Рабочая программа внеурочной деятельности "Бабушкин сундучок" 1-4 классы
рабочая программа на тему

Мешкова Наталья Александровна

В основе программы  «Бабушкин сундучок» лежит модифицированная  авторская  программа Л.Н. Михеевой «Праздники, традиции и ремёсла народов России».

Почему «Бабушкин сундучок»?  Всё просто. В деревенской избе у каждой бабушки есть старый сундук, в который  всегда хочется заглянуть, чтобы познать сокровенные тайны прошлого, которые он в себе хранит. Ведь очень часто бабушка прячет в своём сундучке не только одежду, но и ещё много всего интересно: ценные для неё вещи, украшения,  иногда предметы домашней утвари. А ведь так интересно прикоснуться к тем вещам, которые когда-то принадлежали твоим предкам. Да и бабушка расскажет про них какую-нибудь интересную историю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_babushkin_sunduchok.docx158.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 52»  

КАНАВИНСКОГО РАЙОНА  Г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА

«Принята»

Председатель МО

___________ Н. А. Мешкова

____________2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________Е. Г. Капранова

____________2013г

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №52

___________Е. С. Поташник

____________2013г

Рабочая программа

внеурочной деятельности

 «Бабушкин сундучок»

Возраст детей: 7-10 лет

Срок реализации: 2013 – 2017г.г.

http://content.foto.mail.ru/mail/babypress/_mypagephoto/i-525.jpg

Нижний Новгород

2013

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа внеурочной деятельности «Бабушкин сундучок»

Составитель программы

Мешкова Наталья Александровна, учитель начальных классов первой категории, победитель районного конкурса «Крепка семья – крепка держава» в 2010 г., победитель районного конкурса и участница городского конкурса «Классный классный»  в 2011 г.

Руководитель программы

Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №52»  Поташник Елена Семёновна

Территория, представившая программу

г. Нижний Новгород, Канавинский район МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №52»

Название проводящей организации

г. Нижний Новгород, Канавинский район МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №52»

Адрес организации

6003002, г. Нижний Новгород, ул. Чкалова, д. 26

Телефон/ факс

8 (831) 240 – 58 - 55

E - mail

NN52SCHOOL@YANDEX.RU

Цели и задачи программы

Цель:

приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре и быте  русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

 Задачи:

  • Знакомить школьников с культурой и бытом русского народа; с национальными традициями своего и других народов через их анализ и сравнение.
  • Формировать у школьников интерес к народному творчеству.  
  • Формировать представления об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой культуре.
  • Воспитывать духовно-нравственную культуру и толерантность, патриотизм и гражданственность
  • Создать полноценную нравственно-эстетическую среду общения.
  • Развивать творческое креативное мышление.

Сроки реализации программы

2013 – 2017 г.г.

Место проведения

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52»  

Официальный язык программы

Русский

Краткое содержание

Программа содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения.

История осуществления программы

Программа реализуется впервые


                                                      Пояснительная записка

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Особое, от сердца и души идущее принятие традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни каждого уголка малой родины наполняется конкретным, чувственным, образным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природу. Оно возможно лишь тогда, когда сами понятия «отчий дом», «родная земля», «моя семья и род», «Отечество» войдут в сознание человека с малых лет, и тогда постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознание и патриотизм обретут яркую конкретику. Российскую культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.

 Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят о того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».

В основе программы  «Бабушкин сундучок» лежит модифицированная  авторская  программа Л.Н. Михеевой «Праздники, традиции и ремёсла народов России».

Почему «Бабушкин сундучок»?  Всё просто. В деревенской избе у каждой бабушки есть старый сундук, в который  всегда хочется заглянуть, чтобы познать сокровенные тайны прошлого, которые он в себе хранит. Ведь очень часто бабушка прячет в своём сундучке не только одежду, но и ещё много всего интересно: ценные для неё вещи, украшения,  иногда предметы домашней утвари. А ведь так интересно прикоснуться к тем вещам, которые когда-то принадлежали твоим предкам. Да и бабушка расскажет про них какую-нибудь интересную историю.

