разработка внеклассного занятия по программе «Я гражданин России » по направлению «Я и культура»
план-конспект на тему

Внеклассное занятие по теме: «Культура России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_kultura_2.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

СТ-ЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ

разработка внеклассного занятия по программе «Я гражданин России » по направлению

 «Я и культура»

                                                                                              Разработала:

                                                                                              Заночкина Е.И.

                                                                                              воспитатель

                                                                   

ст. Ленинградская

2015-2016

Внеклассное занятие по теме: «Культура России»

Цель: Формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной державе; развитие мотивации учащихся к познанию культурных традиций народов России.

Задачи: развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться в парах, коллективе; воспитывать нравственные ценности, воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, дружеского и уважительного отношения к представителям других национальностей.

Оборудование: карта «Народы России», слайды «Народы России», презентации «Русский народ», «Костюмы разных народов», музыка разных народов.

Определение темы классного часа.

Послушайте песню и скажите, о чём она. («С чего начинается родина»)

Как называется наша Родина?

Значит, будем говорить о нашей стране России.

Составьте из слогов слово и узнаете ещё одно слово из темы классного часа.

( Дети составляют в парах слово КУЛЬТУРА)

Прочитайте, о чём будем говорить.

Культура моей страны и я.

Какие слова не понятны, о чём будем говорить.

Узнаем, из чего складывается культура нашей страны и как мы с ней связаны.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Россия объединяет в своем составе: республики, края, области, автономные округа. Она занимает первое место среди всех стран в мире по своей территории. Россия больше Канады, Китая, США. Россию омывают моря Тихого, Атлантического, Северного Ледовитого океанов.

Какие народы живут в России?

Живут в России разные

Народы с давних пор:

Одним тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд,

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один рыбак с рожденья,

Другой оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна

А Родина – Россия

У нас у всех одна!

В. Степанов

А сколько народов проживает в нашей стране! В настоящее время на территории России проживает более 180 народов, которые говорят более чем на 230 языках.

У каждого народа свой язык. Знаете ли вы, как получилось, что люди стали разговаривать на разных языках? Существует вот такая библейская легенда:

« Однажды люди собрались вместе и сказали друг другу: « Построим себе город и башню высотою до небес…» Возгордившись и желая прославить себя, люди ревностно занялись постройкой. Но господу не угодно было это. Он посмотрел на город и башню, которую они строили, и сказал: « Вот один народ, и один у всех язык, и не отстанут они оттого, что задумали сделать. Сойдем же и смешаем там языки их так, чтобы один не понимал речи другого». Господь смешал язык людей, так что они не понимали друг друга и не могли продолжать строительство башни. Поэтому то место стало называться «Вавилон», то есть « смешение». Затем Бог рассеял людей оттуда по всей земле»

Вот такая легенда.

Каждый народ разговаривает на своём языке, но так как мы все живём в одной стране России, то у нас есть один главный государственный язык, который изучают во всех школах. Какой это язык? (Русский)

Ребята, насколько разнообразна, богата и многонациональна наша великая страна Россия. Все народы – одна большая семья, все мы, независимо от национальности и вероисповедания, называем себя «россияне». А создать большую и дружную семью всегда нелегко. Может нам поможет великий русский писатель Л. Н. Толстой (инсценировка басни)

БАСНЯ Л. Н.ТОЛСТОГО

« Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

- Сломайте!

Сколько они не бились, не смогли сломать.

Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке.

Отец и говорит:

- Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться, да все врозь - вас всякий легко погубит».

В чем заключается мораль этой басни? (если дружно жить никто нас не победит)

 Ученик. У русского народа есть такие пословицы: « Если дружба велика – будет Родина крепка», «Народная дружба и братство дороже всякого богатства». Россия победила в Великой Отечественной войне, благодаря тому, что все народы дружно встали на защиту Родины

Веками складывались духовные традиции, объединяющие все нации и народности нашей страны. Этих традиций много. Ребята, как вы думаете, чем отличается каждый из народов? (Каждый из народов отличается языком, историей, культурой). 

Правильно. Даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это, прежде всего язык, фольклор, религия, обычаи, обряды и даже национальная кухня, одежда и прочее.

Устное народное творчество.

У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы.

Высоко они летят, далеко они глядят.

(Гуси - лебеди)

Из какой сказки этот персонаж? Кто автор сказки? (Русская народная сказка)

Это устное народное творчество. Люди рассказывали сказки друг другу, и каждый добавлял своё.

Кому в семье рассказывают сказки?

А сейчас мы посмотрим представителей каждой национальности их традиции, культуру своего народа, национальную одежду, блюдо.

УКРАИНЦЫ.

Рассказ об Украине, представление национального костюма, блюда (см. приложение « Костюмы разных народов»).

АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ.

Рассказ об Азербайджане, стихотворение на родном языке, представление национального костюма, блюда (см. приложение)

КИРГИЗЫ.

Рассказ о Киргизии, песня на родном языке, представление национального костюма, блюда (см. приложение)

УЗБЕКИ.

Рассказ об Узбекистане, чтение стихотворения на родном языке о празднике Новруз ( см приложение).

Беседа с детьми о празднике Новруз у других народностей: киргизов, казахов, азербайджанцев, татар.

БАШКИРЫ.

Рассказ о Башкирии, чтение стихотворения на родном языке, национальный танец, представление костюма, блюда (см. приложение)

ЯКУТЫ.

Рассказ о Якутии, чтение стихотворения на родном языке, игра на хомусе, представление национального костюма, блюда (см. приложение)

РУССКИЕ.

Рассказ о русском народе, его традициях, о праздновании Масленицы, под народную песню «Ой, блины мои блины» исполнение русского народного танца, представление национального костюма, блюда (см. приложение, презентация « Русский народ»)

Есть праздники, которые празднуют все народы, которые живут в России. Это государственные праздники.

Какие вы знаете? (Новый год, 23 Февраля, 8 Марта, День Победы)

Как вы отмечаете праздники дома?

Вывод.

Сколько народов живёт в России?

У каждого народа есть своя культура, это…. (язык, праздники. костюм, творчество).

Это и составляет культуру России.

А, что общего у всех народов? (Русский язык, праздники государственные, современная одежда, литература, живём в одной стране…)

Народы разные – страна одна. Как жить в мире со всеми?

Физминутка

Да - 1 хлопок, нет - присесть.

В России живут только русские. –

Для всех народов в России главный русский язык. +

Общих праздников у народов России нет. –

Мы должны жить в мире со всеми народами. +

Мы должны сохранить и развивать культуру России. +

Я хочу узнать больше о культуре России. +

Исполнение отрывка из песни «Родина моя»

Я, ты, он, она-

Вместе целая страна,

Вместе дружная семья,

В слове «мы» –

Сто тысяч «я»!

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых,

В городах и селах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного занятия по православной культуре в 1 классе

Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка внеклассного занятия по правос...

Методическая разработка внеклассного занятия по православной культуре в 1 классе

Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка внеклассного занятия по правос...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Блиц-игра «Я – гражданин России».

Методическая разработка внеклассного мероприятияБлиц-игра «Я – гражданин России»....

Методическая разработка внеклассного занятия на тему "Наша Родина - Россия"

Данная методическая разработка позволит учителю ознакомить учащихся с этимологией слова "Родина", Конституцией - основным законом Российской Федерации, показать флаг, герб, прослушать гимн, ...


 

Комментарии

Лебедева Татьяна Васильевна

Спасибо помогли!