Настольные игры -резерв развития УУД у младших школьников.
статья на тему

Настольные игры -резерв развития УУД у младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Электронный научный журнал (Педагогические науки).

Задорожная Е.А.

Настольные игры – резерв развития УУД у младших школьников.

ГОБУ «Физтех-лицей» им.П.Л.Капицы, Московская обл., г.Долгопрудный

Настольной игрой сейчас называют не только шашки и шахматы, но и дидактические материалы, наглядные пособия, пазлы, мозаику, всё, во что играют, сидя за столом.

Настольные игры входят в жизнь ребенка не сразу. Сначала малыши открывают для себя мир сюжетных предметных игр без четких правил: «магазин», «больница», «дочки-матери». Предназначение игр-импровизаций – помочь ребенку понять, что и как происходит вокруг него: как устроен магазин, семья, дом, огород. В таких играх в голове малыша происходит серьезная работа по раскладыванию и сортировке приобретенных знаний и навыков, формируются соответствующие нейронные связи.

В 5-6 лет для ребенка наступает самый подходящий момент для настольных игр. В них есть очередность хода и четкие заранее оговоренные правила, обязательные для всех игроков. Играя в настольную игру, ребенок учится соблюдать эти правила, контролировать свои желания, эмоции, темперамент. Он начинает понимать, что кроме него есть другие «я», и его действия не должны нарушать их прав в установленных правилами пределах – нельзя перебросить кубик, если не понравилось выпавшее значение, нельзя сделать ход вне очереди, нельзя схватить с поля и посмотреть закрытую карточку просто потому, что любопытно, и что, как ни обзывай того, кто первым дошел до финиша, всё равно останешься проигравшим. Это начало формирования личностных и регулятивных универсальных действий, которое происходит в игровой, самой естественной для ребенка, ситуации.\

«Игра устанавливает порядок и порядком является. Игра требует абсолютного и полного порядка» [1. 494 c.]. Эта добровольная договоренность и готовность честно ее соблюдать закладывает в ребенке способность быть созидательной частью чего-то большего, чем он сам – семьи, школьного класса, общества. Настольная игра учит уважать права и свободы других людей вне зависимости от отношения к ним. Это основа для развития личностных УУД.

Ребенок научится играть в настольные игры с правилами, и всем будет гораздо легче договориться с ним относительно правил поведения. Соблюдение правил в игре помогает соблюдать правила при беседах, дискуссиях, а это начало формирования коммуникативных УУД.

Настольная игра это всегда испытание и тренировка личных качеств – умения сосредоточиться, думать, быть вежливым, доброжелательным, терпеливым, великодушно выигрывать и достойно проигрывать. Если вы хотите лучше узнать своего ребенка, его друзей или без неловкостей подружить его с другими детьми, то пригласите их поиграть в интересную настольную игру и к концу партии вы будете знать про них почти всё. Ведь в отличии, например, от чтения вслух или совместного просмотра мультфильмов, настольные игры не забирают на себя все внимание участвующих и позволяют легко и непринужденно беседовать во время партии, вынуждают игроков общаться и реагировать на возникающие игровые ситуации. Не зря современные детские психологи часто используют настольные игры, как средство диагностики и «прописывают» в качестве сладкого лекарства от многих семейных проблем.

 «Настольные игры – это возможность БЫТЬ с ребенком, делать с ним общее дело, которое интересно обоим. Игра позволяет  ребенку, да и любому игроку, раскрыться, быть самим собой. Это шанс прожить ситуации в игре, а потом иметь опыт разрешения их в жизни» [2. стр. 1].

Известный психолог Д. Б. Эльконин, так говорит об играх:  «Игровая техника – важнейшее условие проникновения ребенка в сферу социальных отношений, их своеобразное моделирование в игровой деятельности» [3. 360 стр.]. Хорошо бы ещё помнить про то,  что  как говорила К. Бурмистрова  детский и семейный психолог:  « Игры – обучающие занятия, которые имеют цель не столько развлечь и увлечь, сколько припадать знания в не тетрадной форме» [4] .  Можно выбрать игру на развитие логики, категоризацию, развитие мелкой моторики. Многие  игры развивают мышление и интеллект, ловкость и координацию, припадают навыки общения.

