Внеурочная деятельность. Программа кружка "Народное искусство и художественное творчество"
рабочая программа по теме

Клочкова Оксана Александровна

Внеурочная деятельность становится не только значимой, но и, безусловно, актуальной, так как является  основой духовно-нравственного образования и воспитания заложенной в ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа «Народное искусство и художественное творчество» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов в соответствии с новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы В.Н. Банникова «Народное искусство и художественное творчество».

        В современных условиях модернизации российского общества, в частности, российского образования, одним из приоритетных направлений совершенствования гражданственности является возрождение и активное изучение духовных традиций художественной культуры России и мира.

В условиях внеурочной деятельности обращение к народному искусству, как основе духовно-нравственного образования и воспитания, становится не только значимым, но и, безусловно, актуальным.

Цель: формирование социального, ценностного (творческого), коллективного (народного) опыта в системе ценностей народного искусства для постижения культуры своей Родины и мира в межкультурном диалоге и взаимодействии.

Задачи:

- расширение культурно-исторической деятельности обучающихся в условиях постижения народного искусства, самоидентификация и самоэстетизация личности;

- формирование художественно-творческих действий межкультурного диалога и взаимодействия в условиях социально-творческого партнерства;

- развитие системы поведенческих ориентиров обучающихся на основе опыта преемственности и ответственности народного искусства.

        Программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество» построена на основе инновационных дидактических принципов гуманизма, культуропреемственности, культуросообразности, природосообразности, социального партнерства, индивидуально-творческого самовыражения, целенаправленного сотрудничества и сотворчества, дифференциации и интеграции, диагностичности, единства фундаментальности и профессиональной направленности обучения и воспитания.

Гуманизм и гуманизация образования и воспитания - единство общекультурного, социально-нравственного и духовного развития личности, понимающей и принимающей коллективное начало в развитии гражданского общества.

Культуропреемственность - постижение глубинных смыслов отечественной народной художественной культуры, составляющей первооснову сохранения и развития государственности.

Культуросообразность - единство культуры, традиций и опыта творческой деятельности, в условиях постижения мировой культуры.

Природосообразность – опора на индивидуальные способности и особенности личности, развивающейся по законам добра и красоты.

Социальное партнерство – равноправие сторон, уважение позиций, учет интересов и потребностей объектов сотрудничества и взаимодействия.

Индивидуально-творческое (личностное) самовыражение – феномен творческой трансляции системы ценностей в учебно-исследовательской, научно-практической и художественно-образной деятельности.

Целенаправленное сотрудничество и сотворчество – взаимодействие в диалоге, направленное на формирование новых стилей научного, творческого и социального мышления.

Дифференциация и интеграция – постижение процесса и результата деятельности на основе неразрывности и единства взаимосвязей, общего, частного и целого.

Диагностичность – проверяемость результирующих действий, с применением параметрических и непараметрических средств математической статистики.

Единство фундаментальности и профессиональной направленности обучения и воспитания – связь обучения с жизнью, наукой и культурой, теории с практикой, индивидуальных потребностей с социальной необходимостью.

Предложенные дидактические принципы раскрывают четкие связи важнейших компонентов метапредметного знания в условиях внеурочной деятельности обучающегося, несущего гражданскую ответственность за свою судьбу, судьбу своей страны и судьбы прошлых поколений наших предков.

Важным фактором организации внеурочной деятельности становятся подходы по формированию универсальных учебных действий.

Деятельностный подход в условиях внеурочного обучения и воспитания опирается на социальное партнерство педагога и обучающегося с народными мастерами – носителями творческого и народного опыта и мудрости, и профессиональными художниками – носителями современного творческого знания, на принципах индивидуально-творческого самовыражения.

        Социальное партнерство в творческой, проектной, исследовательской и т.д. деятельности в котором могут выявляться традиционные и концептуальные подходы позволит обучающемуся, не только становиться соавтором, но и включиться в процесс новых форм познания, коммуникации, приобретать ключевые компетенции и ценности и как результат развивать универсальные учебные действия.

        Универсальные учебные действия необходимо рассматривать в следующей системе:

  1. Личностные действия – личностное, жизненное, профессиональное самоопределение; смыслообразование; нравственно-эстетическое оценивание.
  2. Регулятивные действия – самоопределение, саморегуляция, смыслообразование, где целеполагание и планирование, с учетом коррекции и рисков выступают главенствующими действиями личности.
  3. Познавательные действия – поиск, анализ, личностное открытие.
  4. Коммуникативные действия – самоидентификация, социализация личности, принятие позиции сотрудничества и сотворчества в условиях Диалога.

Универсальные учебные действия формируются в разнообразной учебно-практической деятельности:

  1. Проектная деятельность (исследовательский, искусствоведческий, культурологический, педагогический, выставочный проект и т.д.).
  2. Проблемно-поисковая деятельность.
  3. Тренинг, мозговой штурм, творческая дискуссия.
  4. Художественно-педагогическая драматургия.
  5. Музейно-педагогическая драматургия.
  6. Деятельность по собиранию и освоению народных традиций.
  7. Деятельность по реконструкции (этнографическая, историческая, этнохудожественная, творческая, практическая реконструкция и т.д.).

        В практической деятельности наиболее актуальными становятся следующие блоки традиционной художественной культуры:

  1. Ценности народного искусства: родной язык (этимология, семиотика, топонимика и т.д.); устное народное творчество, обряды и праздники (земледельческий календарь, природный календарь и т.д.); народные художественные промыслы и ремесла; функции народного искусства.
  2. Художественная эстетика народного искусства (эстетика народного искусства в изобразительном искусстве, театре, кино, литературе, архитектуре, экстерьере, интерьере, костюме, кухне и т.д.).
  3. Единство, взаимосвязи и взаимовлияние этнокультурных явлений в народном искусстве. Развитие искусства разных народов России по законам единства.
  4. Реконструкция этнокультурных явления народного искусства (экспедиционная деятельность по сбору фольклора, произведений бытового и декоративного творчества; реконструкция праздников и обрядов).

Использование полифункциональности народного искусства в художественном творчестве позволяет обеспечить системное включение обучающегося в разнообразные формы индивидуально-коллективной деятельности, восстановить разрыв ценностных связей синкретизма народного искусства.

Каждому уровню воспитательных и развивающих результатов внеурочной деятельности может соответствовать своя образовательная форма.

  • Первый уровень результатов может быть достигнут на основе социального партнерства субъектов внеурочной деятельности: Семья – Педагог – Обучающийся.
  • Второй уровень на основе ценностных ориентиров: Дом – Школа – Родина.
  • Третий уровень может достигаться только в условиях разноуровневого, коллективного взаимодействия, понимания своего «Я» как части «Мы».

Для организации внеурочной деятельности на основе ценностей народного искусства могут быть использованы разнообразные виды и направления:

  1. Игровая (спортивно-игровая) деятельность.
  2. Познавательно-проектная деятельность.
  3. Проблемно-ценностное общение и взаимодействие.
  4. Досугово-ценностное общение и взаимодействие.
  5. Социально-преобразующая (общественно-полезная) деятельность.
  6. Художественно-творческая (трудовая) деятельность.
  7. Экологическая (эколого-творческая) деятельность.
  8. Патриотическая (историко-творческая) деятельность.
  9. Экспедиционно-музейная деятельность и т.д.

Предложенные виды деятельности полностью согласуются с основными направлениями внеурочной работы, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования.

Требования к результатам внеурочной деятельности

Личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

Метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

Предметные включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Личностные результаты внеурочной деятельности отражают:

1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.

6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

8. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

9. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

10. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты внеурочной деятельности отражают:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

8. Смысловое чтение.

9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции).

12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты внеурочной деятельности отражают:

1. Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения.

2. Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

3. Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности).

4. Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.

5. Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино).

6. Приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация).

7. Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

Народное искусство и художественное творчество, связанное с ним, обладая в своем содержании социальным, ценностным и коллективным опытом, несет в себе богатейший духовно-нравственный потенциал. Родной язык, устное народное творчество, народные художественные промыслы и ремесла, бытовая художественная культура – непреходящие ценности, объединяющие в себе все виды и направления деятельности человека через игру к обучению и воспитанию, к труду как преобразующему творчеству.

