Культурное наследие России
классный час (3 класс) на тему

Литовкина Наталья Васильевна

Наше культурно-историческое наследие – это духовный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности, который, наравне с природными богатствами, является главным основанием для национального самоуважения и признания России мировым сообществом. Наследие во многом формирует менталитет, утверждает преемственность гуманитарных ценностей и сохраняет традиции.

Сохранение культурного наследия – основа дальнейшего развития общества, это конституционная обязанность каждого гражданина страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_otkrytiya_nedeli.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Культурное наследие России 

Цели  мероприятия

  • Развитие  культуры  детей средствами традиционной народной культуры.
  • Развитие творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность.
  • Создание особой русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей и родителей.
  • Формирование и развитие  исполнительско - творческих навыков и умений каждого ребенка на фольклорной основе.

В ходе достижения этих целей решаются следующие задачи:

  1. Воспитательные задачи:
  • формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов, воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
  • воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми.
  • формирование духовно-нравственных качеств личности, мировоззрения, внутренней культуры личности.
  • общение и закрепление знаний по традиционной народной культуре, декоративно-прикладному искусству.
  • воспитывать творчески-активную личность.

  1. Образовательные задачи:
  • развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
  • развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
  • развитие индивидуальные творческие особенности детей
  • развивать внимание, память.

Ценностные установки:  

  • любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине;
  • долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
  • красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Планируемые результаты:

  • Учащиеся  будут иметь возможность получить знания о значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края.
  • Учащиеся  получат  опыт ролевого взаимодействия и реализации  патриотической позиции, опыт взаимодействия с людьми разного возраста.
  •  Дети младшего школьного возраста  получат личный опыт участия в  праздниках, проектах, в  творческой и сценической деятельности в

 школе.

Сценарий:

Нам зачинать досталась роль,
Не путайте с нагрузками,
Мы принесли вам хлеб и соль
На посиделки русские.
Жива традиция.
Жива –
От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.
И потому понять изволь
Тот, кто пришёл на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!

Низко кланяются на все четыре стороны и вручают хлеб-соль самому старшему. Или ставят тарелку на стол, а хлеб “путешествует” по кругу и каждый участник отщипывает от каравая кусочек, макает его в солонку и съедает.

Ведущий:

На завалинках, в светёлке,
Иль на бревнышках, каких.
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались
С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались, -
Без общенья жизни нет.

А играли как? В горелки!
Ах, горелки хороши,
Словом, эти посиделки
Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач, своих квартир.

Наш досуг порою мелок
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.

Если вы в “своей тарелке”
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь сейчас.

Отдых – это не безделки –
Время игр и новостей,
Начинаем посиделки!
Открываем посиделки!
Для друзей и для гостей!

Времена теперь другие, как и мысли и дела,

Далеко ушла Россия от страны,  какой была.

Умный, сильный наш народ, далеко  глядит вперед

Но приданья старины забывать мы не должны!

Ведущий 1:

Добрый день, дорогие ребята, учителя и гости!
Наша Родина — Россия — большая, великая страна. Долины и горы, леса и степени, реки и моря, города и деревни, теплые края и холодные — это наша страна, наша Родина.

Ведущий 2:

Культурное наследие прошлого народ хранит веками. Давайте откроем этот прекрасный ларец народной мудрости. С искусством народа мы знакомимся с первой услышанной в детстве песни, сказки, потешки. Нет человека, который бы не знал хотя бы несколько пословиц и не помнил напева какой-нибудь русской народной песни.

народная песня «Во кузнице»

Ведущий 1:

Здесь собрались сегодня те, кто любит свою страну и интересуется ее историей и  традициями.  Наша страна славится своим литературным наследием. В этом году свои дни рождения отмечают книги таких русских  писателей как: А.С. Пушкин, А.Н.Толстой, И.А. Крылов, К.И. Чуковский. В волшебную страну литературы совершат путешествие ученики 1 классов.

басня

Ведущий 2:

Издревле Россия славилась своими традициями, праздниками, обычаями, обрядами. Немного приоткроют эту тайну нам ученики 2 классов. Ни один праздник не обходился без хороводов и народных гуляний.

Наши бабушки, дедушки

Нам говорили,

Как плясали они,

Хороводы водили.

Как смеялись, шутили,

Своих деток учили

Петь еще с колыбели.

хоровод  Во поле берёзка стояла.

Знаете ли вы – месяц август начинается,

Сразу Спасы открываются!

Спасы – праздники большие,

Да Великие такие.

