Твори добро!
классный час на тему

Коробейщикова Наталья Сериковна

Это классное мероприятие, которое нас учит доброте. Спасибо Говорской Ольге петровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobro_tvoryashchiy_zhizn.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Говорская Ольга Петровна

 учитель начальных классов МОУ «СОШ №64» г.Магнитогорска

 ( за основу взят классный час Плотниковой  О.А., учителя начальных классов, МОУ ОСОШ №3» г. Очёр, Пермский край,  урок «По дороге добра»

http://www.slideboom.com/presentations/195139/Классный-час-По-дорогам-доброты)

Урок доброты «Добро творящий творит Жизнь».

Цель:

-  Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;

  • расширение знаний  о роли её в жизни каждого человека;

Задачи:

-   учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;

-   воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;

-   развивать творческие возможности детей.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор

Ход занятия:

  1. Орг.  момент.

Добрый день, ребята! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Я говорю вам  Добрый день и желаю вам добра.

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

(С. Островой)

КЛИП «Дорогою добра» (кликнуть на анимашку – «как здорово, что есть друзья», пойдёт клип)

Сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки.

  1. Ознакомление с  темой.

У: Итак, что такое добро? Где вы его встречали? (Дети отвечают)

У: Да, это всё хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,….

Добро – это когда люди содействуют, помогают друг другу.

В безликом мире, в этой суете,
В водовороте серых дней,
Давай поговорим о ДОБРОТЕ,
Что спрятана в душе твоей…

Почему-то в наше время доброта утратила свою силу, не стало хватать у людей этого качества.

СЛАЙД

Почему-то в XXI веке
Очень редко в людях встретишь доброту,
И даже в трудный час для человека
Его спокойно стороною обойдут.
Подумают: "Вам трудно?? Ну и ладно!
У меня своих полно забот!.."
Шагают мимо (лично мне досадно!..),
Будто в свой воды набрали рот.
А человек совсем уж впал в отчаяние,
Ему уже не мил и солнца свет.
Но вдруг, подняв глаза свои нечаянно,
Увидел доброты последний след,
Увидел помощи протянутую руку!
(неважно, что на тысячу - одна)
Покуда существует сердце друга,
Не будет умирать и доброта!

-  Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность? Как вы думаете? (ответы детей)

-  Правильно. Нужны. Даже в нашем маленьком коллективе это качество необходимо, чтобы легче было жить, учиться и общаться друг с другом, чтобы каждый из вас не проходил мимо беды товарища.

III Работа над темой

Слайд

1) Значение слова «доброта»

-  Ребята, а как думаете вы, что такое доброта? Выскажите свое мнение. (ответы детей)

-  В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так: « Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

А в познавательной Википедии о доброте написано: «Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе.

Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает …

2) Работа с «волшебными» словами

-  Доброта вырабатывалась человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. И надо так жить каждому из нас.  Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют «волшебными». Какими качествами обладает добрый человек?  (ответы детей)

-   Много есть добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни. Где живут добрые слова? (В сердце).

Перед вами большое сердце, заполните его волшебными словами (дети на маленьких сердечках пишут волшебные, добрые слова и приклеивают по контуру).

- Познакомьте нас со своими словами. (дети зачитывают)

Да, много добрых слов нас окружает.

Добро пожаловать – вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, приехать, войти в дом….

В добрый час – пожелание удачи, благополучия в каком- нибудь деле…

В добрый путь – доброе пожелание тому, кто уезжает куда – нибудь…

Дать или получить добро – дать согласие или получить разрешение, одобрение на что – либо…

Как много добрых слов образовано от этого слова – добро! Подберите однокоренные слова, запишите (Дети на листочках записывают однокоренные слова к слову ДОБРО)

Слайд

- Давайте посмотрим слова на слайде. Многие слова вы уже назвали. Вот как много однокоренных слов у слова «добро»! Помните, что добро, которое вы будете давать людям всегда вернется к вам от людей. Тогда вам будет легче жить, общаться друг с другом, и это общение будет приносить радость. И надо так жить каждому из нас.

Слайд

-  Я сейчас опишу качество человека, а вы должны догадаться как можно назвать человека с таким качеством. Слова на слайде вам помогут  (работа в группах: детям выдается карточка с двумя высказываниями, после выполнения работы в группах идет проверка на слайде ).

  1. Человека, на которого всегда можно положиться, называют- (добропорядочный)

Человека, у которого доброе сердце, называют - (добросердечный)

  1. Человек, который желает другим только добра, называют- ( доброжелательный)

Человека с доброй душой и мягким характером, незлопамятного, называют-(добродушный)

  1. Человека, с обладающего добрым и хорошим нравом, называют-(добронравный)

Человека, который всегда все делает по совести-(добросовестный)

Слайд

-  Молодцы! Очень  хотелось, чтобы не только слова были  добрыми, но и поступки такими же, поэтому давайте уберем лишние слова в сундучок, закроем его и будем стараться не доставать их оттуда, т.е. не будем показывать в своем характере (дети называют слова на слайде, которые по щелчку убираются в сундучок, затем сундучок закрывается).

 Работа  с пословицами и высказываниями известных людей

- Как много пословиц и поговорок о доброте создала русская мудрость т.к. доброта ценилась всегда, во все времена. Пословицы, дошедшие до наших времен говорят, что  доброта – это самое ценное нравственное человеческое качество русского народа.