Рассмотрим основные преимущества настольных игр: 
• На сегодняшний день выбор настольных игр настолько обширен, что можно подобрать развлечение абсолютно для любой возрастной категории. 
• Как правило, настольные игры предполагают наличие нескольких участников, что способствует их активному взаимодействию. За счет взаимодействия у ребенка развиваются коммуникативные УУД. 
• В основном все настольные игры построены по принципу тактического мышления, то есть игроку необходимо просчитывать не только последующий ход, но и думать, как поступит соперник. За счет этого у ребенка развиваются аналитические способности. 
• Еще одной положительной стороной настольных игр является развитие фантазии и воображения. Как правило, действие игры происходит в вымышленном мире, а ребенку приходится строить свой воображаемый мир. Таким образом, у юного игрока развиваются творческие способности. 
• Настольные игры являются отличным способом объединения всех членов детского коллектива, несмотря на межличностные конфликты.

Одержать победу чрезвычайно заманчиво, радость выигрыша – это особое, ни с чем несравнимое чувство, момент триумфа, возвышающий нас в собственных глазах и в глазах окружающих. Желание почувствовать себя победителем незаметно для ребенка переносится на принятие цели игры, какой бы она ни была.

Однако для игры важна не только цель, но и способы ее достижения. Для школы необходимо выбирать игры, в которых побеждает самый умный, добрый, храбрый, честный или просто удачливый.

В ГОБУ «Физтех-лицей» им.П.Л.Капицы на развивающих занятиях «Игры разума» используются следующие настольные игры:

  1. Монополия. Настольная игра, покорившая детей и взрослых со всего мира. Игра предполагает от двух и более участников. 
  2. Настольный футбол. Игра станет центром внимания в любой компании. 
  3. Барабашка. Развивает внимание, память, логическое мышление.
  4. Доббль. Развивает внимание и реакцию.
  5. Уно.  Развивает мышление.
  6. Активити. Развивает умение играть в команде, развивает воображение, мышление и память.
  7. Лабиринт. Умение правильно стратегически выстроить план и победить соперника.
  8. Сет. Любимая игра всех детей, развивающая логическое мышление и внимание.
  1. Хёйзинга Й. Homo ludens. [Человек играющий]. М. Директ-Медиа, 2007, 494 стр.
  2. Пиванкова В. Настольные игры как культура отдыха. http://tesera.ru/article/31085/
  3. Эльконин В.Д. Психология игры. М.Владос, 1999, 360 с.
  4. Бурмистрова Е. Игры с детьми в семье. http://www.ekaterina-burmistrova.ru/razd/igry_s_detmi_v_seme/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в развитии познавательной деятельности младших школьников.

Развитие познавательной деятельности младших школьников с помощью игры....

Роль дидактической игры в развитии умственных способностей младших школьников

Игра – мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм ребёнок учится доверять самому себе и всем людям, распозна...

Игры на развитие логической памяти младшего школьника

Для развития памяти младших школьников можно использовать упражнения, направленные на развитие способности к воссозданию мыслительных образов, осознанное восприятие, способность устанавливать связи ме...

Развитие логического мышления младшего школьника с помощью настольных игр

«Развитие логического мышления младшего школьника с помощью настольных игр»  Прокопьева Антонина Ивановна, воспитатель группы продлённого дня, ГБОУ СОШ №139 с углублённым изучением математик...

Якутские народные настольные игры для развития мелкой моторики младших школьников

Народная игра - понятие многомерное. Для детей младшего школьного возраста доступны и полезны якутские народные настольные игры как «Хабылык» (Лучинки), «Хаамыска» (Камешки), «Баайа» (Волчок), «Тырыын...

Игры на развитие памяти у младших школьников

Представленный материал содержит перечень игр, направленных на развитие памяти младших школьников....

Игра на развитие навыков письма младших школьников "Руки-мумии"

Игра позволяет не только добиться хорошей дисциплины, но и развивать навыки письма у младших школьников. Более того, игра активизирует зрительную память и ненавязчиво вводит их в изучение иностранных ...