Разговор о правильном питании
учебно-методический материал (3 класс) на тему

Королькова Ольга Владимировна

Что нужно есть в разное время

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Тема 3 ЧТО НУЖНО ЕСТЬ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ ГОДА

ЗАДАЧИ:  сформировать представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания;  познакомить с блюдами, которые могут использоваться в летний и зимний периоды, расширить представление о пользе овощей, фруктов, соков;  познакомить с некоторыми традициями питания и блюдами национальной кухни жителей разных регионов;  расширить представление о традициях питания своего народа, формировать чувство уважения к культуре своего народа. Перед изучением целесообразно вспомнить с детьми тему 10 «Если хочется пить», темы 12, 13, 14 «Где найти витамины зимой», «Овощи, ягоды и фрукты — самые витаминные продукты», «Каждому овощу свое время» из рабочей тетради «Разговор о правильном питании».

  Педагогу следует:  объяснить детям, что рацион питания, в отличие от ре- жима питания, может и должен меняться. Причиной таких изменений могут быть разные факторы, в том числе и сезонные изменения. Благодаря этому человек сможет сохранить и укрепить свое здоровье;  показать основные отличия рациона питания в летний и зимний периоды — (увеличение потребляемой воды, использования овощей и фруктов летом, использование калорийной пищи зимой), а также объяснить, — что дает организму такое изменение рациона

   задания 1, 4 на стр. 18— 19 рабочей тетради «Две недели в лагере здоровья»;  при обсуждении вариантов блюд, которые можно приго товить зимой и летом, следует обращать внимание детей на ресурсные возможности той местности, в которой они 21 живут — какие овощи и фрукты произрастают, есть ли мясомолочное производство, есть ли поблизости леса, где можно запасти ягоды, и т. д. — задания 2, 3 на стр. 18— 19 рабочей тетради «Две недели в лагере здоровья»;  следует формировать у детей представление о народных традициях как своеобразных исторически сложившихся нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Для этого можно рассказать о таких праздниках, как масленица (много жирной пищи в холодное время), капуст- ник и т. д., а также попросить детей расспросить старших членов семьи о тех традициях, которые им известны.

   ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА Одним из требований рационального питания человека является адекватность сезонным изменениям. Необходи- мость этого определяется, главным образом, действием двух факторов — изменение температурного режима и изменение доступного ассортимента продуктов. Так, в холодное время года повышаются энерготраты  организма, он нуждается в дополнительном количестве тепловой энергии, которая позволяла бы адаптироваться к низкой внешней температуре. Естественным источником такой энергии являются жиры, при окислении которых выделяется тепло. Вот почему зимой мы с большой охотой едим продукты с высоким содержанием жира — жирное мясо, сало, копчености, масло. Количество их в рационе обязательно должно в этот период повышаться, что обусловлено естественными требованиями организма. Не случайно рацион питания народов, живущих там, где преобладают низкие температуры, от- личается обилием жирных высококалорийных блюд. Зимой наше ежедневное меню в основном представлено горячими блюдами. Они обеспечивают своего рода двойной подогрев — химический — за счет окисления содержащегося в них жира, и механический — за счет собственной высокой температуры. Летом, при высоких температурах необходимость в «пищевом подогреве» отпадает. Поэтому в летнем меню присутствуют, главным образом, низкокалорийные блюда, увеличивается количество холодных блюд. Однако при перестройке рациона на «летнее время» следует помнить — организм нуждается во всех питательных веществах и качественное соотношение белков, жиров и углеводов должно сохраняться. Особенно это важно для детей, чье меню и летом должно включать и животные, и растительные белки. Во время жары организм теряет большое количество влаги. Вместе с потом из организма уходят и минеральные вещества. Вот почему важно постоянно восстанавливать водно- солевой баланс организма. Увеличивается количество питья, необходимого человеку. У ребенка младшего школьного возраста это увеличение составляет — 1,25. Однако слишком большое количество употребляемой жидкости нежелательно, поскольку избыток воды является нагрузкой для организма. Для того чтобы утолить жажду, часто достаточно прополоскать рот или сделать небольшой глоток. Помогает также кусочек лимона, кислого леденца. Особые требования предъявляются к напиткам, используемым летом. Следует увеличить количество употребляемой минеральной воды и соков. Это способствует поддержанию солевого баланса организма. Однако и тут важно учитывать следующее. Для утоления жажды можно использовать только столовую минеральную воду. Лечебная минеральная вода в этих целях не используется. Не следует полностью переходить на минеральную воду, так как из-за избытка минеральных солей высокая нагрузка ложится на выделительную систему. Одним из наиболее распространенных и полезных напитков, который можно приготовить летом, является морс. Морс можно приготовить из клюквы, смородины, малины, ежевики, земляники. Принцип приготовления морса следующий — ягоды заливают кипятком и кипятят в течение 5—10 минут. Затем отвар процеживают, добавляют сахар и доводят до кипения. Подают морс охлажденным. Следует помнить, что поддержание водного баланса ор- ганизма осуществляется не только за счет жидкости, которую мы пьем, но и за счет воды, входящей в состав нашей пищи. Практически все продукты, помимо питательных веществ, содержат в своем составе воду. Летом есть возможность включать в меню большое количество высоко витаминизированных продуктов, прежде всего овощей и фруктов. Овощи и фрукты также помогают восстанавливать водно-солевой баланс организма. Сок этих растительных продуктов содержит много воды, а так- же минеральные вещества, прежде всего натрий и калий (именно эти вещества уходят из организма c потом). 23 Принято считать, что за счет овощей и фруктов организм может запасти витамины на весь зимний период. К сожалению, это не так. Витамины, поступающие в организм, сразу же расходуются им, а небольшие запасы — своеобразные витаминные депо в печени, подкожной клетчатке — содержат количество витаминов, которого хватит всего лишь на несколько дней. Но это вовсе не снижает роль овощей и фруктов, ведь они — естественные источники витаминов.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ РАБОТЫ ДЕТЕЙ ПО ТЕМЕ 1. Конкурс кулинаров Дети делятся на две команды. Одна из команд должна собрать названия и рецепты блюд для жаркого летнего дня, вторая — для холодного зимнего. Затем две команды «вы- пускают» свои кулинарные книги — «Зеленую» (лето) и «Синюю» (зима). 2. Игра «В гостях у тетушки Припасихи» На демонстрационном столе размещаются различные вари- анты консервирования овощей и фруктов. Кто-то из родителей или старшеклассница, выступающая в роли тетушки Припасихи, рассказывает детям о вариантах консервирования, объясняет пользу консервированных продуктов. Если изучение темы происходит осенью, дети могут вместе с педагогом и родителя- ми приготовить какое-то из солений (засолить капусту). ЭТО ИНТЕРЕСНО У жителей Средней Азии во время жары принято пить горячий чай. Считается, что при высоких температурах он лучше утоляет жажду, чем холодные напитки. Тюря — блюдо русской и белорусской кухни, которую было принято есть в жаркую погоду. Основой в тюре является квас. В него добавляется черный хлеб, соль, редька. Хлодник — холодное блюдо белорусской кухни и кухни жителей западной части России. По своему составу и принципу приготовления очень напоминает окрошку, издревле используемую жителями центральной части России.

 

Тема 4 КАК ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ, ЕСЛИ ЗАНИМАЕШЬСЯ СПОРТОМ ЗАДАЧИ: ❑ сформировать у детей представление о зависимости рациона питания от физической активности; ❑ научить оценивать свой рацион питания с учетом собственной физической активности; ❑ расширить представление детей о роли питания и физической активности для здоровья человека. Перед началом изучения темы следует повторить мате- риал темы 10 «Что надо есть, если хочешь стать сильнее» первой части «Разговора о правильном питании». Педагог должен обратить внимание детей на следующее: ❑ здоровье и внешность человека во многом зависит от него самого. Благодаря физической активности человек может сохранить и укрепить здоровье, стать привлекательнее; ❑ рацион питания обязательно должен учитывать физическую активность человека и может различаться у разных людей, в зависимости от их физической нагрузки. Эффект от занятий спортом будет лишь в том случае, если поступление питательных веществ соответствует физическим нагрузкам, — задания 2, 3 на стр. 22. Следует объяснить, что вес человека является одним из показателей такого соответствия. При недостатке питательных веществ человек худеет, при избытке вес увеличивается. Подчеркивая необходимость изменения рациона питания в зависимости от физических нагрузок, педагог еще раз подчеркивает важность регулярности питания (и спорт- смен и не спортсмен должны соблюдать режим питания). В ходе занятия нужно помочь детям оценить свою физическую активность и, соответственно, рацион питания с точки зрения пользы для здоровья и внешности. Для этого можно воспользоваться дневником «Мой день» — (см. на 25 стр. 27–28). Важно, чтобы дети осознали, спортивные тренировки — интересное и полезное занятие, которое следует включить в свой распорядок дня.                 ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