Слайд

-  Постарайтесь собрать пословицы и объяснить их смысл. Может кто – нибудь еще знает пословицы о добре? (дети дополняют задание своими пословицами)

- Не только в пословицах можно встретить отношение людей к доброте, но в высказываниях известных людей. Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой сказал:  Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься творить добро. Сознание доброй жизни, без одобрения за неё людей, есть лучшая награда доброй жизни.

-  Как вы думаете, почему по словам Толстого надо добро делать тайно? (ответы детей)

Слайд

- Теперь постарайтесь собрать воедино еще одно высказывание, которое принадлежит детскому писателю (дети работают в группах, проверка идет по слайде, после выполнения задания дети узнают кому принадлежат эти слова).

- Как вы понимаете смысл этого высказывания? (ответы детей) Да, доброта без разума пуста. Недаром поэт С.Я.Маршак призывает: «Пусть будет добрый ум у вас, а сердце умным будет». 

Добрыми поступками славен человек. Какие примеры добрых поступков вы можете привести. (Дети приводят свои примеры)

Не только великие люди творят добро. Вспомните, произведение про девочку Женю, которая  помогла больному мальчику.. Вспомнили, как называется это произведение?

Дети. Валентин Катаев. "Цветик-семицветик".

Учитель. Представьте, что вам попался волшебник, который подарил вам волшебный цветик – семицветик. Подумайте и запишите на лепесточках свои желания. Посерединке запишите свои имя и фамилию, можно раскрасить. Пока вы будете рисовать, я поставлю клип про девочку, которая мечтала о счастье других «А над ней парили ангелы».

 клип  «А над ней кружили ангелы»  (кликунуть на анимашку «роза» - пойдёт клип)

 Дети записывают свои желания и цветики оформляют на общий лист

Слайд

-  Ребята, скажите, пожалуйста, трудно ли быть, внимательным, вежливым, добрым друг к другу? (Ответы детей.)

-  Давайте вместе подумаем, как развивать в себе доброту (на слайде высвечиваются предложения, а дети стараются рассказать как понимают смысл высказывания).

-  Проявлять чуткость к окружающим;

-  проявлять доброе отношение к окружающим людям;

 -  проявлять добрые чувства к домашним животным;

-   участвовать в  благотворительных акциях.

-  Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Чего на земле больше: добра или зла? Добро и зло всегда идут рядом, так же как любовь и ненависть. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, делающим вам добро.

Послушайте  притчу о добре и зле

Слайды

Когда-то давно старый индеец открыл своей внучке жизненную истину:

«В каждом человеке идёт борьба, похожая на борьбу двух волков»

Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, ложь…

Другой волк – добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность

Маленькая девочка, тронутая до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумалась и спросила

- А какой волк побеждает?

Старый индеец улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты любишь.

  1. Итог занятия

- Скажите, каковы же преимущества доброты? Для чего она нужна для каждого человека?

Известный педагог Шалва Александрович Амонашвили сказал:

  • Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его -   Твори добро. 
  • Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его -   Твори добро.  
  • Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его -   Твори добро.  
  • Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом -   Твори добро.  
  • Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,  

     Ибо никто не властен над твоим добром

                                              Ш.А. Амонашвили

Слайд (звучит музыка)

-  Да, быть добрым очень трудно, потому что добрые дела делаются не для себя, а для кого-то, значит, человеку надо уделить внимание, потратить время и силы.

Так давайте попробуем с первых дней учебы дарить добро своим одноклассникам, людям и природе, и нам всем вместе будет жить лучше. Ведь доброта - это стремление человека сделать счастливее себя и других людей.

 Как бы жизнь не летела  -

 Дней своих не жалей,

 Делай доброе дело

 Ради счастья людей.

 Чтобы сердце горело,

 А не тлело во мгле,

 Делай доброе дело –

Тем живем на земле.       А.Лесных

-  Спасибо за урок!

Огромное спасибо за разработку урока «По дороге доброты» Плотниковой Ольге Александровне, учителю начальных классов, МОУ ОСОШ №3» г. Очёр, Пермский край

Литература:

Выпускные вечера и праздники в школе. – М.: Педагогическое сообщество Россия, 2005

Как себя вести Дорохов А. – М. 1979

http://aphorism-list.com/poslovica.php?page=dobro&tkposlovica=dobro – пословицы

http://www.xapaktep.net/program/virtues/universal/kindness/desc.php - о характере


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Твори добро! Поговорим о милосердии»

 Тема: «Твори добро! Поговорим о милосердии»...

Твори добро!

Анализ воспитательной работы по  духовно- нравственной  программе " Твори Добро!" Полезно будет учителям начальнах классов....

Классный час "Твори добро"

Разработка классного часа в форме устного журнала для 3 класса...

Занятие "Спеши творить добро людям"

Цель: привитие уважения к окружающим людям. Задачи:          - дать понятие слова « добро»;- мотивировать детей на добрые по­ступки,...

Презентация к классному часу "Твори добро"

Презентация к  классному часу "Твори добро"...

Твори добро другим на благо

Много славных дел ждёт наших детей в будущем, но прежде всего они должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться  с детства. Вежливость, честность...