Главные вкладки

    Диагностика в деятельности классного руководителя
    учебно-методический материал на тему

    Воробьева Ольга Анатольевна

    Материалы для диагностики классного коллектива.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл diagnostika_v_deyatelnosti_kl._ruk.docx26.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Диагностика в работе классного руководителя 

    Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для более оптимальной организации педагогического процесса.

    Наука выделяет следующие ее функции:

    1) контрольно-корректировочную – это получение данных и корректировка процесса воспитания

    2) прогностическую – предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем  

    3) воспитывающую – оказание учителем воспитательных воздействий на учеников.

    Существуют 3 типа диагностики в работе классного руководителя:

    1) начальная;

    2) корректирующая (текущая);

    3) обобщающая (итоговая)

    1) Начальная  диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед тем, как определить воспитательные задачи, которые будут реализованы в данной учебной четверти или  году  классному руководителю необходимо  изучить уровень воспитанности ученика.

    2) Корректирующая (текущая) диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученического  коллектива, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений.

    3) в конце каждого учебного года в системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая  диагностика. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.

    Итак, педагогическая диагностика имеет в качестве своего предмета три области:

    1. результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся);

    2. результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся;

    3. результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой)

    Другими словами, диагностированию, т.е. периодическому изучению, подлежат:

    - уровень знаний учеников

    - степень социального и психологического развития, 

    Одна из основных задач деятельности школьного психолога в том, чтобы обеспечить классного руководителя психологической информацией, необходимой для обеспечения индивидуального подхода к учащимся.

    Это обеспечение производится через групповую и индивидуальную психодиагностику учащихся, беседы и консультации с классными руководителями, учителями-предметниками и родителями.

    Отбор методик для выполнения диагностического минимума производится исходя из возрастной периодизации. На среднюю школу приходится ранний подростковый возраст (5-6 классы), старший подростковый возраст (7-9 классы), ранняя юность (10-11 классы) (Д.Б.Эльконин, 1989).

    В раннем подростковом возрасте (5-6 классы) самые серьезные психологические проблемы связаны с переходом в школу среднего звена. Резкая смена системы преподавания, изменение требований к подросткам со стороны взрослых, новый классный коллектив часто приводят к учебной и социальной дезадаптации учащихся, повышению тревожности и агрессивности. Это обостряется естественными психофизиологическими особенностями возраста.

    Для обеспечения индивидуального подхода к школьникам этого возраста мы проводим диагностику показателей и форм агрессивности (методика А.Басса, А.Дарки), определение социальной структуры классов (социометрия), изучение тревожности (“Шкала самооценки” Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина, цветоассоциативный тест, рисуночные пробы). Это позволяет как установить причины явно отклоняющегося поведения школьников, так и выявить тех учеников, сложности которых не так ярко проявляются в поведении, что дает возможность своевременно приступить к психокоррекции.

    В старшем подростковом возрасте (7-9 классы) очень высокое значение имеет эмоциональное общение со сверстниками, происходит интенсивное социальное развитие и личностное становление. На этот период приходится наиболее острый этап кризиса идентичности (Э.Эриксон, 1963, 96). В силу этого для школьников данного возраста характерны резкие проблемные переживания, преимущественно в социальной сфере. Поэтому мы изучаем у старших подростков особенности проблемных переживаний (“Проблемная анкета” Seiffqe-Krenke) и эмоциональных отношений со сверстниками (“Анкета эмоциональных отношений” - авторская разработка А.Г.Грецова), социальную структуру классов (социометрия), социальную адаптацию (опросник “Определение характеристик социальной адаптации” К.Роджерса и Р.Даймонда), личностные особенности (16PF-опросник Кеттелла). Проводится социально-психологический тренинг. В 9-х классах осуществляется первичная профориентация учащихся.

    Психологическая работа в старших классах (10-е, 11-е) подчинена в нашей школе стратегической задаче профессионального самоопределения учащихся. Ведется комплексная работа по профориентации, которая включает в себя изучение основ выбора профессии, коллективные и индивидуальные беседы, психодиагностику и консультирование. Определяются профессиональные склонности и интересы (Карта интересов, методика Йовайши, тест Голланда), способности (Школьный тест умственного развития), личностные особенности (16PF-опросник Кеттелла, “Экспресс-диагностики характерологических особенностей личности” Т.В.Матолина) учащихся. Проводится социально-психологический тренинг.

