Рабочая программа дополнительного образования "Пожарные непоседы"
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Онышкевич Наталия Александровна

Содержание Образовательной программы «Пожарные непоседы» имеет физкультурно-спортивную направленность. Программа рассчитана на два года обучения, для детей возраста от 7 до 11 лет. В программу входят разделы по изучению работы в аварийно-спасательной службе МЧС, по пожарно-прикладным видам спорта, поисково-спасательной работе и разделы, посвященные специальной и общей физической подготовки.

Одним из направлений образовательной программы «Пожарные непоседы» являются подготовка обучающихся к соревнованиям по пожарно-прикладным видам спорта и к соревнованиям по программе Международного комитета по предупреждению и тушению пожаров (СТIF) среди дружин юных пожарных, к районным соревнованиям при участии МЧС России, отделений Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество», Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Пожарно-спасательный отряд ППС Санкт-Петербурга».

Программа имеет физкультурно-спортивную направленность.

Основными целями данной программы дополнительного образования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pozharnye_neposedy_2015-16.doc233.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детский оздоровительно-образовательный центр

Красносельского района Санкт-Петербурга

«Центр безопасности жизнедеятельности»

(ГБОУДОД ДООЦ «ЦБЖ»)

ПРИНЯТО

На заседании Педагогического совета

Протокол № ______

от «_____» ____________________ 201   г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

________________ К.Б.Панкрашкин

«_____» __________________ 201   г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ

 «ПОЖАРНЫЕ НЕПОСЕДЫ»

Возраст учащихся: 11-16 лет

Срок реализации: 2 года

Педагог дополнительного образования

Онышкевич Наталия Александровна

Санкт-Петербург

2015/2016


Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ…….5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН        7

ПЛАН УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УЧЕБНЫЙ ГОД……………..........12

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ………………………………………………………...12

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ        13

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….14

 


Пояснительная записка

        Содержание программы дополнительного образования «Пожарные непоседы» соответствует примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).

        Актуальность программы в том, что все приобретенные знания и навыки необходимы подросткам в жизни: в школе на уроках, при поступлении в училища, техникумы и институты, на работе и при службе в армии.

        Содержание Образовательной программы «Пожарные непоседы» имеет физкультурно-спортивную направленность,  рассчитана на два года обучения, для детей младшего  школьного возраста. В основу  входят разделы по изучению  работы в аварийно-спасательной службе (МЧС), пожарно-прикладном спорте, поисково-спасательной работе, общей физической подготовки.

 Одним из направлений образовательной программы «Пожарные непоседы» являются подготовка обучающихся к соревнованиям «Пожарный дозор», соревнования по программе Международного комитета по предупреждению и тушению пожаров (СТIF) среди дружин юных пожарных  районные соревнования  при участии МЧС России, ВДПО, ОНД, ПСО

        Программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность.

Основными целями данной программы дополнительного образования детей являются:

- обеспечение обучения, воспитания и развития детей;

- развитие мотивации личности к познанию;

- создание условий для профессионального самоопределения и творческого развития;

- обеспечение охраны жизни и здоровья ребенка;

- профилактика здорового образа жизни подрастающего поколения;

- укрепление здоровья;

- организация отдыха и занятости детей;

- профилактика социально-негативных явлений среди детей и молодежи.

Основными задачами данной программы являются:

Обучающие:

  • обеспечить «начальную школу движений», т.е. научить управлять относительно простыми движениями в основных звеньях двигательного аппарата, создав тем самым исходную базу для  более сложных форм двигательной деятельности;
  • обучить детей действиям, которые будут использоваться как «подводящие» упражнения, либо как средства избирательного воздействия на развитие отдельных физических качеств, способностей;
  • обучение навыкам оказания первой доврачебной помощи;
  • Пропаганда здорового образа жизни.
  • Совершенствовать двигательные умения и навыки прикладного характера, развить  двигательные  качества на основе общей физической подготовленности.
  • пропаганда и изучение правил пожарной безопасности.

Развивающие:

- всестороннее совершенствование личностных качеств: психологическая        устойчивость, физическая сила, выносливость, быстрота принятия решений, наличие необходимых знаний и навыков, позволяющих успешно действовать в экстремальных ситуациях;

  • развитие памяти, логического мышления и мотивации личности к познанию;
  • развитие внимательности и осторожности.