Актуальность программы

В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения.  Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность ребёнка? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.

Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии — всё это являют нам творения народных умельцев. У России великая, светлая душа. Она отразилась в её природе, в искусстве: в песнях, танцах, музыке и слове. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев.

Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя их в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа.

            Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим.

            Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать, особая, светлая душа. Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на её долю, Россия выдержала с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства.

Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции — святая обязанность учителей, деятелей искусства.


Цели и задачи

Цель:  приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Задачи:

  • Знакомить школьников с отечественной культурой во всем ее многообразии; с национальными традициями своего и других народов через их анализ и сравнение.
  • Формировать у школьников интерес к народному творчеству.  
  • Формировать представления об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой культуре.
  • Воспитывать духовно-нравственную культуру и толерантность, патриотизм и гражданственность.
  • Создать полноценную нравственно-эстетическую среду общения.
  • Развивать творческое креативное мышление.

Нормативно – правовая база

 1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.

 2.Федеральный государственный стандарт общего образования (основное общее образование).    

 3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

 4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (основное общее образование).

 5. Требования к условиям реализации основной образовательной программы  основного общего образования (гигиенические требования).

 6. Потребности, запросы участников образовательного процесса

 7. Федеральный закон от 01.12.2007г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта.

 8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

 9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Принципы

Содержание данной программы внеурочной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

  • личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
  • природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
  • педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
  • культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).

Формы занятий

        Формы проведения занятий планируются по каждой теме и разделу программы – творческая деятельность детей под руководством педагога: разучивание игр, песенок, считалок, игр-хороводов; сравнение одежды, жилища, обычаев и образования крестьян и дворян. Рукоделие и художественная деятельность, лепка из пластилина, моделирование,  работа с природным материалом. Экскурсии; виртуальное посещение выставок, музеев (интернет). Научно – исследовательские работы. Встречи с представителями творческих профессий.

Ожидаемые результаты

Первый уровень результатов:

 - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

- о русских народных играх и играх народов, населяющих Россию;

-о правилах конструктивной групповой работы;

- об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности;

- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Второй уровень результатов:

 – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и у социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов:

 – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

  • этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;
  • умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;
  • умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;
  • умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Познавательные УУД:

Обучающийся научиться:

  • проводить сравнение и классификацию объектов;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

  • умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;
  • умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Предметные результаты:

  • формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;
  • овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа. 

Содержание программы

Старинный русский быт

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр.

  • Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан – у женщин. Роль орнамента – оберега (вышивка). 
  • Солнце, дерево, вода, конь – источники жизни, символы добра и счастья. Особое значение пояса (кушака).
  • Головные уборы девушек и женщин, украшения. 
  • Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки – у крестьян (мужская одежда).
  • Лапти, баретки, онучи, поршни – крестьянская обувь.
  • Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки – у бояр.
  • Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шелком у боярынь и боярышень.

Универсальные учебные действия:
— познакомить с особенностями крестьянской одежды;
— сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;
— ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.

  • Русская изба (клеть, сени – холодное помещение, теплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня).
  • Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы. 
  • Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Свет елки. Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.

Универсальные учебные действия:
— продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки);
— показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой.
. 

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.

  • Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.
  • Мясные и постные кушанья. Щи, похлебки. Овощи. Грибы. Каши. Кисели. Блины («млины» - от глагола «молоть» (зерно)). Пироги. Мед. Пиво. 
  • Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.

Универсальные учебные действия:
— оценить достоинства традиционной русской кухни;
— уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар» — компот).

Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины.

  • Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок дня.
  • Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки.
  • Катание зимой на санях, запряженных лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.

Универсальные учебные действия:
— разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта).

Учеба. Школа.

  • Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности (перница – футляр для гусиных перьев); чернила (из отвара ягод черники, кожуры каштана, скорлупы орехов, желудей дуба). Чернильница и песочница. Береста и бумага.
  • Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы (письмо, чтение, счет, красноречие (дикция)). Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»). Учитель-мастер.

Универсальные учебные действия:
— сравнить учебу детей в старину с современной школой;
— букварь — «Азбуковник» и современные учебные книги.

Русские народные праздники

Зимушка - зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси.

  • Праздники – время отдыха, веселья, радости, дружеского общения.
  • Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарем. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей.
  • Сочетание языческих и христианских праздников.
  • Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций.
  • Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник.
  • Святки – веселое время года; песни во славу Христа; колядование; гадание. Ряженье, ряженые – древний обычай Святок. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Елка – символ «райского дерева».
  • Традиционные кушанья: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги.
  • Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.

Универсальные учебные действия:
— разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;
— познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;
— изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.

Весна – веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха.

  • Масленица – весенний праздник проводов зимы. В славянском народном календаре Масленица разделяла два главных периода года – зиму и весну. Традиция печь блины (млины). Масленица – особый народный праздник, существовавший у славян с языческих времен; он был приурочен к весеннему равноденствию. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу.
  • Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строительство и «взятие» снежных городков, устройство балаганов); проводы Масленицы (сжигание чучела); ряженье, игры.
  • Прощеное воскресенье и Чистый понедельник.
  • Великий пост – время строгого воздержания, молитвы, покаяния. 
  • Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба – символ здоровья, силы, красоты как первое цветущее весеннее дерево).
  • Пасха – главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сырной пасхи, куличей, раздача верующим просфор и общего хлеба – артоса.
  • Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка – закликание весны рано утром с вершины холма, горки.

Универсальные учебные действия:
— воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы;
— разучить песни и игры;
— научиться печь блины, красить пасхальные яйца;
— разучить игры с катанием пасхальных яиц.

Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день.

  • Игорьев день – 6 мая. Праздник в честь одного из самых почитаемых святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца (отважный воин, покровитель домашних животных и пастухов). «Георгий отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», говорили в народе. День начала посевных работ.
  • День Святой Троицы («Зеленые святки»): разделение зимы и лета. Духов день – именины Земли, поилицы и кормилицы. Украшение православных храмов свежей летней зеленью, ветками березы, лентами. Отмечается на 49-й день после Пасхи.

Хороводы, гулянья вокруг березки. Троицкие гадания девушек (бросание венков в реку). Завивание березки. Кумление девушек.

  • Иван Купала – главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнем и водой. Иван-да-Марья – праздничный цветок Купала. Возжигание костров в купальскую ночь. Отмечается 7 июля.
  • День Петра и Павла – 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют еще Петры и Павлы, Петровки). В народе говорили: «Петр, Павел час убавил», «Илья-пророк два часа уволок». Считают, что святой апостол Петр хранит ключи от Царства Небесного. Петру в народе поклонялись как покровителю засеянных полей и рыболовства. До Петрова дня крестьяне обязательно соблюдали пост. Сам праздник отмечался радостно: гуляли, пировали, качались на качелях. Петров день открывал вторую половину лета: «Как придет Петро, так и будет тепло». С этого дня разрешалось собирать землянику и другие лесные ягоды. После Петрова дня заканчивались девичьи гуляния.
  • Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень: «На Илью до обеда – лето, после обеда – осень», «С Ильина дня на деревьях лист желтеет», «С Ильина дня ночь длинна», «Муха до Ильина дня кусается, а после – запасается».