Тематический план. 1 класс

Виды и направления деятельности

Содержание темы

Количество часов

1

Художественное творчество

1. Древо жизни – древо моих предков. Орнамент. Вышивка. Росписи

2

2. Кукла скрутка. Тряпичная кукла-скрутка. Рукотворная кукла в культуре народов России

3

3. Птица – счастье. Орнамент. Домовая резьба. Вышивка. Росписи

2

4. Хлебушко – Батюшко. Каравай. Калач. Русская печка.

2

2

Фольклор

1. Колыбельная моей бабушки

2

2. Расскажи мне сказку. Сказки народов России

2

3. Мифы и легенды наших предков. Древние божества. Богатыри и батыры

2

4. Попевки: Осенины. На зеленом на лугу. Бай, качи, качи, качи. Евсей. Ай, тари, тари, тари. Как на горке на горе

2

3

Игра

1. Ручеек

2

2. У медведя во бору

2

3. 12 палочек

2

4. Гуськи

2

4

Экспедиция. Проект

1. Деревянное зодчество моего села, города, края

2

2. Музеи моего села, города, края

2

3. Народные мастера моего села, города, края

2

4. Мой школьный историко-этнографический музей

2

Итого:

33

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

  1. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО:

1). Древо жизни – древо моих предков. Орнамент. Вышивка. Росписи.

«Древо жизни» как символ рода. Родовое и Генеалогическое древо. Древо жизни в орнаментальном искусстве народов России. Образ «древа жизни» в народной вышивке. Расписные и резные прялки. Народные росписи (Городец, Хохлома, Полхов Майдан, Северные росписи, Тобольская домовая роспись и т.д.) и вариации «Древа жизни» в них. Древо жизни в глиняной игрушке (Каргополь, Дымково и др.).

Зарисовки эскиза вышитого полотенца или расписной прялки с изображением «Древа жизни».

Проектная деятельность: «Древо жизни – образ трех миров», «Генеалогическое древо моей семьи».

2). Кукла скрутка. Тряпичная кукла-скрутка. Рукотворная кукла в культуре народов России. Народные Куклы – «Обережки», «Семесюхи», «Столбушки», «Крестушки», «Рожаницы». Изготовление женской и мужской куклы-скрутки.

Изготовление простой по конструкции куклы «Столбушки».

Проектная деятельность (вместе с родителями): Поиск информации и изготовление обереговой, игровой и обрядовой куклы для своего дома.

3). Птица – счастье. Орнамент. Домовая резьба. Вышивка. Росписи.

Образы птицы «Гомоюн» (Гомон), птицы «Феникс» и др. в культуре народов России. Народные былины и сказки о птице («Садко», «Петушок и жерновки», «Петушок золотой гребешок» и др.).

Образы птицы в изделиях народных художественных промыслов (домовая резьба, вышивка, роспись по дереву, глиняная игрушка).

Зарисовки: На деревянной доске (можно по образцу) выполняется Пермогорская роспись с использованием образа птицы.

Проектная деятельность: Каждый ученик придумывает сказку про свою птицу и рассказывает ее в классе.

4). Хлебушко-Батюшко. Каравай. Калач. Русская печка.

Хлеб в культуре народов России (пословицы и поговорки о хлебе). Русская печка – центр деревенского Дома, кормилица, лекарь, сказочный герой.

Предназначение русской печки

Творческая работа: Познакомиться с традиционной выпечкой в культуре разных народов России (Хлеб, каравай, лепешка, пирог, беляш, вак-беляш и др.). Изобразить традиционное застолье в аппликации из бумаги.

Проектная деятельность: Вместе с родителями приготовить одно из традиционных блюд, готовящихся в печи. Составить об этом рассказ и провести коллективное застолье в классе.

2. ФОЛЬКЛОР:

1). Колыбельная моей бабушки.

Творческая работа: Изготовление колыбельки из бересты или картона, поместив в люльку, выполненную своими руками куклу-скрутку, проигрывание ситуации «убаюкивания».

Проектная деятельность: Записать колыбельные песни своей семьи (мама, бабушка и т.д.), рассказать (пропеть) их содержание своему классу.

2). Расскажи мне сказку. Сказки народов России.

Каждый народ создал много замечательных и интересных сказок. В них отображена жизнь народа, его мечты и ожидания лучшей судьбы, отношение к миру природы и человеку, добру и злу, прекрасное знание человеческой психологии и древних традиций.

Пословицы и поговорки о Добре и зле

Добрые и злые персонажи в сказках народов России. Образы насекомых, животных, людей, мифические персонажи (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей-Горыныч и др.). Образы и персонажи помогающие человеку (Печка, Яблоня, Молочная река Кисельные берега и др.).

Зарисовки любимых персонажей народных сказок. Составление коллективной композиции «Герои Российских сказок».

Проектная деятельность: Запиши любимые сказки своих родителей, бабушек и дедушек, расскажи их в своем классе.

3). Мифы и легенды наших предков. Древние божества. Богатыри и батыры.

Всем известны персонажи народных мифов и былин «Илья Муромец», «Алеша Попович» и «Добрыня Никитич».

Герой-Богатырь (Батыр) всегда защищал социальные интересы людей, как, например, Кирилл Кожемяка, который не откликается на просьбу царя «победить» змея, пока не пришли к нему маленькие дети. Часто помощниками героев-богатырей является богатырский конь, которым скачет «выше леса стоящего, ниже облака ходячего», или люди, наделенные сверхъестественными силами и способностями, как Вернигора, Вырвидуб и прочие. Интересны сказания башкир «Урал-Батыр», ставшие легендой подвиги «Салавата Юлаева». В культурах всех народов России присутствовали свои Богатыри-Батыры.

Творческая работа: Лепка из глины образа народного Богатыря используя традиции российской глиняной игрушки.

Проектная деятельность: Вместе с родителями придумать «Десять подвигов Ильи Муромца» на основе народной былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» (в качестве героев-персонажей могут быть другие богатыри и батыры).

4). Попевки: «Осенины». «На зеленом на лугу». «Бай, качи, качи, качи». «Евсей». «Ай, тари, тари, тари». «Как на горке на горе»

3. ИГРА:

1). Ручеек: Во время исполнения народной песни дети стоят в двух шеренгах, образуя пары, лицом друг к другу. Первая пара является ведущей, она назначает фигуры танца: "Ручеек", "Челночки".

2). У медведя во бору: Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2 круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору, Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит, И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу.

3). 12 палочек: 12 палочек – игра, в которой могут принимать участие большое количество детей. Важным условием ее проведения, является местность, на которой она проводится. Должно быть много кустов, деревьев или иных укрытий, так, чтобы была возможность спрятаться. Все игроки должны знать друг друга по именам. Для игры потребуется доска длиной около 50-80 сантиметров, 12 коротких палочек (длина около 15 сантиметров) и круглое бревнышко. Доска кладется на бревнышко, а палочки на один край доски. Получается конструкция, похожая на качели.

Из всех игроков, выбирается водящий. Он закрывает глаза, считает, например до 20-ти. Все остальные игроки должны спрятаться. Палочки лежат на бревнышке. Водящий должен найти игроков, но, не забывая о палочках. Как только он кого-то находит, то должен назвать имя игрока, подбежать к доске и ударить ногой по противоположному от палочек концу, так, чтобы они разлетелись, после чего может прятаться, а водящим становится тот, кого нашли. Игра продолжается дальше.

Если водящий далеко ушел от доски с палочками, то кто-то из тех, кто прячется, может подбежать и ударить по доске, так, чтобы палочки разлетелись. В этом случае, водящий должен собрать палочки и лишь потом, идти искать других участков игры.

4). Гуськи: Играющие становятся в тесный круг. В середине круга

становится «дедка», выбранный по жребию, в руках у него бумажка и платок. «Дедка» машет платком, дети начинают петь:

Сошлись гуси – гусаки вокруг дедки у реки, стали гоготати, дедке кричати: «Дедка, дедка пощади, нас гусяток, не щипли, дай нам платочек, денег мешочек».
«Дедка» дает одному из играющих бумажку и говорит: «На сумочку подержи, денежки не оброни», другому он дает платок: « На, платочек подержи, мне головку завяжи, раз пятнадцать поверни». Получивший платок завязывает дедке глаза, а потом раскручивает его. В это время дети передают друг другу бумажку (раскручивание деда и передачу бумажки заканчивают одновременно). Дети кричат дедке: «Дедка слепой, бумажка пропала!» «Дедка» старается угадать у кого бумажка. Если отгадал, «дедкой» становится тот, у кого была бумажка.