Во время физической нагрузки организм испытывает повышенную потребность в энергии, которая затрачивается на мышечную работу, поэтому калорийность питания школьников- спортсменов должна быть более высокой в зависимости от интенсивности физической нагрузки. Пища школьника, занимающегося спортом, в первую очередь должна содержать до- статочное количество белка, который необходим для развития мускулатуры, увеличения массы мышц в процессе системати- ческих тренировок. При регулярных значительных мышечных нагрузках количество белка в рационе школьника должно составлять около 2,5 г на килограмм массы тела, а при интенсивных нагрузках (в период соревнований или подготовки к ним) — увеличиваться до 3 г на килограмм массы тела в сутки. В среднем школьникам 10—11 лет количество белка можно довести до 120 г в сутки. Для обеспечения этой потребности в рацион питания школьников-спортсменов должны входить та- кие богатые белком продукты, как говядина, свинина, рыба, печень, молоко и молочные продукты в любом виде. Количество жиров в рационе школьников, занимающихся спортом, увеличивать не рекомендуется за исключением тех случаев, когда ребенок занимается зимними видами спорта и во время занятий теряет много тепла. При интенсивных скоростных и силовых нагрузках количество жиров рекомендуется несколько уменьшать. Соотношение белка и жира в рационе в этом случае должно составлять 1:0.7, а не 1:1, как при обычном рационе детей школьного возраста. Большое значение имеет достаточное употребление расти- тельных масел, содержащих вещества, предупреждающие развитие жировой инфильтрации печени и способствующие повышению мышечной деятельности. Количество расти- тельного масла в рационе спортсмена должно составлять не менее 25 % от общей суточной нормы жиров. При определении необходимого количества жира следует учитывать, что жиры в основном поставляют организму тепловую энергию, а как источник энергии для мышечной деятельности они используются мало.  Наиболее ценным источником мышечной энергии явля- ются углеводы. В связи с тем, что при любом питании запасы углеводов в организме невелики (около 200—300 г, которые полностью расходуются в течение 3—4 часов тренировки), рекомендуется во время интенсивных занятий спортом периодически восполнять энергетические затраты в основном за счет введения легкоусвояемых углеводов (сахаров). Коли- чество необходимого спортсмену сахара и время его приемы рекомендует тренер или врач. Установлено, что в организме при интенсивных физичес- ких нагрузках повышается кислотность. Чтобы предупредить это состояние, в пищевой рацион спортсмена следует широко включать овощи, фрукты, молоко, щелочную минеральную воду. Режим питания школьника-спортсмена может отличаться от режима, принятого для детей данного возраста. В тех случаях, когда занятия спортом проводятся в утренние часы, энергетическая ценность завтрака должна быть повышена до 35 % от общей калорийности рациона. Если занятия, особенно соревнования, проводятся в вечерние часы, калорийность ужина повышается в 1,5—2 раза. Однако богатую клетчаткой пищу во время ужина принимать не следует, ее лучше распределить между завтраком и обедом. В дни усиленных тренировок пища должна быть не обильной, но достаточно калорийной, богатой белками и углеводами. При этом необходимо избегать употребления продуктов, содержащих большое количество жира. После плотной еды к тренировкам и соревнованиям следует приступать спустя 2,5—3 часа.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ 1. Дневник «Мой день» Педагог предлагает детям в течение недели заполнять дневник Понед,  Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Что я ел на завтрак Что я ел на обед Что я ел на полдник Что я ел на ужин 27 Понед, Вторник Среда Четверг Пятница Суббота. Сделал ли я зарядку Дошел ли я до школы пешком или ехал на транспорте Сколько времени провел на прогулке и играл ли в подвижные игры Занимался ли в спортивном кружке или секции 2. Конкурс «Мама, папа, я — спортивная семья» В конкурсе принимают участие семейные команды. Участникам предлагаются различные задания: папы соревнуются в силе и выносливости, дети соревнуются в эстафете, мамы готовят блюда для спортсменов (витаминные салаты, напитки и т. д.). Помимо спортивных заданий команды должны отвечать на вопросы викторины, связанные с правильным питанием. После окончания соревнований все приглашаются за «Спортивный стол». Такое соревнование может быть организовано с участием нескольких классов. Дополнительная информация — www.prav-pit.ru



