Статья
статья (2 класс) на тему

Лаврова Лидия Петровна

Значение народных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_lavrovoy_lp.docx37.54 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание через русскую народную игру

ГБОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»

Красногвардейский район СПб

Лаврова Л.П.

     Русская народная  игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх  ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.

Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.  

Русские народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.

Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.

Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).

Русские народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности. Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

     Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

 Наиболее элементарные из игр зародились еще в глубокой древности и внешне напоминают   игры животных.  Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки»), игры с прыганием и лазанием по деревьям («Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки      по деревьям», детская борьба-возня и др.).

     Вместе с тем эти игры служили выражением человеческих взаимоотношений.  Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития («Ящур», «Война», «Городок», «Казаки-разбойники»)

     Многочисленные игры, воспроизводящие в условной игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелие, главное занятие славян («Уж мы просо сеяли...», «Лен», «Мак», «Капуста»).

      Данные археологии говорят о высоком уровне развития русских игр еще тысячу лет назад. На территории Древнего Новгорода (10-13 век) обнаружено при раскопках огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов.

   Найдены также технически совершенные предметы: вертушки, напоминающие пропеллеры 20 века. Столь высокий уровень развития русских игр мог быть достигнут лишь за многие века развития первоначальных элементарных игр и при условии большого внимания общества к игровой деятельности.

Русские народные игры разделены на детские народные игры, девичьи русские народные игры, мужские русские народные игры, русские народные игры совместные для мужчин и женщин.

Например: 

Русские народные детские игры

Сорока, Лошадка, Перегонка, Клецки, Пень, Теребить нос, Ярка, Хлопанье и хлопушка, Голубь, Горобец, Волк и гуси, Серый волк, Мышка, Крыночка, Клинок, Шнур, Веревочка, Бумажный змей, Рыбка, Орешек, «Терять», Ласы, Снежные изображения, Волчок.

 Русские народные мужские игры

 Мяч, Мяч об землю и об стену, Летучий мяч, или волан, Воробьи, Пытка, Свайка, Ножик, Мушка, Чушки, Чиж или чижик, Кандалы, Шар или касло, Ветчинка, Бабки, Чеканка или жожки, Альчик, Пыж, Скрагли, Скляп, Кегли, Скопердин, Цурка, Рай, Тычка, Чехарда, Городки, Крегли, Буй, Пристенок, Орлянка, Кости, или зерна, Перетягивание веревкой, Гусек, Шахматы, Шашки, Ломка пряников, Борьба, Кулачный бой.

Русские народные девичьи игры

Мак, Горелки, Лычки, Сижу-посижу, Без соли соль, Жмурки, Котики, Первенчики, Корабль с мельницей, Колечко, Камешки, Колышки, Кумки, Коза, Огарушек, Скачка на доске, Запуски, Чет и нечет, Обруч, Бирюльки.

Русские народные игры для мужчин и женщин:

Ужище, Колючки, Жгут, Король (литовский), Бружас, Медведь, Драгун, Венчик, Дергач, Король (малороссийский), Взвешивание соли, Кружок, Кончики, Столбики, Коршун, Ворон, Редька, Веревочка, Яша, Рекрутский набор, Курилка, Именами, Птицы, Воробей, Почта, Синоним, Кухня, Весь туалет, Кошки-мышки, Пошел рубль, Ох, болит! Мост мостить, Азбука, Молчание, К чему бы употребили меня? Чему уподобить, Прошколить, Вот моя корзина, Немой концерт, Осужденный, Птичий охотник, Перчаткой играть, Дорожные, Сочинитель, Нос, Заседание, Хорош, пригож, жениться хочу; или хороша, пригожа, замуж хочу, Соседи, Продажа холста, Костыль, Цвет, Качели, Карты.

В России всегда любили играть в игры, как подвижные, так и нет. Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа. К сожалению, в век компьютеров русские люди забывают народные игры, которые развивают ловкость силу и стремление к победе.

