Классный час "Добрый мир сказок К.Чуковского"
классный час на тему

     Популяризация творчества Корнея Чуковского среди учащихся начальных классов. Знакомство с краткой биографией писателя. Формирование умения анализировать произведения, выявлять в них поучительные моменты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobryy_mir_skazok_k.chukovskogo.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

              «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №3»

                                    республики Мордовия

 

                                         

                                          Классный час  

              «Добрый мир сказок  К.Чуковского»

                             

                         

                                                                            подготовила

                                                                            учитель начальных классов

                                                                            Кижапкина Тамара Ивановна

                                             п. Торбеево

                                                  2015

 Цели:    Популяризация творчества К.Чуковского среди учащихся.                                                       

              Знакомство с краткой биографией писателя.  

              Формирование умения анализировать произведения,

              выявлять в них поучительные моменты.

Оборудование: Портрет, книги К. Чуковского.

Ход занятия:

       Дорогие ребята, сегодняшнее занятие мы посвятим известному детскому писателю-сказочнику. С его творчеством вы знакомы с самого раннего детства. Когда вы были совсем-совсем маленькими и еще не умели читать, ваши мамы и папы, бабушки и дедушки  раскрывали перед вами книжки с красивыми рисунками и читали вслух интересные сказки-стихи. Часто они рассказывали сказки наизусть, потому что помнили их еще с тех давних пор, когда сами были такими же детьми как вы. Постепенно вы сами тоже запомнили эти сказки и уже могли подсказать и напомнить, если взрослые что-либо пропускали или забывали. Сейчас мы попробуем сначала вспомнить его прекрасные сказки, поучительные, но удивительно добрые.

Я буду задавать вопросы, а вы будете хором отвечать на них.

     

     1.  В какой из сказок  рассказывается о добром докторе?

                                                                        («Доктор Айболит»)

     2. Кто доставил доктору телеграмму от гиппопотама?

                                                                        (Шакал)

     3. Кто помог Айболиту добраться до Африки?

                                                                        (Волк, кит, орлы)

     4. В какой сказке рассказывается о мальчике - грязнуле?

                                                                        («Мойдодыр»)

     5. Какие вещи убежали от грязнули?

            (Одеяло,  подушка,  простыня, свечка, самовар, утюг, кочерга, кушак)

                                                                         

     6. Кто заставил грязнулю отмыться?

                                                                        (Крокодил)

     7. Какая сказка  начинается словами: «Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперёд»?

                                                                        («Тараканище»)

     8. Вспомните, кто победил таракана-злодея в этой сказке?

                                                                        (Воробей)

     9. Из какой сказки  отрывок: «Кто говорит? Слон. Откуда? От верблюда. Что Вам надо? Шоколада»?

                                                                        («Телефон»)

     10. Сколько пудов шоколада просил прислать слон?

                                    (5 или 6)

     11. Какая сказка заканчивается словами: «Рады зайчики и белочки, рады мальчики и девочки. Обнимают и целуют косолапого. Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»?

                                                                         («Краденое солнце»)

     12. Кто украл с неба солнце?

                                                                         (Крокодил)    

     13. Кто победил крокодила и вернул солнце?  

                                                                          (Медведь)

     14. Какая сказка начинается  словами: «Маленькие дети, ни за что на свете не ходите в Африку гулять!»?

                                                                          («Бармалей»)

     15. Что росло на чудо–дереве?

                                                           (Чулки, башмаки, туфли, галоши, ботинки)

     16. Из какой сказки отрывок: «Самовар стоит, словно жар горит, и пыхтит, и на бабу поглядывает»?

                                                                          («Федорино горе»)

     

      Итак, ребята, по тому,  как вы дружно отвечали на вопросы, можно сделать вывод, что вы прекрасно помните сказки и хорошо знаете их героев. А теперь пришла пора назвать их автора. Кто же тот писатель, который придумал такие интересные сказочные истории?   Да, вы абсолютно правы, это Корней Иванович Чуковский. Родился он в 1882 году в г. Санкт- Петербурге, а умер в 1969 году в г. Москве.  Настоящее имя писателя - Николай Васильевич Корнейчуков.

     Удивительно, но писать детские стихи и сказки он начал совершенно случайно.   У  К.И. Чуковского было четверо детей. Общаясь с ними, он стал сочинять для них интересные истории. Когда его маленькая дочка  капризничала, не хотела  умываться, он приговаривал ей:   «Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам – стыд и срам, стыд и срам!» А когда надо было уложить детей спать, Корней Иванович  рассказывал им  забавные рассказы, которые сочинял  тут же. Например:

 « Маленькие дети, ни за что на свете, не ходите в Африку гулять…». Позднее все эти рассказы и сказки он записал.  С тех пор  и мы можем их прочитать.  Ни одно поколение выросло на этих прекрасных произведениях.

      Сказки К. Чуковского написаны в комической остросюжетной форме, но с поучительной целью. Они помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу.

      Послушайте меня и назовите сказку, о которой идет речь.

           В этой книжке именины.

           Много было там гостей.

           А на этих именинах

           Появился вдруг злодей.

           Он хотел убить хозяйку,

           Чуть её не погубил,

           Но коварному злодею

           Кто-то голову срубил.

                                      («Муха-цокотуха»)

      Подумайте, ребята, чему учит эта сказка? (Ответы учащихся). Кто приходил к Мухе-цокотухе в гости? (Таракан, букашки,  бабочка-красавица, бабушка-пчела). Кто спас Муху-цокотуху? (Комар).

