Классный час
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Переход Вера Владимировна

Классный час "Тепло родного очага"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_na_temu_teplo_rodnogo_ochaga.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                       «Тепло родного очага»

Беседа

-Это твоё село, твой дом

-Место, где ты родился и вырос

-Это твоя семья, твои родители

-В доме мы делаем первые шаги, учимся жить, преодолевать первые трудности, отсюда уходим во взрослую жизнь.

-Дом- это очаг.

-Это начало всех начал. В нём можно поддерживать тепло, чтобы оно не остывало, а сохранялось в памяти и в сердцах на всю жизнь.

- Как вы понимаете слово «очаг»?

- В толковом словаре Ожегова, дано такое толкование: «очаг» - устройство для разведения и поддержания огня. Домашний очаг – родной дом, семья.

- Очаг, который был для первобытного человека первой ночью, он ценил больше всего. Именно вокруг очага люди стали люди стали устанавливать крышу, возводить стены – словом, строить дом. В современном мире очаг заменили отопительными батареями, а выражение «родной очаг» - стало обозначать – семью, дом. У всех нас есть свой дом. Родной дом, родные люди, родная семья. Что может быть дороже? Дороже мамы и папы? Это самые любимые, самые близкие нам люди. Самое бесценное, что мы имеем – это тепло родного очага. Слова «отчий дом», «семья» входят в наше сознание с первых дней жизни. Здесь мы делаем первые шаги. Отсюда уходим во взрослую жизнь. И как важно поддержать в нем тепло, уют, чтобы всем в нем было хорошо, чтоб домашний очаг сохранился в памяти, в сердце каждого на всю жизнь.

Работа со стихотворением Золтана Зелка « Какой хороший вечер»

- Дом – это место, где мы родились. Отсюда идут тепло, покой, уверенность в счастье. Давайте послушаем сейчас стихотворение о доме, семье и попытаемся ответить на вопрос: почему так хорошо чувствует себя герой этого стихотворения?

Читает ученик:

Какой хороший вечер!

Как хорошо быть вместе!

С газетой папа дремлет,

Готовит мама ужин.

Под крышкой пар в кастрюле

Насвистывает песню,

А мотылек прозрачный

Под яркой лампой кружит.

С ним в этот плавный танец

И потолок пустился,

 И  музыки не слышно –

И это очень странно.

Что с потолком случилось?

Так низко он спустился,

Что, кажется, сейчас я

Рукой его достану.

Глаза мои закрылись…

Раскрыть бы их  пошире,

Глядеть бы удивленно,

Да открывать мне лень их.

Весь мир исчез.

Лишь мама

Посередине мира.

И я, уже уснувший,

У мамы на коленях.

- Почему так хорошо герою этого стихотворения? ( Вся  семья  дома.

В доме тепло,  уютно,  спокойно.)

- Вспомните, как нам бывает хорошо, когда вся семья вместе.

Работа с пословицами.

- Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные.   В то время в нашей стране жили такими семьями, в которых могло быть  10, 20 и более человек… представьте себе дом на селе начала 20 века: дедушки, бабушки, внуки и правнуки – все вместе и все друг другу помогают. Один по хозяйству поспевает, другой в поле, третий уроки учит…  Такой дом  был настоящей крепостью и твердыней. За малышами ухаживали сестры, а старшие братья защищали младших  от соседских забияк… Жили  весело. Уважали старость, младость жалели и оберегали. А трудились так, что хлебом, маслом, салом, яйцами кормили всю Европу. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки, в них говорится о семье.  Сейчас я начну пословицу, а вы постарайтесь вспомнить и досказать ее до конца.

  • В гостях хорошо, … а дома лучше.
  • Не красна изба углами,… а красна пирогами.
  • Дом вести… не бородой трясти.
  • Не нужен клад,… когда в семье лад.

         -  А какие пословицы и поговорки о доме, семье, о маме вы еще знаете?  

         -  В своем доме и стены помогают.

         - Одна  у человека мать, одна и Родина.

         - При солнышке тепло, при матери добро.

         - Нет лучше дружка, чем родная матушка.

         - Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

        - Кто родителей почитает, вовек не пропадает.

Анализ и разыгрывание ситуаций.

  1. Вы проснулись утром. Как вы приветствуете своих родных? Что они отвечают?
  2. Мама отдыхает, вы учите уроки, а младший брат включил телевизор. Как вы поступите?
  3. Мама пришла вечером с работы. Она очень устала. Всю семью мама накормила вкусным ужином. Какие будут ваши действия?
  4. Папа вазу опрокинул.