Предварительный просмотр:

Тема 5 ГДЕ И КАК ГОТОВЯТ ПИЩУ 

ЗАДАЧИ: ❑ дать представление о предметах кухонного оборудования, их назначении;

❑ сформировать представление об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне;

 ❑ познакомить детей с одним из основных принципов устройства кухни — строгое разграничение готовых и сырых продуктов;

❑ сформировать навыки осторожного поведения на кухне, предотвращающие возможность травмы. Перед началом занятия педагог может выяснить — с какой кухонной посудой, кухонными приборами, инструментами дети уже знакомы. Само занятие может быть организовано как экскурсия в школьную столовую, а к проведению занятия могут быть привлечены работники столовой.

    Следует обратить внимание детей на следующее:  кухня — особое помещение в квартире (учреждении), где должны обязательно соблюдаться определенные правила в расстановке мебели, расположении инструментов и оборудования, гигиенические правила, поскольку от этого во многом зависит как качество приготовляемой пищи, так и здоровье человека. Следует объяснить значение одного из важнейших условий, которое необходимо соблюдать на кухне — строгое разграничение сырых и готовых продуктов;

 У каждого инструмента, предмета кухонного оборудования есть свое назначение. При использовании оборудования, нужно соблюдать определенные требования. Это позволяет сохранить инструмент и одновременно снижает риск заболевания или бытовой травмы.

         Задания 1, 3, 5 на стр. 26—27. 29

   В ходе занятия следует особое внимание уделить наиболее распространенным кухонным приборам (ножи, вилки, ложки) и тем механическим или электрическим приборам, которые детям знакомы и есть у них дома (правила гигиены — где хранить, как мыть и т. д., правила техники безопасности);

  К хранению продуктов на кухне также предъявляются определенные требования. Необходимо знать — где и в чем хранить продукт, как долго может храниться продукт.

Педагогу следует рассказать детям об основных признаках несвежего продукта — неприятный за- пах, изменившийся цвет, и объяснить, что при возникновении сомнений в свежести продукта использовать его в пищу ни в коем случае нельзя

       Задание 3 на стр. 27.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА Оборудование кухни включает в себя: кухонную посуду (кастрюли, сковороды, сотейники — по высоте они меньше, чем кастрюли, сковороды), кухонные приборы (ножи, ножницы, скалки, терки, половники, шумовки, дуршлаги, сито, доски), ручные кухонные инструменты (мясорубка, чесноковыжималка, ручная взбивалка), электромеханические кухонные инструменты (мясорубка, соковыжималка, миксер). На кухне необходимо иметь отдельные ножи — для мяса, рыбы, для нарезки овощей, для чистки овощей и фруктов, так называемый картофельный нож — для очистки от глазков и испорченных участков. Нужны несколько видов досок — для изготовления изделий из теста, для рыбы, для овощей и фруктов.

Доски следует подписать и использовать строго по назначению. Доски для разделки мяса и рыбы требуют особой тщательности при мытье. Их следует после использования протирать раствором лимонной или уксусной кислоты. На кухне используется эмалированная и алюминиевая посуда.   При этом нужно помнить, что алюминиевая посуда может использоваться только для приготовления пищи, но не ее хранения. В алюминиевой посуде не рекомендуется готовить кислые блюда. Следует внимательно следить за тем, чтобы поверхность алюминиевой посуды не была поцарапана. Если целостность нарушена — такой посудой пользоваться уже нельзя. В настоящее время появилась так называемая эмалированная посуда, которая сочетает в себе достоинства эмалированной и толстостенной посуды и пригодна для приготовления всех видов блюд, в том числе и детских. Пища в такой посуде практически не подгорает. На кухне необходимы как минимум четыре кастрюли. Суп, второе, компот и молоко нужно готовить в разных кастрюлях.

