Духовно-нравственное воспитание. Почему агрессивность стала признаком нашего времени?
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Сизова Светлана Борисовна

В статье рассматривается вопрос повышения роста агрессивности детей и пути выхода из конфликтных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.agressivnost-priznak_nashego_vremeni.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание. Почему агрессивность стала признаком нашего времени?

С. Б. Сизова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа №8 имени Н. В. Пономаревой»

г. Ульяновск, Ульяновская область, Россия

Аннотация. В статье рассматривается вопрос повышения роста агрессивности детей и пути выхода из конфликтных ситуаций.

Ключевые слова:  духовно- нравственное воспитание, агрессивность, конфликтные ситуации.

Abstract. The article deals with the issue of increasing aggressiveness of growth of children and the ways out of conflicts.

Key words: spiritual and moral education, aggression , conflict situations .

  Современная цивилизация порождает кризисные явления в школьной среде. Тревожат антигуманность, снижение этических, нравственных критериев у многих подростков. Волна насилия и преступности среди учащихся не спадает. Изъяны в духовном становлении учащихся — результат многих слагаемых. Здесь и неблагоприятные семейные, социальные условия, и массовая культура с ее насилием и жестокостью, и, наконец, пробелы школьного воспитания. Жестокость, нетерпимость к сверстникам, людям иных национальностей, убеждений, социального положения — недостаток воспитания. В поведении подростков, особенно тех, кого принято относить к трудным, часто прослеживается стремление самоутвердиться за счет более слабых сверстников или даже взрослых людей путем их устрашения или с помощью насилия[1, с. 10].

  Чем объяснить рост агрессивности среди детей? Испытывая сильный гнев, ребенок становится агрессивным. Стычки  между учениками возникают из-за внутреннего напряжения, или накопившегося стресса. Накоплению стресса способствует поток информации, который обрушивается на детей каждый день. Многие ученики сегодня тонут в лавине информации. Перегруженные фактами, они ощущают сильное напряжение, впадают в отчаяние, теряются, когда нужно сделать  выбор.

   Вредные привычки, неправильное питание усиливают стресс и ведут к срывам, которые выражаются в ругани, раздражительности и нетерпимости. К вредным привычкам детей можно отнести многочасовые просмотры телевизора, бесконтрольное пользование компьютером и интернетом. Фильмы и компьютерные игры со сценами насилия пользуются широким спросом. Игрушки типа солдатиков и танков не теряют популярности среди детей, но теперь они перенеслись на экраны компьютеров.

    Многие взрослые и дети с удовольствием смотрят по телевидению передачи, где показывают сцены насилия, а ведь телевидение играет важную роль в передаче культурных ценностей. Какое отношение все это имеет к агрессивному поведению детей в школе и дома? Можно сказать, что в какой мере общество закрывает глаза на насилие, в такой мере меняется система ценностей членов этого общества. Если общество вновь обратится к воспитанию в детях хороших манер и вежливости, то это может стать важным шагом на пути к сокращению числа мелких правонарушений.      Сегодня многие пытаются доказать, что вспышки ярости – это естественная реакция на стресс, на сильное давление, на агрессивное поведение других людей. Но можно ли считать подходящим для ребят  расхожий совет «дай выход эмоциям»? При возникновении конфликта дети могут легко перейти с ругани на агрессивное поведение с применением силы. Как вулкан во время извержения приносит разруху живущим вокруг него, так и ребенок, кипящий гневом, доставляет много вреда окружающим. К тому же он разрушает себя самого, наносит вред  здоровью. Гнев еще больше усиливает агрессию.

 Конфликт в отношениях обычно является следствием либо противоречий в мнениях и взглядах, либо неумения правильно общаться. В связи с этим важно научиться замечать и определять настроение и состояние другого; уметь слушать, вникая в суть слов собеседника, и точно выражать собственные чувства и мысли; быть доброжелательным, чутким, тактичным и внимательным.  Приведем наиболее распространенные психотехнические тактики поведения в конфликтной ситуации:

- Уход от конфликта (например, переход на другую тему или же прерывание общения): это не решение проблемы, а оттягивание развязки. И хотя таким способом можно выиграть время для принятия оптимального решения, напряженность во взаимоотношениях, скорее всего, будет возрастать.

- Сглаживание конфликта: одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с предъявляемыми претензиями, но только в данный момент. Фактически это также не решение проблемы, скорее, попытка успокоить партнера по общению.

- Компромисс: открытое обсуждение мнений, позиций, имеющихся альтернатив и ресурсов, направленное на поиск наиболее удобного и приемлемого для обеих сторон решения.

- Конфронтация: каждый отстаивает свои позиции и не прислушивается к мнению другого. Обычно вместо решения проблемы этого приводит к ссоре.

- Принуждение: прямолинейное «силовое» навязывание одним из участников конфликта своего мнения или решения.

  Наиболее приемлемыми являются компромисс и в какой-то мере сглаживание. Уход от конфликта может демонстрировать либо психологическую слабость, либо равнодушие одного из партнеров. Конфронтация и принуждение одинаково плохо влияют на эмоциональное состояние и устойчивость отношений[2, с. 20].

   Какие же советы могли бы действительно помочь детям и их родителям? Во- первых домашняя обстановка, возвращение к привычной повседневной деятельности может помочь в преодолении агрессивного состояния.  Если ребенок испытывает страх, показать ему, что его любят и всегда готовы защитить; в этот период очень важно, чтобы вся семья была вместе. Если отход ко сну сопровождается какими-либо отклонениями от привычного поведения, позволить ребенку, например, спать с включенным светом. Объяснить ребенку в зависимости от характера проблемной ситуации, что происшедшее не является его виной или же в какой-то степени стало следствием его ошибки или заблуждения, которых следует избегать в дальнейшем. Дать возможность ребенку почувствовать, что он может сам управлять своей жизнью, — в частности, предоставить ему возможность принимать самостоятельные решения.

  Для того чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, родители должны быть достаточно сдержанными в плане выражения своих эмоций и чувств по поводу происшедшего, какими бы отрицательными они ни были. Во- вторых, постараться уменьшить поток ненужной информации, строго соблюдать режим дня, правильно питаться, как можно меньше смотреть передачи со сценами насилия, исключить игры со «стрелялками», особенно для детей младшего школьного возраста. Упрощенный совет «давай выход эмоциям» вряд ли принесет пользу. Намного лучше, если дети научатся анализировать свое агрессивное состояние и затем попробуют бороться с ним.

Им необходимо спросить себя:

- Важна ли для меня эта ситуация?

- Правильно ли я реагирую на создавшуюся ситуацию?

- Можно ли изменить ситуацию так, чтобы она перестала выводить меня из себя?

  Чтобы избежать вспышки гнева, в момент, когда ребенок чувствует, что вот-вот взорвется, лучше всего уйти из того места и от тех людей, которые вызвали у него раздражение.

 И следует помнить, что за свой гнев отвечает сам человек. Если проявление гнева и помогло в каких-то случаях, гораздо чаще гнев приносит вред. Намного лучше не доводить себя до такого состояния.

Библиографический список

  1. Антонян Ю. М. Насилие. Человек. Общество. — М., 2001.
  2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Духовно - нравственное развитие, воспитание, гражданское становление личности ребенка.

Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. ...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования

Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда перес...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...