 Наши люди сейчас если и играют в подвижную игру то это футбол, но если почитать  правила русских народных игр, то можно найти  много интересных и захватывающих игр, как для детей, так и для взрослых.

   Народные игры являются частью нравственного, патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, ее культуре и наследию.

     По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

         В игре развиваются физические силы ребёнка, тверже делается его рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. Являясь неотъемлемым компонентом оздоровительной среды, игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и продолжают существовать в реальной жизни.

            Игра для ребенка — важный момент его развития. Играя, ребенок познает мир, определяет себя в этом мире, свою роль в коллективе. Игры вносят в душу ребенка веселье и радость и одновременно содействуют укреплению его организма. За игрой ребенок приобретает множество неоценимых качеств: ловкость, наблюдательность, фантазию, память. Игра стимулирует и самые разные способности: умение сравнивать, комбинировать, размышлять, анализировать.

         В детской игре воображение не только ярко проявляется, но и развивается более эффективно, чем в других видах деятельности. Играя, ребенок создает новые образы, а самое главное, — причудливо комбинирует старые.

Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления.

       В игре развивается самосознание детей — то, как он относится к самому себе, кем он себя считает, как себя называет.

          В школе и дома, выполняя учебные задания, современные дети большей частью сидят, и это сидение есть не что иное, как некая своеобразная форма комфорта, который вступает в конфликт с естественным инстинктом игрового движения.

          Для обозначения большой группы игр, ведущая цель которых — физическое развитие и оздоровление детей, используется преимущественно термин «подвижные игры».

Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

Многие народные игры не требуют специального игрового оборудования. Их  можно проводить в любое время года, в различных ситуациях повседневного общения с ребенком, во время досугов и развлечений.

Игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, самостоятельности, терпимости, лидерству и уступчивости. Также способствуют  развитию физических качеств, таких как быстроты и ловкости движений, прыгучести, выносливости, глазомера, ориентировки в пространстве.  Упражняясь в играх,  дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами.

Алгоритм работы с играми:

  • Знакомство с содержанием игры.
  • Объяснение содержания игры.
  • Объяснение  правил игры.
  • Разучивание игр.
  • Проведение игр.

В структуре выделяется единая цель и одноплановость действия, что создаёт классическую простоту народной игры. Народные игры имеют так же игровой зачин («считалка», «жеребьёвка» ). Он вводит ребёнка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей. Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребёнок драматизирует то, о чём поётся в песне. Песня тесно связана с народной игрой.

Так, например, зачины, которые, по определению русского фольклориста Г.А. Виноградова, являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:
Катился горох по блюду, 
Ты води, а я не буду.
* * *
Я куплю себе дуду 
И по улице пойду,
Громче, дудочка, дуди: 
Мы играем, ты води.
* * *
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети, 
Кукушата просят пить, 
Выходи - тебе водить.
Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Например, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают в пару и, подняв вверх соединенные руки, образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят или пробегают в эти воротца. Последнего ворота задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают [4]:
Конь вороной остался под горой. 
Выбираешь какого коня:
Сивого или златогривого?
Играющий встает позади того, кого выбрал. Таким способом все дети делятся на две команды и начинается игра. В жеребьевке могут быть и более короткие загадки:
«Красное яблочко или золотое блюдечко?», «Ниточка или иголочка?» и т.п. В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:
Кто засмеется,
Губа задерется.
Раз, два, три, четыре, пять,
С этих пор молчать!
Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим. Постепенно «Молчанка» приобрела вид самостоятельной игры. Например, перед началом все садятся и хором произносят:
Первенчики, бубенчики, 
Летали голубенчики 
По свежей росе, 
По чужой полосе.
Там чашки, орешки, 
Медок, сахарок, 
Молчок!
Тому, кто не выдержит и засмеется, назначают фант и предлагают исполнить танец, спеть песенку и т.д.
Певалки имеют место и в самом содержании народных игр. Например, в игре «Уголки» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» (очерченном на земле круге) и говорит [4]:
Мышка, мышка,
Продай уголок
За шильце,
За мыльце,
За белое полотенце,
За зеркальце!
После этих слов все играющие меняются уголками (перебегают), а водящий старается занять свободный уголок.
В игре «Ключи» содержание игровых действий аналогично: водящий подходит к игроку, стоящему в кругу среди играющих, и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает, указывая рукой направление: «Там постучи». В это время все меняются местами. В игре «Жмурки» водящему завязывают глаза, а затем происходит такой диалог: «Кот, кот, на чем стоишь?» Жмурка: «На квашне». «Что в квашне?» Жмурка: «Квас». «Лови мышей, а не нас». После чего начинается игра: все разбегаются, Жмурка ловит. Эти четкие считалки, напевно-забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет.