Проектная деятельность: Записать игры, в которые играли родители, бабушки и дедушки и рассказать о них в своем классе.

4.ЭКСПЕДИЦИЯ. ПРОЕКТ

1). Деревянное зодчество моего села, города, края.

На различных экскурсиях с классом сфотографировать, описать, зарисовать имеющиеся деревянные сооружения (дома, храмы, постройки). Найти информацию: как устроен и построен деревянный дом, какие отличия существуют у разных народов при строительстве деревянного дома, а что в них общее? Составить иллюстрированный рассказ-исследование «Деревянная архитектура моего села, города, края».

2). Музеи моего села, города, края.

На экскурсиях в музеи своего села, города, края сфотографировать, описать и зарисовать имеющиеся изделия народных мастеров (предметы быта, посуду утварь, варианты украшения резьбой, росписью). Найти информацию: какие по содержанию, коллекциям бывают музеи, что в них общее, а чем они отличаются друг от друга. Составить иллюстрированный рассказ-отчет о проделанной работе. Вместе с родителями составить описание и опись предметов, относящихся к народному искусству у себя дома «Мой домашний музей».

3). Народные мастера моего села, города, края.

Познакомится с творчеством народных мастеров или педагогов изучающих народное искусство в своем селе, городе, крае. Сфотографировать, описать и зарисовать изделия выполненные ими. Составить рассказ-отчет о народных мастерах своего села, города, края. Пригласить их в гости на совместный праздник.

4). Мой школьный историко-этнографический музей.

Вместе с родителями и учителем начать формировать коллекцию народного искусства для классного или школьного музея. Музей пополняется коллекциями переданными в дар и материалами собранными во время экспедиционной работы.

Тематический план. 2 класс

Виды и направления деятельности

Содержание темы

Количество часов

1

Художественное творчество

1. Народный костюм – философия моих предков: «Сошьем Дуне сарафан». Орнамент. Вышивка крестом, гладью, тамбурным швом

3

2. Кукла соломенная, кукла из лыка. Рукотворная кукла народов России

3

3. Морозные кружева Вологодских коклюшек и Ивановских вырезанок

2

4. Путешествие «Матрешки» по России. Макошь и две ее дочери (сестры) Доля и Недоля. Семеновская, Полхов-Майданская, Загорская, Башкирская, Удмуртская и другие матрешки

2

2

Фольклор

1. Календарные праздники на Руси: Осенины, Коляда, Масленица, День Жаворонка, Красная горка, Сабантуй, Козьма-огородник, Иван Купала и другие

2

2. Расскажи мне сказку. «Соломенный бычок – смоляной бочок», «Крошечка-Хаврошечка» и другие

2

3. Мифы и легенды наших предков о богатырях. Князь Игорь, Александр Невский, Дмитрий Донской, Пересвет и другие

2

4. Заклички, попевки и потешки: «Сошьем Дуне сарафан», «Кликанье Мороза», «Заклички жаворонка», «Солнышко-ведрышко», «Как на масленой неделе из печи блины летели»

2

3

Игра

1. Вью, вью, вью я капусточку. Ручеек

2

2. Два Мороза

2

3. Волки, овцы, лисы

2

4. Царь горы, взятие снежного городка, катание пасхальных яиц

2

4

Экспедиция. Проект

1. Храмы и культовые сооружения моего села, города, края

2

2. Фольклорные коллективы и ансамбли народного танца моего села, города, края

2

3. Сказители, поэты и писатели моего села, города, края

2

4. Мой школьный историко-этнографический музей

2

Итого:

34

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

1. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

1). Народный костюм – философия моих предков: «Сошьем Дуне сарафан». Орнамент. Вышивка крестом, гладью, тамбурным швом.

Для орнаментации домашних тканей у разных народов России использовалось узорное (бранное) ткачество, вышивка, набойка, кружево. Орнаменты несли обереговую функцию. Особенно эта функция сохранялась в народном костюме, выступая в «образе-знаке».

Изготовление вышитой тамбурным швом композиции «Древа жизни», «Макоши-Земли» по заданным учителем единым размерам и схемам для подзора Скатерти-самобранки.

Проектная деятельность: подготовка сообщений по темам «Вышивка крестом», «Вышивка гладью», «Вышивка тамбурным швом», «Бранное ткачество».

2). Кукла соломенная, кукла из лыка. Рукотворная кукла в культуре народов России.

«Солнечный Конь» или «Конь-Огонь», «Коляда», обрядовая кукла «Масленица», «Домашняя Масленица», кукла «Коза», кукла «Десятиручка».

Изготовление куклы «Коза» девочками и «Солнечного Коня» мальчиками из лыка, или соломы. Проведение выставки творческих работ. Отбор лучших работ в школьный историко-этнографический музей.

Проектная деятельность: подготовка сообщения «Рукотворные куклы из лыка и соломы в культуре разных народов России».

3). Морозные кружева Вологодских коклюшек и Ивановских вырезанок.

Вологодское кружево – вид русского кружева, плетенного на коклюшках (деревянных палочках), распространенный в Вологодской области.

«Вырезанки» - вырезанные узоры из бумаги.

Изготовление вырезанок наличников по собственным схемам и зарисовкам и подготовленным шаблонам. Создание альбома авторских вырезанок.

Проектная деятельность: Собрать фотоколлекцию орнаментов деревянного зодчества своего села, поселка, города. Рассказать о проделанной работе в классе.

4). Путешествие «Матрешки» по России. Макошь и две ее дочери (сестры) Доля и Недоля. Семеновская, Полхов-Майданская, Загорская, Башкирская, Удмуртская и другие матрешки.

Макошь сестра Сварога. Небесная Богородица, Богиня Судьбы. Вместе с дочерьми Долей и Недолей определяет Судьбы людей, плетя свои нити на веретене.

Выполнение эскиза матрешки в национальных костюмах разных народов России. Роспись белья матрешки с использованием выполненных эскизов.

Проектная деятельность: подготовить вместе с родителями рассказ, слайд-презентацию о традиционном костюме своих предков – бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки.

2. ФОЛЬКЛОР

1). Календарные праздники на Руси: Осенины, Коляда, Масленица, День Жаворонка, Красная горка, Сабантуй, Козьма-огородник, Иван Купала и другие.

История праздников. Пословицы и поговорки про времена года.

Разыгрывание для своих родителей постановки народного праздника «Коляда», используя традиционные для колядования костюмы и маски.

Проектная деятельность: подготовка рассказа, слайд-презентации о календарных праздниках народов России: Масленице, Дне Жаворонка, Красной горке, Сабантуе, Козьме-огороднике, Ивана Купале и др.

2). Расскажи мне сказку. «Соломенный бычок – смоляной бочок», «Крошечка-Хаврошечка» и другие.

Чтение по ролям народных сказок «Соломенный бычок – смоляной бочок», «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко» и другие. Обсуждение с друзьями содержания сказок и поступков главных героев. Рисование коллективной композиции, посвященной одной из сказок.

Проектная деятельность: запись народных сказок, которые рассказывали вашим маме и папе бабушка и дедушка. Рассказ записанных сказок в своем классе.

3). Мифы и легенды наших предков о богатырях. Князь Игорь, Александр Невский, Дмитрий Донской, Пересвет и другие.

Вылепите из глины в стилистике Дымковской игрушки образы богатырей, раскрасьте их солнечными узорами.

Проектная деятельность: вспомните все былины, прочитанные вами. Сочините былинные истории о богатырях: Александре Невском, Дмитрии Донском, Пересвете и др. Прочитайте свои былины одноклассникам и родителям.

4). Заклички, попевки и потешки: «Сошьем Дуне сарафан», «Кликанье Мороза», «Заклички жаворонка», «Солнышко-ведрышко», «Как на масленой неделе из печи блины летели».

Испеките вместе с родителями праздничные «Козули», раскрасьте их цветными глазурями и карамелью. Подарите «козуль» учителю и одноклассникам.

Проектная деятельность: Подберите заклички и запевки про Мороза, Солнышко-ведрышко и др. Расскажите своим одноклассникам на какие праздники исполнялись эти заклички и запевки.

3. ИГРА

1). Вью, вью, вью я капусточку. Ручеек

Проектная деятельность: Подберите другие игры, в которых сочетается песня, танец и игра, разучите их с классом, научите играть в них своих родственников, друзей во дворе.

