Главные вкладки

    Проект " Реки просят помощи"
    проект по окружающему миру (3 класс) на тему

    Этот проект создаст условия для формирования исследовательских умений учащихся, развития их творческих способностей и критического мышления.

     

    Ученики продумывают план проведения исследований, выбирают исследовательские методы, формы представления результатов. Ученики знакомятся с критериями оценивания их работ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_reki_prosyat_pomoshchi_3klass.doc457.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                     

    Проект

    «Реки просят помощи»

            

                                                                 

                                                                                       

                                                                   

                                                                        Уч-ся 3 «а» класса.

                                                                  Кл. руководитель : Мельникова Л.А

    Проект  « Реки  просят помощи»

    Цель: -развивать познавательную активность уч-ся в процессе формирования представлений

                об охране водных ресурсов.

              - развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности.

              - развивать творческое воображение и обогащать коммуникативность, основываясь

                 на свободном обмене мнениями.

                                         Перспективный план экологического проекта.

     

    Формирование эмоционально-

    положительного отношения

          Познавательные задачи

          Методические приёмы

    - Вызвать у детей интерес к конкрет-

    ному объекту – реке;                        

    - Вызвать желание оберегать, защи-

    щать, заботиться о ней.

    - Сформировать у детей устойчивое

    положительное отношение к реке,

    как к живому существу.

    - Помочь детям сформировать основы активной жизненной позиции, осознать экологическую

    ценность природы в её единстве с

    человеком.

    - Воспитывать умение сопереживать

    всему живому.

    Развивать у детей познавательный

    интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые

    знания, умения, навыки.

    Сформировать представления о:

    - роли человека в загрязнении

      реки;

    - роли реки в жизни человека;

    Упражняться в применении   приобретённых знаний и посильной практической природо-

    охранной  деятельности .

    Вызвать желание делиться своими

    пожеланиями со сверстниками,

    родителями.

    1. Выбор реки

    2. Эмоциональный настрой де-

       тей( разговор с рекой)

    3. Фотографирование реки.

    4 Элементы психогимнастики

       ( если бы я был рекой)

    5.Труд с целью помочь реке.

    6. Придумывание экологичес-

       кой сказки.

    7. Придумывание экологичес-

      ких знаков.

    8. Исследовательская деятель-

       ность.

    9. Оформление альбома « На-

       ша река»

                                                     Самостоятельная работа уч-ся.

       Цель:- Узнать об истории  рек  расположенных на территории Владимирской области

       

        Кля́зьма — река в Европейской части России, протекающая по территории городаМосквыМосковскойВладимирскойИвановской и Нижегородской областей, левый приток Оки.

    Река берёт начало в пределах Московской возвышенности, близ Солнечногорска. От истока течёт на юго-восток, по территории городского округа 

    На левом берегу между Ковровом и устьем Тезы расположен Государственный природный заказник «Клязьминский» (до 1978 года здесь были 2 боброво-выхухолевых заказника местного значения: Южский в Ивановской и Ковровский во Владимирской области).

    Крупнейшие притоки: слева — УчаВоряЧерноголовкаШернаКиржачПёкша,КолокшаНерльУводьТеза и Лух; справа — ПоляСудогда и Суворощь (все они, за исключением Тезы, несудоходны).

    . На берегах реки и всего бассейна издавна селился человек. Археологами раскопаны стоянки древнего человека эпохи палеолита — знаменитая Сунгирьмезолита — например, у д. Саурово около Павловского Посада), много неолитических (в том числе у пос. Большое Буньково Ногинского района — стоянки льяловской и фатьяновской культур), поселениядьяковской культуры. В более поздние времена берега заселяли финно-угорские мещерамеряи мурома (языки именно этих племён дали современные названия множеству притоков реки), найдены и первые в этих местах славянские курганные могильники.

    Река Клязьма была перекрестком важнейших древних водных дорог, связывающих между собой через систему волоков Киев, Чернигов, Смоленск, Рязань, Москву, Владимир, Тверь и Великий Новгород.