Информационные источники

  1. Грачев С.В. Физическая культура. Уч. Курс. [текст] С.В Грачев. Издательство Ростов-на-Дону:  2007 г.
  2. Кун Л. Всемирная история физической культуры и спорта. Пер. с венгр. Под общ.ред. Столбова В.В. [текст]  изд. М.:Радуга – 1982г.
  3.  Кенеман  А.В. «Детские подвижные игры народов СССР». [текст]  А.В. Кенеман . изд. Москва  - 1989г.
  4. Славянская слобода - Игры, обычаи и праздники славян - http://slavyans.narod.ru/index.shtml
  5. Словарь - Словарь устаревших и диалектных слов - http://www.telegraph.ru/misc/day/dis.htm
  6. Борьба - Сайт о национальных видов борьбы народов бывшего СССР - http://ussrwrestling.narod.ru/
  7. Русские народные игры.  Статьи → история Руси  

http://nsportal.ru/  

  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор, М.: Просвещение, 2011г.

Приложение

Современные дети не имеют большого опыта участия в коллективных подвижных играх (мало самостоятельно гуляют, много времени проводят за учёбой, посещают кружки и секции, предпочитают компьютерные игры активному времяпрепровождению). Таким образом, многие распространенные в недавнем прошлом детские подвижные игры незнакомы школьникам нашего времени.  

Вот некоторые игры, которые используются во внеурочной деятельности для учащихся 2 класса:


                                   Игра «Море волнуется раз...» 

 Водящий отворачивается, остальные игроки хаотично перемещаются по площадке, изображая «море». Водящий произносит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!». В этот момент игроки должны принять позу какого - нибудь морского животного и замереть. Смеяться и шевелиться нельзя. Водящий подходит к любому игроку и дотрагивается до него. Тогда выбранный игрок должен изобразить, кого именно он показывает. Задача водящего – отгадать, что за «морскую фигуру» изображает игрок.

Игра «Жмурки»
С помощью считалки выбирают водящего –
жмурку. Ему завязывают глаза, отводят на середину игровой площадки, заставляют несколько раз повернуться вокруг себя и спрашивают:

- Кот, кот, на чем стоишь?
- На квашне.
- Что в квашне?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас!

После этих слов участники игры разбегаются, а
жмурка их ловит. Пойманный меняется ролями с водящим.

Правила игры:
Жмурке запрещено сдвигать с глаз повязку, а убегающие не имеют права покидать площадку.

                                                      Игра «Пчёлки и ласточка»

Играющие – пчёлы – летают по поляне и напевают:

Пчёлки летают,

Медок собирают!

Зум,зум,зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своём гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчёлку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчёл. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Правила игры. Пчёлам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.

                                               Игра «Передай мяч!»

Участники стоят по кругу и передают друг другу мяч, произнося следующие слова:

Раз, два, три! Мяч скорей бери!

Четыре, пять, шесть! Вот он, вот он здесь!