2). Два Мороза

3). Волки, овцы, лисы

4). Царь горы, взятие снежного городка, катание пасхальных яиц

4. ЭКСПЕДИЦИЯ. ПРОЕКТ

1). Храмы и культовые сооружения моего села, города, края

На различных экскурсиях с классом сфотографировать, описать, зарисовать имеющиеся храмовые сооружения – деревянные и каменные (храмы, культовые постройки). Найти информацию: как устроен и построен храм, какие отличия существуют у разных народов при строительстве культовых сооружений, а что в них общее. Составить иллюстрированный рассказ-исследование «Храмы и культовые сооружения моего села, города, края».

2). Фольклорные коллективы и ансамбли народного танца моего села, города, края

На экскурсиях в музеи своего города, края сфотографировать, описать и зарисовать имеющиеся изделия народных мастеров (предметы быта, посуду, утварь, варианты украшения резьбой, росписью). Найти информацию: какие по содержанию, коллекциям бывают музеи, что в них общее, и чем они отличаются друг от друга. Составить иллюстрированный рассказ-отчет о проделанной работе. Вместе с родителями составить описание и опись предметов, относящихся к народному искусству у себя дома «Мой домашний музей».

3). Сказители, поэты и писатели моего села, города, края

Познакомиться с творчеством народных сказителей, поэтов и писателей в своем городе. Пригласить их в гости на совместный праздник. Провести совместные чтения, на которых могут быть представлены сочиненные вами былины о богатырях Земли русской. Составить рассказ-отчет о народных сказителях, поэтах и писателях своего города, края.

4). Мой школьный историко-этнографический музей

Вместе с родителями и учителем продолжайте формировать коллекцию народного искусства для классного или школьного музея.

Тематический план. 3 класс

Виды и направления деятельности

Содержание темы

Количество часов

1

Художественное творчество

1. Праздничный народный костюм – система табу моих предков. Орнамент. Вышивка. Ручное ткачество. Украшение жемчугом и бисером. Отделка мехом. Пояс в народном костюме

3

2. Глиняная народная игрушка: Дымковская, Филимоновская, Каргопольская, Тульская и др. Игрушка – свистулька. Рукотворная кукла в культуре народов России

3

3. Родовое полотенце. Обереговые знаки-архетипы. Вышивка. Ткачество. Кружево

2

4. Набивка на ткани. Ивановские набивные ситцы. Павло-Посадский платок. Платок в культуре народов России

2

2

Фольклор

1. Скатерть-самобранка. Традиции гостеприимства и застолья у народов России

2

2. Расскажи мне сказку: Театрализация народной сказки «Как мужик корову продавал». Сказки народов России

2

3. Мифы и легенды наших предков о богатырях. Петр Первый, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Федор Ушаков, Михайло Ломоносов и др.

2

4. Праздничные Спасы – праздник урожая: медовый, яблочный, ореховый. Традиция ярморочных гуляний

2

3

Игра

1. Игры народов Сибири

2

2. Башкирские и татарские народные игры

2

3. Игры народов Кавказа

2

4. Удмуртские, мордовские, марийские народные игры

2

4

Экспедиция. Проект

1 Хлеб да каша – пища наша. Русская традиционная кухня

2

2. Пряничных дел мастера. Городецкий, Тульский, Башкирский пряник и др.

2

3. Художники и мастера декоративного искусства моего села, города, края

2

4. Мой школьный историко-этнографический музей

2

Итого:

34

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

1. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

1). Праздничный народный костюм – система табу моих предков. Орнамент. Вышивка. Ручное ткачество. Украшение жемчугом и бисером. Отделка мехом. Пояс в народном костюме

Изготовление на бедрышке пояса с использованием подготовленных ранее схем орнаментов, применяемых в разных регионах и у разных народов России.

Проектная деятельность: Соберите электронную библиотеку головных уборов (для девочек) и праздничного мужского костюма (для мальчиков) народов России. В группах на листах формата А3 выполните цветные схемы-орнаменты поясов разных регионов и народов России. Проведите выставку подготовленных схем и поясов.

2). Глиняная народная игрушка: Дымковская, Филимоновская, Каргопольская, Тульская и др. Игрушка – свистулька. Рукотворная кукла в культуре народов России

Мальчикам собрать информацию о конструкции Богородской динамической игрушки, выпилить лобзиком из фанеры и собрать элементы понравившейся игрушки. Девочкам изучить конструкцию и пластику Калининской глиняной игрушки и вылепить образ любимого животного.

Проектная деятельность: Соберите информацию и составьте рассказ-презентацию о рукотворной игрушке народов России, попытайтесь найти в них общие и отличительные черты.

3). Родовое полотенце. Обереговые знаки-архетипы. Вышивка. Ткачество. Кружево

Рукоделие На плотной бумаге вырежьте трафареты разных знаков-архетипов, используемых на полотенцах, при помощи красной акриловой краски напечатайте узоры на белые льняные полотенца, комбинируйте узоры между собой. Перед выполнением работы на ткани, потренируйтесь на листе бумаги.

Проектная деятельность: На миллиметровой бумаге, или бумаге в клетку зарисуйте схемы основных знаков-архетипов, которые используются в росписи (вышивке) полотенец. Отсканируйте свои схемы и составьте из них сводные таблицы для вышивки. Распечатайте на принтере подготовленные таблицы и подарите своим мамам, бабушкам.

4). Набивка на ткани. Ивановские набивные ситцы. Павло-Посадский платок. Платок в культуре народов России

Рукоделие На срезе картофеля выполни несложные штампы-набивки. Используя гуашевые или акриловые краски, нанеси узор-орнамент на лист, сохраняя гармонию композиции и повторяемость элементов. Выполни более сложные по узору набивки, орнаментируй при помощи набивок и краски разные кусочки ткани. Используй эти кусочки при изготовлении тряпичных кукол-скруток.

Проектная деятельность: Всем классом продумайте несложную композицию узорного цветного платка, выполните эскиз-картон в натуральную величину, возможно использование техники «аппликация».

2. ФОЛЬКЛОР

1). Скатерть-самобранка. Традиции гостеприимства и застолья у народов России

Пословицы о гостеприимстве

Проектная деятельность Соберите коллекцию сказок, в которых героям помогает «Скатерть самобранка». Прочитайте эти сказки по ролям. Расскажи, как ты будешь принимать у себя в гостях своих друзей, чем будешь их угощать.

2). Расскажи мне сказку: Театрализация народной сказки «Как мужик корову продавал». Сказки народов России

Изготовьте или подберите костюмы и декорации для постановки. Распределите роли. Пригласите родителей на внеклассное мероприятие и покажите им театрализованную постановку.

Проектная деятельность Подберите сказки разных народов России, в которых присутствует похожий сюжет.

3). Мифы и легенды наших предков о богатырях. Петр Первый, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Федор Ушаков, Михайло Ломоносов и др.

Проектная деятельность Подготовьте сообщения-презентации о героях-богатырях по темам: «Александр Васильевич Суворов», «Михаил Илларионович Кутузов», «Федор Федорович Ушаков», «Павел Степанович Нахимов», «Боевые подвиги героев-богатырей», «Победные награды героев-богатырей».

4). Праздничные Спасы – праздник урожая: медовый, яблочный, ореховый. Традиция ярморочных гуляний

3. ИГРА

1). Игры народов Сибири

2). Башкирские и татарские народные игры

3). Игры народов Кавказа

4). Удмуртские, мордовские, марийские народные игры

4. ЭКСПЕДИЦИЯ. ПРОЕКТ

1). Хлеб да каша – пища наша. Русская традиционная кухня

Обсудите тему: «Почему на Руси главными блюдами были щи, хлеба, пироги, кулебяки, расстегаи, каши, кисели».

Соберите информацию о блюдах русской традиционной кухни. Вместе с родителями приготовьте самое интересное, на ваш взгляд, блюдо. Проведите классное застолье.

2). Пряничных дел мастера. Городецкий, Тульский, Башкирский пряник и др.

Узнайте, пекут ли в вашем городе праздничные и печатные пряники, имеются ли в ваших музеях старинные печатные доски для выпечки пряников. Соберите информацию и расскажите в классе о старинных рецептах приготовления пряников.

3). Художники и мастера декоративного искусства моего села, города, края

Познакомьтесь с творчеством мастеров и художников декоративно-прикладного искусства.

