Главные вкладки

    Кругом вода
    классный час на тему

    Близнецова Наталья Владимировна

    внеклассное мероприятие

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_klassnyy_chas.doc64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Кругом вода.

    Познавательная игра.

       Игра  позволит расширить знания учащихся об особенностях и значении воды в природе и жизни человека.

       

    Ход игры.

    Ведущий. Здравствуйте, ребята, приглашаем вас на нашу игру, где вы сможете, проявив внимание и смекалку, показать свои знания и умения, узнать что-то новое, о чём-то задуматься. Речь пойдёт сегодня о воде.

    Ученик. 

    Спросил на днях малыш сосед

    У струйки, льющейся из крана:

    Откуда ты?

    Вода в ответ:

    -Издалека, из океана!

    Потом малыш гулял в лесу.

    Росою искрилась поляна.

    -Откуда ты? – спросил росу.

    - Поверь, и я из океана!

    - Ты, газировка, что шипишь?

    И из бурлящего стакана донёсся шепот:

    - Знай, малыш, и я пришла из океана!

    На поле лёг туман седой.

    Малыш спросил и у тумана:

    - Откуда ты? Ты кто такой?

    - И я, дружок, из океана!

    Удивительно, не так ли?

    В супе, в чае, в каждой капле,

    В звонкой льдинке, и в слезинке,

    И в дождинке, и в росинке-

    Нам откликнется всегда океанская вода!

    Ведущий. Взгляните на карту мира. Больше всего на ней голубого цвета. А голубым на карте изображают воду, без которой не обойтись никому и никогда, и заменить её нечем.

        Вода – одно из самых важных для человека веществ. Его организм, кровь,, мозг, ткани тела больше чем наполовину состоят из воды. А в некоторых растениях её ещё больше.

        При недостатке воды жизнедеятельность организма нарушается. Растения при отсутствии воды увядают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды, быстро погибают: например, упитанная собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды – менее 10.

        Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды- всего лишь несколько дней, так как в воде растворяются важные для жизнедеятельности организма вещества.

        Вода – в океанах и морях, реках и озёрах, под землёй и в почве. Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов. Но вода не только всех поит она ещё и кормит. Её воды богаты разнообразными организмами, которых и человек использует в пищу.

       Вода – добрый друг и помощник человека. Она – удобная дорога: по морям, рекам и океанам везут грузы и пассажиров. Она послушно вращает турбины на электростанциях. И моет всех тоже вода. Умываются люди, «умываются»  машины, «принимают душ» города и дороги…

        Вода минеральных источников оказывает лечебное действие. Многие из источников горячие. И люди используют это тепло. На Камчатке, где таких источников очень много, выращивают овощи в теплицах в любое время года.

        Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу для книг и тетрадей, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни пластмассу, ни лекарства, ни конфеты – ничего не сделаешь без воды!

         Вот она какая, наша вода!

    Конкурс 1. Художественный.

    - Внимание! Сейчас вам понадобится проявить фантазию и умение. Поскольку роль воды очень велика, то вы попытаетесь это доказать сами. Каждому участнику раздадут листки бумаги, где изображён контур капли воды, а вы  за пять минут попробуете её так преобразить (дорисовать), чтобы она превратилась в объект (животное, растение, либо во что-то из неживой природы), который содержит воду.

       Участникам предлагают бумагу с контуром капли, фломастеры. Во время паузы зрители вспоминают пословицы о воде: Вода не мутит ума. Вода и плотину рвёт. Вода с гор потекла – весну принесла. Вода студёна – тело ядрено. В ступе воду не толкут. Вода всегда путь найдёт. Много  снегу – много хлеба, много воды – много травы. Вода и мельницу ломает. Вода – кораблям, песок – журавлям. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. Жди горя с моря,  беды от воды. Воду в решете не утаишь. Вода с ледком в зиму не диво. Мокрый воды не боится.

       Завершив работы, участники представляют зрителям свои варианты. У участников команд конкурса при повторении объектов баллы не засчитываются. Побеждает та команда, которая наберёт большее количество баллов по предложенным вариантам.

        Подведение итогов.

    Конкурс 2.  Загадочный.

