.

1

1

8

Работа с бросовым материалом.

Изготовление зданий из коробок разной формы .Коллективная работа.

1

1

9

Работа с тканью.

Прихватка из лоскутков.

2

2

10

Работа с бумагой.

Изготовление подвижной игрушки из картона «Корова».

1

1

11

Работа с нитками.

Изготовление из ниток цветов. Сбор композиции « Букет».

1

1

12

Работа с соленым тестом.

Изготовление и роспись корзинки с цветами.

2

2

13

Работа с соленым тестом.

Изготовление брелочков и кулончиков.

1

1

14

Работа с тканью.

Изготовление мягкой игрушки «Сердечко».

2

2

15

Бисероплетение.

Плетение цветов круговым способом.

2

2

16

Бисероплетение.

Плетение листьев сложной формы.

2

2

17

Бисероплетение.

Плетение браслетов способом восьмерка.

2

2

18

Бисероплетение.

Плетение браслетов способом крест.

2

2

19

Работа с бумагой.

Аппликация в коробке.

1

1

20

Работа с бумагой. Папьемаше.

Свинья-копилка.

2

2

21

Работа с бросовым материалом.

Полянка из пластиковой бутылки.

1

1

22

Росписи.

Полхов –майданская роспись по дереву.

2

2

23

Работа с фольгой

Изготовление простейших скульптур на каркасе «Лебедь», «Собачка»

2

2

                                                                           Итого

34

34

                             

Календарно-тематическое планирование

(3 год обучения)

Оригами.

Изготовление цветов в технике оригами. Составление композиции. Коллективная работа.

1

2

3

Работа с природным материалом.

Изготовление избушки из прутиков.

2

2

Работа с природным материалом.

Изготовление фигурок из ракушек.

2

2

Работа с тканью и нитками.

Изготовление кукол-оберегов.

2

2

Работа с природным материалом.

Аппликация из соломки.

2

2

Работа с бросовым материалом.

Аппликация на диске.

1

1

Работа с бросовым материалом.

Изготовление шкатулки из открыток.

1

5

6

Работа с соленым тестом.

Изготовление фигурок из теста. Составление сказочной композиции. Коллективная работа.

2

2

Бисероплетение.

Изготовление дерева из бисера.

3

3

Бисероплетение.

Плетение плоских фигурок.

2

2

Работа с тканью.

Изготовление мягкой игрушки «Жираф».

3

3

Плетение в технике «Макраме».

Простой браслет в технике двойной узел.

1

1

Плетение в технике «Макраме».

Кашпо под цветочный горшок.

2

2

Бумагопластика.

Изготовление фигурок людей.

1

1

Росписи.

Роспись по ткани «Абстракция».

1

1

Работа с бросовым материалом.

Изготовление погремушек.

2

2

Я умею!

Изготовление изделия по выбору.

1

1

Итого

2

32

34

Календарно-тематическое планирование

(4 год обучения)

Работа с бумагой.

Аппликация «Осень пришла».

1

1

Бумагопластика.

Изготовление картины «На морском дне». Коллективная работа.

1

1

Работа с природным материалом.

Изготовление бус из макаронных изделий.

1

1

Работа с природным материалом.

Аппликация из бересты.

1

1

Работа с природным материалом.

Кукла-оберег из соломы.

1

1

Работа с природным материалом.

Плетение из бересты.

1

1

Работа с бросовым материалом.

Изготовление зверюшек из пластиковых бутылок.

2

2

Работа с пластилином.

Пластилиновое рисование. Коллективная работа.

1

1

Работа с бумагой.

Изготовление подвижной модели человека.

2

2

Работа с тканью.

Изготовление одежды на подвижную модель человека.

2

1

Работа с тканью.

Объемная аппликация из ткани на сосуде «Барыня».

1

1

Работа с лентами.

Изготовление цветов из лент разного размера.

2

2

Вышивка лентами.

Обучение приемам. Изготовление  вышивки «Букет».

1

2

3

Бисероплетение.

Плетение в технике кирпичный стежок. Именные браслеты.

3

3

Бисероплетение.

Плетение объемных фигурок-брелков.

1

1

2

Работа с тканью.

Мягкая игрушка «Медвежонок»

3

3

Роспись.

Роспись по стеклу.

2

2

Работа с кожей.

Изготовление украшений из кожи: браслеты, пояса ,ожерелья.

2

2

Плетение в технике « Макраме».

Плетение совы.

1

3

4

Итого

3

31

34

Литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный  Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012)
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  3. «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4 июля 2014 г. N 41)
  4. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  5. Устав Муниципального Общеобразовательного учреждения «Школа № 109».
  6. Ажурная вязь макраме. Авт.-сост.: Ашастина Е.Н. - Санкт-Петербург: «Литера», 2010 г.
  7. Полный курс современного рукоделия. - Минск: «Харвест», 2010 г.
  8. «Солёное тесто». Силаева К., ,Михайлова И. – Москва: «Эксмр», 2011 г.
  9. Журнал «Синяя птица». Гуляева В. – Москва: «Малыш», 2010 г.
  10. «Изделия из кожи». Селиванова Т.А. – Москва: Изд. Дом МСП, 2010 г.
  11. «Цветы из бисера». Селиванова Т.А. – Москва: Изд. Дом МСП, 2011 г.
  12. «Цветы». Москва: «Культура и традиции», 2010 г.
  13. Сайт «Город мастеров».
  14. Интернет ресурсы и видеоуроки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению. Кружок "Декоративно - прикладное искусство". 1 класс.

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Декоративно - прикладное искусство" для 1 класса  разработана на основе примерной программы художественно - эстетического направл...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Мастерская « Умелые ручки »

В основу программы положены типовые программы по дополнительному образованию для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также собственный опыт работы с детьми по программе «Лепка и...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер».

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер». Цель программы: воспитание грамотной культурной личности. Содержание ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Художественное творчество: станем волшебниками»

         Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению    «Художественное творчество: станем вол­шебниками» ( 4 год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «НАШ МИР» в 5 классе

Данная программа составлена для реализации внеурочной деятельности по общекультурному направлению...