4). Мой школьный историко-этнографический музей

Проведите обсуждения, мозговой штурм по темам: «Как должен выглядеть историко-этнографический музей, музей народного искусства?», «Какие коллекции должны храниться в собрании музея?», «Как должна выглядеть экспозиция музея?», «Что нужно сделать, чтобы музей стал живым, интересным для твоих сверстников?».

Тематический план. 4 класс

Виды и направления деятельности

Содержание темы

Количество часов

1

Художественное творчество

1. Дом – храм моих предков. Рубленный дом, Терем, Лобаз, Юрта, Чум и др. Убранство, утварь, орудия труда. Труд как творчество: художественный образ вещи

3

2. Красота застывшая в дереве: сундуки, сани, прялки, светцы

3

3. Тканый половик. Лоскутная мозаика в старинном одеяле

2

4. Народные росписи по дереву и металлу. Народные росписи русского Севера (Пермогорская, Борецкая, Пичужская, Ракульская, Мезенская, Шенкурская, Уфтюжская, Новгородская и др.)

2

2

Фольклор

1. Пантеон славянских божеств в ряду «Явь. Навь. Правь.»: Род, Лада, Сварог, Макошь, Дажбог, Ярило и др.

2

2. Мифические и сказочные персонажи: Баба-Яга, Домовой, Банник, Леший, Кикимора, Русалка и др.

2

3. Мифы и легенды наших предков о богатырях. Георгий Жуков и Маршалы Победы

2

4. Музыкальные инструменты народов России: гусли, балалайка, рожок, свирель, гармошка, домбра, курай, кубыз (варган, тумран и пр.) и др.

2

3

Игра

1. Хороводы. Что нам Земля Матушка принесла

2

2. Игры на свежем воздухе. Лапта. Чиж

2

3. Комоедица. А мы Масленицу повстречали. Лапти

2

4. Веселые хороводы

2

4

Экспедиция. Проект

1. Кухня народов России. Единство традиций и отличительные особенности

2

2. Скоморохи, вертеп, ярмарочный театр

2

3. Образ человека труда в творчестве художников России: А. Венецианов, В. Суриков, А. Пластов, И. Шишкин, Т. Яблонская, Б. Кустодиев, В. Мухина и др.

2

4. Мой школьный историко-этнографический музей

2

Итого:

34

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

1. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

1). Дом – храм моих предков. Рубленный дом, Терем, Лобаз, Юрта, Чум и др. Убранство, утварь, орудия труда. Труд как творчество: художественный образ вещи

Зарисовки предметов быта (посуда, орудия труда) с передачей традиции художественного образа вещи.

Проектная деятельность Сбор фотоколлекции старых предметов быта, в которых сохранены художественные образы знака-архетипа

2). Красота застывшая в дереве: сундуки, сани, прялки, светцы

Богородская деревянная игрушка

Мальчики мастерят игрушечные санки и расписывают их. Девочки изучают народные росписи русского Севера и выполняют эскиз-картон для будущей росписи прялки.

Проектная деятельность Сбор информации и фотоколлекции про старинный Светец – подставка для лучины, освещающей жилье, а также старинный осветительный прибор из подставки и укрепленной на ней лучины.

3). Тканый половик. Лоскутная мозаика в старинном одеяле

Рукоделие Плетение прямоугольных, круглых, овальных ковриков, используя нарезанные из ненужных тканей ленты.

Проектная деятельность Сбор информации о ремесле домотканых половиков, о старинном промысле лоскутной мозаики.

4). Народные росписи по дереву и металлу. Городец. Хохлома. Народные росписи русского Севера (Пермогорская, Борецкая, Пичужская, Ракульская, Мезенская, Шенкурская, Уфтюжская, Новгородская и др.), Жостовский и Нижнетагильский поднос

Рукоделие Роспись прялки росписями русского Севера.

Проектная деятельность Сбор информации о неизвестных росписях народов России. Выставка расписных прялок.

2. ФОЛЬКЛОР

1). Пантеон русских божеств: Сварог, Макошь, Дажбог, Ярило и др.

Проектная деятельность Сбор информации о пантеоне славянских богов в ряду «Явь. Навь. Правь». Знакомство с творчеством  русского художника Бориса Михайловича Ольшанского.

2). Мифические и сказочные персонажи: Баба-Яга, Домовой, Банник, Леший, Кикимора, Русалка и др.

Проектная деятельность Сбор информации о мифических сказочных персонажах. Знакомство с творчеством  русского художника Ивана Яковлевича Билибина.

3). Мифы и легенды наших предков о богатырях. Георгий Жуков и Маршалы Победы

Проектная деятельность Сбор информации о Маршале Победы Г.К. Жукове и других героях-богатырях, ковавших Победу в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.

4). Музыкальные инструменты народов России: гусли, балалайка, рожок, свирель, гармошка, домбра, курай, кубыз (варган, тумран и пр.) и др.

Проектная деятельность Сбор информации о музыкальных инструментах народов России

3. ИГРА

1). Хороводы. Что нам Земля Матушка принесла

Проектная деятельность Сбор информации о видах и рисунках хороводов. Разучивание и исполнение хороводов.

2). Игры на свежем воздухе. Лапта. Чиж

3). Комоедица. А мы Масленицу повстречали. Лапти

4). Веселые хороводы. Усть-Цилемская горка

Проектная деятельность Сбор информации о других праздниках, на которых водили хороводы, разучивание хороводных песен.

4. ЭКСПЕДИЦИЯ. ПРОЕКТ

1). Кухня народов России. Единство традиций и отличительные особенности

Сбор рецептов традиционной кухни разных народов России.

2). Скоморохи, вертеп, ярмарочный театр

Проектная деятельность Сбор информации о ярмарочном театре и его персонажах. Изготовление собственного театра и постановка в нем представления, сказки, былины.

3). Образ человека труда в творчестве художников России: А. Венецианов, В. Суриков, А. Пластов, И. Шишкин, Т. Яблонская, Б. Кустодиев, В. Мухина и др.

Проектная деятельность Сбор информации о героях труда родного города, края.

4). Мой школьный историко-этнографический музей

Создание макета будущего историко-этнографического музея, который может располагаться на территории школы. Конкурс проектов на лучший музей

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Банников В.Н. Народное искусство и художественное творчество. Внеурочная деятельность в школе: Учебно-методическое пособие. Часть 1: 1-4 класс, часть 2: 5-8 класс. – Ханты-Мансийск: РИО ИРО – с.172, с ил.
  2. Банников В.Н. Этнохудожественное образование в условиях поликультурного пространства. Монография. М.: РИО ФИРО
  3. Банников В.Н. Народное искусство как образовательная парадигма этнопедагогического образования (культурологическая, психологическая, воспитательная составляющая). М.: Вопросы культурологии, №7 - С. 67-71
  4. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебн.-метод. пособие / под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС
  5. Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий. /авт.-сост. В.П. Ватаман.- Волгоград: Учитель
  6. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М.
  7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.: Просвещение
  8. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. М.: ТЦ Сфера.- 128 с
  9. Дайн Г.Л., Шпикалова Т.Я. Русская народная игрушка: Альбом с методич. Рекомендациями.- М.
  10. Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение
  11. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебн.-метод. пособие: В 2 ч. / под ред. Т.Я. Шпикаловой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС
  12. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, с ил.
  13. Некрасова М.А. Народное искусство России – духовный феномен современной культуры. Традиция и современность. /В сб. Народное искусство и современность.- Ханты-Мансийск
  14. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.- М.
  15.  Шпикалова Т.Я. Я живу в России. Творение российских мастеров.- М.: Просвещение, с ил.
  16. Шпикалова Т.Я. и др. Изобразительное искусство. Учебно-методический комплект: учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя. 1-4 класс. 5-8 класс.- М.: Просвещение.

ИНТЕРНЕТ ресурсы

  1. «Перуница» - Северное народное искусство
  2. www.onmck.ru – сайт Вологодского областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации
  3. www.kizhi.karelia.ru- сайт Государственного музея-заповедника Кижи
  4. www.museum.vladimir.ru - сайт Владимиро-Суздальского музея-заповедника
  5. www.abash.netfirms.com/-Абашевская игрушка (история, каталог, образцы)
  6. http:///www.sobory.ru - каталог православной архитектуры
  7. www.artcyclopedia.com - иллюстрированная энциклопедия по искусству
  8. www.eart.by.ru — иллюстрированный словарь по искусству
  9. www.russianculture.ru - Русская культура
  10. www.rusmuseum.ru – Русский музей
  11. www.slovopedia.com
  12. www.slavynka88
  13. www.liveinternet.ru
  14. www.all-photo.ru (Российская империя в фотографиях)
  15. www.domstr.ru (Энциклопедия)


Календарно-тематическое планирование 1 класс

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

1-2

03.09

10.09

03.09

10.09

Древо жизни – древо моих предков. Орнамент. Вышивка. Росписи

2

«Древо жизни» как символ рода. Родовое и Генеалогическое древо. Древо жизни в орнаментальном искусстве народов России. Образ «древа жизни» в народной вышивке. Расписные и резные прялки. Народные росписи

Зарисовки эскиза вышитого полотенца или расписной прялки с изображением «Древа жизни».

