Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-гражданин России" (социальное направление) в 1 классе
рабочая программа (1 класс)

Плаксина Нина Александровна

Программа “Я – гражданин России” является одной из составляющих программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.  

Содержание программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатики, окружающего мира. 

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  

Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-_grazhdanin_rossii.doc101.1 КБ

Предварительный просмотр:

 

муниципальное образовательное учреждение

«Средняя школа № 76»

Принята

Утверждена

на заседании МО учителей

приказом по средней школе №76

от                    №  

руководитель МО:

/

Согласована

заместитель директора по УВР

                       /

дата, подпись, расшифровка

Рабочая программа

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Я – гражданин России»

Социальное направление

в 1 «В»  классе

                                                                                          Учитель:  Плаксина Н.А.

 20... -  20...  учебный год

г. Ярославль

Планируемые  результаты

Программа предусматривает достижение 3-го уровня результатов, который предполагает:

Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

Сформированность моральных норм и правил поведения;

Ценностное отношение к учебному труду;

Сформированность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности;

Ценностное отношение к природе, окружающей среде;

Ценностное отношение к прекрасному, сформированность представления об эстетических идеалах;

Ценностное отношение к  семье, старшему поколению;

Развитие навыка социального партнерства.

Личностные и метапредметные результаты

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 

Метапредметные результаты

 Регулятивные

Обучающиеся научатся:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия.

 Обучающийся получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

 

 Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;

ориентироваться в историческом времени;

определять на карте границы и крупные города России;

рассказывать о родной стране, своем городе;

различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;

уважительно относиться к защитникам Родины;

читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;

различать художественную и научно-популярную литературу;

анализировать ответы товарищей;

осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

Обучающийся получит возможность научиться:

понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;

приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);

различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);

анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;

на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего города, народу, России

Формы организации и виды деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:

Теоретические занятия:

Беседы;

Сообщения;

Встречи с интересными людьми;

Литературно – музыкальные композиции;

Просмотр и обсуждение видеоматериала;  

Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);

Поездки, походы по историческим и памятным местам.

   

Практические занятия:

Проектная деятельность, презентации;

Творческие конкурсы;

Выставки декоративно-прикладного искусства;

Коллективные творческие дела;

Праздники;

Викторины;

Интеллектуально-познавательные игры;

Трудовые дела;

Тренинги;

Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;

Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

Заочные путешествия;

Акции благотворительности, милосердия;

Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;

Сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания.  

Содержание программы:

Содержание программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатики, окружающего мира. Программа “Я – гражданин России” является одной из составляющих программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.  

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  

Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Программа состоит из следующих разделов:

1 класс – «Азбука права» (33 ч)

Календарно-тематическое  планирование учебного материала.

класс

№ п/п

Дата

Тема занятия

Форма организации деятельности

«Кто Я? Какие мы?» (4 ч) 

1

02.09

«Мы такие разные»

Занятия тренингового характера

2

09.09

«Мы такие разные»

Занятия тренингового характера

3

16.09

«Вот какой я!».

Занятия тренингового характера

4

23.09

 «Мы все равны».

Занятия тренингового характера

О человеческом счастье... (6 ч) 

5

30.09

«Из чего складывается счастье?» (Право на семью, на достойный уровень жизни, мед. обслуживание, отдых, развлечения, образование, труд и др.)

Игровое занятие

6

07.10

Счастье в семье. Забота о детях и детей о родителях.

Игровое занятие

7

14.10

Здоровье. Образование.

Ролевые игры

8

21.10

Любимая профессия.

Ролевые игры

9

28.10

Отдых, развлечения (соблюдение правил безопасности).

Ролевые игры

10

13.11

Соблюдение прав других. Уважение

Ролевые игры

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? (5 ч) 

11

20.11

 Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Анализ литературных произведений

12

27.11

Рассказы В. Осеевой  

Анализ литературных произведений

13

04.12

Рассказы Е. Пермяка, Б. Житкова

Анализ литературных произведений

14

11.12

Положительные  и отрицательные герои сказок.

Конкурсная программа

15

18.12

Положительные  и отрицательные герои литературных произведений.

Инсценировки и ролевые игры.

А нужны ли правила? (6 ч)

16

25.12

Что такое правила? Правила игры.

Игровое занятие

17

15.01

Что такое правила? Правила дорожного движения

Познавательная беседа.

18

22.01

Что такое правила? Правила  противопожарной безопасности.

Познавательная беседа.

19

29.01

Что такое правила? Правила общения.  

Тренинговое занятие

20

05.02

Что такое правила? Правила поведения в школе.  

Викторина.

21

19.02

Составление собственных правил.

Познавательная игра.

Царство Закон (4 ч)

22

26.02

«Остров  туземцев».

Игровое занятие

23

04.03

Выработка собственных прав человека самими учащимися.

Беседа с творческим заданием

24

11.03

Выработка собственных собственных обязанностей самими учащимися.

Беседа с творческим заданием

25

18.03

Коллективное сочинение истории «В царстве Закона».

Беседа с творческим заданием

Царство Беззаконие (4 ч)

26

01.04

Сказки с ситуациями беззакония; герои, их учинявшие, герои-«освободители», которые навели порядок. Чуковский К. «Бармалей»

Анализ литературных произведений

27

08.04

Просмотр тематических мультфильмов.

Видеоурок

28

15.04

«День без правил», «Рынок».

Ролевые игры

29

22.04

Беседа со школьным инспектором (Органы, состоящие на защите прав граждан).

Беседа с творческим заданием.

Закон для нас. Закон внутри нас (4 ч)

30

29.04

Культура поведения.

Беседа с элементами игры

31

06.05

Что мы знаем о правах человека?

Викторина

32

13.05

Встреча со школьным инспектором.

Беседа с творческим заданием

33

20.05

Просмотр и обсуждение тематических мультфильмов.

Видеозанятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Дорогою добра" для 3 класса

Программа по внеурочной деятельности "Дорогою добра" для 3 класса. Программа содержит 4 раздела: "Правила общения", "Этика отношений в коллективе", "Школьный этикет", "Доброе слово, что ясный день"....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!» 1-4 класс

Программа «Будь здоров!» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального обще...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Безопасное детство» социального направления Начальное общее образование 2, 3-4 класс

     Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» направление: общеинтеллектуальное 2 класс

Личностными результатами изучения курса во втором классе является формирование следующих умений.Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по социо-культурному направлению "Разговор о правильном питании" для 1 класса

Программа разработана по методическому пособию Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г. "Разговор о правильном питании"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Я – исследователь» по направлению развития личности школьника - общеинтеллектуальное учителя Дементьевой Наталии Владимировны учителя начальных классов, первая категория

Представлена разработанная рабочая  программа по внеурочной деятельности   "  Я - исследователь" по программе развивающего обучения системы Л.В. Занкова. В материале есть...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Здоровейка» (спортивно-оздоровительное направление) 1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности«Здоровейка»(спортивно-оздоровительное направление)1 класс...