Рабочая программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество»
рабочая программа

Окладова Татьяна Васильевна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

МАОУ СОШ № 2 Окладовой Т.В.

«Народное искусство и художественное творчество»

Пояснительная записка

             Рабочая программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего начального образования (2009 г.);
  • Авторских программ по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова, Е. В. Алексеенко. Изобразительное искусство. Рабочая программа для 1—4 классов общеобразовательной школы.
  • Авторской программыБанникова В.Н.        Внеурочная деятельность в системе художественного образования.

Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс.  В современных условиях модернизации российского общества, в частности, российского образования, одним из приоритетных направлений совершенствования гражданственности является возрождение и активное изучение духовных традиций художественной культуры России и мира.  В условиях внеурочной деятельности обращение к народному искусству, как основе духовно-нравственного образования и воспитания, становиться не только значимым, но и безусловно актуальным.  

Программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество» является логическим продолжением Учебно-методических комплектов «Изобразительное искусство. 1-4 класс», «Технология. 1-4 класс», «Изобразительное искусство. 5-8 класс» авторского коллектива под редакцией Т.Я.Шпикаловой, где народное искусство, как часть культуры, в интеграции с другими видами искусства, является первоосновой обучения школьников изобразительному искусству.

Планируемые результаты изучения курса.

  1. Личностные результаты. Личностное, жизненное, профессиональное самоопределение; смыслообразование; нравственно-эстетическое оценивание.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

  1. Регулятивные результаты.  Самоопределение, саморегуляция, смыслообразование, где целеполагание и планирование, с учетом коррекции и рисков выступают главенствующими действиями личности.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  2. Познавательные результаты. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и сети Интернет), сбора, обработки, анализа, информации.
  3. Коммуникативные результаты.  Самоидентификация, социализация личности, принятие позиции сотрудничества и сотворчества в условиях Диалога. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия формируются в разнообразной учебно-практической деятельности:

- Проектная деятельность (исследовательский, искусствоведческий, культурологический, педагогический, выставочный проект и т.д.).

- Проблемно-поисковая деятельность.

- Тренинг, мозговой штурм, творческая дискуссия.

- Художественно-педагогическая драматургия.

- Музейно-педагогическая драматургия.

- Деятельность по собиранию и освоению народных традиций.

- Деятельность по реконструкции (этнографическая, историческая, этнохудожественная, творческая, практическая реконструкция и т.д.).

Цель: формирование социального, ценностного (творческого), коллективного (народного) опыта в системе ценностей народного искусства для постижения культуры своей Родины и мира в межкультурном диалоге и взаимодействии.

Задачи:

- расширение культурно-исторической  деятельности обучающихся в условиях постижения народного искусства, самоидентификация и самоэстетизация личности;

- формирование художественно-творческих действий межкультурного диалога и взаимодействия в условиях социально-творческого партнерства;

- развитие системы поведенческих ориентиров обучающихся на основе опыта преемственности и ответственности народного искусства.

 На изучение курса отводится 256 часов. Внеурочная деятельность рассчитана на 1-4 классы: в каждом классе 64 часа (при 2 часах  в неделю).

Формы организации учебного процесса:

  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • практикумы.

Формы контроля ЗУН(ов):

  • наблюдение;
  • практикум;
  • отчётная выставка работ;
  • праздник

Учебно-тематическое планирование

1 класс

Виды и направления деятельности

Содержание темы

Количество часов

1.

Художественное творчество

1). Древо жизни – древо моих предков. Орнамент. Вышивка. Росписи.

2). Кукла скрутка. Тряпичная кукла-скрутка. Рукотворная кукла в культуре народов России.

3). Птица – счастье. Орнамент. Домовая резьба. Вышивка. Росписи.

4). Хлебушко – Батюшко. Каравай. Калач. Русская печка.

4

4

4

4

2.

Фольклор

1). Колыбельная моей бабушки.

2). Расскажи мне сказку. Сказки народов России.

3). Мифы и легенды наших предков. Древние божества. Богатыри и батыры.

4). Попевки: Осенины. На зеленом на лугу. Бай, качи, качи, качи. Евсей. Ай, тари, тари, тари. Как на горке на горе.

4

4

4

4

3.

Игра

1). Ручеек.