    Ведущий. Мы часто слышим пословицы и  поговорки: Пар костей не ломит. Весенний лёд толст, да прост, осенний тонок, да цепок. Без росы трава не вырастет. Весенний дождь растит, осенний гноит. О чём в них идёт речь? Конечно же о воде.

         На высоких горах, в Арктике, Антарктиде вода находится в виде снега и льда. Это твёрдое состояние воды. Лёд можно видеть у нас на реках и озёрах, когда они замерзают зимой. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег. На поверхности суши находятся реки и моря, и это далеко не вся вода, имеющаяся на земле. В глубине грунта существуют подземные реки и озёра. И вы не удивляетесь тому, что и твёрдый лёд, и лёгкий, как газ, пар тоже вода. Таково её свойство:  она бывает жидкой, твёрдой и газообразной. Об этих свойствах воды человек знает уже давно, и у нашего народа существует много интересных загадок по этому поводу. Давайте мы с вами попробуем их разгадать.

        Загадки попеременно загадываются командам, даются три  попытки. Если отгадка не найдена, то право разгадки уходит к другой команде.

       Примерные загадки:

    1. Течёт, течёт – не вытечет. Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
    2. Белая скатерть всё поле покрыла. (Снег)
    1. Кругом вода, а с питьём – беда. (Море)
    2. Не драгоценный камень, а светится. (Лёд)
    1. Крупно, дробно зачастил, всю землю напоил. (Дождь)
    2.  Ног нет – а идёт, глаз нет – а плачет. (Туча)
    1. Во дворе горой, а в избе водой.  (Снег)
    2. Чего в гору не выкатить, а в решете не унести и в руках не удержать? (Вода)
    1. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)
    2. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото)
    1. Алёна-царевна по городу ходила, ключи обронила. Месяц видел, солнце взяло. (Роса)
    2. Зимой скрываюсь, весной появляюсь, летом веселюсь, осенью спать ложусь. (Река)
    1. Белый Тихон с неба спихан, где пробегает – ковром устилает. (Снег)
    2. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днём, ищем, ищем – не найдём. (Роса)
    1. Белые барашки на синем лугу…А кто их пасёт, понять не могу. (Облака)
    2. Не конь, а бежит. Не лес, а шумит. (Река)

       Подведение итогов.

    Конкурс 3. Вода – путешественница.

      Ведущий. У меня, ребята, возник вопрос: вода в реке течёт круглый год и никогда не кончается. Откуда берётся  вода в реках? В моря впадает множество рек. Почему же моря не переполняются и не заливают сушу?

      Общее количество воды на земле не меняется. В природе происходит процесс испарения воды с поверхности всех водоёмов земли. В течение года с поверхности морей и океанов, рек и озёр испаряется огромное количество воды. Столько же возвращается на поверхность земли в виде снега и дождя. Такой водообмен повторяется уже много миллионов лет. Поэтому я предлагаю вам повторить этот круговорот воды. Сделать это нам возможно лишь на бумаге.

       Сейчас вам выдадут чистый лист бумаги, клей и вырезанные из бумаги различные фигурки. Эти фигурки изображают основные части круговорота воды. Вам за 5 минут необходимо расположить компоненты круговорота в правильном порядке и при помощи клея закрепить их, чтобы показать нам. Будьте внимательны. От вас зависит, будет ли на нашей планете всё в порядке, или произойдёт потоп.

       Подведение итогов.

    Конкурс 4. Всезнайки.

      Ведущий. Есть у воды одно очень важное свойство: она может легко растворять  в себе многие вещества.  В природе вода растворяет различные соли, находящиеся в земных слоях, и многие другие твёрдые тела и даже газы. Благодаря этому свойству она связывает между собой многие организмы и обеспечивает их существование. Человек использует способность воды растворять различные вещества.

      Сейчас мы проверим, как вы сможете использовать это свойство, оказавшись в непредвиденной ситуации.

        Командам-участникам предлагаются карточки с заданиями, которые они обсуждают в течение трёх-пяти минут коллективно и дают свой ответ. Жюри оценивает правильность.

        Задание команде 1.

        Во время туристического похода вся соль случайно рассыпалась и перемешалась с песком. Какой выход существует из такой ситуации?