    Нерль

    Малая, левый приток Клязьмы. Берет начало в Переяславском уезде. Длина течения 350 верст, ширина от 5 до 50 саженей; левый берег пологий, правый местами возвышенный. В Н. много рыбы. Берега населены. Главные притоки: Сухода и Шаха. По берегам Н. прекрасные сенокосы. Князья Мстислав и Вячеслав разбили на берегах Н. князя Олега Святославича; в 1445 г. великий князь Василий Темный был здесь же разбит и взят в плен; в 1608 г. Лисовский победил у Н. Шереметьева.

    Река Колокша образуется около посёлка Елох (Юрьев-Польский район Владимирской области) и впадает в Клязьму на 348-м км ниже города Собинка на уровне 95 м. Длина реки 146 км, средний уклон 0,355 м/км. Река небольшая, быстрая, живописная, протекает среди холмистых, большей частью открытых, берегов. В верхнем течении берега реки круты, высоки; в среднем течении болотисты и низменны, в нижнем по реке — пойменные луга. Имеется несколько плотин. В ноябре замерзает до апреля. Несудоходна. Течение быстрое. Развит водный туризм.

    Ока - один из крупнейших притоков Волги. Длина реки 1498 км. Уклон реки. 0,1 метр/км. Имеет более 100 притоков.
    Река берёт начало в селе Александровке Орловской области, проходит по Среднерусской возвышенности.
    Протекает по Тульской, Орловской, Калужской, Московской, Рязанской, Владимирской, Нижегородской области.
    В районе Нижнего Новгорода, впадает в Волгу.

    На своем протяжении Ока образует множество пойменных озер, стариц и речных рукавов, которые отлично подходят для рыбной ловли.

    Протекает по восточной границе Владимирской области.
    Наиболее крупные
    притоки Оки – Илевна, Ушна, Колпь, Клязьма, Тетрух.

    Судогда — река во Владимирской области России, правый приток реки Клязьмы (бассейна Волги).

    Река Судогда образуется у деревни Лазаревка (Гусь-Хрустальный район Владимирской области) и впадает в Клязьму на 275-м км на уровне 87,7 м у села Спас-Купалище (Судогодский район Владимирской области).

    Длина реки 118 км, средний уклон 0,342 м/км, половина падения происходит на первых 20 километрах.

    Послушайте! Речушка вдоль околицы текла.

    Негромкая… Но мы её любили, дети,

    Её - она ведь первою была для нас и, значит,

    Лучшею на свете. Сейчас в ней всякий хлам,

    И ржавь, и слизь зелёная, и хвощ болотный вылез…

    Как будто люди целью задались убить её – и своего добились.

    Мы приехали на речку воскресенье провести,

    А свободного местечка возле речки не найти !

    Тут сидят и там сидят ! Загорают и едят,

    Отдыхают как хотят, сотни взрослых и ребят.

    Мы по бережку прошли и поляночку нашли,

    Но на солнечной полянке тут и там – пустые банки,

    И, как будто нам назло , даже битое стекло.

    Мы по бережку прошли, место новое нашли,

    Но и здесь до нас сидели : тоже пили, тоже ели,

    Жгли костёр, бумагу жгли, насорили и ушли.

    Мы прошли ,конечно, мимо.

    - Эй, ребята, - крикнул Дима,-

    Вот местечко хоть куда ! Родниковая вода!

    Чудный вид, прекрасный пляж. Распаковывай багаж!

    Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли,

    Веселились как могли: пили квас , конфеты ели,

    Хороводом песни пели… Отдохнули и ушли.

    И остались на полянке у потухшего костра:

    Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки,

    Словом мусора гора.

    Мы приехали на реку понедельник провести,

    Только чистого местечка возле речки не найти.

                                           

    Клязьма во Владимирской Мещёре у города Петушки

      Исследовательская деятельность.                                      

                                                         Экскурсия на реку.

                                                                        План:                                                

    1.Знакомство с местностью, где расположена река.                        

    2. Общая характеристика реки.

    3. Исследование

    4. Исследование воды в реке.

    5.Беседа о том , как люди используют реку.

    6. Чем люди  загрязняют реки.

    Вы помните строчки Агнии Барто: «Мы приехали на речку воскресенье провести, только чистого местечка возле речки не найти...»