У древних славян громом, молнией и дождем распоряжался бог Перун – громовержец, главный бог. В народном сознании соединились святой Илия и Перун- Илья-громовержец. Его очень почитали на Руси, надеялись на его защиту от засухи, считали могучим, огненным; он бывал и сердитым, наказывал виновных, но был справедливым, покровителем урожая. В деревнях начиналась жатва, уборка хлебов. В Ильин день в крестьянские семьи вновь приходило благополучие, пополнялись запасы хлеба, зерна. Илью называли воеводой небесных сил. Илья – пророк – громобой. Чтобы задобрить Илью – пророка, люди в этот день не работали, боялись, что «гром убьет», если работать в праздник. После Ильина дня запрещалось купаться в реках и озерах, вода становилась очень холодной: «Олень в воду лапу окунул». Часто к Ильину дню на крестьянских столах появлялся первый пирог из муки нового урожая.

Универсальные учебные действия:
— разучить песни о завивании берёзки, хороводы;
— научиться плести венки.

Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.

  • Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Подготовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов, орехов, яблок, меда впрок. Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа).
  • Успение Богородицы (Первые осенины – 28 августа). Спожинки – окончание жатвы.
  • Покров Богородицы (14 октября) – первый снег на Руси. Разделение осени и зимы.
  • Девичьи гадания. Окончание работ по найму. Начало зимних посиделок.

Универсальные учебные действия:
— сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;
— нарисовать картинку на тему осенней ярмарки;
— показать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке».

Русские народные промыслы

Керамика Гжели

  • Гжель – название живописного подмосковного района, в 60 км от Москвы. Гжель – основной центр русской керамики. Продукция Гжели известна во всем мире. Это произведения народного искусства и художества. Каждое изделие мастера расписывают только вручную.
  • Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели – это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. Все украшено стилизованным орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус мастеров-художников.

Универсальные учебные действия:
— нарисовать несколько гжельских орнаментов.

Хохлома и Жостово

  • Хохлома – художественный народный промысел в городе Семенове Нижегородской области. Деревянная расписная посуда – «золотая хохлома»: сочетание черного, золотого, зеленого, ярко-алого цветов. Растительный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для меда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок. Работы мастеров Хохломы многократно получали дипломы I степени на международных и всероссийских выставках.
  • Село Жестово находится недалеко от Москвы: народный промысел – расписные металлические подносы. Черный, зеленый, лаковый фон, яркие, пышные цветы – садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, натюрморты. Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всем мире.

Универсальные учебные действия:
— раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов.

Павлопосадские шали

  • Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика была основана в 1812 году крестьянином Семеном Лабзиным совместно с его компаньоном купцом Василием Грязновым.
  • Черные, белые, бордовые, синие, зеленые шали, на которых «цветут» яркие цветы, сплетаются узоры трав, листьев – букеты, венки, россыпи цветов. Павлопосадские шали из чистой шерсти известны во всем мире.

Универсальные учебные действия:
— сравнить орнаменты нескольких шалей.

Вятская и богородская игрушка

  • Вятскую игрушку называют еще дымковской (по названию села Дымково близ города Кирова (Вятка)). Здесь мастерицы издавна лепили глиняные игрушки – свистульки. Их продавали на праздниках проводов зимы. Сам праздник назывался Свистунья. Забавные звери, сказочные образы (медведи, кони, олени, птицы) представлены в необычных ситуациях, они смешно одеты и ярко раскрашены. Вятские матрешки. Бытовой жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании с красным, зеленым, желтым, синим, с сусальным золотом. Игрушки создают радостное настроение.
  • Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века: окрестность Сергиева Посада (Загорск), село Богородское. Забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат; игрушки с движениями: «Кузнецы», «Пильщик», «Крестьянин, играющий на свирели», «Тройка», «Журавли», «Медведь-музыкант», «Медведь – лакомка». Богородская игрушка и скульптура известны за рубежом. Мастера-резчики не раз удостаивались золотых и серебряных медалей, дипломов I степени на всероссийских и международных выставках.

Универсальные учебные действия:
— изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки.

Русские народные игры

  • Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх.
  • Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры.
  • Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас.

Универсальные учебные действия:
— разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др.)

Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки)

  • Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Они известны и любимы детьми и сейчас.
  • Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью.

Универсальные учебные действия:
— разучить несколько песенок, считалок;
— научиться разгадывать загадки.