    Школьный психолог совместно с классным руководителем готовит на всех учащихся школы психолого-педагогические карты.

    В начале учебного года психолог проводит инструктаж классных руководителей которые будут проводить диагностическое обследование учащихся, о порядке проведения и методиках диагностики.

    В обусловленные сроки классный руководитель вместе со школьным психологом проводят психолого-педагогическую диагностику.

    Подготовленный классный руководитель может делать это самостоятельно, сотрудничая с психологом школы. Разработана диагностическая карта класса, имеющая следующие особенности.

    В таблице отражены данные: демографические, медицинские, психологические и педагогические.

    Большую часть данных следует сообщать ученикам, обсуждать и вести с ними работу по саморазвитию, самовоспитанию, что благотворно скажется на отношении ученика к самому себе, к другим людям.

    Итак, последовательно опишу порядок заполнения карты характеристики с указанием возможных вариантов использования данных.

    № 1. –порядковый номер.

    2 - ФИО – писать отдельно мальчиков и девочек для возможной дифференциации воспитательной работы с ними.

    № 3 - возраст – записывается для учета отклонений в развитии и работы, связанной с поступлением правовой ответственности, получением паспорта, проведением праздников дня рождения и т.д.

    № 4– профессия, возраст и образование матери и отца – для привлечения родителей к работе с детьми

    № 5 - тип воспитания (демократический, авторитарный, попустительский) - получаем в процессе беседы, наблюдения, посещая семью. Используется для работы с родителями и детьми.

    № 6 - состояние здоровья – о нем сообщают родители и врач; записывать шифром: БО – без отклонений, ЗР – зрение, СК – сколиоз. Используются данные для регулирования нагрузок, организации, направленной на сохранение здоровья, проведение лечения.

    № 7 - успеваемость - можно фиксировать произвольно, указывая преобладающие оценки ученика и оценки по отдельным предметам. Данные используются для поддержки индивидуального роста ученика, оказания ему необходимой помощи.

    №8 – индивидуальные психологические особенности – диагностируемые с помощью психологических тестов (уровень агрессивности, тревожности, склонность к депрессии и д.)

    № 9 - черты характера – их можно выяснить в процессе наблюдения, беседуя с детьми, с родителями, учителями. Негативные черты лучше шифровать. Данные используются при организации воспитания, самовоспитания школьников, индивидуальной работы формирования положительной самооценки.

    № 10 – информация об увлечениях, интересах, специальных умениях - дополнить данными бесед с родителями, учителями. Данные можно использовать для развития интересов, индивидуальной работы при организации досуга.

    № 11 - одаренных детей помогают выявить олимпиады, оценки и наблюдения учителей

    № 12 - отношение к учению, мотивы учения - выявлять методом наблюдения, беседы. Фиксировать произвольно: - познавательная активность, - интерес - чувство долга … нужно для развития интереса к учебе, способностей.

     № 13 - общая культура, эрудиция – выявлять методом наблюдения в процессе беседы с учителями, самими учениками. Записываем так: высокий, достаточный, средний, низкий уровень. Данные используются для формирования познавательных интересов, культуры умственного труда, поведения, эстетической культуры.

     № 14 - положение в группе, отношения с товарищами, межличностные, эмоциональные отношения в классе – выявляются лидеры, предпочитаемые и отвергаемые, т.е. социально активные и признаваемые члены класса и социально-пассивные, непризнаваемые. Данные можно получить с помощью наблюдения и социометрической методики. Использовать для развития сплоченности класса, формирования индивидуальных личностных качеств, навыков общения.

    № 15 - ученики могут принадлежать к официальным общественным организациям или к входить в неформальные группы, компании. Это можно выяснить в беседах, наблюдением и использовать для развития полезных связей, контактов и нейтрализации социально не одобряемого поведения.

    № 16 - постоянные или временные поручения – их важно учитывать при организации дел в классе, для развития контактов, различных умений, качеств учеников

    № 17 трудовая активность. трудовую активность выяснять с помощью наблюдения, бесед; фиксировать примерно так: трудолюбив и активен всегда, часто, редко, никогда. Использовать для индивидуальной воспитательной работы.