    Не правда ли, знакомая картина? Неприятно, конечно, присесть на полянку, где уже что-то валяется. Ужасно, когда среди мягкой травы босую ножку подкарауливает острый осколок стекла или край консервной банки. Может показаться, что это и есть главный вред от раскиданного повсюду мусора. Но ученые смотрят на дело иначе.

    Река Клязьма, левый приток Оки. Исток находится у села Кочергино Солнечногорского района Московской области. Течёт по Мещёрской и Балахнинской низменностям. При этом затрагивает территорию Москвы, Московской, Владимирской, Ивановской и Нижегородской областей. Длина 686 км. Это второй по величине приток Оки после Москвы-реки.

     Во время проетка мы исследовали берега реки и фотографировали их состояние: посередине реки то и дело попадались небольшие иловые островки, обросшие травой. По берегам реки трава достигает двух метров, на пути встретилось растение «борщевик», прикосновение к которому вызывает раздражение и ожог кожи. Пляжи закрыты для купания, но в жару люди всё равно купаются.

    На одном из участков реки Клязьма произошел сброс ядовитой жидкости, погибли тысячи рыб. Очищать русло никто не торопится. Местные жители подойти к реке боятся – останавливают пугающий вид и удушливый запах. Кто периодически травит Клязьму?

           Река обеспечивает водой как многочисленные производства, так и жителей крупных поселений в среднем и нижнем течении. Судоходна на 302 км от устья до Владимира, однако в последние годы гарантированные глубины не поддерживаются. Речной порт в Вязниках, судостроительный завод в Гороховце.

                 Что обычно остается на месте, где проводили время и веселились хорошие, в общем-то, люди? Обязательно остатки костра, стеклянные и пластиковые бутылки и банки, жестяные банки от консервов, обрывки бумаги и остатки еды.

              Все это ведет себя по-разному и по-разному сказывается на жизни сообщества. Ну, прежде всего, остатки пищи. Они становятся легкой добычей муравьев, червей и даже мелких грызунов типа землероек и мышей. В общем-то, вреда от них нет, уже скоро от них не остается и следа.

     Бумага — материал, который не встречается в природных условиях. Но те «кирпичики»-молекулы, из которых она сделана, встречаются и в живой природе. Поэтому бумага живет недолго и скоро (через 2-3 месяца) на земле от нее останется лишь еле заметный слой праха.

    Консервная банка — более сложный случай. Она сделана из жести — очень тонкой листовой стали. Но сталь — это железо, которое легко разрушается на воздухе (появляется ржавчина) и при соприкосновении с пищей (тут уже могут образоваться совсем неполезные вещества). Поэтому железо сверху покрывают тонким слоем лака или другого металла, не так легко поддающегося разрушению. Пока мы используем банку, это хорошо, но когда она остается лежать на полянке — не очень-то, ведь железо разрушилось бы примерно за год. Теперь же такая банка пролежит несколько лет. Частицы металлов разойдутся в слое почвы, потом будут поглощены растениями и потихоньку будут расползаться от места, где была оставлена банка. Полезно ли это? Скажем так, это в пределах нормы (если, конечно, банок не гора в человеческий рост).

    Стеклянная посуда — случай посложнее. Стекло — материал, который делается на основе песка (конечно, особенного) и некоторых добавок при очень высокой температуре. Материал это очень прочный. Археологи находят стеклянные сосуды, которым 4 тысячи лет. Считается, что время распада стекла — 10 тысяч лет. Но с другой стороны, это материал инертный, то есть с окружающей средой он практически не взаимодействует. Так что опасно стекло в основном для любителей побегать босиком. Может оно доставить и другие крупные неприятности: в солнечный день — выпуклая поверхность бутылки похожа на линзу, и солнечные лучи могут через эту линзу поджечь сухую траву или мох. Поэтому стекло в природных условиях — совершенно лишнее.

    Пластики — это материалы, которые сделаны из таких «кирпичиков», которых нет в природе. И вот эти-то «кирпичики» совершенно чужды всему живому. Они могут оказать вредное влияние и на растения и на животных и на человека. Еще хуже, если пластик начинают жечь. От горения образуются очень вредные вещества — диоксины. Диоксины легко проникают в организмы растений и животных и приводят к заболеваниям. Никогда не стойте возле костра, в который могли положить пластик!