Воспитательные:

  • ориентация на труд, собственные усилия;
  • удовлетворение потребности детей в общении;
  • воспитание приоритета общественных ценностей;
  • организация содержательного досуга.

Условия реализации образовательной программы.

Программа создана для учащихся 1 – 5 классов и основа на подготовке их к взрослой жизни, на то, чтобы они реально могли смотреть на мир, научились оценивать обстановку и жизненные ситуации, свои возможности и делать правильный выбор.

        Данная программа предназначена для детей, имеющих медицинский допуск, и призвана расширить кругозор ребенка и дать ему соответствующую возрасту адекватную картину мира, подготовить его к действиям в экстремальных ситуациях, привить практические навыки оказания пострадавшим первой доврачебной помощи.

        Программа реализуется в течение 2 лет, в объеме 144 часа (72 часа в год). Занятия проводится в очной форме, в вечернее время, в количестве двух академических часов в неделю. Проводится и теоретические и практические занятия. Программа также предполагает участие в районных и городских соревнованиях «Пожарный дозор», соревнования по программе Международного комитета по предупреждению и тушению пожаров (СТIF) среди дружин юных пожарных  и т.д., проводимых Комитетом образования и ГОУДОД ДООЦ Санкт-Петербурга «Балтийский берег» и другими заинтересованными организациями.

Основной формой проведения занятий в первый год обучения является групповая. В области практики основной формой занятия являются соревнования  между группами, а также районные и городские.

Все традиционные мероприятия направлены на то, чтобы ни один ребенок не выпадал из учебного процесса в течение всего учебного года .Прогнозируемые результаты

освоения учащимися программы

1 года обучения

        Ожидаемыми результатами 1 года обучении по данной образовательной программе являются: знакомство обучаемых с правилами и методами оказания первой медицинской помощи, с правилами пожарной безопасности. Это является весьма актуальным, так как дети в этом  возрасте начинают активно интересоваться окружающим миром, пытаются подражать действием взрослых не осознавая возможных опасностей. Привитие обучаемым практических навыков одевание боевой одежды пожарных, ознакомление со средствами и способами пожаротушения. Основными формами контроля достижений учащихся являются практические занятия по медицинской подготовкерешение ситуационных задач, позволяющие оценить умение, применять на практике полученные теоретические знания, результативность участия в районных и городских соревнованиях.

2 года обучения

        Ожидаемыми результатами 2 года обучения по данной образовательной программе являются: повторение программы 1 года обучения, последующее углубление и расширение теоретических знаний, а также приобретение новых умений, в частности освоение всех элементов прокладывание магистральной линии, одевание боевой одежды пожарных, полоса препятствий. освоение приемов реанимации с использование тренажера «Максим П» и приобретение навыков решения ситуационных задач с использованием мультимедийных технологий. Основными формами контроля качества знаний учащихся являются практические занятия по медицинской подготовке, позволяющие выявить правильность и скорость оказания первой медицинской помощи, решение ситуационных задач, позволяющее оценить умение применять на практике полученные теоретические знания, результативность участия в районных и городских соревнованиях.

        Педагогические методы и технологии:

- Информационно-познавательные;

- практические;

- творческие;

- поисковые;

- дидактические.

Календарно-тематический план

Сводная таблица

Таблица № 1

№ п/п

Количество часов

Примеч.

Год обуч.

Теоретических занятий

Практических занятий

Индивидуальных занятий

всего

1

1-й

18

54

---

72

2

2-й

12

60

---

72

Теоретические занятия

Таблица № 1.1

№ п/п

Тема

1-й год обучения

2-й год

обучения

1.

Комплектование группы. Инструктаж по безопасности.

Организационный урок. Введение. Наиболее значимые события в истории пожарной охраны России.

4

2

2.

Знатоки  правил и знаки  пожарной безопасности

2

2

3.

Основы безопасности жизнедеятельности – первая доврачебная помощь

2

2

4.

Боевая одежда пожарных.

2

-

5.

Индивидуальные средства пожаротушения.

2

-

6.

Первичные средства пожаротушения.

2

-

7.

Аварийно-спасательные средства.

2

8.

