Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество»
    рабочая программа

    Окладова Татьяна Васильевна

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа внеурочной деятельности

    МАОУ СОШ № 2 Окладовой Т.В.

    «Народное искусство и художественное творчество»

    Пояснительная записка

                 Рабочая программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество» составлена на основе:

    • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего начального образования (2009 г.);
    • Авторских программ по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова, Е. В. Алексеенко. Изобразительное искусство. Рабочая программа для 1—4 классов общеобразовательной школы.
    • Авторской программыБанникова В.Н.        Внеурочная деятельность в системе художественного образования.

    Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс.  В современных условиях модернизации российского общества, в частности, российского образования, одним из приоритетных направлений совершенствования гражданственности является возрождение и активное изучение духовных традиций художественной культуры России и мира.  В условиях внеурочной деятельности обращение к народному искусству, как основе духовно-нравственного образования и воспитания, становиться не только значимым, но и безусловно актуальным.  

    Программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество» является логическим продолжением Учебно-методических комплектов «Изобразительное искусство. 1-4 класс», «Технология. 1-4 класс», «Изобразительное искусство. 5-8 класс» авторского коллектива под редакцией Т.Я.Шпикаловой, где народное искусство, как часть культуры, в интеграции с другими видами искусства, является первоосновой обучения школьников изобразительному искусству.

    Планируемые результаты изучения курса.

    1. Личностные результаты. Личностное, жизненное, профессиональное самоопределение; смыслообразование; нравственно-эстетическое оценивание.

    Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

    1. Регулятивные результаты.  Самоопределение, саморегуляция, смыслообразование, где целеполагание и планирование, с учетом коррекции и рисков выступают главенствующими действиями личности.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
    2. Познавательные результаты. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и сети Интернет), сбора, обработки, анализа, информации.
    3. Коммуникативные результаты.  Самоидентификация, социализация личности, принятие позиции сотрудничества и сотворчества в условиях Диалога. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

    Универсальные учебные действия формируются в разнообразной учебно-практической деятельности:

    - Проектная деятельность (исследовательский, искусствоведческий, культурологический, педагогический, выставочный проект и т.д.).

    - Проблемно-поисковая деятельность.

    - Тренинг, мозговой штурм, творческая дискуссия.

    - Художественно-педагогическая драматургия.

    - Музейно-педагогическая драматургия.

    - Деятельность по собиранию и освоению народных традиций.

    - Деятельность по реконструкции (этнографическая, историческая, этнохудожественная, творческая, практическая реконструкция и т.д.).

    Цель: формирование социального, ценностного (творческого), коллективного (народного) опыта в системе ценностей народного искусства для постижения культуры своей Родины и мира в межкультурном диалоге и взаимодействии.

    Задачи:

    - расширение культурно-исторической  деятельности обучающихся в условиях постижения народного искусства, самоидентификация и самоэстетизация личности;

    - формирование художественно-творческих действий межкультурного диалога и взаимодействия в условиях социально-творческого партнерства;

    - развитие системы поведенческих ориентиров обучающихся на основе опыта преемственности и ответственности народного искусства.

     На изучение курса отводится 256 часов. Внеурочная деятельность рассчитана на 1-4 классы: в каждом классе 64 часа (при 2 часах  в неделю).

    Формы организации учебного процесса:

    • групповые;
    • индивидуально-групповые;
    • практикумы.

    Формы контроля ЗУН(ов):

    • наблюдение;
    • практикум;
    • отчётная выставка работ;
    • праздник

    Учебно-тематическое планирование

    1 класс

    Виды и направления деятельности

    Содержание темы

    Количество часов

    1.

    Художественное творчество

    1). Древо жизни – древо моих предков. Орнамент. Вышивка. Росписи.

    2). Кукла скрутка. Тряпичная кукла-скрутка. Рукотворная кукла в культуре народов России.

    3). Птица – счастье. Орнамент. Домовая резьба. Вышивка. Росписи.

    4). Хлебушко – Батюшко. Каравай. Калач. Русская печка.

    4

    4

    4

    4

    2.

    Фольклор

    1). Колыбельная моей бабушки.

    2). Расскажи мне сказку. Сказки народов России.

    3). Мифы и легенды наших предков. Древние божества. Богатыри и батыры.

    4). Попевки: Осенины. На зеленом на лугу. Бай, качи, качи, качи. Евсей. Ай, тари, тари, тари. Как на горке на горе.

    4

    4

    4

    4

    3.

    Игра

    1). Ручеек.

    2). У медведя во бору.