                 Во многих странах за разведение костров и разбрасывание мусора полагается огромный штраф. Наверное, не стоит дожидаться, пока все леса в окрестностях городов России будут завалены мусором и умрут из-за выжженной подстилки (а до этого уже не так далеко). Отдых на природе может принести огромное удовольствие и без пресловутых шашлыков. Ну а банки, бутылки и пакеты несложно забрать с собой и довезти до ближайшей свалки, откуда их увезут на мусороперерабатывающие заводы. Тогда и в следующий раз побывать на этом месте будет приятно.                                                                                                                                                                

                                           Экологическая сказка.

         Жила-была Река. Сначала  она  была маленьким ручейком. И  все  говорили: какая  вкусная, какая  чистая  вода  в  этом  ручье! Затем ручей  превратился  в настоящую  Реку.

         Она   очень  любила   путешествовать. И  однажды   Река  оказалась  в  городе, где  жило  много  людей. Они   обрадовались  ей   и   попросили  её  остаться  в  городе. Река согласилась, её  заковали в  каменные  берега, по  ней  стали ходить пароходы, на  берегах  загорали  люди. Река поила  весь  город.

         Шли  годы. На   её  берегах  построили завод, из  труб  которого  в  Реку  потекли   грязные  потоки.

     И  вода  в ней  стала  грязной  и  мутной. Никто  уже  не говорил :«Какая  чистая, красивая  река !»  

         Шло  время. Люди  всё  больше  загрязняли  Реку. Однажды  по реке проплыл  танкер, из  которого

    в  воду  вылилась  нефть. Покрылась  Речка  черной  пленкой . И  совсем  заболела.  Решила   она   уйти  от   людей. Растения, рыбы  и животные  очистили   реку  от  грязи. И  побежала  она  в  край  своего  детства.

         А  жители  города  на  другой  день  обнаружили , что  остались одни  без  Реки . Не  стало  в  домах  света, воды . Нечем   умыться , нечего  попить. Остановилась  жизнь  в   городе.  И  тогда    самый  старый  и  мудрый Горожанин   сказал:«Дорогие  сограждане! Я  знаю, почему  от  нас  ушла  Речка. Когда  я  был совсем маленьким, я   купался   в  её  чистой  воде. Она   всегда   была   нам  другом  и  помощником,

    а  мы  относились  к  ней  плохо. Мы  несправедливо  обидели  Речку  и  должны  попросить  у  неё  прощения. Может  быть,  тогда  она   вернётся ».

         Люди  долго  искали   Реку  и   нашли. Но  не  сразу  узнали, ведь  она  стала чистой    и   прозрачной.  Попросили   они   её   вернуться,   рассказали  как   им  плохо   без   неё. Вернулась   Река   в  город   помогать   его  жителям. А    люди    убрали   весь   мусор ,  очистили   стоки   завода    и     даже   выделили  специальных   ученых  следить  за  её   здоровьем . С  тех   пор   в  этом  городе   люди  и

    Река   живут  дружно.

          А  недавно  Реку  сделали  почетным  гражданином   города, а  День её возвращения  отмечают  как    самый   главный   праздник.  

                                                    Самостоятельная работа.

    Придумать свою экологическую сказку.

                                                                                                                                                         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологический проект "Реки просят помощи"

    Экологический проект уч-ся 4 класса...

    Сказка "Река просит помощи"

    Поговорим иб экологической тревоге......

    Учебный проект "Река Волга"

    Предлагаемый межпредметный проект проводится в рамках предметных областей «окружающий мир», «технология», ИКТ. Может быть реализован с учениками в форме группо...

    Лес просит помощи!

    Внеклассное занятие по теме: "Лес просит помощи"...

    Проект "Лес просит о помощи!"

    Описание проекта...

    Муниципальный конкурс исследовательских и проектных работ «Дебют в науке» в номинации "Природа просит помощь"

    Этот  проект поможет в проведении экологического праздника. В нем раскрываются экологические проблемы леса. В приложении вы увидите авторскую сказку "Человек и природа"....

    Исследовательская работа Лес просит помощи

    Исследовательская работа Лес просит помощи...