Главные вкладки

    Лес просит помощи!
    план-конспект на тему

    Борисенко Елена Анатольевна

    Внеклассное занятие по теме: "Лес просит помощи"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon les_prosit_pomoshchi.doc59.5 КБ
    Файл les_prosit_pomoshchi.pptx2.08 МБ

    Предварительный просмотр:

                    «Лес просит помощи!»

    ЦЕЛЬ: развитие экологической культуры у детей младшего школьного возраста.

    ЗАДАЧИ:

    1. Познакомить детей с основными правилами поведения в природе, показать взаимосвязь живых организмов леса между собой.
    2. Развивать интерес к изучаемому предмету, творческое воображение, память, кругозор.
    3. Воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру, любовь к родному краю.

    ОБОРУДОВАНИЕ:  мультимедийное оборудование, музыкальное сопровождение, шаблоны для изготовления пчелы, изображение: цветов, насекомых, птиц, зверей,  макеты деревьев.

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    I.Этап мотивации к занятию.

    Звучит песня «Почемучки…».

    Ребята, повернитесь к нашим гостям и поприветствуйте их. А теперь посмотрите на меня. Наши глазки (прикладываем ладошки к глазкам), наши ушки, наша голова, наше сердце – открыто знаниям. Поделитесь каждый своим теплом друг с другом. Улыбнитесь друг другу. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться, узнать что-то новое и сделать доброе дело.

    Есть просто храм, есть храм науки,
    А есть ещё природы храм –
    С лесами, тянущими руки,
    Навстречу солнцу и ветрам.
    Он свят в любое время суток,
    Открыт для нас в жару и стынь,
    Входи сюда, будь сердцем чуток,
    Не оскверняй его святынь. (С.Смирнов)

    О каком храме идет речь в стихотворении? (Ответы детей). Правильно, о лесе. Лес — это наряд нашей земли. Там, где лес, там чистый воздух. Лес — это дом для зверей и птиц. Это грибные поляны и душистая вкусная земляника.

    II.Постановка проблемы.

    (Звучит музыка. Входит Лесная фея.)

    Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что я успела вовремя. Я – Лесная фея. Я узнала, что здесь сегодня  собрались девочки и мальчики, которые любят лес, всегда готовы придти на помощь его обитателям. Это так? Я спешила к вам, потому что мне нужна ваша помощь. И даже не столько мне, сколько моему лесу. Однажды в мой лес пришли гости. Он встретил их своей прохладой, показал всю свою красоту, люди были восхищены его прекрасным нарядом и решили взять с собой частицу его красоты. Они сорвали все цветы в лесу. Почернел лес, исчез яркий ковёр цветов, а вместе с ним и все насекомые, ведь они собирают с цветков пыльцу и нектар для питания своей семьи. Улетели и птицы, ведь без цветка нет плода и нет пищи для них, многие животные не нашли для себя привычных растений и отправились на их поиски в другие места, навсегда покинув свой дом. Без птиц заболели деревья. И мой лес умер.

    Что же делать? Как нам быть?

    Чем помочь, как поступить?

    Вы скажите только слово,  

    Если вы помочь готовы.

    III.Работа по теме занятия.          

    Учитель: Ребята, вы готовы помочь? Но лес можно спасти, если выполнить задания.

    А для этого потребуется ваше внимание, ваше старание, смекалка, ваша инициатива,  желание узнать, научиться, поделиться своими знаниями с другими.

    А  как вы думаете, что же нужно вернуть в лес в первую очередь  для того, чтобы его оживить? (цветы)  

    1 задание «Разгадай ребус»

    А для этого нужно разгадать ребусы.

     (на слайде - ребусы, дети отгадывают  названия цветы, картинки прикрепляю на доску)

    Ребята, а как вы думаете, какое правило необходимо выполнять, чтобы цветы не исчезали из леса?

    Цветы украшают луга и леса

    Но это не только природы краса-

    В них пчёлы находят целительный дар,

    И бабочки пьют из них сладкий нектар.

    Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,

    Не надо букеты из них составлять…

    Завянут букеты…Погибнут цветы…

    И больше не будет такой красоты!