    3). 12 палочек.

    4). Гуськи.

    4

    4

    4

    4

    4.

    Экспедиция. Проект

    1. Деревянное зодчество моего села, города, края.

    2. Музеи моего села, города, края.

    3. Народные мастера моего села, города, края.

    4. Мой школьный историко-этнографический музей.

    4

    4

    4

    4

    Итого:

    64

    2 класс

    Виды и направления деятельности

    Содержание темы

    Коли

    чество часов

    1.

    Художественное творчество

    1). Народный костюм – философия моих предков: «Сошьем Дуне сарафан». Орнамент. Вышивка крестом, гладью, тамбурным швом.

    2). Кукла соломенная, кукла из лыка. Рукотворная кукла в культуре народов России.

    3). Морозные кружева в вологодских коклюшек, Ивановские вырезанки.

    4). Путешествие «Матрешки» по России. Макошь и две ее дочери (сестры) Доля и Недоля, Семеновская, Полхов-Майданская, Загорская, Башкирская, Удмуртская и др. матрешки

    4

    4

    4

    4

    2.

    Фольклор

    1). Календарные праздники на Руси: Осенины, Коляда, Масленица, День Жаворонка, Красная горка, Козьма-огородник, Ивана Купала и др.

    2). Расскажи мне сказку. «Соломенный бычок – смоляной бочок». «Крошечка хаврошечка.

    3). Мифы и легенды наших предков о богатырях. Александр Невский, Дмитрий Донской, Пересвет и Сергий Радонежский, Иван Грозный и др.

    4). Заклички, попевки и потешки: «Сошьем Дуне сарафан», «Кликанье Мороза», «Заклички жаворонка», «Солнышко – ведрышко», «Как на масленой неделе из печи блины летели»

    4

    4

    4

    4

    3.

    Игра

    1). Вью, вью, вью я капусточку. Ручеек.

    2). Два Деда Мороза.

    3). Белки, волки, лисы.

    4). Царь горы, взятие снежного городка, катание пасхальных яиц.

    4

    4

    4

    4

    4.

    Экспедиция. Проект

    1). Храмы и культовые сооружения моего села, города, края.

    2). Фольклорные коллективы и ансамбли народного танца моего села, города, края.

    3). Сказители, поэты и писатели моего села, города, края.

    4). Мой школьный историко-этнографический музей.

    4

    4

    4

    4

    Итого:

    64

    3 класс

    Виды и направления деятельности

    Содержание темы

    Количе

    ство часов

    1.

    Художественное творчество

    1). Праздничный народный костюм – система табу моих предков. Орнамент. Вышивка. Ручное ткачество. Украшение жемчугом и бисером. Отделка мехом. Пояс в народном костюме.

    2). Глиняная народная игрушка: Дымковская, Филимоновская, Каргопольская, Тульская и др. Игрушка – свистулька. Рукотворная кукла в культуре народов России.

    3). Родовое полотенце. Обереговые знаки-архетипы. Вышивка. Ткачество. Кружево.

    4). Набивка на ткани. Ивановские набивные ситцы. Павло-Посадский платок. Платок в культуре народов России.

    4

    4

    4

    4

    2.

    Фольклор

    1). Скатерть-самобранка. Традиции гостеприимства и застолья у народов России

    2). Расскажи мне сказку: Театрализация народной сказки «Как мужик корову продавал». Сказки народов России.

    3). Мифы и легенды наших предков о богатырях. Петр Первый, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Федор Ушаков, Михайло Ломоносов и др.

    4). ПраздничныеСпасы – праздник урожая: медовый, яблочный, ореховый. Традиция ярморочных гуляний

    4

    4

    4

    4

    3.

    Игра

    1). Марийские народные игры.

    2). Башкирские народные игры.

    3). Игры народов Кавказа.

    4). Удмуртские народные игры.

    4

    4

    4

    4

    4.

    Экспедиция. Проект

    1). Хлеб да каша – пища наша. Русская традиционная кухня.

    2). Пряничных дел мастера. Городецкий, Тульский, Башкирский пряник и др.

    3). Художники и мастера декоративного искусства моего села, города, края.

    4). Мой школьный историко-этнографический музей.

    4

    4

    4

    4

    Итого:

    64

    4 класс

    Виды и направления деятельности

    Содержание темы

    Количе

    ство часов

    1.

    Художественное творчество

    1). Дом – храм моих предков. Рубленный дом, Терем, Лобаз, Юрта, Чум и др.. Убранство, утварь, орудия труда. Труд как творчество: художественный образ вещи.