      Итак, Муха пригласила на день рождения гостей. А кто обычно приглашается на день рождения? (Друзья). Вот и Муха пригласила тех, кого считала своими друзьями. Они были красивые и важные. Но что же оказалось на самом деле? Гости бросили хозяйку в беде. А ведь настоящие друзья так не поступают. Вывод первый: надо внимательно и осмотрительно выбирать себе друзей.

      А Комара  Муха не считала своим другом и на день рождения не пригласила. Наверное, он был для неё неинтересен: невысок, некрасив, небогат. Но он был храбрый и справедливый. И не мог допустить, чтобы кто-то остался в беде без помощи и погиб. Рискуя собой, он спас Муху. Вывод второй: всегда спешите помочь человеку, попавшему в беду. Возможно, что именно ваше участие предотвратит трагедию и спасет чью-то жизнь.

      А это что за сказка:

           Кто-то пасть свою открыл,

           Кто-то что-то проглотил.

           Потемнело всё вокруг,

          Ой, какой везде испуг!

          Но медведь сразил врага,

          С ним расправа не долга.

          Струсил враг и воротил.

          То, что в небе проглотил.

                                  («Краденое солнце»)

       Чему учит нас эта сказка? ( Ответы учащихся). Правильно, что бы не случилось, в итоге  добро всегда побеждает зло. И вы, ребята, всегда помните об этом и не миритесь со злом, с любым его проявлением.

      В какой сказке произошли следующие события:

          Ох, ох, ох! Ох, ох, ох!

          Здесь такой переполох!

          Все бегут, несутся, скачут.

          Им кричат: - Куда? Куда?

          Ну а кто-то горько плачет

          От досады и стыда.

          Но отлично всё кончается.

         Всё на место возвращается.

         Все виновную прощают –

         Без хозяйки плохо быть!

         А она им обещает

         Их не пачкать и не бить!

                              («Федорино горе»)

 Чему учит нас эта сказка? ( Ответы учащихся). А  Мойдодыр чему нас учит? (Ответы учащихся).

     А сейчас объясните мне, а почему в сказке «Путаница»                                                                              случился пожар? Что стали делать звери во время пожара? Как они его потушили? (Ответы детей). Чему учит эта сказка? Вывод: чтобы не случилось беды, надо стремиться к порядку, жить по определённым правилам и законам.  Но уж если всё же случится несчастье, то побороть его можно всем вместе, дружно.

      В конце нашего занятия  послушайте стихотворение, написанное вашей сверстницей из г. Омска, ученицей 3 класса Олей Дик (в соавторстве с мамой - Лилией Владимировной). Посвящается оно 130-летию со дня рождения писателя.

Что за чудесные стихи

У нашего Чуковского!

Учат многому они

И детей, и взрослого!

Учат выдержке и воле,

Доброте безмерной,

Не ругаться, не сдаваться,

Быть послушным, смелым.

Много в тех стихах зверят

Добрых, злых, трусливых,

Так похожих на ребят

В историях правдивых.

Надо нам, как в тех стихах,

Быть доброю опорой

Для тех, кто помощь ждёт в беде,

Кто мал или не молод.

Любить природу, мир, людей,

Не быть сердитым, подлым.

Иметь побольше нам друзей

И быть счастливым, добрым!

Использованные источники:

1. Школьный биографический словарь (Составитель А.Г. Горкин). - М.: Росмэн, 2002- с.592.

2.  Стихи  Оли  Дик. http://46shkola.ucoz.ru/blog/chemu_uchat_skazki_dedushki_chukovskogo/2012-04-18-13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По дорогам сказок К.И. Чуковского

Урок может быть и внеклассным чтением. На доске портрет Чуковского, а вокруг него в виде домика с крышей расположены слова, характеризующие творчество писателя. Урок очень интересен тем, что дети...

Проект "Красочный мир сказок Корнея Чуковского"

В ходе беседы на тему «130-летие со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского» дети пришли к выводу о том, что неплохо было бы принять участие в детском конкурсе прикладного и изобразительного ис...

Урок "Добрый мир сказок К. И. Чуковского"

Урок внеклассного чтения в 1 классе «Добрый мир сказок К.И.Чуковского» поможет расширить знания ребят о творческом наследии К. И. Чуковского, вызвать интерес ребят к пр...

Сценарий игры-викторины для старших дошкольников "В стране сказок К. Чуковского."

Показать детям всю мудрость и красоту удивительногомира сказок К. Чуковского. Развивать в детях веру в добро,в любовь, дружбу. Воспитывать устойчивый интереск художественной литературе....

Литературная викторина "По мотивам сказок Корнея Чуковского"

Литературная викторина "По мотивам сказок Корнея Чуковского»...

В мире сказок Корнея Чуковского».

Работа над данным проектом,  мы начали с проведения диагностики начального уровня изученности сказок К.И. Чуковского. Затем был проведён цикл занятий различной направленности для достижения поста...

Конспект занятия, посвященного 135-летию со дня рождения детского поэта-сказочника К.И. Чуковского «Добрый мир сказок Чуковского»

Занятие проведено для группы разновозрастных детей в Гороховецком социально-реабилитационном центре "Семья" в день рождения к.И. Чуковского 31.03.2017...