2). У медведя во бору.

3). 12 палочек.

4). Гуськи.

4

4

4

4

4.

Экспедиция. Проект

1. Деревянное зодчество моего села, города, края.

2. Музеи моего села, города, края.

3. Народные мастера моего села, города, края.

4. Мой школьный историко-этнографический музей.

4

4

4

4

Итого:

64

2 класс

Виды и направления деятельности

Содержание темы

Коли

чество часов

1.

Художественное творчество

1). Народный костюм – философия моих предков: «Сошьем Дуне сарафан». Орнамент. Вышивка крестом, гладью, тамбурным швом.

2). Кукла соломенная, кукла из лыка. Рукотворная кукла в культуре народов России.

3). Морозные кружева в вологодских коклюшек, Ивановские вырезанки.

4). Путешествие «Матрешки» по России. Макошь и две ее дочери (сестры) Доля и Недоля, Семеновская, Полхов-Майданская, Загорская, Башкирская, Удмуртская и др. матрешки

4

4

4

4

2.

Фольклор

1). Календарные праздники на Руси: Осенины, Коляда, Масленица, День Жаворонка, Красная горка, Козьма-огородник, Ивана Купала и др.

2). Расскажи мне сказку. «Соломенный бычок – смоляной бочок». «Крошечка хаврошечка.

3). Мифы и легенды наших предков о богатырях. Александр Невский, Дмитрий Донской, Пересвет и Сергий Радонежский, Иван Грозный и др.

4). Заклички, попевки и потешки: «Сошьем Дуне сарафан», «Кликанье Мороза», «Заклички жаворонка», «Солнышко – ведрышко», «Как на масленой неделе из печи блины летели»

4

4

4

4

3.

Игра

1). Вью, вью, вью я капусточку. Ручеек.

2). Два Деда Мороза.

3). Белки, волки, лисы.

4). Царь горы, взятие снежного городка, катание пасхальных яиц.

4

4

4

4

4.

Экспедиция. Проект

1). Храмы и культовые сооружения моего села, города, края.

2). Фольклорные коллективы и ансамбли народного танца моего села, города, края.

3). Сказители, поэты и писатели моего села, города, края.

4). Мой школьный историко-этнографический музей.

4

4

4

4

Итого:

64

3 класс

Виды и направления деятельности

Содержание темы

Количе

ство часов

1.

Художественное творчество

1). Праздничный народный костюм – система табу моих предков. Орнамент. Вышивка. Ручное ткачество. Украшение жемчугом и бисером. Отделка мехом. Пояс в народном костюме.

2). Глиняная народная игрушка: Дымковская, Филимоновская, Каргопольская, Тульская и др. Игрушка – свистулька. Рукотворная кукла в культуре народов России.

3). Родовое полотенце. Обереговые знаки-архетипы. Вышивка. Ткачество. Кружево.

4). Набивка на ткани. Ивановские набивные ситцы. Павло-Посадский платок. Платок в культуре народов России.

4

4

4

4

2.

Фольклор

1). Скатерть-самобранка. Традиции гостеприимства и застолья у народов России

2). Расскажи мне сказку: Театрализация народной сказки «Как мужик корову продавал». Сказки народов России.

3). Мифы и легенды наших предков о богатырях. Петр Первый, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Федор Ушаков, Михайло Ломоносов и др.

4). ПраздничныеСпасы – праздник урожая: медовый, яблочный, ореховый. Традиция ярморочных гуляний

4

4

4

4

3.

Игра

1). Марийские народные игры.

2). Башкирские народные игры.

3). Игры народов Кавказа.

4). Удмуртские народные игры.

4

4

4

4

4.

Экспедиция. Проект

1). Хлеб да каша – пища наша. Русская традиционная кухня.

2). Пряничных дел мастера. Городецкий, Тульский, Башкирский пряник и др.

3). Художники и мастера декоративного искусства моего села, города, края.

4). Мой школьный историко-этнографический музей.

4

4

4

4

Итого:

64

4 класс

Виды и направления деятельности

Содержание темы

Количе

ство часов

1.

Художественное творчество

1). Дом – храм моих предков. Рубленный дом, Терем, Лобаз, Юрта, Чум и др.. Убранство, утварь, орудия труда. Труд как творчество: художественный образ вещи.