    2). Красота застывшая в дереве: сундуки, сани, прялки, светцы. Богородская деревянная игрушка.

    3). Тканый половик. Лоскутная мозаика в старинном одеяле

    4). Народные росписи по дереву и металлу. Городец. Хохлома. Народные росписи русского Севера (Пермогорская, Борецкая, Пичужская, Ракульская, Мезенская, Шенкурская, Уфтюгская, Новгородская и др.), Жостовский и НижнеТагильский поднос.

    4

    4

    4

    4

    2.

    Фольклор

    1). Пантеон русских божеств: Сварог, Макошь, Дажбог, Ярило и др. Боги христианства, мусульманства, буддизма.

    2). Мифические и сказочные персонажи: Баба-Яга, Домовой, Банник, Леший, Кикимора, Русалка и др

    3). Мифы и легенды наших предков о богатырях. Георгий Жуков и Маршалы Победы.

    4). Музыкальные инструменты народов России: гусли, балалайка, рожок, свирель, гармошка, домбра, курай, кубыз (варган, тумран и пр.) и др.

    4

    4

    4

    4

    3.

    Игра

    1). Хоровод. Что нам осень принесла.

    2). Колядочные игры и костюмированные представления.

    3). А мы Масленицу повстречали. Лапти.

    4). Карусель. Жнивка. Веночек.

    4

    4

    4

    4

    4.

    Экспедиция. Проект

    1). Кухня народов России. Единство традиций и отличительные особенности.

    2). Скоморохи, вертеп, ярморочный театр

    3). Образ человека труда в творчестве художников России: А.Венецианов, В.Суриков, А.Пластов, И.Шишкин, Т.Яблонская, Б.Кустодиев, В.Мухина

    4). Мой школьный историко-этнографический музей.

    4

    4

    4

    4

    Итого:

    64

    СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    1 КЛАСС

    1раздел « ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

    1)  Древо жизни – древо моих предков. Орнамент. Вышивка. Росписи. «Древо жизни» как символ рода. Родовое и Генеалогическое древо. Древо жизни в орнаментальном искусстве народов России. Образ «древа жизни» в народной вышивке. Расписные и резные прялки. Народные росписи (Городец, Хохлома,Полхов Майдан, Северные росписи, Тобольская домовая роспись и т.д.) и вариации «Древа жизни» в них. Древо жизни в глиняной игрушке (Каргополь, Дымково  др.) Образы древа жизни в культурах народов мира (Россия, Египет, Греция, Индия и др.), общности и отличия.

    Задание:Зарисовки эскиза вышитого полотенца или расписной прялки с изображением «Древа жизни».

    Проектная деятельность:«Древо жизни – образ трех миров», «Генеалогическое древо моей семьи».

    2) Кукла скрутка. Тряпичная кукла-скрутка. Рукотворная кукла в культуре народов России.Народные Куклы – «Обережки», «Семесюхи», «Столбушки», «Крестушки», «Рожаницы». Куклы-обереги, игровые, обрядовые.

    Задание: Изготовление простой по конструкции куклы «Столбушки».

    Проектная деятельность:  (вместе с родителями)  Поиск информации и изготовление обереговой, игровой и обрядовой куклы для своего дома.

    3) Птица – счастье. Орнамент. Домовая резьба. Вышивка. Росписи.

    Образы птицы «Гомоюн» (Гомон), птицы «Феникс» и др. в культуре народов России. Народные былины и сказки о птице («Садко», «Петушок и жерновки», «Петушок золотой гребешок» и др.). Образы птицы в изделиях народных художественных промыслов (домовая резьба, вышивка, роспись по дереву, глиняная игрушка).

    ЗаданиеНа деревянной доске (можно по образцу) выполняется Пермогорская роспись с использованием образа птицы.

    Проектная деятельность: Каждый ученик придумывает сказку про свою птицу и рассказывает ее в классе.

    4)Хлебушко-Батюшко. Каравай. Калач. Русская печка.

    Хлеб в культуре народов России (пословицы и поговорки о хлебе). Русская печка – центр деревенского Дома, кормилица, лекарь, сказочный герой. Народная мудрость о хлебе. Потешки о хлебе.Предназначение русской печки.

    Задание: Познакомиться с традиционной выпечкой в культуре разных народов России (Хлеб, каравай, лепешка, пирог, беляш, вак-беляш и др.). Изобразить традиционное застолье в аппликации из бумаги.

    Проектная деятельность: Вместе с родителями приготовить одно из традиционных блюд, готовящихся в печи. Составить об этом рассказ и провести коллективное застолье в классе.