    № 18 - профессиональные намерения – выяснять с помощью бесед и специальных методик. Использовать в профориентационной групповой и индивидуальной работы,

    № 19 - сведения о постоянных внешкольных занятиях учеников - учитываются при ориентации групповой и индивидуальной воспитательной работы

    № 20 - здесь формулируются индивидуальные воспитательные задачи на основе анализа всех данных по ученику, например: помочь в развитии навыков общения; способствовать повышению самооценки или, напротив, формировать более критическое отношение к себе.
    Графы  можно добавлять самим.

    ДИАГНОСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

    Как известно, основным средством воздействия на личность учащегося является классный коллектив. Воспитателю необходимо уметь прослеживать различные изменения в классе, формирование отношений между детьми, их ценностные ориентиры, тенденции формирующихся отношений.

    Цели изучения классного коллекгтива многоплановы: определение статуса каждого старшеклассника в системе межличностных отношений в классном коллективе; выявление уровня развития классного коллектива и стиль его жизнедеятельности; определение психологического климата в коллективе и эмоционального самочувствия отдельных его членов; наличие опыта совместной деятельности и др.

    При систематическом диагностировании классного коллектива каждый раз можно увидеть новый уровень развития во взаимоотношениях старших подростков: возрастает степень его сплоченности, организованности, самостоятельности, расширяется сфера и возможности осуществления в нем разнообразной деятельности.

    Следует отметить, что нельзя изучать личность учащегося в отрыве от изучения классного коллектива. Изучая классный коллектив, мы одновременно в определенной степени изучаем и отдельные личности, входящие в данное объединение, воспитываем подростков и формируем у них психологические предпосылки к самовоспитанию.

    На основе материалов, полученных в ходе диагностирования, составляется психолого-педагогическая характеристика классного коллектива, которая должна постоянно дополняться, уточняться и использоваться в деятельности классного руководителя и воспитателя. Предлагаемые нами методики помогут в этом.

    Анкета «Воспитательная работа в классе глазами родителей»

    1. Какие мероприятия класса и школы этого года понравились Вашему ребенку?

    1. Какие мероприятия класса и школы понравились Вам?
    2. Какие мероприятия класса и школы Вам не понравились?
    3. Какие мероприятия класса и школы не понравились Вашему ребенку и почему?
    4. В каких мероприятиях класса и школы в будущем году мог ли бы участвовать Ваш сын или дочь?
    5. В каких мероприятиях класса и школы могли бы Вы принять участие в будущем году?
    6. Какие мероприятия Вы хотели бы предложить в будущий план воспитательной работы?
    7. На что Вы считаете необходимым обратить внимание классного руководителя в воспитательной работе в будущем году?

    9. Какие традиции, на Ваш взгляд, необходимо развивать в коллективе учащихся в будущем учебном году?

    10. Какие совместные мероприятия детей и родителей в будущем учебном году Вы хотели бы предложить?

    Такое анкетирование помогает классному руководителю взглянуть на процесс воспитания учащихся в классе по-новому, позволит глубже и серьезнее проанализировать свою реальную деятельность, да и у родителей такие опросы вызывают и заинтересованность и ответственность. У них формируется уважительное отношение к классному руководителю, которому не безразличен внутренний мир детей и его проявление. Почувствовав заинтересованность в себе в лице классного руководителя, родители с удовольствием откликаются на любое дело, готовы к сотрудничеству и партнерству в воспитательной работе в классе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Диагностика в работе классного руководителя с семьёй.

    Огромную роль в работе классного руководителя играет диагностика. В работе приведены различные виды диагностики....

    Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.

    Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....

    Диагностика как основа деятельности классного руководителя

    Огромную роль в работе учителя играет диагностика. Она используется в работе с обучающимися и в работе с коллективом родителей.  Любая информация, которую классный руководитель может получить от ...

    "Диагностика в работе классного руководителя начальных классов"

    Материал включает в себя различные виды психодиагностики, применяемые в работе учителя начальных классов....

    Презентация "Диагностика в работе классного руководителя" (из опыта работы)

    В презентации представлено несколько методик  диагностики (из опыта работы)...

    "Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания ребёнка". Выступление на городской конференции классных руководителей.

    Много лет работаю над проблемой "Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся как средство формирования личности ребёнка" , мною выработаны направления работы с родителями, которые помо...