Классный час "Конституция РФ"
классный час на тему

Ичкеева Маргарита Александровна

Цель: подвести детей к осознанию понятия  Конституция Российской Федерации — это основной закон государства

Задачи:

·         Обучающие:

o        повторение знаний российской символики и понятий «отечество» и «гражданин»;

o    овладение технологией работы в группах.

·         Развивающие:

o    содействовать развитию речевой деятельности, развитие диалоговой формы общения

o    помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

·         Воспитательные:

o    формирование потребности в выполнении конституционного долга;

o    воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, уважение к истории Отечества, к малой Родине, бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_konstitutsiya_rf.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Основной закон страны»

Цель: подвести детей к осознанию понятия  Конституция Российской Федерации — это основной закон государства

Задачи: 

  • Обучающие:
  • повторение знаний российской символики и понятий «отечество» и «гражданин»;
  • овладение технологией работы в группах.
  • Развивающие:
  • содействовать развитию речевой деятельности, развитие диалоговой формы общения
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
  • Воспитательные:
  • формирование потребности в выполнении конституционного долга;
  • воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, уважение к истории Отечества, к малой Родине, бережное отношение к природе.

Ход урока.

Сегодня, ребята, наш первый урок в этом новом учебном году посвящён Дню Конституции Российской Федерации.

Не бывает такой игры, в которой совсем нет правил. Это будет уже не игра, а бессмысленная толкотня, каждую минуту переходящая в драку. Конечно, жизнь не игра, но в ней тоже, как в игре, обязательно должны быть правила. Иначе люди просто не смогут жить вместе. Начнут спорить, ссориться и обижаться друг на друга.

Конституция Российской Федерации — это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, то есть по правилам, которые в нашей Конституции записаны, Президент перед вступлением в должность — перед тем, как он начнёт делать всё то, что должен делать Глава государства, — обязан принести присягу народу России.

Кто же такой Президент?

Президент России — глава государства. Он самый главный человек в нашей стране. Президент обладает властью. Но Президент не вождь, не император, не повелитель и не властелин. Мы не должны падать перед своим Президентом на колени и клясться ему в верности. Наоборот, не мы, граждане, служим Президенту, а Президент поклялся верно служить нам, народу России. В специальной статье конституции РФ сказано, чем должен заниматься глава нашего государства. Оказывается, дел у президента очень много.

- Кто является Президентом нашей страны? (Ответы детей)

У каждой страны есть свои символы – отличительные знаки.

Назовите их. (Ответы детей: герб, флаг, гимн).

Верно. Символами называют предметы, изображения или слова, которые имеют для нас особое значение. Государственной символикой становятся символы, которые имеют особое значение для граждан какого-то государства.

Герб. Центральную часть Герба занимает большой двуглавый орёл.

Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, верховенства, силы, мудрости.

На Российском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти –исполнительной, законодательной короны и судебной. Скипетр символизирует на гербе защиту суверенитета. Всадник, поражающий змея-это символ борьбы добра со злом, защиты Отечества.

Где можно увидеть изображение символов страны? (Ответы детей. На границе, здании правительства, документах, монетах…) 

Молодцы. Государственный герб обязательно изображается на всех важных государственных бумагах, давая всем, кто видит эти бумаги, понять, что они важные и государственные.

Например, государственный герб украшает все указы Президента России. Также государственный герб украшает собой паспорта российских граждан и другие документы, выдаваемые российским государством.

Государственный флаг можно увидеть везде, где находится российская власть, начиная от мест работы Президента, Правительства и Государственной Думы и заканчивая зданием, где работает официальное представительство России в какой-нибудь далёкой стране.

*В 2005 году Флаг России отмечал своё 300-летие. В далёком 1705 году по приказу царя Петра I все корабли стали выходить в море под бело-сине-красным флагом. Этот флаг признано считать единым флагом всей России.

Почему для флага России выбраны именно эти цвета? (Предположения детей, правильный ответ учителя. Белый цвет – мир, чистота совести. Синий – небо, верность, правда. Красный – огонь и отвага).

Гимн. Впервые потребность в Гимне возникла при Петре 1. Появился Преображенский Марш. Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных событий.

Первый официальный Государственный Гимн появился  в годы правления Императора Александра 1 и назывался «Молитва Русских».

В 1833 году  в честь празднования Рождества и годовщины от французов прозвучал гимн «Боже, царя храни!» и был до 1917 г.

В 1917 г. Ленин предложил использовать «Интернационал»

В 1944 г. в ночь на 1 января прозвучал новый гимн СССР Глинки «Патриотическая песнь»

После выборов президента в 2000 г. депутаты приняли решение утвердить гимн России на слова Михалкова и муз. Александрова.

Давайте, ребята сделаем вывод: Российские символы олицетворяют красоту и справедливость, победу добра над злом. Величие русского народа, его силу, мощь и, в тоже время, простоту и открытость.

А как называют людей, живущих в нашем государстве? В юридическом смысле «гражданин» ––это человек, который обладает правилами, свободами, несет определенные обязанности в обществе. Граждане все равны перед законом независимо от происхождения, социального или  имущественного положения, образования, языка, вероисповедания.