Участие в районных и городских соревнованиях

2

6

                                                              Итого:

18

12

Практические занятия

Таблица № 1.2

№ п/п

Тема

1-й год

обучения

2-й год

обучения

1.

Знатоки правил пожарной безопасности

6

6

2.

Основы безопасности жизнедеятельности – медико-санитарная подготовка

8

8

3.

Одевание боевой одежды пожарных

6

8

4.

Аварийно-спасательные средства

6

8

5.

Общефизическая подготовка

16

14

6.

Первичные средства пожаротушения

4

4

7.

Участие в районных и городских соревнованиях

8

12

                     Итого:

54

60

Календарно-тематический план

по образовательной программе

«Пожарные непоседы» на 2015-2016 гг

1 год обучения.

Таблица № 1.3

Дата

Тема

часы

Содержание

Знакомство с группой. Инструктаж по безопасности.

Комплектация группы.

Наиболее значимые события в истории пожарной охраны России.

2

Ознакомить с историей пожарной охраной России

Наиболее значимые события в истории пожарной охраны Санкт-Петербурга

2

История пожарной охраной Санкт-Петербурга

Знатоки  правил и знаков пожарной безопасности

2

Ознакомить запрещающими и предписывающими знаками (Теория) Изучить теоретические вопросы пожарной безопасности. (теория)

Знатоки  правил и знаков пожарной безопасности

2

Изучение теоритических вопросов по пожарной безопасности (просмотр видеофильмов)

Знатоки  правил и знаков пожарной безопасности

2

Изучение теоритических вопросов по пожарной безопасности (Тесты, билеты)

Первая доврачебная помощь.

2

Ознакомить со снаряжение аптечки (теория)

Медико-санитарная подготовка.

2

Практика. Виды повязок и правила их наложения.

Медико-санитарная подготовка.

2

Практика. Повязки при ушибе головы (чепчик и уздечка).

Медико-санитарная подготовка.

2

Практика. Наложение кровоостанавливающего жгута и жгута-закрутки.

Медико-санитарная подготовка.

2

Практика. Наложение транспортных шин (рука, нога) и шин из подручных материалов на место перелома.

Подготовка к соревнованиям

2

Внутригруппные соревнования

Боевая одежда пожарных

2

Изучение элементов боевой одежды пожарного (Каска, ремень .карабин ,куртка, брюки)(Практика)

Боевая одежда пожарных

2

Тренировка надевание боевой одежды пожарного. (Практика)

Боевая одежда пожарных

2

Тренировка надевание боевой одежды пожарного. (Практика)

Боевая одежда пожарных

2

Тренировка надевание боевой одежды пожарного. (На время)

Подготовка к соревнованиям

2

Индивидуальные средства пожаротушения.

2

Изучение индивидуального снаряжения щита первичных средств пожаротушения.(Теория)

Первичные средства пожаротушения.

2

Изучение видов огнетушителей. (Теория)

Первичные средства пожаротушения.

2

Изучение внутренних  пожарных кранов (Теория)

Аварийно -спасательные средства.

2

Ознакомить с  видами аварийно-спасательных средств.(Теория) просмотре слайдов.

Аварийно -спасательные средства.

2

Тренировать вязание пожарных узлов.(Практика)

Аварийно -спасательные средства.

2

Тренировать вязание петли для самоспасания. (Практика)

Аварийно -спасательные средства.

2

Тренировать вязание петли для самоспасания. (Практика)

Подготовка к соревнованиям

2

Практика. Обсуждение фильма .Задачи по экзаменационным карточкам

Общефизическая подготовка

2

Общая и специальная физическая подготовка

Общефизическая подготовка

2

Общая и специальная физическая подготовка

Общефизическая подготовка

2

Общая и специальная физическая подготовка.

Общефизическая подготовка

2

Общая и специальная физическая подготовка

Общефизическая подготовка

2

Общая и специальная физическая подготовка

Общефизическая подготовка

2

Общая и специальная физическая подготовка

Подготовка к соревнованиям

2

Между групповыее соревнования

Общефизическая подготовка

2

Общая и специальная физическая подготовка

Участие в соревнованиях

2

Практика.»Слалом между кеглями, Коридор из коротких досок».