Семь, восемь, девять! Кто бросать умеет? – Я.

На каждое слово дети передают мяч. У кого «я» окажется в руках мяч, выходит на середину и говорит: «Раз,два,три, беги!». После этих слов участники разбегаются, а стоящий в середине бежит за ними, бросая мяч в ноги убегающих. Тот, в кого попал мяч, выходит временно из игры. Когда водящий попадает мячом в 2-3 , все снова встают в круг, и игра повторяется.

                                       Игра «Зайцы и морковь»

На спортплощадке чертится круг диаметром 3-4 метра. В круг кладут 10 камешков – это морковь, а круг – огород. Выбирается сторож, все остальные игроки – зайцы. По сигналу ведущего зайцы должны попытаться, прыгая на двух ногах, украсть морковку. Сторожу разрешается бегать и ловить зайцев только в пределах круга. Когда будет поймано 5 зайцев, выбирается новый сторож.

                                      Игра «Мы – веселые ребята»

Играющие располагаются на одной стороне зала. Двое водящих – в центре. Участники дружно произносят: «Мы весёлые ребята, любим бегать и играть, ну, попробуй нас догнать!» После этих слов участники перебегают на другую сторону спортзала, а водящие стараются их осалить. После того как все играющие окажутся за линией, игра останавливается, ведущий подсчитывает количество пойманных. Игра повторяется, после 2-3 перебежек назначаются другие водящие.

                                            Игра «Белые медведи»

На спортплощадке обозначается льдина. На ней два медведя. Остальные играющие – медвежата. По сигналу педагогу медведи, держась за руки, начинают ловить медвежат. Пойманным считается тот, кого удалось схватить. Задержанного медвежонка отводят на льдину. Когда на льдине окажется два медвежонка, они тоже берутся за руки и начинают ловить. Игра продолжается до тех пор, пока будут пойманы все медвежата. При повторении игры водящим назначается тот, кого дольше всех не могли поймать. Он же выбирает себе второго медведя.

Игра «Водяной» 
Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:

Дедушка водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.

Круг останавливается и водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Задача водяного - определить, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.

Правила игры:
Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя.

                                             Игра «Попади в след»

Игрок стоит на земле. Ведущий обрисовывает контуры его стоп. По сигналу надо подпрыгнуть высоко вверх и приземлиться на прежнем месте (след в след). Выигрывает тот, кто оказался наиболее точным.

                                              Игра «Козлик»

Один из учащихся выбирается козликом. Все остальные играющие встают парами друг за другом в ряд, берутся за руки, поднимают их вверх, образуя ворота, и поют:

Заскочил козлик в огород, в огород,

Потоптал козлик лук-чеснок, лук-чеснок.

Схватим козлика за рога, за рога,

Поведём козлика во торга, во торга.

Продадим за три рубля, за три рубля,

Купим пряников три узла, три узла!

Во время слов каждая пара, становясь последней, пританцовывая, проходит под поднятыми руками и становится первой.

Со словами:  Козлик на плетень скочил, скочил,

                       Козлик рожки сломил, сломил!

Игрок – козлик бежит и поднятой вверх ладонью разъединяет руки стоящих парами игроков. Образовавшиеся группы встают в два круга – огороды. Козлик старается прорваться в один из огородов, но его не пускают. Если козлик заскочет в огород, он продолжает оставаться ведущим.

                                              Игра «Челнок»

Учащиеся выбирают двух ведущих, один из них - челнок, другой – нить. Остальные участники игры встают парами в круг, берут друг друга за руки и поднимают их вверх, образуя ворота. Челнок встаёт у одной пары, нить – у другой. Читают речетатив:

Челнок бежит,

Земля дрожит,

Шьёт - пошивает,

Далее посылает!

После этих слов челнок начинает бегать змейкой, пробега через каждые ворота, а нить его догоняет. Если нить догонит челнок прежде, чем он обежит круг, то она становится челноком, а нитью выбирается новый игрок.

