Доклад на симфонии
учебно-методический материал на тему

Борисова Валентина Анатольевна

Обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon borisova_-_doklad.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Можно 20 лет колебаться перед тем,

Как сделаешь шаг, но нельзя отступить,

Когда он уже сделан.

А. Мюссе

Отношения с людьми - главное в любой деятельности, а тем более, педагогической.
Все мои знания и идеи останутся невостребованными, если дети не потянутся ко мне душой и сердцем.
Думая над своими взаимоотношениями с обучающимися, я стараюсь строить их на взаимопонимании и доверии.
Общаясь с детьми, я никогда не "зацикливаюсь" на достижении моих конкретных целей и задач, стараюсь строить общение с ними не "от себя", а "от них".
Будучи учителем, очень страшно превратиться в чиновника, для которого программа, план урока - главное.
Я никогда не забываю, что ребенок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее - вот смысл моей работы.
Я учусь видеть в каждом ученике то, что выгодно отличает его от других, ту "изюминку", которая делает его уникальным, неповторимым.
Потребность в равенстве присуща всем, а тем более детям.
Вступая в разговор с учащимися, я не строю с ними общение "по вертикали", сверху вниз.

Среди актуальных аспектов современной проблемы взаимодействия личности и социума одним из наиболее значимых является вопрос своевременного формирования у человека, особенно ребенка, адаптивных способностей.

О сложности и витальной значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, говорит особое внимание, обращаемое на него отечественными психологами и педагогами в научной литературе. Мы считаем, что именно в первые месяцы школьной жизни начинает формироваться та система отношения ребенка к самому себе, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем социальную фасилитацию, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.

Организация перехода из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период 1) с педагогической точки зрения характеризуется низкой самоорганизацией, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, и 2) с психологической стороны – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

Рождение новой школы, нового учителя – длительный, трудный, сложный путь.

Процесс обновления требует реконструкции и совершенствования не только содержания образования, но и деятельности педагога. Повышение качества образования, предусмотренное Концепцией модернизации, предполагает изменение взгляда на возможности учебно-воспитательного процесса. Сегодня школа для ребёнка – это пространство для самореализации, самовыражения.

Социометрические исследования показали рост числа учащихся с нарушением нервно-психического и психосоматического здоровья, для которых особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе к следующей образовательной ступени. Поэтому  моя деятельность и деятельность психолога направлена на создание условий, способствующих стабилизации и укреплению физического и психического здоровья учащихся.  На решение проблем адаптации школьников, причем особую актуальность приобретают мероприятия профилактического характера, позволяющие создать для разных возрастных групп наиболее благоприятные условия для адаптации и преемственности.

Школьники вынуждены неоднократно переживать так называемый адаптационный синдром, в котором выделяются три характеристики:

состояние тревоги (идёт мобилизация защитных сил организма);

резистентности (необходимость приспособления к трудной ситуации);

истощение (при длительном стрессе возможны фундаментальные изменения в здоровье и поведении человека).

Выделяются три возрастные группы, для которых наиболее болезненно протекает адаптационный синдром:

дошкольник – первоклассник (6,5–7 лет);

выпускник начальной школы – пятиклассник (9–10–11 лет);

младший подросток – старшеклассник (15–16 лет).

Восьмой год я работаю по программе “Школа России”. Наверное, вы со мной согласитесь реальность такова, что часть детей выпадает из выстраиваемой новой системы (новые УМК), не найдя собственного пространства. “Школа России” имеет высокую развивающую направленность, а значит, она ориентирована на детей с достаточным уровнем обучаемости.

Не смотря на принцип минимакса, в рамках этой программы очень трудно создать условия для каждого ребёнка.

И передо мной встала проблема: как организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы,

  • с одной стороны, не навредить ребенку,
  • с другой, создать оптимальные условия для его саморазвития.

В связи с этим, мною обозначены следующие противоречия:

  1. между обучением учащихся сознательному восприятию учебной задачи и отсутствием личной необходимости выполнять требование взрослых;
  2. отсутствием навыков саморегуляции деятельности при интенсивной учебной нагрузке;
  3. недостаточно высоким уровнем школьной мотивации и требованиями к психолого-педагогическому статусу школьника;
  4. высоким уровнем школьной тревожности при слабом умении детей рационально организовывать свою деятельность.
  5. высокими требованиями к социальному статусу ребенку и отсутствием системы целенаправленной работы по формированию воспитанности младшего школьника.

Это побудило меня к разработке экспериментальной работы по теме “Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с особенностями личностного развития”

Идея моей работы состоит в том, чтобы найти такие резервы УВП, которые помогли бы создать развивающее пространство для каждого ребенка. На мой взгляд, именно система психолого-педагогического сопровождения помогает разрешить эту проблему. Здесь возникает вторая проблема: как расставить акценты в своей педагогической деятельности.