    1. Рассыпанную соль надо собрать вместе с песком в посуду, залить водой и размешать.
    2. Соль хорошо растворяется в воде. Песок  осядет на дно.
    3. Процедить раствор через тряпочку ( чистый носовой платок, марлю, бинт), чтобы избавиться от плавающего мусора и песка.
    4. Потом раствор довести до кипения и выпарить. Когда вся вода испарится, на дне посуды останется соль.

              Задание команде 2.

              Имеется смесь из соли, песка и опилок. Как с помощью воды отделить            друг от друга вещества, входящие в эту смесь?

    1. Смесь высыпать в посуду с водой.
    2. Опилки будут находиться на поверхности воды, и их легко собрать.
    3. После этого размешать смесь до полного растворения соли в воде.
    4. Затем раствор отфильтровать. В фильтре останется песок.
    5. Воду выпарить на огне. На дне посуды останется соль.

      Дополнительные вопросы.

    - С этими заданиями вы, ребята,  справились хорошо. Поэтому предлагаю вам ещё несколько занятных вопросов.

     1. Для чего в крышке чайника делают маленькое отверстие? (Это отверствие сделано для выхода пара. Известно, что вода, превращаясь в пар, увеличивается в объёме более чем в 1500 раз. Если в крышке чайника такого отверствия не будет, то, когда вода закипит, пар будет приподнимать крышку и она начнёт подскакивать и греметь.)

      2. Почему летом на растениях ночью и рано утром появляется роса? (Ночью становится прохладнее и воздух охлаждается. Пар, содержащийся в воздухе, превращается в воду и оседает у поверхности земли. На траве, листьях кустарников появляются капли воды. Это и есть роса.)

       1. В какую погоду лучше всего сохнет мокрое бельё, развешанное на верёвках? (В сырую и ненастную погоду воздух сильно насыщен влагой. Процесс испарения влаги с поверхности влажного белья будет происходить очень медленно. Сырое бельё лучше всего сохнет в тёплую, солнечную и ветреную погоду.)

      2. Поздней осенью стоит холодная и ветреная погода. Пока вода ещё не замёрзла, где водоплавающим птицам находиться теплее: на воде или земле? (Воздух охлаждается быстрее воды. Поэтому в холодную осеннюю погоду гусям и уткам теплее на воде.)

      1. Что общего и в чём разница между облаками и туманом? (И облака, и туман состоят из мельчайших капелек воды. Разница между ними заключается в том, что облака образуются высоко над землёй, а туман над поверхностью земли.)

       2. Почему вода в родниках всегда очень чистая? ( Когда грунтовые воды просачиваются через слои почвы, они проходят и через слой песка, как через фильтр. Вода при этом очищается от разных примесей. Происходит фильтрация воды.)

         Подведение итогов.

      Конкурс 5. Театральный.

      Раздаются карточки с общим текстом сценки и текстом по ролям для действующих лиц. Им требуется прочитать текст,  распределить роли и обыграть их ( разрешено текст читать по карточке).

       Конкурс может быть предложен как домашнее задание. В этом случае оценивается артистичность и эмоциональность.

        Сценка для команды 1.

        Сказка о «нефтяной» рыбке ( по мотивам сказки А.С.Пушкина «О золотой рыбке»).

                                      Действующие лица.

      Автор.

      Старик.

       Рыбка.

       Автор стоит в стороне, а старик разыгрывает действия.

    Автор. Жили-были старик со старухой у самого синего моря.  Забросил в море старик невод. Пришёл невод…

    Старик ( удивляясь и перечисляя вслух содержимое «улова»,  находящегося в неводе). …с тиной морскою, с …ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором.

       Автор (грозно). Он второй раз забросил невод. Пришёл невод…

      Старик (печально). …с рваным башмаком и изношенной, «лысой» шиной.

      Автор (с надеждой). В третий раз забросил он невод. Пришёл невод…

      Старик (радостно). …с одной рыбкой. Да не с простою, а золотою!

      Автор. Заговорила рыбка человеческим голосом, взмолилась.

      Рыбка (жалобно). Не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь меня в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою!

       Сценка для команды 2.

     «У острова Буяна» (по мотивам « Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина).

                                       Действующие лица.