                                        Игра «Охотники и утки»

Участники делятся на две команды – охотников и уток. Утки размещаются внутри круга, охотники за кругом. Охотники, перебрасывая большой мяч, стараются попасть им в уток. Утки, в которых попали, выбывают из игры. Когда будут запятнаны все утки, команды меняются местами.

                                            Игра «Хитрая лиса»

Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается «дом лисы».  Педагог предлагает играющим закрыть глаза. Участники закрывают глаза, а педагог обходит круг и дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем педагог предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса – не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие три раза спрашивают хором, сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» .При этом все смотрят друг на друга. После трёхкратного произнесения этих слов хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку и говорит: «Я здесь!» Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного, лиса отводит к себе в «дом». После того как лиса поймала 2-3, педагог говорит: «В круг!» Все играющие снова образуют круг, и игра возобновляется с новой лисой.

                                            Игра «Переправа»

Участники делятся на 2 команды. Игроки обеих команд выстраиваются на противоположных сторонах площадки лицом друг к другу. По сигналу учащиеся, передвигаясь прыжками на одной ноге (правой или левой), пересекают площадку и должны как можно быстрее оказаться за линией дома соперника. Побеждает команда, игроки которой раньше соберутся за противоположной линией. Участник, закончивший передвижение последним, выбывает из игры. Затем следуют прыжки и в обратную сторону и снова из игры выбывает последний. Переправа продолжается до тех пор, пока на площадке не останутся 2-3 самых выносливых прыгуна.

                                                Игра «Зайчики»

Из числа играющих, по взаимному согласию, один выходит из ряда и начинает считать остальных таким образом: «Раз, два, три, четыре, пять; вышел зайчик погулять; вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет: пиф-паф! Ой-ой-ой! Умирает зайчик мой!» При счёте тот, на кого падает последнее слово присказки, делается маткой зайчиков. После выбора матки счёт снова повторяется, и тот из играющих, на которого падет последнее слово присказки, делается собакой; остальные же играющие принимают на себя роль зайчат. После выбора матки и собаки, последние удаляются от зайчиков, а зайчики разбегаются во все стороны. По знаку матки, собака начинает ловить как её, так и зайчат. Тот из зайчиков, которого поймает собака, делается помощником её и, в свою очередь, начинает ловить вместе с ней зайчиков. Таким образом, игра продолжается до тех пор, пока зайчики не будут пойманы и сделаны помощниками собаки.

                                             Игра «Птицелов»

Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого — птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:

                                       В лесу, во лесочке,

                                       На зеленом дубочке.

                                       Птички весело поют,

                                       Ай! Птицелов идет!

                                       Он в неволю нас возьмет,

                                       Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится птицеловом.

Правила игры. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

                                                  Игра «Заря»

Учащиеся встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые –

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарёй. Игра повторяется.

Правила игры: Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

                                          Игра «Белки на дереве»

Все играющие - "белки", они должны стоять около дерева и держаться за него. Между деревьями бегает "собака" - водящий. "Белки" перебегают от дерева к дереву, а "собака" должна поймать кого-нибудь или другой вариант: "собака" должна занять место одной "белки".

                                                 Игра «Удочка»

Играющие встают в круг. В середине его водящий с веревкой, на конце которой привязан мешочек с песком. По команде ведущего водящий начинает кружить веревку с мешочком над землей так, чтобы мешочек постоянно касался земли. Играющие перепрыгивают через веревку, когда она подходит к ногам, стараясь не задеть. Задевший становится водящим.

                                              Игра «Космонавты»

По краям площадки чертят 6-8 треугольников - "ракетодромов". Внутри каждого из них рисуют круги - "ракеты", но обязательно на несколько кругов меньше, чем играющих. Все участники встают в круг в центре площадки. По команде ведущего идут по кругу, взявшись за руки, говоря слова: "Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!" После этого все бегут к "ракетодрому" и занимают места в "ракетах". Кто не успел занять место - выбывает из игры.