    Ребята, а что делать, если хочется подарить цветы любимым людям: маме, бабушке, учительнице? (Можно составить букет из тех растений, которые выращены человеком, или подарить комнатный цветок в горшке)

    Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. А нас ждёт следующее испытание.

    2 задание. Практическая работа.

    Природа создала необыкновенное разнообразие цветов  различной окраски, причудливой формы, с нежнейшим ароматом и сладким нектаром. Все это привлекает насекомых, которые имеют небольшие размеры, прекрасно летают и одеты в волосатые костюмы. Они очень удобны для переноса крохотных пылинок – пыльцы.

     И сейчас, чтобы наши цветы не погибли и  дали свои плоды необходимо вернуть в лес… Как вы думаете кого? (насекомых)

    В опылении растений принимают участие много насекомых, но активнее всего – пчелы. Поэтому именно это насекомое мы с вами сейчас и сделаем своими руками.

    Изготовление изделий. 

     Перед вами шаблоны – туловище пчелы и крылышки. Ваша задача - превратить пчелку в настоящую красавицу – (разукрасить), соединить детали и пустить ее в лес.

    - Посмотрите, сколько пчёл вернулось на нашу лесную полянку!

    А теперь давайте послушаем, что хотят рассказать наши ребята об этих удивительных насекомых.

    Сообщения обучающихся.

    Пчела – летающее насекомое, близкая родственница осы и муравья. Кушают пчелки цветочную пыльцу и нектар. Нам они также известны по сладкому меду.

    Говоря в общем, пчелы – это те же осы и происходят, скорее всего, от них. Живут эти насекомые семьями, ищут еду и воду вместе, вместе защищают свой дом от врагов в случае необходимости, воспитывают подрастающие поколение.

    С самых древних времен пчелок уважали и почитали их труд. С ними связаны легенды и мифы у многих народов. К примеру, древние египтяне считали, что когда человек умирает, его душа превращается в пчелу.

    Пчела, как и муравей, является символом трудолюбия и часто она символизирует покорность и усердие. Говорят же про работящего человека “трудится как пчелка”, а это значит, что работает помногу и с отдачей.

    (Хором)

    Хоть они и жалят больно,
    Их работой мы довольны.

               Ребята, а как вы думаете, какие правила нужно соблюдать, чтобы насекомые никогда не покинули лес?

    Бабочка цветная

    Над тобой порхает…

    Стрекоза резвится,

    Пляшет, веселится…

    Их ловить не надо…

     Пусть себе летают,

    Цветочки опыляют,

    Землю украшают…

    Физкультминутка

    Сейчас мы проверим, как вы знаете другие правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду называть вам свои действия, и, когда я буду поступать хорошо, вы мне хлопаете, ну а когда плохо, то все дружно топаете ногами! 

    Если я приду в лесок
    И сорву ромашку? (топают)

    Если съем я пирожок
    И выброшу бумажку? (топают)

    Если хлебушка кусок
    На пеньке оставлю? (хлопают)

    Если ветку подвяжу,
    Колышек подставлю? (хлопают)

    Если разведу костер,
    А тушить не буду? (топают)

    Если сильно насорю
    И убрать забуду. (топают)

    Если мусор уберу,
    Банку закапаю? (хлопают)

    Я люблю свою природу,
    Я ей помогаю! (хлопают)

    3 задание «Угадай, чей голос?»

    Ребята, вы слышите…(звучит музыка с голосами птиц). Что это за птица так красиво поет, видимо тоже хочет вернуться в лес? Правильно, это вот такой замечательный соловей. А это что за птица? Конечно же, кукушка. А это что за недовольное уханье? Филин. А это звуки всем нам хорошо знакомого…. дятла.

               Как замечательно, когда лес наполнен птичьими трелями. Чтобы  птицы никогда не улетали, что мы должны помнить?

     

        Если в траве

       Увидали яйцо

       Или услышали

       Крики птенцов,

       Не приближайтесь,

       Не лезьте туда

       И не тревожьте

      Ни птиц, ни гнезда.