2). Красота застывшая в дереве: сундуки, сани, прялки, светцы. Богородская деревянная игрушка.

3). Тканый половик. Лоскутная мозаика в старинном одеяле

4). Народные росписи по дереву и металлу. Городец. Хохлома. Народные росписи русского Севера (Пермогорская, Борецкая, Пичужская, Ракульская, Мезенская, Шенкурская, Уфтюгская, Новгородская и др.), Жостовский и НижнеТагильский поднос.

4

4

4

4

2.

Фольклор

1). Пантеон русских божеств: Сварог, Макошь, Дажбог, Ярило и др. Боги христианства, мусульманства, буддизма.

2). Мифические и сказочные персонажи: Баба-Яга, Домовой, Банник, Леший, Кикимора, Русалка и др

3). Мифы и легенды наших предков о богатырях. Георгий Жуков и Маршалы Победы.

4). Музыкальные инструменты народов России: гусли, балалайка, рожок, свирель, гармошка, домбра, курай, кубыз (варган, тумран и пр.) и др.

4

4

4

4

3.

Игра

1). Хоровод. Что нам осень принесла.

2). Колядочные игры и костюмированные представления.

3). А мы Масленицу повстречали. Лапти.

4). Карусель. Жнивка. Веночек.

4

4

4

4

4.

Экспедиция. Проект

1). Кухня народов России. Единство традиций и отличительные особенности.

2). Скоморохи, вертеп, ярморочный театр

3). Образ человека труда в творчестве художников России: А.Венецианов, В.Суриков, А.Пластов, И.Шишкин, Т.Яблонская, Б.Кустодиев, В.Мухина

4). Мой школьный историко-этнографический музей.

4

4

4

4

Итого:

64

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 КЛАСС

1раздел « ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

1)  Древо жизни – древо моих предков. Орнамент. Вышивка. Росписи. «Древо жизни» как символ рода. Родовое и Генеалогическое древо. Древо жизни в орнаментальном искусстве народов России. Образ «древа жизни» в народной вышивке. Расписные и резные прялки. Народные росписи (Городец, Хохлома,Полхов Майдан, Северные росписи, Тобольская домовая роспись и т.д.) и вариации «Древа жизни» в них. Древо жизни в глиняной игрушке (Каргополь, Дымково  др.) Образы древа жизни в культурах народов мира (Россия, Египет, Греция, Индия и др.), общности и отличия.

Задание:Зарисовки эскиза вышитого полотенца или расписной прялки с изображением «Древа жизни».

Проектная деятельность:«Древо жизни – образ трех миров», «Генеалогическое древо моей семьи».

2) Кукла скрутка. Тряпичная кукла-скрутка. Рукотворная кукла в культуре народов России.Народные Куклы – «Обережки», «Семесюхи», «Столбушки», «Крестушки», «Рожаницы». Куклы-обереги, игровые, обрядовые.

Задание: Изготовление простой по конструкции куклы «Столбушки».

Проектная деятельность:  (вместе с родителями)  Поиск информации и изготовление обереговой, игровой и обрядовой куклы для своего дома.

3) Птица – счастье. Орнамент. Домовая резьба. Вышивка. Росписи.

Образы птицы «Гомоюн» (Гомон), птицы «Феникс» и др. в культуре народов России. Народные былины и сказки о птице («Садко», «Петушок и жерновки», «Петушок золотой гребешок» и др.). Образы птицы в изделиях народных художественных промыслов (домовая резьба, вышивка, роспись по дереву, глиняная игрушка).

ЗаданиеНа деревянной доске (можно по образцу) выполняется Пермогорская роспись с использованием образа птицы.

Проектная деятельность: Каждый ученик придумывает сказку про свою птицу и рассказывает ее в классе.

4)Хлебушко-Батюшко. Каравай. Калач. Русская печка.

Хлеб в культуре народов России (пословицы и поговорки о хлебе). Русская печка – центр деревенского Дома, кормилица, лекарь, сказочный герой. Народная мудрость о хлебе. Потешки о хлебе.Предназначение русской печки.

Задание: Познакомиться с традиционной выпечкой в культуре разных народов России (Хлеб, каравай, лепешка, пирог, беляш, вак-беляш и др.). Изобразить традиционное застолье в аппликации из бумаги.