Суть моей работы состоит в проверке предположения о том, что принцип сопровождения может быть реализован через:

  • специальную деятельность учителей на уроке и вне уроков, направленную на развитие у детей процессов самопознания, самоопределения, саморегуляции и самореализации;
  • создание в классе рефлексивно-инновационной среды, которая формирует у учителей гуманистическую позицию, овладение технологиями психолого-педагогического сопровождения.

Объектом моей деятельности является процесс психолого-педагогического сопровождения.

Предметом исследования явилось создание социально-педагогических и организационно-педагогических условий для полноценного развития детей, в частности построение воспитательной системы класса.

Какова технология психолого-педагогического сопровождения?

Это:

  1. стимулирование ребенка в поиске и анализе собственных интересов;
  2. поддержка стремлений ребенка в реализации собственных замыслов и ценностей;
  3. организация нового воспитательного пространства.

От набора отдельных мероприятий я перешла к построению воспитательной системы класса, которая поможет решить задачи психолого-педагогического сопровождения. Системообразующим является единство Учения, Досуга, Труда, Общения.

Структура моей воспитательной системы представлена следующими блоками:

  • индивидуально-групповой;
  • ценностно-ориентационный;
  • функционально-деятельностный;
  • пространственно-временной;
  • диагностико-аналитический.

Вы со мной согласитесь, что воспитание без цели не бывает, для себя я определила результатную цель, которая выражается в образе выпускника начальной школы.

В соответствии с Концепцией Российского образования, я определила перспективные задачи воспитания:

формирование у школьников

гражданской ответственности и правового самосознания;

духовности и культуры;

инициативности;

 самостоятельности;

 толерантности;

способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации к условиям современной жизни.

Каково содержание психолого-педагогического сопровождения, которое, я организовала в своем классе? Оно раскрывается в целевых программах: “общение и развитие”, “здоровье” и “досуг”.

Модель личности выпускника начальной школы

Итак, первая целевая программа- “Общение и развитие”

В моем понимании это анализ развития коллектива класса, определение целей и задач развития коллектива, подбор формы и методов их реализации, организация мероприятий по повышению уровня развития коллектива.

А также изучение и корректировка личностного развития учащегося, его места в классном коллективе, координация взаимоотношений “ученик-ученик”, “ученик-взрослый”, работа по формированию высокой духовной культуры личности, гражданской позиции.

Вторая целевая программа – “Здоровье”

Это осуществление воспитательной работы во внеурочное время в рамках работы “психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса (по Битяновой М. Р.). Контроль над соблюдением санитарно-гигиенических норм в помещениях и обеспечение безопасности учащихся. Пропаганда здорового образа жизни, организация спортивных мероприятий, походов, экскурсий. А также наблюдение за физическим и психическим развитием учащегося, забота о сохранении и укреплении здоровья учащегося, обеспечение помощи заболевшим учащимся по учебе.

В результате реализации этой программы разработан медицинский профиль класса, для каждого учащегося разработан “паспорт здоровья”, в котором отслеживается динамика физического и психического здоровья, даны индивидуальные рекомендации учителей, психолога. В плане ВР предусмотрен блок спортивно-оздоровительной работы, включающий в себя традиционные дела и нетрадиционные формы оздоровления детей. А также в данном направлении предусмотрено функционирование в классе следующих зон: зоны уединения, игровой зоны, музыкальной зоны.

Третья целевая программа – “Досуг”.

Выявление досуговой сферы учащегося, формирование потребностей в разумном досуге и организация их реализации, привлечение учащихся к организации и проведению классных дел, мероприятий. А также развитие творческого потенциала и мобильности коллектива, через организацию личностно-ориентированного КТД, создание творческого актива класса.

Я встала перед необходимостью объединения проводимых дел в более крупные блоки с целью освоения общечеловеческих ценностей:

Земля, Отечество, Семья, Знания, Культура, Мир, Человек.

В результате разработана и внедрена адаптированная программа воспитательной работы “Дети – будущее России”. Программа включает в себя следующие разделы:

Голубая планета Земля

Я, моя семья, мои друзья

Я - гражданин России

Я здоровье сберегу, сам себе я помогу.

Цели и задачи каждого раздела:

Голубая планета Земля.

Содержание этого раздела предусматривает развитие у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде. Оно помогает ребенку найти свое место в природном и социальном окружении, формирует представление о природе как среде жизнедеятельности человека.

Основная цель раздела: воспитание этического, нравственного и практического отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

Я, моя семья, мои друзья.

Содержание раздела: ребенок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимаются его дедушка и бабушка, где они жили, семейные традиции. Он должен осознавать свой статус в семье ("я надежда и помощник") и в обществе ("я гражданин, я ученик").

Цель данного раздела: помочь ребенку осознать свою роль в обществе и семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил.

Я – гражданин России

Цели: пробудить интерес к прошлому своего народа. Познакомить с национальной культурой. Приобщить детей к духовно-нравственным ценностям своего народа, восстановить утраченные связи современного человека с исторической памятью.

Содержание раздела включает: изучение российской символики и законов страны; знакомство с великими и знаменитыми людьми, писателями и художниками, с национальным прикладным искусством; разучивание забытых народных игр; ознакомление с историей возникновения православных праздников.