Первичные средства пожаротушения

2

Изучение видов огнетушителей. (Теория)

Первичные средства пожаротушения

2

Изучение видов огнетушителей.

Первичные средства пожаротушения

2.

Изучение внутренних  пожарных кранов

       Итого:                          

72

                                                

Календарно-тематический план

по образовательной программе

«Пожарные непоседы» на 2015-2016 гг

2 год обучения.

Таблица № 1.4

Дата

Тема

часы

Содержание

Инструктаж по безопасности.

Наиболее значимые события в истории пожарной охраны  России и Санкт-Петербурга

2

Повторение по истории пожарной охраны

История пожарной охраной Санкт-Петербурга (Просмотр видеофильма и презентации учащихся)

Знатоки  правил и знаков пожарной безопасности

2

Запрещающие и предписывающие знакам (Теория) Изучить теоретические вопросы пожарной безопасности. (теория)

Знатоки  правил и знаков пожарной безопасности

2

Изучение вопросов по пожарной безопасности (просмотр видеофильмов)

Знатоки  правил и знаков пожарной безопасности

2

Изучение вопросов по пожарной безопасности (Тесты, билеты)

Первая доврачебная помощь.

2

Правила наложение повязок (теория)

Медико-санитарная подготовка.

2

Практика .Наложение шин Крамера

Медико-санитарная подготовка.

2

Практика. Транспортировка пострадавших

Медико-санитарная подготовка.

2

Практика. Наложение кровоостанавливающего жгута и жгута-закрутки.

Медико-санитарная подготовка.

2

Практика. Наложение транспортных шин (рука, нога) и шин из подручных материалов на место перелома.

Подготовка к соревнованиям

2

Внутригруппные соревнования

Боевая одежда пожарных

2

Изучение элементов боевой одежды пожарного (Каска, ремень .карабин ,куртка, брюки)(Практика)

Боевая одежда пожарных

2

Тренировка надевание боевой одежды пожарного. (Практика)

Боевая одежда пожарных

2

Тренировка надевание боевой одежды пожарного. (На время)

Боевая одежда пожарных

2

Тренировка надевание боевой одежды пожарного. (На время)

Подготовка к соревнованиям

2

По положению «Пожарный дозор»

Подготовка к соревнованиям

2

«Пожарный дозор»

Подготовка к соревнованиям

2

«Пожарный дозор»

Индивидуальные средства пожаротушения.

2

Индивидуальные снаряжения и защита первичных средств пожаротушения

Первичные средства пожаротушения.

2

Виды огнетушителей.

Первичные средства пожаротушения.

2

Внутренние  краны

Аварийно -спасательные средства.

2

Видами аварийно-спасательных средств.(Теория) просмотре слайдов.

Аварийно -спасательные средства.

2

Вязание пожарных узлов.(Практика)

Аварийно -спасательные средства.

2

Вязание петли для самоспасания. (Практика)

Аварийно -спасательные средства.

2

Тренировать вязание петли для самоспасания. (На время) (Практика)

Подготовка к соревнованиям

2

Внутригруппные соревнования

Общефизическая подготовка

2

Общая и специальная физическая подготовка

Общефизическая подготовка

2

Общая и специальная физическая подготовка

Общефизическая подготовка

2

Общая и специальная физическая подготовка.

Общефизическая подготовка

2

Общая и специальная физическая подготовка

Общефизическая подготовка

2

Общая и специальная физическая подготовка

Общефизическая подготовка

2

Общая и специальная физическая подготовка

Подготовка к соревнованиям

2

CTIF

Общефизическая подготовка

2

Общая и специальная физическая подготовка

Общефизическая подготовка

2

Общая и специальная физическая подготовка

Первичные средства пожаротушения

2

Изучение видов огнетушителей. (Теория)

Первичные средства пожаротушения

2

Изучение видов огнетушителей.

Первичные средства пожаротушения

2.

Изучение внутренних  пожарных кранов

Участие в соревновании

  2

Выдача призов и подарков.

       Итого:                          

72

                                                

(возрастная группа от 6 до 8 лет)

№ п/п

Виды испытаний (тесты)

Нормативы

Мальчики

Девочки

Бронзовый знак

Серебряный знак

Золотой знак

Бронзовый знак

Серебряный знак

Золотой

знак

Обязательные испытания (тесты)

1.