Изготовление «Генеалогического древа»

Формирование национального самосознания, любви к родной земле, своему народу Формирование высокой языковой культуры

3-5

17.09

24.09

01.10

17.09

24.09

01.10

Кукла скрутка. Рукотворная кукла в культуре народов России

3

Тряпичная кукла-скрутка. Рукотворная кукла в культуре народов России. Народные Куклы – «Обережки», «Семесюхи», «Столбушки», «Крестушки», «Рожаницы».

Изготовление женской и мужской куклы-скрутки.

Изготовление простой по конструкции куклы «Столбушки»

Воспитывать усидчивость, аккуратность, силы воли.

6-7

08.10

15.10

08.10

15.10

Птица – счастье. Орнамент.  Домовая резьба. Вышивка. Росписи

2

Образы птицы «Гомоюн» (Гомон), птицы «Феникс» и др. в культуре народов России. Народные былины и сказки о птице («Садко», «Петушок и жерновки», «Петушок золотой гребешок» и др.).

Образы птицы в изделиях народных художественных промыслов.

Зарисовки росписей с использованием образа птицы.

Изготовление «Птицы-счастье»

Каждый ученик придумывает сказку про свою птицу и рассказывает ее в классе.

Обеспечение нравственного воспитания учащихся

8-9

22.10

29.10

22.10

29.10

Хлебушко – Батюшко. Каравай. Калач. Русская печка.

2

Пословицы и поговорки о хлебе. Русская печка – центр деревенского Дома, кормилица, лекарь, сказочный герой.

Предназначение русской печки

Познакомиться с традиционной выпечкой в культуре разных народов России (Хлеб, каравай, лепешка, пирог, беляш, вак-беляш и др.).

Изобразить традиционное застолье в аппликации из бумаги.

Формирование творческой, трудолюбивой личности

10-11

12.11

19.11

12.11

19.11

Колыбельная моей бабушки

2

Записать колыбельные песни своей семьи (мама, бабушка и т.д.), рассказать (пропеть) их содержание своему классу.

Изготовление колыбельки из картона, поместив в люльку, выполненную своими руками куклу-скрутку, проигрывание ситуации «убаюкивания».

Воспитание духовной культуры личности

12-13

26.11

03.12

26.11

03.12

Расскажи мне сказку. Сказки народов России

2

Пословицы и поговорки о Добре и зле

Добрые и злые персонажи в сказках народов России. Образы насекомых, животных, людей, мифические персонажи (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей-Горыныч и др.).

Образы и персонажи помогающие человеку (Печка, Яблоня, Молочная река Кисельные берега и др.).

Зарисовки любимых персонажей народных сказок.

Составление коллективной композиции «Герои Российских сказок».

Проектная деятельность: Записать любимые сказки своих родителей, бабушек и дедушек, рассказать их в своем классе.

Обеспечение нравственного воспитания учащихся

14-15

10.12

17.12

10.12

17.12

Мифы и легенды наших предков. Древние божества. Богатыри и батыры

2

Персонажи народных мифов и былин «Илья Муромец», «Алеша Попович» и «Добрыня Никитич».

Помощники героев-богатырей - богатырский конь, люди, наделенные сверхъестественными силами и способностями - Вернигор, Вырвидуб и прочие.

Лепка из глины образа народного Богатыря используя традиции российской глиняной игрушки.

Проектная деятельность: Вместе с родителями придумать «Десять подвигов Ильи Муромца» на основе народной былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» (в качестве героев-персонажей могут быть другие богатыри и батыры).

Содействовать трудовому воспитанию учащихся

16-17

24.12

24.12

Попевки

2

Попевки: «Осенины». «На зеленом на лугу». «Бай, качи, качи, качи». «Евсей». «Ай, тари, тари, тари». «Как на горке на горе»

Разучивание и исполнение попевок

Содействовать эстетическому воспитанию учащихся

18-19

Ручеек

2

Знакомство с правилами игры.

Записать игры, в которые играли родители, бабушки и дедушки и рассказать о них в своем классе.

Обеспечение полноценного физического развития детей

20-21

У медведя во бору

2

Знакомство с правилами игры.

Записать игры, в которые играли родители, бабушки и дедушки и рассказать о них в своем классе.

Содействовать формированию толерантности в отношении к культуре своего народа

22-23

12 палочек

2

Знакомство с правилами игры.

Игры

Содействовать физическому воспитанию учащихся

24-25

Гуськи

2

Знакомство с правилами игры.

Игры

Обеспечение полноценного физического развития детей

26-27

Деревянное зодчество моего города, края

2

Как устроен и построен деревянный дом, какие отличия существуют у разных народов при строительстве деревянного дома, а что в них общее?

Сфотографировать, описать, зарисовать имеющиеся деревянные сооружения (дома, храмы, постройки).

Составить иллюстрированный рассказ-исследование «Деревянная архитектура моего города, края».

Воспитание духовной культуры личности

28-29

Музеи моего села, города, края

2

Какие по содержанию, коллекциям бывают музеи, что в них общее, а чем они отличаются друг от друга.

Сфотографировать, описать и зарисовать имеющиеся изделия народных мастеров (предметы быта, посуду утварь, варианты украшения резьбой, росписью). Вместе с родителями составить описание и опись предметов, относящихся к народному искусству у себя дома «Мой домашний музей».

Формирование национального самосознания, любви к родной земле, своему народу

30-31

Народные мастера моего города, края

2

Народные мастера моего города, края.

Познакомиться с творчеством народных мастеров или педагогов изучающих народное искусство в своем городе, крае.

Сфотографировать, описать и зарисовать изделия выполненные мастерами.

Составить рассказ-отчет о народных мастерах своего города, края. Пригласить их в гости на совместный праздник.

Формирование национального самосознания, любви к родной земле, своему народу

32-33

Мой школьный историко-этнографический музей

2

Мой школьный историко-этнографический музей.

Вместе с родителями и учителем начать формировать коллекцию народного искусства для классного или школьного музея.

Формирование творческой, трудолюбивой личности

Календарно-тематическое планирование 2 класс

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

1-3

02.09

09.09

16.09

Народный костюм – философия моих предков. Орнамент. Вышивка крестом, гладью

3

Узорное (бранное) ткачество, вышивка, набойка, кружево. Обереговая функция в народном костюме в «образе-знаке».

Изготовление вышитой тамбурным швом композиции «Древа жизни», «Макоши-Земли» по заданным учителем единым размерам и схемам.

Проектная деятельность: подготовка сообщений по темам «Вышивка крестом», «Вышивка гладью», «Вышивка тамбурным швом», «Бранное ткачество».

Формирование высокой языковой культуры

Воспитание духовной культуры личности

4-6

23.09

30.09

07.10

Кукла соломенная, кукла из лыка. Рукотворная кукла народов России

3

Рукотворные куклы: «Солнечный Конь» или «Конь-Огонь», «Коляда», обрядовая кукла «Масленица», «Домашняя Масленица», кукла «Коза», кукла «Десятиручка».

Изготовление куклы «Коза» девочками и «Солнечного Коня» мальчиками из лыка, или соломы. Проведение выставки творческих работ. Проектная деятельность: подготовка сообщения «Рукотворные куклы из лыка и соломы в культуре разных народов России».

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

7-8

14.10

21.10

Морозные кружева Вологодских коклюшек и Ивановских вырезанок

2

Вологодское кружево – вид русского кружева, плетенного на коклюшках (деревянных палочках), распространенный в Вологодской области.

«Вырезанки» - вырезанные узоры из бумаги.

Изготовление вырезанок наличников по собственным схемам и зарисовкам и подготовленным шаблонам. Создание альбома авторских вырезанок.