Большую часть своего времени мы проводим в школе. Не зря говорят, что школа наш второй дом. От того, какие отношения у нас будут складываться с одноклассниками, старшеклассниками, учителями, насколько мы будем прилежны в учении, дисциплинированы, зависит реализация нашего права в образование, значит и наша будущая жизнь. В каждой школе есть свои традиции, действуют разные правила, но работа любой школы строится на основе уважения к личности ученика, его человеческого достоинства. В нашей школе созданы благоприятные условия, чтобы каждый ученик получил хорошее образование и вырос успешным достойным человеком и гражданином.

Главными документами, которые устанавливают правила поведения в школе, права и обязанности её учеников являются: Закон Российской Федерации «Об образовании  в РФ», Устав школы, локальные нормативные акты (например, «Правила внутреннего распорядка», приказы директора и другие документы). С этими документами необходимо ознакомиться, тогда многие вопросы и непростые ситуации можно будет решить правовым способом.

Ученики имеют право:

  • На уважение человеческого достоинства;
  • На свободу информации, совести, на свободное выражение мнений.
  • Право на получение бесплатного начального, общего, среднего образования;
  • Право на выбор образовательного учреждения;
  • На получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  • На бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами;
  • На получение дополнительных образовательных услуг;
  • На свободное посещение мероприятий;
  • На охрану здоровья;
  • На перевод в другое образовательное учреждение.

Обязанности учеников в школе:

  • выполнять устав образовательного учреждения, добросовестно учиться;
  • бережно относиться к имуществу;
  • уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения;
  • выполнять требования педагогов в образовательном учреждении в части, отнесённой уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.

Это, ребята, правила, которые необходимо соблюдать в школе. Так как уже в школе вы учитесь соблюдать Конституцию Российской Федерации.
Обязанности: 

  1. соблюдать законы России
  2. уважать права и свободы других людей
  3. защищать Отечество
  4. сохранять природу
  5. заботиться о сохранности государственного имущества

Гражданин - это тот, кто обладает:
• чувством собственного достоинства
• внутренней свободой, превращенной в самостоятельную дисциплину
• уважительным и доверчивым отношением к другим гражданам и к государственной власти
• способностью воспринимать свои права как обязанности, и свои обязанности как права.

         Вывод: Быть гражданином значит, любить свою Родину, знать права и выполнить обязанности, охранять территорию, беречь природу, гордиться культурой и языком своего народа, приумножать богатства.

Все права и обязанности гражданина  определены в главном документе нашего государства – Конституции России. 

КОНСТИТУЦИЯ - (от латан, -установление) - Основной Закон государства, определяющий основы государственного и общественного строя, систему органов власти, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан. В соответствии с Конституцией формируется все законодательство государства, т.е. его законы. Принятие Конституции РСФСР состоялось в 1918 году, затем последовали Конституции СССР – Конституция 1924 года, Конституция 1936 года, Конституция 1977 года. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года Всенародным голосованием. С 1994 года этот день отмечается, как День Конституции.
Поэтому день принятия Конституции - 12 декабря - является государственным праздником.

Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция.

Что сказано в нашей Конституции?

В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека.

Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин Российской Федерации.

В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя.

– Что значит слово Родина?

В толковом словаре  С. И. Ожегова даётся такое объяснение слов:
«Родина – это отечество, родная сторона».
«Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит».
Мы живём в России. Это наша Родина. Мы – россияне.

Родина – это дом, в котором мы живём и русская берёзка, это  место где ты родился и вырос, где всё в ней для нас родное.

Наша Родина – это наша страна. Россия  в которой мы живём. Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира. В России проживают люди многих национальностей. Столица нашей Родины – г. Москва.

А ещё нашу Родину называют Отечеством. Отечеством мы зовём её потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды. Родина, Отечество самое драгоценное и святое, что есть в жизни человека. Трудно рассказать о величии и красоте родной страны, любви к ней обыкновенными словами. Не потому ли такое множество прекрасных стихотворений посвятили ей поэты, так много песен сложил народ. А ещё Родину называют матерью, потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от врагов. Все эти слова имеют общее значение. Они все обозначают то место, где человек родился, где он живёт, работает, учится, где живут его родные и близкие.  Родина, Отечество, Отчизна, Россия эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы.

Михаил Пришвин говорил:

«… Рыбе – вода,
птице – воздух,
зверю – лес, степь, горы.
А человеку нужна …»

– Что ж мы Родиной зовём? Я предлагаю вам спеть песню «Что мы Родиной зовём»

Песня «Что мы Родиной зовём?»

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки, вдоль которых
Взявшись, за руки идём.
Вот, что мы Родиной зовём
Вот, что любимой мы зовём
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом,
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Вот, что мы Родиной зовём
Вот, что любимой мы зовём
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.
Вот, что мы Родиной зовём
Вот, что любимой мы зовём.

Итак, ребята, давайте подведём итоги.

В каком году была принята Конституция РФ?

-Что означает термин «конституция»?

-Сколько Конституций действовало до современной?

-Кто может стать президентом РФ?

-Назовите символы государства.

Д/з По желанию нарисуйте Свое Отечество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...