Народные танцы.

  • Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности: творческая сила народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы», - говорят в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат темы труда, красоты природы, любви.
  • Пляски – наиболее распространенный жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа – душе праздник». Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица».
  • Кадриль. Придя из светских салонов, кадриль распространилась в народе XIX века. Она сопровождается игрой гармонии, балалайке, баяне.

    Универсальные учебные действия:
    — разучить хороводы, игры-хороводы.


Тематическое планирование 1-4 классы

Класс

Темы

Количество часов


1 класс


Старинный русский быт.
Русские народные праздники.
Русские народные промыслы.
Русские народные игры.
Песни для детей.
Народные танцы.


9
8
8
3
2
3

Итого:33


2 класс


Старинный русский быт.
Русские народные праздники.
Русские народные промыслы.
Русские народные игры.
Песни для детей.
Народные танцы.


9
8
8
3
4
2

Итого:34


3 класс


Старинный русский быт.
Русские народные праздники
Русские народные промыслы.
Русские народные игры.
Песни для детей.
Народные танцы


9
8
9
2
4
2

Итого: 34


4 класс


Старинный русский быт.
Русские народные праздники.
Русские народные промыслы.
Русские народные игры.
Песни для детей.
Народные танцы.


9
8
5
2
2
2

Итого: 34




Календарно - тематическое планирование

1 класс

Содержание

Количество часов

Дата планируемая

Дата фактическая

1.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

     9.

2.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

3.

1.

2.

3.

4.

4.

1.

2.

5.

1.

2.

6.

1.

2.

Старинный русский быт.

Функциональный характер одежды в старину.

Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки — у крестьян (мужская одежда).

Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба);

 Хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня)

Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками.

Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий».

Игры и забавы детей.

Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек)

Учебные предметы (письмо, чте-

ние, счёт, красноречие (дикция))

Русские народные праздники

Зимушка-зима. Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения.

Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём.

Масленица — весенний праздник проводов зимы.

Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу.

Егорьев день — 6 мая.

День Святой Троицы («Зелёные Святки»).

Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа).

Христианские легенды о Спасах (Спас на

воде; Преображение; день Нерукотворного образа).

Русские народные промыслы.

Гжель — основной центр русской керамики

Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома»

 Жостово -народный промысел —

расписные металлические подносы.

Вятская (дымковская) игрушка.

Русские народные игры.

Роль игр в жизни детей.

Игры для мальчиков и для девочек.

Песни для детей.

Колыбельные песни для детей.

Песни-потешки.

Народные танцы

Хороводы. Игры-хороводы.

Пляски парные. Переплясы. Кадрили.

Итого:

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

8

1

1

1

1

1

1

1

1

8

2

2

2

2

3

1

2

2

1

1

3

2

1

33ч

                                     Календарно - тематическое планирование

2 класс

Содержание

Количество часов

Дата планируемая

Дата фактическая

1.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

2.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

3.

1.

2.

3.

4.

5.

4.

1.

2.

5.

1.

2.

6.

1.

2.

Старинный русский быт.

Головные уборы девушек и женщин, украшения.

Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки — у крестьян (мужская одежда).

Элементы избы.  Особая роль печки. Курная изба.

Красный угол. Иконы.

Пословицы и поговорки о хлебе.

Мясные и постные кушанья.

Быт крестьянской и городской семьи.

Замкнутая жизнь женщин в городе.

 Письменные принадлежности. Береста и бумага.

Русские народные праздники

Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём.

Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник.

Прощёное воскресенье и Чистый понедельник. Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния.

Вербное воскресенье.

Хороводы, гулянье вокруг берёзки. Троицкие гадания девушек. Завивание берёзки. Кумление девушек.

Иван Купала — главный летний праздник народного календаря.

День Петра и Павла — 12 июля.

Успение Богородицы (Первые Осенины — 28 августа).

Русские народные промыслы.

Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне.

Растительный орнамент Хохломы: листья, травы, ягоды земляники, рябины.