    К концу 1 класса учащиеся научатся:

    • сравнивать отдельные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
    • использовать художественные материалы (гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, бумага);
    • изготавливать простые по конструкции куклы, выполнять элементы различных росписей.

    Календарно-тематическое планирование

    Тема

    Дата

    1

    Родовое и Генеалогическое древо.

    2

    Древо жизни в орнаментальном искусстве народов России.

    3

    Древо жизни в народной вышивке.

    4

    Древо жизни в глиняной игрушке.

    5

    Куклы-обереги.

    6

    Обрядовые и игровые куклы.

    7-8

    Изготовление куклы «Столбушки».

    9

    Птица - счастье. Устное народное творчество.

    10

    Образ птицы – счастья в резьбе и вышивке.

    11-12

    Пермогорская роспись.

    13

    Хлеб в культуре народов России.

    14

    Русская печка. Её предназначение.

    15

    Русское застолье. Аппликация из бумаги.

    16

    Обобщающее занятие. Праздник совместно с родителями.

    2 раздел «ФОЛЬКЛОР»

    3 раздел «ИГРА»

                         

                                                       Содержание программы

        Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Это способствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

       Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В программу вошли народные игры, распространенные в России за последнее столетие. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами

    . С историческим наследием русского народа знакомят игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Это народные игры: «Ручеёк», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», а также различные их варианты

     Здесь есть игры, отражающие отношение человека к природе, ведь народ всегда трепетно относился к природе, берёг её, прославлял. Есть игры, которые воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся народные игры: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Зайцы в огороде», «Кошки-мышки», и их различные варианты.

    С большим интересом школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий. К этим играм относятся», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Кто дальше», «Ловишки», «Лапта»,: «Горелки» и другие.

    Игры- шутки.

         « Гуськи», «Чур», «Орехи», «Черепаха» и др.

     Проектная деятельность: 

     Записать игры, в которые играли родители, бабушки и дедушки, и рассказать о них в своем классе. 

    К концу 1 класса учащиеся научатся: 

       -  выполнять упражнения в  игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения  )  

    -       проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;

    -       владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём; 

            - применять игровые навыки в жизненных ситуациях. 

    Календарно-тематическое планирование

    Тема

    Дата

    1

    Знакомство с народными хороводными  играми.

    2

    Игра «Ручеёк».

    3

    Игра «Челночки»

    4

    Игра «Ворота»

    5

    Сюжетно- ролевые игры «У медведя во бору».

    6

    Игра «У медведя во бору» , другой вариант.

    7

    Игра «Гуси- лебеди»

    8

    Игра «Кошки-мышки»

    9

    Игры с различными предметами. «Двенадцать палочек»,

    10

    Игра « Жмурки»

    11

    Игра «Лапта»,:

    12

    Игры с различными предметами. «Двенадцать палочек»,

    13

    Игры на развитие внимания. « Гуськи».

    14

    .Игра «Чур»

    15

    Эстафеты.

    16

    Обобщающее занятие. Игры совместно с родителями.

                         

    Материально-техническое обеспечение

    • Аудио/видеомагнитофон.
    • CD/DVD-проигрыватели.
    • Компьютер с художественным программным обеспечением.
    • Телевизор.
    • Проектор для демонстрации слайдов.
    • Мультимедийный проектор.
    • Магнитная доска.
    • Справочные пособия, энциклопедии по искусству.
    • Альбомы по искусству.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Художественное творчество: станем волшебниками»

             Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению    «Художественное творчество: станем вол­шебниками» ( 4 год...

    Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 классе "Художественное творчество"

    Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса  составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество: станем волшебниками 1 – 4 классы» -...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Народное творчество"

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Народное творчество"...

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Рисуем нитью» направление – художественно-эстетическое

    Рабочая программа внеурочной деятельности  «Рисуем нитью» направление – художественно-эстетическое (Базовый уровень) 3  класс...

    Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса " « Художественное творчество: станем волшебниками»

     Занятия по данному курсу познакомят обучающихся с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Кроме ре...

    План реализации программы "Внеурочная деятельность. Народное искусство и художественное творчество"1 класс,4 класс.

    План реализации программы "Внеурочная деятельность. -Народное искусство и художественное творчество"  1 класс,4 класс....

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Народное искусство и художественное творчество" (1 - 4 класс)

    Программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество» является логическим продолжением Учебно-методических комплектов «Изобразительное искусство. 1-4 кла...