Я здоровье сберегу – сам себе я помогу

Цели: воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; познакомить с активным отдыхом и его влиянием на самочувствие и здоровье человека; научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта; формировать умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма; осуществлять антиалкогольное воспитание.

Содержание раздела помогает понять, как нужно заботиться о своем организме, чтобы не болеть, расти крепким и сильным, что во многом здоровье зависит от самого человека. Познакомить с правилами здорового образа жизни: гигиена тела и жилища, правильное питание, режим труда и отдыха. Научиться заботиться о душевном здоровье и хорошем настроении.

Для того, чтобы отследить эффект реализации моей опытно-экспериментальной программы были определены критерии:

  • защищенность и комфортность ребенка в классе;
  • удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;
  • сформированность классного коллектива;

          репутация класса;

  • проявление индивидуальности (“лица”) классной общности;
  • благоприятный психологический климат в коллективе;

Уровень воспитанности учащихся

По каждому критерию имеется положительная динамика. В результате внедрения системы ППС наблюдается повышение качества знаний учащихся, стабилизируется учебная мотивация, изменился социометрический статус учащихся.

Мною создан банк методов изучения результативности, где  воспитательной системой класса стали методики:

  • тест Н. Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"
  • методика М.И. Шиловой "Изучение воспитанности учащихся"
  • методика "Диагностика ценностных отношений учащихся"
  • тест "Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью"

социометрические методы

  • методики для исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника
  • тест "Цветок настроения"
  • сочинение–рассуждение "Каким я стал за этот год и почему?"
  • творческая мастерская "Я и класс, в котором я живу"
  • сбор – коллективный разговор
  • методика эмоционально-символической аналогии
  • методика "Герб класса"
  • краткий тест творческого мышления

Анкеты

1) "Климат в коллективе"

2) "Жизнь в школе"

3) "Оценка деятельности учителя"

4) "Интересы и досуг"

5) "Ваше отношение к школе и классу"

6) "Я и ценности моей жизни"

Опросники:

1) для определения творческих наклонностей у школьников;

2) для индивидуального знакомства с учеником.

Тест "Способности школьника"

Методика "КОС" (коммуникативно-организаторские способности)

Разработан мониторинг продвижения детей по лестнице саморазвития.

По каждому показателю мы видим положительную динамику, что свидетельствует о педагогической целесообразности моей программы.

Вы, наверное, со мной согласитесь, что данная программа направлена не только на изменение актуального состояние каждого ребенка, но и на изменение качества адаптации детей в кризисные периоды школьной жизни.

На сегодняшний день я могу с уверенностью сказать, что пятиклассники – мои бывшие выпускники легко адаптируются к условиям обучения в пятом классе.

Учитывая проблемы моих нынешних учеников, я дополнила программу диагностикой и мониторингом готовности младших школьников к переходу на вторую ступень обучения.

План работы:

  • Диагностика сформированности саморегуляции
  • Диагностика сформированности произвольного внимания
  • Диагностика речевого развития
  • Диагностика понятийного мышления
  • Диагностика мотивационной сферы
  • Общий уровень развития

Если задействована на уроке память, зрение, мысль, производятся

определенные операции, присутствует интерес к предмету, факту, личности, возможно, и к самому учителю, обеспечен достаточный уровень научности, объективности, учебный материал доступен и разноуровневый, присутствует на уроке ситуация успеха, создан эмоциональный фон, успех такого урока обязателен.

На таком уроке ученики изобретают, исследуют, сочиняют, создают новый для себя

образовательный продукт. Следовательно, и развивают способности, и реализуют

личный творческий потенциал.

На мой взгляд, внедренная система психолого-педагогического сопровождения является природосообразной, психологически и педагогически целесообразной, оптимальной в затрачиваемых средствах и используемых ресурсов.

Если вы, коллеги, разделяете мои концептуальные рассуждения и принципы работы с младшими школьниками, то в моей программе вы при необходимости можете найти для себя поводы для раздумья, материалы для авторской работы с детьми.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика-симфония чисел

Лаборатория гуманной педагогики. Уроки Ш.А. Амонашвили. Конспект урока....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Симфония творчества»

  Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...

Эссе "Классная симфония души и сердца"

В работе представлены результаты работы меня, как классного руководителя....

Урок "Зимняя симфония"

Урок чтения по произведению С.Есенина "Береза"...

План - конспект урока по музыке в 4 классе "Страна Симфония"

План - конспект урока по музыке в 4  классе "Страна Симфония". Сформировать представление об оркестре и роли дирижера в нем.Знать из каких групп инструментов состоит симфонический оркестр, узнава...

Звучи Осенняя симфония или Осень отогрелась

Впечатления о проходившем конкурсе "Осенняя Симфония" Отзовы детей....

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Симфония творчества" 1 класс

При разработке программы «Симфония творчества»  был учтен уже имеющийся опыт работы образовательного учреждения и проанализированы программы дополнительного образования по художественно-эстетичес...