Букеты, венки, гирлянды, натюрморты Жостова.

Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика.

Вятские матрёшки.

Русские народные игры.

Командные игры.

Горелки. Прятки

Песни для детей.

Загадки, пословицы, поговорки.

Трудовые песни.

Народные танцы

Переплясы. Кадрили.

Народная поговорка «Ногам работа — душе праздник»

Итого:

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

8

1

1

1

1

1

1

1

1

8

1

2

2

1

2

3

2

1

4

3

1

2

1

1

34 ч

Календарно - тематическое планирование

3 класс

Тема

Количество часов

Дата планируемая

Дата фактическая

1.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

2.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

3.

1.

2.

3.

4.

5.

4.

1.

2.

5.

1.

2.

6.

1.

2.

Старинный русский быт.

Роль орнамента-оберега. Символы добра и счастья.

Особое значение пояса (кушака). Головные уборы девушек и женщин, украшения.

Боярские палаты.

Терема, украшенные резьбой по дереву.

Блины .Пироги. Мёд. Взвары.

Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки.

Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»)

Школы при церквях и монастырях.

Учебные предметы

Русские народные праздники

Сочетание языческих и христианских праздников.

Святки — весёлое время года; песни во славу Христа. Колядование,  гадание. Ряженье, ряженые — древний обычай Святок.

Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы.

Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа.

День Петра и Павла — 12 июля.

Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки).

Спожинки — окончание жатвы.

Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси.

Русские народные промыслы.

Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы.

Растительный орнамент Хохломы: листья, травы, ягоды земляники, рябины. Продукция Хохломы -ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса.

Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века.

Вятские матрёшки.

Бытовой жанр игрушек: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках;

игрушки и скульптуры малых форм.

Русские народные игры.

Командные игры.

Горелки. Прятки. Жмурки

Песни для детей

Загадки, пословицы, поговорки,

Сочиняем загадки. Учимся отгадывать.

Народные танцы

Пляски парные.

Переплясы.

Итого:

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

8

1

1

1

1

1

1

1

1

9

2

2

2

2

1

2

1

1

4

2

2

2

1

1

34

Календарно - тематическое планирование

4 класс

Тема

Количество часов

Дата планируемая

Дата фактическая

Оборудование урока

1.

1.

2

3

4

5

6

7

8

9

2.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

3.

1.

2.

3.

4.

5.

4.

1.

2.

5.

1.

2.

6.

1.

2.

Старинный русский быт.

Лапти, баретки, онучи, поршни — крестьянская обувь. Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки —у бояр.

Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень.

Терема, украшенные резьбой по дереву. Светёлки.

Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.

Заготовки на зиму. (Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.)

Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.

Девичьи посиделки.

Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»).

Учитель-мастер.

Русские народные праздники

Рождественские колядки. Ёлка — символ «райского дерева».

Традиционные кушанья в Рождество: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги.

Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.

Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование.

Краснаягорка — закликание весны рано утром с вершины холма, горки.

Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень:

  Народные приметы. «С Ильина дня ночь длинна»,

Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси. Разделение осени и зимы.

Русские народные промыслы.

Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всём мире.

Чёрные, белые, бордовые, синие, зелёные шали.

Павловопосадские шали из чистой шерсти известны во всём мире.

Бытовой жанр в игрушке: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках;

игрушки и скульптуры малых форм.

Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века.

Забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат,  игрушки с движениями

Русские народные игры.

 Подвижные игры.(Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта.)

Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям  сейчас.

Песни для детей

Загадки, пословицы, поговорки, считалки Знакомство с народной мудростью.

Народные танцы

Кадрили.

Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.

Итого:

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

8

1

1

1

1

1

1

1

1

7

1

1

1

2

2

2

1

1

4

2

2

2

1

1

34


Список литературы

1. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи.- М., 1988.

2. Банников В.Н. Этнохудожественное образование в условиях поликультурного пространства. Монография. М.: РИО ФИРО. 2009.

3. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебн.-метод. пособие / под ред. Т.Я.Шпикаловой, Г.А.Поровской.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

4. Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий. /авт.-сост. В.П.Ватаман.- Волгоград: Учитель, 2008.

5. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М., 1991.

6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.: Просвещение, 2010.

7. Дайн Г.Л., Шпикалова Т.Я. Русская народная игрушка: Альбом с методич. Рекомендациями.- М., 1988

8. Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2009.

9. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебн.-метод. пособие: В 2 ч. / под ред. Т.Я.Шпикаловой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

10. Жегалова С.К. Русская народная живопись.- М., 1984.

11. Званцев М.П. Хохломская роспись.- Горький, 1951..

12.Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма.- М.: Молодая гвардия, 1988.

13. Л.Н. Михеева / Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с.

14. Народные знания. Фольклор. Народное искусство.- Вып.4.- М., 1991.

ИНТЕРНЕТ ресурсы

  1.  www.wco.ru/icons - Виртуальный каталог икон.
  2.  www.sobory.ru - каталог православной архитектуры.
  3. www.artcyclopedia.com- иллюстрированная энциклопедия по искусству.
  4. www.eart.by.ru — иллюстрированный словарь по искусству.
  5.  www.russianculture.ru - Русская культура.
  6.  www.rusmuseum.ru – Русский музей.
  7. www.slovopedia.com
  8.  www.slavynka88
  9.  www.liveinternet.ru
  10. www.all-photo.ru (Российская империя в фотографиях)
  11. www.domstr.ru (Энциклопедия)
  12. Пословица – поговорка. РФ

Приложения

Приложение 1

Каждое занятие  по новой теме  можно начинать одним из этих стихотворений.

***
Мы хотим увидеть чудо?

Где нам взять его? Откуда?

Где старинный спрятан сказ,

В чем он скрыт от наших глаз?

В бабушкином сундучке!

Что за печкой, в уголке!

Крышка открывается,

Чудо появляется!...

Е.В. Дружинина

***

В бабушкином сундучке!

Что за печкой, в уголке!

Диво спряталось одно,

Очень старое оно!

Крышка открывается,

Чудо появляется!...

Е.В. Дружинина


Приложение 2

Сравнение пословиц по смыслу

Узбекские пословицы

Русские пословицы

Свой хлеб лучше чужого плова.

Уха – два, а язык – один; два раза выслушай, один раз скажи.

Скорпион своих привычек не меняет. 

Глаза смотрят - руки работают.

Голодное дитя с сытым не играет.

Два раза послушай, один раз скажи.

Коза о жизни, мясник – о сале.

Не смейся над соседом - на твою голову обернется.

Не успел сделать утром - и вечером не успеешь, вечером не успеешь - никогда не успеешь.

Нужный камень тяжелым не бывает.

Посеешь ячмень - ячмень соберешь, посеешь пшеницу - соберешь пшеницу.

Правда, острее меча.

  • Трус и от тени коня шарахается.
  • У труса в глазах двоится.

Увидеть - лучше, чем услышать.

Без ветра верхушка дерева не закачается.

В человеке цени не красоту, а разум.

Взялся за дело - делай хорошо.

  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Свой хлеб сытнее.

Слово – не воробей:
вылетит – не поймаешь.

Горбатого могила исправит.

Глаза боятся – руки делают.

Сытый голодному не товарищ.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

У кого что болит, тот о том и говорит.

Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Своя ноша не тянет.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Правда глаза  колет.

У страха глаза велики.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Дыма без огня не бывает.

По одёжке встречают, по уму провожают.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж!

Азербайджанские  пословицы

Русские пословицы

Не смотри на тело, не смотри на платье, смотри в душу.

Никто не видит своих пороков.

Разжуй слово, прежде чем изо рта его вынуть.

Шей шубу летом, точи серп зимой.

Не засыпай колодца: воды попить придется.

Как ни седлай черного осла, он все равно мулом не станет.