                                                 

                                            Игра «Выталкивание»

Обруч кладут на землю. Двое играющих становятся в обруч, кладут руки на плечи друг другу. По сигналу начинается игра. Каждый пытается вытолкнуть противника за пределы круга.

                                         Игра «Атомы и молекулы»

Все играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке, в этот момент они все являются "атомами". В молекуле может быть и 2, и 3, и 5 атомов. Играющим по команде ведущего нужно будет создать "молекулу", т.е. схватиться друг за друга. Если ведущий говорит: "Реакция идет по три", то сцепляются 3 игрока и т.д. Сигналом к тому, чтобы молекулы вновь распались на отдельные атомы, служат команды ведущего: "Реакция окончена". Сигналом для возвращения в игру временно выбывших игроков служит команды:4 "Реакция идет по одному".

                                               Игра «Обгони мяч»

Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. За круг выходит водящий. Через пять-шесть человек от того места, где он находится, одному из играющих дается волейбольный мяч. После сигнала водящего стоящие в кругу начинают быстро передавать друг другу мяч по кругу, а водящий бежит в том же направлении. Он старается, обежав круг, стать на свое место раньше, чем мяч, обойдя круг, вернется в начальный круг. Если водящему удается обогнать мяч, а тот становится водящим. Мяч не разрешено перебрасывать друг другу, его можно только передавать из рук в руки.

 

                                             

                                                    Игра «Тяни в круг»

На земле чертят два концентрических круга - один в другом - диаметром 1 и 2 м. Все играющие окружают большой круг и крепко берутся за руки. По сигналу ведущего все начинают двигаться по кругу вправо или влево, не отпуская соединенных рук. По второму сигналу все останавливаются и стараются втянуть за руки своих соседей в круг. Играющие, спасаясь, стремятся или перепрыгнуть большой круг, чтобы попасть в малый, где разрешено находиться, или перешагнуть, но так, чтобы не разъединить руки. Попавшие в большой круг снова берутся за руки. Игроки, разъединившие руки во время перетягивания, выходят из игры оба. Когда оставшиеся игроки не смогут окружить большой круг, они встают вокруг малого круга и втягивают друг друга в него. В этом случае спастись от втягивания некуда.

                                           

                                       Игра «Волк и дети»

По жребию выбирается волк. Волк, подперши лицо руками, сгорбленный, сердитый, сидит в стороне и молчит. Остальные игроки, носящие название «деток», разбегаются в разные стороны, делают вид, будто собирают ягоды в лесу и поют:

Беру, беру ягодку,

Чёрную смородинку,

Батюшке в стаканчик,

Серому волку

Травы на лопату.

С последними словами «детки» бросают в волка травку и бегут от него врассыпную, а он ловит их. Пойманный делается волком. Если ловившему долго не удаётся никого поймать, тогда он возвращается на своё прежнее место и снова принимает на себя роль волка или медведя,  а остальные игроки собирают ягоды. 

                                Игра «Круговой обстрел»

Чертят круг диаметром 8 -10 метров. В него входят десять игроков - по пять от каждой команды. Еще столько же игроков становится с внешней стороны круга, причем от каждой команды через одного. Чтобы обозначить их зону, от круга чертят линии в виде лучей. Командам дают поясные повязки разного цвета. По жребию мяч передается из команд. Каждый игрок может перебрасывать его партнеру, находящемуся в кругу или вне его. Улучив благоприятный момент, стоящий за кругом старается попасть мячом в игрока противоположной команды, находящегося в кругу. Тот старается увернуться или поймать мяч (в последнем случае он передает мяч партнерам, а сам остается в кругу, продолжая играть). Если мяч попал в игрока и, отскочив, упал на землю, игрок выбывает - покидает площадку. Касание мячом после отскока от земли или от другого игрока не считается осаливанием. Еще одно правило: находящиеся вне круга не имеют права в борьбе за мяч пересекать разграничительные линии с соседями из другой команды или вырывать мяч из рук. При нарушении этого правила мяч передается другой команде. Проводится две партии, и победа присуждается той команде, которая быстрее выбила всех противников.