Челночный бег 3х10 м (с)

10,4

10,1

9,2

10,9

10,7

9,7

или бег на
30 м (с)

6,9

6,7

5,9

7,2

7,0

6,2

2.

Смешанное передвижение
(1 км)

Без учета времени

Без учета времени

Без учета времени

Без учета времени

Без учета времени

Без учета времени

3.

Подтягивание

из виса на высокой перекладине (количество раз)

2

3

4

-

-

-

или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (количество раз)

5

6

13

4

5

11

или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу  
(количество раз)

7

9

17

4

5

11

4.

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу

Касание пола пальцами рук

Касание пола пальцами рук

Достать пол ладонями

Касание пола пальцами рук

Касание пола пальцами рук

Достать пол ладонями

План учебно-воспитательной работы объединения

Таблица № 1.5

№ п/п

Название мероприятия

Номер группы

Сроки

Место проведения

Примечание

1

Игра «Пожарный дозор»

1 и 2

Сентябрь

2015г

ГБОУДОД

ДООЦ

«ЦБЖ»

2

Игра «Знание правил пожарного дела»

1и 2

Декабрь 2013

ГБОУДОД

ДООЦ

«ЦБЖ»

3

соревнования по программе Международного комитета по предупреждению и тушению пожаров (СТIF) среди дружин юных пожарных  

1 и 2

Апрель

2015

ГБОУДОД

ДООЦ

«ЦБЖ»

4

Соревнования между группами

1 и 2

Май

2013

ГБОУДОД

ДООЦ

«ЦБЖ»

5

Участие в районных и городских соревнованиях

1 и 2

По графику

ГБОУДОД

ДООЦ «Балтийский берег»

6

Праздник «Окончание учебного года»

1 и 2

Последнее занятие

ГБОУДОД

ДООЦ

«ЦБЖ»

План работы с родителями

Таблица № 1.6

№ п/п

Название мероприятия

Номер группы

Сроки

Место проведения

Примечание

1

Организационное родительское собрание

1,2 и 3

Сентябрь 2015

ГБОУДОД

ДООЦ

«ЦБЖ»

2

Групповые и индивидуальные консультации для родителей

1,2 и 3

в течение учебного года

ГБОУДОД

ДООЦ

«ЦБЖ»

3

Родительское собрание. Итоги первого полугодия

1,2 и 3

Декабрь 2015

ГБОУДОД

ДООЦ

«ЦБЖ»

4

Привлечение родителей к личному участию в качестве судий на групповых соревнованиях

1,2 и 3

В течение учебного года

  ГБОУДОД

ДООЦ

«ЦБЖ «

5

Праздник «Окончание учебного года»

1,2 и 3

Май 2016

ГБОУДОД

ДООЦ

«ЦБЖ»

6

Родительское собрание. Итоги учебного года

1,2 и 3

Май 2016

ГБОУДОД

ДООЦ

«ЦБЖ»

Перечень

учебно-методического и материально-технического обеспечения

1. Учебно-методическое обеспечение программы

Формы подведения итогов

Одним из главных показателей результативности является участие в различных городских, районных и внутренних мероприятиях. Перевод на следующий этап обучения производится на основе анализа достигнутого учащимся, посещаемости и участия в турнирах и соревнованиях.

2.Материально-техническое обеспечение программы.

Специализированный  учебный класс

- 1 шт.

Специализированная

база пожарной охраны

- 1 шт.

Спортивные каски

- 4 шт.

Пожарные каски

- 4 шт.

Пожарные ремни

- 4 шт.

Боевая одежда пожарного

- 4 шт.

Верёвка

- 2 шт.

Пожарные рукава

- 4 шт.

Аптечки

- 2 шт.

Шины медицинские

- 2 шт.

Огнетушители

-  4 шт.

Кепки

- 12 шт.

Футболки

- 12 шт.

Секундомеры

- 2 шт.

Тестовые нормативы

1-й год обучения

Элементы

Кол-во/время

1.Одевание боевой одежды

- 29 сек.

2. Отжимания

- 30 раз

3. Подтягивания

- 9 раз

4.Работа на пресс

- 30 раз

5. CTIF

- 49 сек.