Кто его накажет?

« Это к счастью, это к счастью!»

Все семейство скажет.

Ну а если бы, к несчастью,

Это сделал я ?!

« Ты разиня, ты растяпа,» -

Скажут про меня.

- Как поступите вы, если что-то разобьете?

- Что бы вы посоветовали родным мальчика в этой ситуации?

Твоя родословная.

- Ребята, сегодня мы говорим о семье.

-  А что такое родословная? ( Это перечень поколений одного рода.

Род – ряд поколений, происходящий от одного предка.)

- Сегодня к занятию вы приготовили родословные своей семьи.  У  каждого из вас есть папа и мама,  бабушки и дедушки, которые когда –то тоже были  юными такими же как вы. И у ваших дедушек и бабушек были родители и были дедушки и бабушки. Через века тянется цепочка  событий, в которых участвовали ваши предки. Знаете ли вы их поименно? Храните ли их вещи: ордена, письма, дневники?

 Фамильная честь, интерес к своему роду – все это ветви большого дерева, имя которому патриотизм. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства..

           

Обсуждение рассказа.

-  К сожалению, далеко не все дети радуют своих родителей. Многие причиняют им одни только печали. Больно сжимается сердце, когда видишь детей, не почтительных  к своим родителям.

- Как же нужно относиться   к родителям?

Чувствуя и осознавая родительскую любовь, дети должны почтительно обходиться с ними, стараться, чтобы каждое слово и движение души были выражением любви к ним. Необходимо также слушаться своих родителей, помогать им во всем, в чем можете. Родители желают вам только добра и от вас ждут того же. Даже взыскания и наказания, допускаемые вашими родителями, и те происходят из желания вам всякого добра: ими они стараются исправить ваши недостатки. А  вот для ребенка самое трудное это послушание. Вы согласны со мной?

- Что же такое послушание?

Послушание – это одна из христианских добродетелей, это основание добрых дел. Если каждый станет делать только то, что ему нравиться, так и жизнь человеческая остановиться.

- Как вы считаете, почему дети должны слушаться своих родителей?

Приведу вам такой пример. Два человека отправились в путь: один знает дорогу, он уже ходил по ней, а другой не знает. Разумно ли, чтобы незнающий повел знающего? Конечно, нет. Так и дети должны следовать за своими родителями, должны слушаться их, так родители имеют жизненный опыт и могут научить своих детей многому.

Но почему же нам трудно слушаться? Что нам мешает? Мешает своеволие, упрямство, дух протеста. А это не ведет ни к чему хорошему, когда мы хотим все сделать непременно по – своему, возникают разные раздоры.

- Как вы думаете, как можно воспитать в себе послушание? (Надо тренировать  свою волю,  сдерживать  себя.  Главное  в послушании, чтобы  оно стало  добровольным и осознанным).

- Сейчас, я хочу рассказать вам одну историю, которая называется  

« Белое платье». Слушая, подготовьте ответ на вопрос: « К чему привело непослушание девочки?»

Е. Микула

Вопросы:

- К чему привело непослушание девочки?

- Раскаялась ли она в своем плохом поступке? Почему вы так считаете?

- Какие еще человеческие пороки осуждаются в этом рассказе?

- Какой нравственный  вывод должен сделать каждый из  вас?

Строительство дома

- Помните, что ваши родители – это ваше богатство. Они построили семью, дом, в котором вы живете, окружили вас теплом, заботой и любовью.

- Давайте и мы построим дом. Представьте, что мы с вами – семья. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, что нам для этого необходимо? Мне нужна в семье любовь. А вам? ( Доброта, понимание, уют, забота, уважение.)

   - Мы  построили дом, в котором тепло. Соберите в ладони свое тепло. Пусть его будет много. Почувствуйте это тепло.            

Поделитесь своим теплом друг с другом.

Пожелания золотой рыбке.

- Представьте себе, что к вам приплыла наша старая знакомая, сказочная золотая рыбка. Попросите ее сделать что – нибудь  доброе и приятное для своих папы, мамы, дедушки, бабушки, братьев и сестер.

Дети высказывают свои просьбы золотой рыбке.

- Ребята, я хочу отметить, что ваши сердца полны добра и великодушия по отношению к  своим близким, своей семье.

       Ребята исполняют первый куплет песни.

  1. Итог занятия.

- Надо  стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...