                                           Игра «Займи домик»

Дети разбиваются на пары, берутся за руки - это домики. Группа детей - птички, их больше, чем домиков. Птички летают. "Закапал дождик", птички занимают домики. Кому не хватило домика, выбывают из игры, а потом меняются с детьми-"домиками".

                                           Игра «Заяц без логова»

Участники игры стоят парами лицом друг к другу, подняв сцепленные руки вверх. Это "домики зайца". Выбирают двое водящих - "заяц" и "охотник". "Заяц" должен убегать от "охотника", при этом он может спрятаться в домик, то есть встать между играющими. Тот, к кому он встал спиной, становится "зайцем" и убегает от "охотника". Если "охотник" осалит "зайца", то они меняются ролями.

                                              Игра «Четыре мяча»

Две команды располагаются на волейбольной площадке с разных сторон сетки. Каждая имеет по два волейбольных мяча. По сигналу руководителя игроки бросают мячи из разных углов (от задних линий) площадки на сторону противника. Задача состоит в том, чтобы поймать или поднять и как можно скорее перебросить эти мячи на сторону противника. Команда проигрывает очко, если на ее стороне оказывается три мяча. Она проигрывает очко и в том случае, когда брошенный мяч пройдет под сеткой или приземлится за пределами площадки. Игра состоит из двух-трех партий по 10 очков. После каждого разыгранного очка мячи вводятся в игру новыми парами играющих. В ходе игры все перемещаются на площадке по часовой стрелке (как в волейболе).

                              Игра «Цепи кованы, раскуйтесь»

Участники организуют  2 шеренги, прочно держатся за руки и поочереди один человек из одной шеренги бежит и пытается собой прорвать цепь другой команды. Прорвал - забирает с собой одного из противников в свою команду. Не порвал - остается сам в той команде.

                                          Игра «Гнёздышко»

Дети приседают на корточки в кругу, взявшись за руки - это "гнёздышко". Внутри сидит "птичка". Снаружи летает ещё одна "птичка" - ведущий и даёт команду "Птичка вылетает!" "Гнездо" рассыпается, и все летают, как птицы. Ведущий командует: "В гнездо!" Все опять приседают. Кто не успел, тот становится ведущим.

                                           Игра «Найдите платок»

Все участники встают в круг. Выбирается водящий, он становится в центре круга. Одному из играющих даётся в руки маленький платок. Он его передаёт другому, стоящему рядом, но так, чтобы не заметил водящий. У кого водящий заметит платок, тот и становится водящим.

                                      Игра «Поймай хвост дракона»

Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - "голова", "последний - хвост" дракона. Голова должна дотронуться до него.

                               

 Данные игры можно проводить не только преимущественно на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект, но и в игровой, и в соревновательной форме, что, несомненно, доставит детям радость и удовольствие, а грамотная объективная оценка их достижений явится стимулом для дальнейшего улучшения результатов, повышению двигательной активности, бодрости от участия в подвижных играх. Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последствии закрепляться в системе самостоятельной организации подвижных игр в утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физминутках и подвижных играх на переменах, во время прогулок.

                 

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. Радость движения сочетается с духовным обогащением. Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а действия требуют от детей умственной деятельности.

Поэтому я считаю, что нужно изучать  старые всеми забытые игры  и знакомить с ними детей. Которым очень полезно играть на свежем воздухе, нежели сидеть за компьютером.

Игра - это зеркало окружающей ребенка жизни. Игра - это то, что объединяет всех детей, характеризует уровень их развития и способствует формированию навыков общения у детей младшего школьного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...