Лучше, чем роза в чужбине, шип в отечестве.

Каждому свой край сладок.

Выпущенная стрела назад не возвращается.

По одёжке встречают, по уму провожают.

В чужом глазу видеть соринку, в своём бревна не замечать.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит.

  • На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.
  • Дым отечества светлее чужого огня.

Всякому мила своя сторона.

Слово – не воробей:

вылетит – не поймаешь.

Татарские пословицы  

Русские пословицы

  • Без ветра листья не колышутся.
  • Без пчелиных укусов меда не бывает.

Без труда и зайца не поймаешь.

Волчонок все-таки будет волком, даже если будет воспитан человеком.

Какова яблоня, таков и плод.

Огонь в подоле не унесешь.

Правдивое слово всегда горько.

Чужой совет слушай, своим умом живи.

Что за лесом лежит, ему видно, а что перед носом его - не видно.

Дыма без огня не бывает.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Сколько волка ни корми — он всё в лес смотрит.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Шила в мешке не утаишь.

Горькая правда приятней сладкой лжи.

На Бога надейся, а сам не плошай.

В чужом глазу видеть соринку, в своём бревна не замечать.

Приложение 3

Подборка сказок для сравнительного анализа

Русские сказки

Сказки народов мира

«Лиса и журавль» (русская народная сказка)

«Теремок» (русская народная сказка)

«Колобок»  (русская народная сказка)

«Лисичка сестричка и волк» (русская народная сказка)

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка)

«Мужик и медведь» (русская народная сказка)

 «Лиса и тетерев» (Л.Н.Толстой)

 «Жадная старуха» (русская народная сказка)

«Сказка о рыбаке

и рыбке» (А. С. Пушкин)

«Царевна-лягушка» (русская народная сказка)

«Волк и семеро козлят» (русская народная сказка)

«Два Мороза»  (русская народная сказка)

 «Царевна - лягушка»  (русская народная сказка)

«Сивка-бурка» (русская народная сказка)

«Аист и ворон» (австралийская сказка)

«Рукавичка» (украинская  народная сказка)

«Джонни пончик» (английская сказка) и «Блинчик» (норвежская сказка)

«О том, как лиса обманула гиену» (сказка Сото  (племя в Африке))

«Сказка про Гензеля и Гретель» (Братья Гримм)

«Как лис Миккель и Бамсе вместе поле возделывали» (норвежская сказка)

«Лиса и куропатка»
(французская сказка)

«Золотая рыба» (индийская народная сказка)

«Сказка о рыбаке и его жене»

(Братья Гримм)

«Принцесса-лягушка» (монская (Бирма) сказка)

«Шангул и Мангул» (персидская сказка)

«Старый морозец и молодой морозец» (литовская народная сказка)

«Тан - батыр» (татарская сказка)

«Таз - зять падишаха» (татарская сказка)

Приложение 4

ПАМЯТКА «Как придумать волшебную сказку?»

1. Название.

2. Зачин. Выбери готовый или придумай свой.

  • «В стародавние времена, в  далёком-предалеком королевстве жили-были…».
  • «Давным-давно жила-была женщина. Была (и) у неё …».
  • «В некотором царстве, в  некотором государстве жили-были …».
  • «Жил-был на свете …».
  • «У одного старика был(и) … . Однажды …».

3. Герои (положительный / отрицательный).

4. Придумай исполнителя желаний (например: лесной зверь, волшебник,        цветок и т.п.)

5. Желания.

6. Используй образные выражения. Например:

  • «долго ли, коротко ли»
  • «жить припеваючи»
  • «путём-дорогою»
  • «Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать»

7. Финал.

8. Пословицы (в конце).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс

РП  Кружок  «Интеллектуальные  игры» (3 года)РП  Кружок  «Мы и окружающий мир»РП  Кружок  «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП  Кружок  «Театральный»РП...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"

Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...

рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс

календарно- тематическое планирование  внеурочной деятельности 2 классПНШ...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...