Проектная деятельность: Собрать фотоколлекцию орнаментов деревянного зодчества своего города. Рассказать о проделанной работе в классе.

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

9-10

28.10

11.11

Путешествие «Матрешки» по России.

2

Макошь и две ее дочери (сестры) Доля и Недоля. Семеновская, Полхов-Майданская, Загорская, Башкирская, Удмуртская и другие матрешки.

Выполнение эскиза матрешки в национальных костюмах разных народов России. Роспись белья матрешки с использованием выполненных эскизов.

Проектная деятельность: подготовить вместе с родителями рассказ, слайд-презентацию о традиционном костюме своих предков – бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки.

Формирование высокой языковой культуры

11-12

18.11

25.11

Календарные праздники на Руси

2

Календарные праздники на Руси: Осенины, Коляда, Масленица, День Жаворонка, Сабантуй, Козьма-огородник, Иван Купала и другие.

История праздников. Пословицы и поговорки про времена года.

Разыгрывание для своих родителей постановки народного праздника «Коляда».

Проектная деятельность: подготовка рассказа, слайд-презентации о календарных праздниках народов России.

Воспитание духовной культуры личности

13-14

02.12

09.12

Расскажи мне сказку

2

Чтение по ролям народных сказок «Соломенный бычок – смоляной бочок», «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко» и другие. Обсуждение содержания сказок и поступков главных героев.

Рисование коллективной композиции, посвященной одной из сказок.

Проектная деятельность: запись народных сказок, которые рассказывали вашим маме и папе бабушка и дедушка. Рассказ записанных сказок в своем классе.

Формирование национального самосознания, любви к родной земле, своему народу

15-16

16.12

23.12

Мифы и легенды наших предков о богатырях

2

Мифы и легенды наших предков о богатырях. Князь Игорь, Александр Невский, Дмитрий Донской, Пересвет и другие.

Лепка из глины в стилистике Дымковской игрушки образы богатырей, раскрашивание их солнечными узорами.

Проектная деятельность: Сочинение былинных историй о богатырях: Александре Невском, Дмитрии Донском, Пересвете и др.

Формирование творческой, трудолюбивой личности

17-18

Заклички, попевки и потешки

2

Заклички, попевки и потешки: «Сошьем Дуне сарафан», «Кликанье Мороза», «Заклички жаворонка», «Солнышко-ведрышко», «Как на масленой неделе из печи блины летели».

Испеките вместе с родителями праздничные «Козули», раскрасьте их цветными глазурями и карамелью. Подарите «козуль» учителю и одноклассникам.

Проектная деятельность: Подберите заклички и запевки про Мороза, Солнышко-ведрышко и др. Расскажите своим одноклассникам на какие праздники исполнялись эти заклички и запевки.

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

19-20

Вью, вью, вью я капусточку. Ручеек

2

Знакомство с правилами игры

Подберите другие игры, в которых сочетается песня, танец и игра, разучите их с классом, научите играть в них своих родственников, друзей во дворе.

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

21-22

Два Мороза

2

Знакомство с правилами игры

Подберите другие игры, в которых сочетается песня, танец и игра, разучите их с классом, научите играть в них своих родственников, друзей во дворе.

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

23-24

Волки, овцы, лисы

2

Знакомство с правилами игры

Игры

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

25-26

Царь горы, взятие снежного городка, катание пасхальных яиц

2

Знакомство с правилами игры

Игры

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья 

27-28

Храмы и культовые сооружения моего города, края

2

Как устроен и построен храм, какие отличия существуют у разных народов при строительстве культовых сооружений, а что в них общее.

Сфотографировать, описать, зарисовать имеющиеся храмовые сооружения – деревянные и каменные (храмы, культовые постройки). Составить иллюстрированный рассказ-исследование «Храмы и культовые сооружения моего города, края».

Формирование национального самосознания, любви к родной земле, своему народу

29-30

Фольклорные коллективы и ансамбли народного танца моего села, города, края

2

Какие по содержанию, коллекциям бывают музеи, что в них общее, и чем они отличаются друг от друга. Составить иллюстрированный рассказ-отчет о проделанной работе.

Сфотографировать, описать и зарисовать имеющиеся изделия народных мастеров (предметы быта, посуду, утварь, варианты украшения резьбой, росписью). Вместе с родителями составить описание и опись предметов, относящихся к народному искусству у себя дома «Мой домашний музей».

Формирование творческой, трудолюбивой личности

31-32

Сказители, поэты и писатели моего села, города, края

2

Познакомиться с творчеством народных сказителей, поэтов и писателей в своем городе.

Пригласить их в гости на совместный праздник. Провести совместные чтения. Составить рассказ-отчет о народных сказителях, поэтах и писателях своего города, края.

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

33-34

Мой школьный историко-этнографический музей

2

Мой школьный историко-этнографический музей

Вместе с родителями и учителем продолжайте формировать коллекцию народного искусства для классного или школьного музея.

Формирование высокой языковой культуры

Календарно-тематическое планирование 3 класс

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

1-3

02.09

09.09

16.09

Праздничный народный костюм – система табу моих предков. Орнамент. Вышивка. Пояс в народном костюме

3

Праздничный народный костюм – система табу моих предков. Орнамент. Вышивка. Ручное ткачество. Украшение жемчугом и бисером. Отделка мехом. Пояс в народном костюме

Проектная деятельность: Соберите электронную библиотеку головных уборов (для девочек) и праздничного мужского костюма (для мальчиков) народов России.

Выполнение цветных схем-орнаментов поясов разных регионов и народов России. Выставка подготовленных схем и поясов.

Формирование высокой языковой культуры

4-6

23.09

30.09

07.10

Глиняная народная игрушка. Игрушка – свистулька. Рукотворная кукла в культуре народов России

3

Глиняная народная игрушка: Дымковская, Филимоновская, Каргопольская, Тульская и др. Игрушка – свистулька. Рукотворная кукла в культуре народов России

Изучить конструкцию и пластику Калининской глиняной игрушки и вылепить образ любимого животного.

Сбор информации и составление рассказа-презентации о рукотворной игрушке народов России.

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

7-8

14.10

21.10

Родовое полотенце. Обереговые знаки-архетипы. Вышивка.Кружево Ткачество.

2

Родовое полотенце. Обереговые знаки-архетипы. Вышивка. Ткачество. Кружево

Вырезание трафаретов разных знаков-архетипов.

Обеспечение полноценного физического развития детей

9-10

28.10

11.11

Набивка на ткани. Платок в культуре народов России

2

Набивка на ткани. Ивановские набивные ситцы. Павло-Посадский платок. Платок в культуре народов России

На срезе картофеля выполнение несложных штампов-набивок. Нанесение узора-орнамента на лист. Выполнение более сложных по узору набивок.

Продумать несложную композицию узорного цветного платка, выполнить эскиз-картон в натуральную величину.

Формирование высокой языковой культуры

11-12

18.11

25.11

Скатерть-самобранка. Традиции гостеприимства и застолья у народов России

2

Традиции гостеприимства и застолья у народов России

Пословицы о гостеприимстве

Проектная деятельность Сбор коллекции сказок, в которых героям помогает «Скатерть самобранка». Чтение этих сказок по ролям.

Воспитание духовной культуры личности

13-14

02.12

09.12

Расскажи мне сказку. Сказки народов России

2

Сказки народов России

Проектная деятельность Подбор сказок разных народов России, в которых присутствует похожий сюжет.

Театрализация народной сказки «Как мужик корову продавал».

Формирование национального самосознания, любви к родной земле, своему народу

15-16

16.12

23.12

Мифы и легенды наших предков о богатырях.

2

Мифы и легенды наших предков о богатырях. Петр Первый, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Федор Ушаков, Михайло Ломоносов и др.

Проектная деятельность Сообщения-презентации о героях-богатырях по темам: «Александр Васильевич Суворов», «Михаил Илларионович Кутузов», «Федор Федорович Ушаков», «Павел Степанович Нахимов», «Боевые подвиги героев-богатырей», «Победные награды героев-богатырей».

