Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-гражданин России" (социальное направление) в 1 классе
рабочая программа (1 класс)
Программа “Я – гражданин России” является одной из составляющих программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Содержание программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатики, окружающего мира.Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 101.1 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа № 76»
Принята | Утверждена | |
на заседании МО учителей | приказом по средней школе №76 | |
от № | ||
руководитель МО: | ||
/ |
Согласована |
заместитель директора по УВР |
/ |
дата, подпись, расшифровка |
Рабочая программа | |
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – гражданин России» Социальное направление |
в 1 «В» классе
Учитель: Плаксина Н.А.
20... - 20... учебный год
г. Ярославль
Планируемые результаты
Программа предусматривает достижение 3-го уровня результатов, который предполагает:
Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
Сформированность моральных норм и правил поведения;
Ценностное отношение к учебному труду;
Сформированность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности;
Ценностное отношение к природе, окружающей среде;
Ценностное отношение к прекрасному, сформированность представления об эстетических идеалах;
Ценностное отношение к семье, старшему поколению;
Развитие навыка социального партнерства.
Личностные и метапредметные результаты
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
ориентироваться в историческом времени;
определять на карте границы и крупные города России;
рассказывать о родной стране, своем городе;
различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
уважительно относиться к защитникам Родины;
читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
различать художественную и научно-популярную литературу;
анализировать ответы товарищей;
осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;
приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего города, народу, России
Формы организации и виды деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:
Теоретические занятия:
Беседы;
Сообщения;
Встречи с интересными людьми;
Литературно – музыкальные композиции;
Просмотр и обсуждение видеоматериала;
Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);
Поездки, походы по историческим и памятным местам.
Практические занятия:
Проектная деятельность, презентации;
Творческие конкурсы;
Выставки декоративно-прикладного искусства;
Коллективные творческие дела;
Праздники;
Викторины;
Интеллектуально-познавательные игры;
Трудовые дела;
Тренинги;
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
Заочные путешествия;
Акции благотворительности, милосердия;
Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
Сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания.
Содержание программы:
Содержание программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатики, окружающего мира. Программа “Я – гражданин России” является одной из составляющих программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Программа состоит из следующих разделов:
1 класс – «Азбука права» (33 ч)
Календарно-тематическое планирование учебного материала.
класс
№ п/п | Дата | Тема занятия | Форма организации деятельности |
«Кто Я? Какие мы?» (4 ч) | |||
1 | 02.09 | «Мы такие разные» | Занятия тренингового характера |
2 | 09.09 | «Мы такие разные» | Занятия тренингового характера |
3 | 16.09 | «Вот какой я!». | Занятия тренингового характера |
4 | 23.09 | «Мы все равны». | Занятия тренингового характера |
О человеческом счастье... (6 ч) | |||
5 | 30.09 | «Из чего складывается счастье?» (Право на семью, на достойный уровень жизни, мед. обслуживание, отдых, развлечения, образование, труд и др.) | Игровое занятие |
6 | 07.10 | Счастье в семье. Забота о детях и детей о родителях. | Игровое занятие |
7 | 14.10 | Здоровье. Образование. | Ролевые игры |
8 | 21.10 | Любимая профессия. | Ролевые игры |
9 | 28.10 | Отдых, развлечения (соблюдение правил безопасности). | Ролевые игры |
10 | 13.11 | Соблюдение прав других. Уважение | Ролевые игры |
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? (5 ч) | |||
11 | 20.11 | Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?» | Анализ литературных произведений |
12 | 27.11 | Рассказы В. Осеевой | Анализ литературных произведений |
13 | 04.12 | Рассказы Е. Пермяка, Б. Житкова | Анализ литературных произведений |
14 | 11.12 | Положительные и отрицательные герои сказок. | Конкурсная программа |
15 | 18.12 | Положительные и отрицательные герои литературных произведений. | Инсценировки и ролевые игры. |
А нужны ли правила? (6 ч) | |||
16 | 25.12 | Что такое правила? Правила игры. | Игровое занятие |
17 | 15.01 | Что такое правила? Правила дорожного движения | Познавательная беседа. |
18 | 22.01 | Что такое правила? Правила противопожарной безопасности. | Познавательная беседа. |
19 | 29.01 | Что такое правила? Правила общения. | Тренинговое занятие |
20 | 05.02 | Что такое правила? Правила поведения в школе. | Викторина. |
21 | 19.02 | Составление собственных правил. | Познавательная игра. |
Царство Закон (4 ч) | |||
22 | 26.02 | «Остров туземцев». | Игровое занятие |
23 | 04.03 | Выработка собственных прав человека самими учащимися. | Беседа с творческим заданием |
24 | 11.03 | Выработка собственных собственных обязанностей самими учащимися. | Беседа с творческим заданием |
25 | 18.03 | Коллективное сочинение истории «В царстве Закона». | Беседа с творческим заданием |
Царство Беззаконие (4 ч) | |||
26 | 01.04 | Сказки с ситуациями беззакония; герои, их учинявшие, герои-«освободители», которые навели порядок. Чуковский К. «Бармалей» | Анализ литературных произведений |
27 | 08.04 | Просмотр тематических мультфильмов. | Видеоурок |
28 | 15.04 | «День без правил», «Рынок». | Ролевые игры |
29 | 22.04 | Беседа со школьным инспектором (Органы, состоящие на защите прав граждан). | Беседа с творческим заданием. |
Закон для нас. Закон внутри нас (4 ч) | |||
30 | 29.04 | Культура поведения. | Беседа с элементами игры |
31 | 06.05 | Что мы знаем о правах человека? | Викторина |
32 | 13.05 | Встреча со школьным инспектором. | Беседа с творческим заданием |
33 | 20.05 | Просмотр и обсуждение тематических мультфильмов. | Видеозанятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Дорогою добра" для 3 класса
Программа по внеурочной деятельности "Дорогою добра" для 3 класса. Программа содержит 4 раздела: "Правила общения", "Этика отношений в коллективе", "Школьный этикет", "Доброе слово, что ясный день"....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!» 1-4 класс
Программа «Будь здоров!» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального обще...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Безопасное детство» социального направления Начальное общее образование 2, 3-4 класс
Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» направление: общеинтеллектуальное 2 класс
Личностными результатами изучения курса во втором классе является формирование следующих умений.Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по социо-культурному направлению "Разговор о правильном питании" для 1 класса
Программа разработана по методическому пособию Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г. "Разговор о правильном питании"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Я – исследователь» по направлению развития личности школьника - общеинтеллектуальное учителя Дементьевой Наталии Владимировны учителя начальных классов, первая категория
Представлена разработанная рабочая программа по внеурочной деятельности " Я - исследователь" по программе развивающего обучения системы Л.В. Занкова. В материале есть...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Здоровейка» (спортивно-оздоровительное направление) 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности«Здоровейка»(спортивно-оздоровительное направление)1 класс...