На Родине — Медовый Спас.

В церквях — полным-полно народа,

И все, как водится у нас,

Толпятся с баночками меда.

Мальчишка пробует на вкус

Губами капли с крышки липкой.

И Сам Сладчайший Иисус

Глядит на это все с улыбкой!

Ведущий :Медовым этот спас назван потому, что к этому дню пасечники приступают к сбору меда, т.к. соты полны свежим янтарным медом. Из одного улья собирают до 70 килограммов меда. После того, как мед соберут, его принято освящать в церкви.

В церковь рано мы идем,

Яблоки в руках несем.

Их нам надо освятить,

Чтоб людей всех угостить.

Светлый праздник Второй спас

Сладких яблок нам припас!

Спас третий — прекрасный Ореховый Спас
Он лето теплое с собой забирает!
Но урожаем радует он нас
И за обильным столом собирает!
Принесет он добро и покой,
Окружая заботой осенней.
Пусть орешком счастье заскочит в дом твой
И будет сплошное везение.

Ведущий: 14 октября, отмечается один из один из самых значимых праздников – Покров Пресвятой Богородицы. В народных обычаях этот день связывают с началом свадебного сезона и с первым инеем. А еще в народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой, и корнями этот праздник уходит очень глубоко в языческие верования. Само название – Покров – в народе связывали с первым инеем, который покрывал землю, указывая на близость зимних холодов.

Ведущий:

 А ещё праздник Покров славится осенними Ярмарками! На ярмарочные гулянья нас пригласят ученики 3 классов.

(выходят дети с конфетами, пряниками, посудой)

1 ученик:

 Снова ярмарка шумит,

 Пряники с конфетами!

 На товар народ глядит,

 Люди разодетые.

2. ученик:

Кому посуда!

Посуда наша для щей и каши.

Не бьется, не ломается

И порче не подвергается.

3. ученик:

Кому пирожки горячие?

С пылу с жару,

Гривенник за пару!

1 ученик:

Загляните к нам в палатку, Есть конфеты, шоколадки!

Подходите, подъезжайте, Всё, что надо, покупайте!

2 ученик:

Как у нас на Руси

Уж давно повелось,

Чтобы весело всем

И счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто

И никто не скучал,

Сам народ для себя

Частушки слагал.

частушки

звучит лирическая музыка (презентация)

дети читают  стихи:

Кругом леса, поля и травы.
Куда не бросишь свой ты взор.
Кругом видны зелёные дубравы
И слышен звонкий птичий хор.

Люблю я русскую природу.
И не забыть мне никогда
Весной разлившуюся воду
И бесконечные поля.

Люблю цветочные поляны,
Люблю родные я края!
Люблю и зимние бураны,
Ведь это родина моя!

Ведущий: Писатели выражали свою любовь к Родине в стихах, а художники – в картинах. Необычное видение  картин нам представят ученики 4 классов.

Выходят ведущие.

Ведущий:     Россиянка в сарафане
Словно облако плывет.
Не девчонка, а картинка,
Прямо за душу берет.
В танце красивом,
В танце раздольном
Шагом пройдется она, не спеша.
Ох, до чего же она хороша!

Ведущий: Наша Родина — Россия — большая, великая страна. Долины и горы, леса и степени, реки и моря, города и деревни, теплые края и холодные — это наша страна, наша Родина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особо ценные объекты культурного наследия народов России. Пулковская обсерватория». Образовательное путешествие.

Данная работа предлагает маршрут образовательного путешествия по территории Пулковской обсерватории, включающий в себя: входные ворота центрального входа, старое астроно...

Всемирное культурное и природное наследие России

Презентация познакомит с культурными и природными объектами России, которые входят в список Всемирного культурного и природного наследия мира....

Рабочая программа летнего лагеря. Год культурного наследия России

Туристическое агенство "КИТ" помогает ребятам познакомиться с культурой России....

Сценарий праздника в начальной школе «Культурное наследие России»

Праздник помогает познакомить детей с народными традициями, прививает любовь и уважение к России....

"Культурное наследие России"

Цель:Познакомить учащихся с народными традициями России, праздниками, играми.Воспитывать любовь и уважение к России, к своему народу; интерес народному слову и народным обычаям, народным промыслам; во...

Образовательный проект - интерактивная экскурсия «Культурное наследие России»

2022 год объявлен в Российской Федерации «Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России».Действительно, в настоящее время, мы видим, что молодое поколение...

«Игровые модели внеурочной деятельности по приобщению обучающихся к культурному наследию России»

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению ба...