        Автор.

       Князь Гвидон.

       Дядька Черномор.

      Автор. Князь Гвидон сидел у моря.

      Князь Гвидон (с опаской).

      Море вдруг всколыхалося вокруг,

       Расплескалось в шумном беге

      И оставило на бреге

      Черномора-богатыря,

      Нефтью жирною горя.

      Стража в мире нет надежней,

      И храбрее, и прилежней.

    Дядька Черномор (тяжело дыша, Гвидону).

        Славный город твой храню

         И дозором обхожу.

         Но нынче много средь морей

         Развелося  кораблей-

         Кругом мусор на просторе,

    (Отчаянно.) Превратили в свалку море!

         Гибнут рыбы, крабы, птицы…

        Завтра все может случиться:

        Голод, мало кислороду,

        Поскорей спасайте воду!

      Ведущий. Спасибо вам, ребята. Итак, мы не просто поиграли с вами сценки, а затронули самый важный вопрос о чистоте наших водоёмов.

      Чистой воды на земле становится всё меньше и меньше. Недостаток её уже сейчас ощущается во многих странах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения.

       Заводы и фабрики,  электростанции потребляют большее количество воды и одновременно загрязняют её различными продуктами отходов. Со сточными водами предприятий в реки  озёра  попадают различные ядовитые вещества. Сами люди часто выбрасывают в реки разный мусор и хлам, не задумываясь о последствиях. В воде гибнет жизнь. Рыба, раки, растения – все живое погибает в такой воде. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источниками тяжёлых заболеваний.

       Часто люди оставляют включенными краны с водопроводной водой, и из них вытекает большое количество чистой воды. Воду надо беречь!

       Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей среды.

       Многое делается для защиты воды в нашей стране, но проблема охраны её по-прежнему остра. Поэтому я предлагаю провести следующий, заключительный конкурс.

      Конкурс 6. Спаси и сохрани!

      Задание в течение пяти минут разработать и записать свои правила о том, что нужно и чего нельзя делать для сохранения чистой воды.

       Ведущий. Вот и закончилась наша игра. В заключение мне хочется произнести слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь…». Именно в  воде много миллионов лет назад возникли первые живые существа, она  является колыбелью всего живого.

      Подведение итогов заключительного конкурса и итогов игры.

    Использованная литература

      Алексин А.Г., Алексеев С.П. и др. Что такое. Кто такой. 3-е изд., перераб.: В 3 т. Т.1.М.: Педагогика-Пресс,1992.

      Васильев Ю.Р. Занимательное природоведение. М.: Омега,1997.

      Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка. 5-е изд., испр. И доп. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

      Русские пословицы и поговорки  /Под ред. В.Аникина. М.: Худож. лит.,1988.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики и конструирования в 1 классе.Тема: "Окружность, круг. Деление круга на 2,4 равные части сгибанием. Аппликация на основе круга."

    1 класс Тема: Окружность, круг. Деление круга на 2,4 равные части сгибанием. Аппликация на основе круга.Цель: - учить детей распознавать геометрические фигуры по их признакам...

    Технология. Открытый урок "Размечаем круги (Разметка деталей по шаблону). Работа с бумагой. Поделки из кругов.

    Открытый урок по технологии "Вырезывание кругов. Работа с бумагой. Поделки из кругов"....

    проект учащихся на тему "Кругом вода"

    Проектная работа учащихся 4 "А" класса МОУ Лицей г.Истры на тему "Кругом вода", содержит сведения о воде с точки зрения литературы, биологии, истории и геральдики. Руководитель проекта Дубова О.А....

    Вода, вода, кругом вода...

    Проект разработан с целью закрепить у учащихся знания, полученные на уроках окружающего мира; развивать познавательную активность детей, воображение, коммуникативность,  умение работать в команде...

    Кроссворд на тему "Вода кругом вода"

    Данный материал можно использовать на уроках окружающего мира по теме "Вода"...

    Спортивное мероприятие "Вода, вода, кругом вода!"

    Проводится мероприятие на улице в тёплое время года с использованием воды....

    Вода, вода, кругом вода...

    Познавательная игра для учащихся 3-4 классов к Международному дню охраны водных ресурсов...