    4 задание: пазлы

     

     Почему зверей не видно,

      Может, прячутся в глуши?

      Посоветуйте, как быть,

      Как зверей нам воротить,

      Чтоб они вернулись, дети,

      Соберите пазлы эти. (Работа по группам).

    Какие животные получились?

    Ребята, а как вы думаете, лесных животных мы можем забирать домой? Почему?

    Есть в каждом лесу особая поляна- "поляна слёз”. Собираются там звери, когда их люди обижают, и рассказывают друг другу о своих бедах и печалях…

    Игра "А если бы?...”

    Я начину предложение, а вы закончите его.

    Если бы дрожащий зайка под кустиком умел говорить, он сказал бы…

    Если бы муравей, на которого вот-вот наступят умел говорить, он сказал бы…

    Если бы рыбка из грязной лесной речки могла говорить, она сказала бы…

    5 задание: оживим дерево. Рефлексия.

    - Друзья, ни птицы, ни животные не могут жить в лесу, если нет деревьев! Посмотрите, они все погибли, стали вот такие сухие и безжизненные как это. Давайте оживим дерево. У вас на столах лежат листочки. Сейчас каждый из вас вернёт свой лист дереву. А кому понравилось совершать добрые дела: оживлять лес, возвращать цветы, насекомых, птиц, зверей, тот остаётся здесь, на лесной опушке, а кому не понравилось – тот возвращается на своё место.

    Посмотрите, что произошло? Сухие деревья  в лесу от заботы и доброты стали живыми. Ребята, давайте вспомним, как нужно себя вести в лесу, чтобы лес никогда не погиб?

    Нельзя  стекло в лесу кидать,

    Нельзя бутылки разбивать;

    Осколки острые опасны –

    О них порежешься ужасно!

    Стоят деревья – великаны

    Их не жалеют хулиганы

    И режут острыми ножами

    Слова на дереве – «на память!»

    Но так жестоко поступать!

     Нельзя деревья обижать.

     Пускай они в лесу растут-

     Добро и красоту несут…

    IV. Итог.

                   Зацвела лесная поляна. В каждой бусинке росы смеется солнце. Слух нежит трепетный лепет лесных вершин. На поляне раскрылись голубые незабудки, цветут ландыши, возвышается ромашковое поле. Сколько здесь цветов! Воздух наполнен сладким ароматом. Заливаются звонкими песнями птицы. Слышится жужжание пчел, ос, шмелей. Все животные и растения улыбаются солнцу. Давайте и мы им улыбнемся, улыбнемся друг другу  и пообещаем, что будем бережно относиться ко всему живому.

    Ребята, я хочу сказать вам большое спасибо за вашу помощь и подарить вам на память волшебную статуэтку с изображением лесной феи, которая будет оберегать вас от плохих поступков. До новых встреч!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Лес просит помощи!» Экологический клуб «Почемучка» Открытое занятие по внеурочной деятельности Подготовила и провела: учитель начальных классов Борисенко Е. А. с . Китаевское МОУ СОШ №3

    Слайд 15

    До новых встреч!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологический проект "Реки просят помощи"

    Экологический проект уч-ся 4 класса...

    Сказка "Река просит помощи"

    Поговорим иб экологической тревоге......

    Проект " Реки просят помощи"

    Этот проект создаст условия для формирования исследовательских умений учащихся, развития их творческих способностей и критического мышления. Ученики продумывают план проведения исследований, выби...

    Исследовательская работа "Терек просит о помощи"

    Исследовательская работа учащихся, выполненная врамках Регионального экологического смотра-конкурса "НАМ И ВНУКАМ", 2013 годСсылка на материал: https://cloud.mail.ru/public/5AU7/CzWGBBKFQ...

    Проект "Лес просит о помощи!"

    Описание проекта...

    Муниципальный конкурс исследовательских и проектных работ «Дебют в науке» в номинации "Природа просит помощь"

    Этот  проект поможет в проведении экологического праздника. В нем раскрываются экологические проблемы леса. В приложении вы увидите авторскую сказку "Человек и природа"....

    Исследовательская работа Лес просит помощи

    Исследовательская работа Лес просит помощи...