Проектная деятельность: Вместе с родителями приготовить одно из традиционных блюд, готовящихся в печи. Составить об этом рассказ и провести коллективное застолье в классе.

К концу 1 класса учащиеся научатся:

  • сравнивать отдельные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, бумага);
  • изготавливать простые по конструкции куклы, выполнять элементы различных росписей.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата

1

Родовое и Генеалогическое древо.

2

Древо жизни в орнаментальном искусстве народов России.

3

Древо жизни в народной вышивке.

4

Древо жизни в глиняной игрушке.

5

Куклы-обереги.

6

Обрядовые и игровые куклы.

7-8

Изготовление куклы «Столбушки».

9

Птица - счастье. Устное народное творчество.

10

Образ птицы – счастья в резьбе и вышивке.

11-12

Пермогорская роспись.

13

Хлеб в культуре народов России.

14

Русская печка. Её предназначение.

15

Русское застолье. Аппликация из бумаги.

16

Обобщающее занятие. Праздник совместно с родителями.

2 раздел «ФОЛЬКЛОР»

3 раздел «ИГРА»

                     

                                                   Содержание программы

    Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Это способствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

   Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В программу вошли народные игры, распространенные в России за последнее столетие. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами

. С историческим наследием русского народа знакомят игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Это народные игры: «Ручеёк», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», а также различные их варианты

 Здесь есть игры, отражающие отношение человека к природе, ведь народ всегда трепетно относился к природе, берёг её, прославлял. Есть игры, которые воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся народные игры: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Зайцы в огороде», «Кошки-мышки», и их различные варианты.

С большим интересом школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий. К этим играм относятся», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Кто дальше», «Ловишки», «Лапта»,: «Горелки» и другие.

Игры- шутки.

     « Гуськи», «Чур», «Орехи», «Черепаха» и др.

 Проектная деятельность: 

 Записать игры, в которые играли родители, бабушки и дедушки, и рассказать о них в своем классе. 

К концу 1 класса учащиеся научатся: 

   -  выполнять упражнения в  игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения  )  

-       проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;

-       владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём; 

        - применять игровые навыки в жизненных ситуациях. 

Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата

1

Знакомство с народными хороводными  играми.

2

Игра «Ручеёк».

3

Игра «Челночки»

4

Игра «Ворота»

5

Сюжетно- ролевые игры «У медведя во бору».

6

Игра «У медведя во бору» , другой вариант.

7

Игра «Гуси- лебеди»

8

Игра «Кошки-мышки»

9

Игры с различными предметами. «Двенадцать палочек»,

10

Игра « Жмурки»

11

Игра «Лапта»,:

12

Игры с различными предметами. «Двенадцать палочек»,

13

Игры на развитие внимания. « Гуськи».

14

.Игра «Чур»

15

Эстафеты.

16

Обобщающее занятие. Игры совместно с родителями.

                     

Материально-техническое обеспечение

  • Аудио/видеомагнитофон.
  • CD/DVD-проигрыватели.
  • Компьютер с художественным программным обеспечением.
  • Телевизор.
  • Проектор для демонстрации слайдов.
  • Мультимедийный проектор.
  • Магнитная доска.
  • Справочные пособия, энциклопедии по искусству.
  • Альбомы по искусству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Художественное творчество: станем волшебниками»

         Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению    «Художественное творчество: станем вол­шебниками» ( 4 год...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 классе "Художественное творчество"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса  составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество: станем волшебниками 1 – 4 классы» -...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Народное творчество"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Народное творчество"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Рисуем нитью» направление – художественно-эстетическое

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Рисуем нитью» направление – художественно-эстетическое (Базовый уровень) 3  класс...

Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса " « Художественное творчество: станем волшебниками»

 Занятия по данному курсу познакомят обучающихся с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Кроме ре...

План реализации программы "Внеурочная деятельность. Народное искусство и художественное творчество"1 класс,4 класс.

План реализации программы "Внеурочная деятельность. -Народное искусство и художественное творчество"  1 класс,4 класс....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Народное искусство и художественное творчество" (1 - 4 класс)

Программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество» является логическим продолжением Учебно-методических комплектов «Изобразительное искусство. 1-4 кла...