    Необходимо строго соблюдать сроки хранения продуктов, которые обычно указываются на упаковках, и ни в коем случае не использовать продукты с истекшим сроком хранения в детском питании. Яйца хранят в холодном месте в течение 10 дней. Так как яйца легко впитывают различные запахи, их следует держать отдельно от других продуктов. Желательно, чтобы яйца не соприкасались друг с другом, и особенно с яйцами, имеющими нарушенную скорлупу. Следует те яйца, которые имеют нарушенную структуру, использовать в течение 1—2 дней. Мясо и рыбу перед хранением в холодильнике нельзя промывать — они могут испортиться.

   Растительное масло хранят в темном месте, так как на свету оно окисляется, в хорошо закупоренной посуде в течение нескольких месяцев.

  Сыпучие продукты (крупу, муку) в домашних условиях хранят при комнатной температуре в специальных металлических или стеклянных банках с плотно закрывающимся крышками.

  Хлеб лучше всего хранить в специальных хлебницах (деревянных, эмалированных), можно в эмалированной кастрюле с крышкой. Место, где хранится хлеб, нужно постоянно очищать от крошек старого хлеба. Существуют определенные признаки, позволяющие установить доброкачественность продукта. Так, проверить доброкачественность мороженого или охлажденного мяса или рыбы можно с помощью подогретого стального ножа, который следует ввести в толщу мяса и затем установить характер запаха мясного сока, оставшегося на ноже.

  Для того чтобы определить доброкачественность яйца, его можно опустить в раствор соли. Свежие яйца тонут, несвежие погружаются на половину стакана или всплывают.            ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ТЕМЕ 1. Конкурс «Сказка, сказка, сказка» Детям предлагается вспомнить — в каких русских сказках кухонная посуда и утварь помогала героям (печка — «По щучьему веленью», ступа — «Иванушка-дурачок» и т. д.).

   Можно провести конкурс рисунков по теме.

   2. Конкурс кроссвордов Детям предлагается составить кроссворд из названий кухонных приборов и посуды.

    ЭТО ИНТЕРЕСНО. В старину на Руси свежее молоко сохраняли, опуская в крынку живую жабу. Слизь, выступающая на поверхности ее кожи, содержит бактерицидные вещества, которые убивают микробы.

   Повар — профессия древняя. Упоминание о первом поваре на Руси относится к XI веку. По национальности он был торк — житель на южных окраинах Киевской Руси. Повара имели довольно высокий статус на Руси. Среди других придворных повара упоминались на четвертом месте — сразу после военных должностей — стрелка, сокольника и трубника (трубача), но перед всеми другими ремесленниками — портного, ювелира и т. д. В грамотах XIV—XV веков их имена упоминаются полностью — с отчеством и фамилией, что является знаком особого отличия. Первые столовые (тогда они, конечно, так не назывались) возникли на Руси в начале XII века при монастырях, где монахи готовили и кормили едой неимущих. Первое описание домашней кухни, кухонного оборудования приведено в «Домострое» и относится к IX веку. Нож появился уже 50 тысяч лет назад. Тогда он использовался как оружие и кухонный прибор для разделки туш животных. Как столовый прибор нож стал использоваться значительно позже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к занятию кружка УМК " Разговор о правильном питании" по теме " Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"

Методическая разработка к занятию кружка УМК "РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ" (I часть) Тема: "Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"...

Методическая разработка по программе "Разговор о правильном питании" (первая часть): праздничное (итоговое) представление "Правильно питаться, здоровьем отличаться!"

С помощью сказочных героев дети отправляются в кулинарное путешествие по городу Здоровянск. Они сортируют разные крупы и рассказывают, как приготовить овсяную кашу. Гово...

«Воспитание культуры здорового питания детей в семье и школе посредством реализации программы «Разговор о правильном питании».

Современный человек живет в быстро меняющемся природном и социальном мире, поэтому важна ответственность за жизнь и здоровье каждого члена общества, что отмечено в Конституции РФ, основах законодатель...

«Формирование представлений младших школьников о правильном питании во внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном питании»»

Рассуждение о пользе питания и тематическое планирование внеурочной деятельности по программе "разговор о правильном питании"."Правильное питание - залог здоровья" (1 класс)...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ М.М.БЕЗРУКИХ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»

В статье раскрывается опыт работы по реализации программы М.Безруких "Разговор о правильном питании"...

Занятие по внеурочной деятельности во 2 классе «Разговор о правильном питании» Тема занятия: «Здоровое питание»

Знания полученные на этом занятии помогут учащимся выбирать продукты питания, полезные для здоровья, а также вырабатыватьположительное отношение к здоровому питанию...