3. Список литературы

Литература, использованная при разработке программы:

1.                Комплект плакатов "Первичные средства пожаротушения"

2.                Комплект плакатов "Первая медицинская помощь при ЧС"

3.                Комплект плакатов "Правила поведения в аварийных ситуациях на транспорте"

4.                Комплект плакатов "Правила поведения в ЧС техногенного характера"

5.                DVD "Первая помощь при переломах, кровотечениях, ожогах",

6.                DVD Уроки ОБЖ в школе"

7.                CD "Оказание первой доврачебной помощи"

8.                CD "Учись защищать себя "

9.                CD "Скорая помощь"

10.                CD "Медицинская помощь"

11.                CD "Безопасность дома"

12.                CD "Анатомия человека"

13.                Тренажер сердечно-легочной реанимации пружинно-механический с индикацией правильности выполнения действий – манекен (150х55х27/13 кг). Полная модель человека (типа "Максим II")

14.                Стенд «Уголок безопасности дорожного движения»

15.                Е.Л. Вишневская, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов Учебник ОБЖ 5 класс, М., Просвещение 1997 год

16.                Е.Л. Вишневская, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов Учебник ОБЖ 6 класс, М., Просвещение 1997 год

17.                Е.Л. Вишневская, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов Учебник ОБЖ 7 класс, М., Просвещение 1997 год

18.                М.И.Иванюков, Основы безопасности жизнедеятельности: тетрадь с печатной основой для учащихся 6-го класса. – Саратов: «Лицей», 1999. – 80 с.

19.                М.И.Иванюков, Основы безопасности жизнедеятельности: тетрадь с печатной основой для учащихся 7-го класса. – Саратов: «Лицей», 1999. – 80 с.

20.                М.И.Иванюков, Основы безопасности жизнедеятельности: тетрадь с печатной основой для учащихся 5-го класса. – Саратов: «Лицей», 2001. – 64 с.

21.                Ю.Л.Воробьев, В.В.Иванов, В.П.Шолох, Хрестоматия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД». – 1998. – 160 с.

22.                М.Л.Форштадт, Школьный учебный кабинет по правилам дорожного движения ***Информационный уголок по безопасности дорожного движения. – Санкт-Петербург: 2000. – 16 с.

23.                М.Л.Форштадт, А.П.Добровольская, А.В.Эпова, А.В.Новиков, Пешеход на дороге. Обучающий минимум по правилам и безопасности дорожного движения. – Санкт-Петербург: 2001. – 40 с.

24.                 Е.М . Сосунова, М.Л.Форштадт, Учись быть пешеходом. Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 160

26.                 Ф.В.Кармазинов, О.Н.Русак, С.Ф.Гребенников, В.Н.Осенков, Безопасность жизнедеятельности: Словарь-справочник. – Санкт-Петербург: Издательство «Лань». 2001.

Список специальной используемой литературы

1.ГОСТ 12.2.037-78 ССБТ. Техника пожарная. Требования безопасности.
2.ГОСТ 12.2.047-86 ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения.
3.ГОСТ 12.4.009-83 ССБТ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные  виды. Размещение и обслуживание.
4.ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности.
5.ГОСТ 8050-85 Двуокись углерода газообразная и жидкая. Технические условия.
6.НПБ 166-97 Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации.  

7.ГОСТ Р 51057-97 Пожарная техника. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний.
8.НПБ 155-96 Пожарная техника. Огнетушители переносные. Основные показатели и методы испытаний.
9.НПБ 105-95 Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности.

10.Другая специальная литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кукольного кружка Непоседы"-внеурочная деятельность

Разработана рабочая программа кукольного кружка "Непоседы" -внеурочная  деятельностя по ФГОС . Программа направлена на интеллектуальное развитие младших школьников, развитие  артистических ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Непоседы"

Программа рассчитана на 135 часов и предполагает возможность организовывать занятия крупными блоками – интенсивами. Оздоровление ребёнка тесно интегрируется с другими направлениями, осуществляется вза...

Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа ««Начальное техническое моделирование»  разработана в соответствии с «Законом об образовании...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Затейники»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Затейники»  МБУДО «Дом детского тво...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА театрального кружка «Непоседы»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАтеатрального кружка «Непоседы»...