Формирование творческой, трудолюбивой личности

17-18

Праздничные Спасы – праздник урожая: медовый, яблочный, ореховый. Традиция ярмарочных гуляний

2

Праздничные Спасы – праздник урожая: медовый, яблочный, ореховый. Традиции ярмарочных гуляний

Организация праздника

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

19-20

Игры народов Сибири

2

Игры народов Сибири Знакомство с правилами игры

Подбор игры, в которой сочетается песня, танец и игра, разучивание их с классом

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

21-22

Башкирские и татарские народные игры

2

Башкирские и татарские народные игры Знакомство с правилами игры

Подбор игры, в которой сочетается песня, танец и игра, разучивание их с классом

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

23-24

Игры народов Кавказа

2

Игры народов Кавказа Знакомство с правилами игры

Подбор игры, в которой сочетается песня, танец и игра, разучивание их с классом

Формирование высокой языковой культуры

25-26

Удмуртские, мордовские, марийские народные игры

2

Удмуртские, мордовские, марийские народные игры Знакомство с правилами игры

Подбор игры, в которой сочетается песня, танец и игра, разучивание их с классом

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

27-28

Хлеб да каша – пища наша. Русская традиционная кухня

2

Русская традиционная кухня

Обсуждение темы: «Почему на Руси главными блюдами были щи, хлеба, пироги, кулебяки, расстегаи, каши, кисели».

Сбор информации о блюдах русской традиционной кухни. Вместе с родителями приготовить самое интересное блюдо. Классное застолье.

Формирование национального самосознания, любви к родной земле, своему народу

29-30

Пряничных дел мастера. Городецкий, Тульский, Башкирский пряник и др.

2

Пряничных дел мастера. Городецкий, Тульский, Башкирский пряник и др.

Узнайте, пекут ли в вашем городе праздничные и печатные пряники, имеются ли в ваших музеях старинные печатные доски для выпечки пряников. Сбор информации и рассказ в классе о старинных рецептах приготовления пряников.

Формирование творческой, трудолюбивой личности

31-32

Художники и мастера декоративного искусства моего села, города, края

2

Художники и мастера декоративного искусства города, края

Знакомство с творчеством мастеров и художников декоративно-прикладного искусства.

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

33-34

Мой школьный историко-этнографический музей

2

Мой школьный историко-этнографический музей

Обсуждения, мозговой штурм по темам: «Как должен выглядеть историко-этнографический музей, музей народного искусства?», «Какие коллекции должны храниться в собрании музея?», «Как должна выглядеть экспозиция музея?», «Что нужно сделать, чтобы музей стал живым, интересным для твоих сверстников?».

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

Календарно-тематическое планирование 4 класс

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

1-3

05.09

12.09

19.09

05.09

12.09

19.09

Дом – храм моих предков. Убранство, утварь, орудия труда.

3

Рубленный дом, Терем, Лобаз, Юрта, Чум и др. Убранство, утварь, орудия труда. Труд как творчество: художественный образ вещи

Зарисовки предметов быта (посуда, орудия труда) с передачей традиции художественного образа вещи.

Проектная деятельность Сбор фотоколлекции старых предметов быта, в которых сохранены художественные образы знака-архетипа

Формирование высокой языковой культуры

4-6

26.09

03.10

10.10

26.09

03.10

10.10

Красота застывшая в дереве: сундуки, сани, прялки, светцы

3

Богородская деревянная игрушка

Изучение народных росписей русского Севера и выполнение эскиза-картона для будущей росписи прялки.

Проектная деятельность Сбор информации и фотоколлекции про старинный Светец – подставка для лучины, освещающей жилье, а также старинный осветительный прибор из подставки и укрепленной на ней лучины.

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

7-8

17.10

24.10

17.10

24.10

Тканый половик. Лоскутная мозаика в старинном одеяле

2

Тканый половик. Лоскутная мозаика в старинном одеяле

Плетение прямоугольных, круглых, овальных ковриков, используя нарезанные из ненужных тканей ленты.

Проектная деятельность Сбор информации о ремесле домотканых половиков, о старинном промысле лоскутной мозаики.

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

9-10

31.10

14.11

31.10

14.11

Народные росписи по дереву и металлу. Народные росписи русского Севера

2

Народные росписи по дереву и металлу. Городец. Хохлома. Народные росписи русского Севера (Пермогорская, Борецкая, Пичужская, Ракульская, Мезенская, Шенкурская, Уфтюжская, Новгородская и др.), Жостовский и Нижнетагильский поднос

Роспись прялки росписями русского Севера.

Проектная деятельность Сбор информации о неизвестных росписях народов России. Выставка расписных прялок.

Формирование высокой языковой культуры

11-12

21.11

28.11

21.11

28.11

Пантеон славянских божеств в ряду «Явь. Навь. Правь.»

2

Пантеон русских божеств: Сварог, Макошь, Дажбог, Ярило и др.

Проектная деятельность Сбор информации о пантеоне славянских богов в ряду «Явь. Навь. Правь». Знакомство с творчеством русского художника Бориса Михайловича Ольшанского.

Воспитание духовной культуры личности

13-14

05.12

19.12

05.12

19.12

Мифические и сказочные персонажи

2

Мифические и сказочные персонажи: Баба-Яга, Домовой, Банник, Леший, Кикимора, Русалка и др.

Проектная деятельность Сбор информации о мифических сказочных персонажах. Знакомство с творчеством русского художника Ивана Яковлевича Билибина

Формирование национального самосознания, любви к родной земле, своему народу

15-16

26.12

26.12

Мифы и легенды наших предков о богатырях

2

Мифы и легенды наших предков о богатырях. Георгий Жуков и Маршалы Победы

Проектная деятельность Сбор информации о Маршале Победы Г.К. Жукове и других героях-богатырях Великой отечественной войны 1941-1945 г.г.

Формирование творческой, трудолюбивой личности

17-18

Музыкальные инструменты народов России

2

Музыкальные инструменты народов России: гусли, балалайка, рожок, свирель, гармошка, домбра, курай, кубыз (варган, тумран и пр.)

Проектная деятельность Сбор информации о музыкальных инструментах народов России

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

19-20

Хороводы. Что нам Земля Матушка принесла

2

Хороводы. Что нам Земля Матушка принесла

Проектная деятельность Сбор информации о видах и рисунках хороводов. Разучивание и исполнение хороводов.

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

21-22

Игры на свежем воздухе. Лапта. Чиж

2

Лапта. Чиж

Игры на свежем воздухе.

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

23-24

Комоедица. А мы Масленицу повстречали. Лапти

2

Комоедица. А мы Масленицу повстречали. Лапти

Игры на свежем воздухе.

Формирование высокой языковой культуры

25-26

Веселые хороводы

2

Веселые хороводы. Усть-Цилемская горка

Проектная деятельность Сбор информации о других праздниках, на которых водили хороводы, разучивание хороводных песен.

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

27-28

Кухня народов России. Единство традиций и отличительные особенности

2

Кухня народов России. Единство традиций и отличительные особенности

Сбор рецептов традиционной кухни разных народов России.

Формирование национального самосознания, любви к родной земле, своему народу

29-30

Скоморохи, вертеп, ярмарочный театр

2

Скоморохи, вертеп, ярмарочный театр

Проектная деятельность Сбор информации о ярмарочном театре и его персонажах. Изготовление собственного театра и постановка в нем представления, сказки, былины.

Формирование творческой, трудолюбивой личности

31-32

Образ человека труда в творчестве художников России

2

Образ человека труда в творчестве художников России: А. Венецианов, В. Суриков, А. Пластов, И. Шишкин, Т. Яблонская, Б. Кустодиев, В. Мухина и др.

Проектная деятельность Сбор информации о героях труда родного города, края.

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

33-34

Мой школьный историко-этнографический музей

2

Конкурс проектов на лучший музей

Создание макета будущего историко-этнографического музея, который может располагаться на территории школы.

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация программы «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 классы»

Реализация  программы «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 классы»...

План реализации программы "Внеурочная деятельность. Народное искусство и художественное творчество"1 класс,4 класс.

План реализации программы "Внеурочная деятельность. -Народное искусство и художественное творчество"  1 класс,4 класс....

Приказ №344."О присвоении статуса пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе.Народное искусство и художественное творчество.1-4 класс."

"О присвоении статуса пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе.Народное искусство и художественное творчество.1-4 класс.5-8."...

Апробация программы "Народное искусство и художественное творчество 1 - 4 классы" (фото-отчёт)

Обучающиеся начальной школы показывали народные игры с подпевками. Выставка народного творчества. Мастер - класс обрядовая кукла "Десятиручка"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Народное искусство и художественное творчество" (1 - 4 класс)

Программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество» является логическим продолжением Учебно-методических комплектов «Изобразительное искусство. 1-4 кла...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество»...