Главные вкладки

    Образовательная программа "Юный патриот"
    рабочая программа (1 класс) на тему

    Коваленко Людмила Владимировна

    Рабочая образовательная программа "Юный патриот" для обучающихся 1 класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka.doc62.5 КБ
    Microsoft Office document icon tematicheskiy_yunyy_patriot.doc122.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    « Средняя общеобразовательная школа с. Красный Яр»

    Энгельсского муниципального района

    Саратовской области

    Рекомендовано                                                                                                                 Утверждено

    Педагогическим советом                                                   Директор МОУ «СОШ с. Красный Яр»

    протокол №    от ________                                                                                    /М.М. Долматова/

    Образовательная программа

    «Юный патриот»

    (адаптированная)

        Уровень программы ознакомительный

    Срок реализации 1 год

    Программа ориентирована на обучающихся

    1 класса (6 - 7 лет)

    Программу составила

    учитель начальных классов

    первой категории

    Л.В. Коваленко

    2014-2015 учебный год

    с. Красный Яр

    Энгельсского муниципального района

    Саратовской области

    Пояснительная записка

    Программа  клуба  “Юный патриот” составлена для работы с первоклассниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.

    Главное назначение начальной школы – воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа призвана, средствами учебного предмета, воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

    Программа «Юный патриот» носит личностно ориентированный характер. Её цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.

    Ведущей задачей курса является воспитание патриотических чувств: любви к своему городу (селу), к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.

    На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к  жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.

    При этом средствами программы целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности. Данная программа развивает у обучающихся чувства любви к Родине через осознание основных ценностей — семья, родной город, край, страна.

    Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории России.

    Задачи программы:

    образовательные:  позволит познакомить ребят с многонациональным составом населения поселка,  с историей его возникновения и развития;

    развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

    воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; бережное отношение к природе, родному краю.

    Основные принципы, положенные в основу программы:

    принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

    принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

    научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

    систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

    Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

    Методы работы:

    словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

    наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

    практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.

    Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса “Улицы нашего поселка” необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с интересными людьми, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

    При разработке рабочей программы учитывается необходимость использования межпредметных связей с предметами  окружающий мир,  изобразительное искусство, технология.

    Особенностью организации  кружка является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятия заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается ( лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства.

    Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.  

    Программа “Юный патриот ” рассчитана на 1 год. Годовой курс программы рассчитан на 37 часа, по 1 часу в неделю.  

    Программа предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые  работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

    Ожидаемый результат

    Развитие у обучающихся чувства ответственности за будущее своей семьи, города, края, страны. Формирование нравственного качества — патриотизма, любви к родному краю, Родине. Выработка устойчивого интереса к активному образу жизни, творческое развитие учащихся. Расширение кругозора, развитие интеллектуальных способностей учащихся на основе проведения исследовательской деятельности.

    Позитивные результаты по формированию гражданских, нравственных и общекультурных качеств;

    Содержание программы

    № п/п

    Тема. Раздел.

    Количество занятий

    1

    Я – гражданин

    8

    2

    Живые страницы прошлого.

    9

    3

    Прошлое рядом.

    20

    Всего

    37

    Планируемые результаты

    Обучащийся научится:

     понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;

    • определять на карте границы и крупные города России;
    • рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
    • различать символы государства _ флаг, герб России
    • и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
    • уважительно относиться к русскому языку как языку
    • межнационального общения;
    • уважительно относиться к защитникам Родины;
    • читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
    • различать художественную и научно-популярную литературу;
    • анализировать ответы товарищей;
    • осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

    Обучащиеся получат возможность научиться:

    • понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное
    • и версии в истории;
    • приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
    • различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
    • анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
    • на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
    • уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.

    Методическое обеспечение образовательной программы

    Используемые технологии

    • Развивающего обучения
    • Проектные
    • Здоровьесберегающие

    Методы обучения

    • Словесный
    • Наглядный
    • Работа под руководством педагога
    • Проектный

    Оснащение учебного кабинета

    Рабочее место ученика, достаточная освещенность.

    Средства обучения

    Презентации по темам, видеофильмы, аудиофайлы.

    Список литературы

    В.Степанов. Учебник для малышей «Моя родина – Россия. ООО «Издательство «Фламинго», 2007.

    О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В.Кисилёва. «Я - гражданин России!» классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2006.- 160с.- (Педагогика. Психология. Управление).



    Предварительный просмотр:

    Тематический план

    п\п

    Дата

    план

    Дата

    факт

    Тема занятия

    Цель занятия

    Содержание занятия

    Форма

    проведения

    Раздел I. Я – гражданин (8ч)

    1

    02.09

    Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.

    развивать познавательный интерес к своей стране; дать понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства; формировать чувство гордости за свою Родину.

    Россия -  наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов.  

    беседа по презентации

    2

    09.09

    Родной край – частица России. Символика края.

    вызвать у детей интерес к познанию родного края; познакомить с символикой края, правами и обязанностями граждан; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.

    Саратовская область, Энгельс-Покровск. Символика края.  Достопримечательности края. Люди и их занятия.

    беседа по презентации

    3

    16.09

    Село моё родное.

    познакомить с историей основания родного села, его достопримечательностями.

    Основание села Красный Яр Село  в наши дни. Достопримечательности села.

    экскурсия

    4

    23.09

    Экскурсия в школьный Музей Хлеба

    познакомить с историей образования улиц родного села, развивать логическое мышление.

    Знакомство с улицами родного села.  Правила поведения на улице.

    экскурсия

    5

    30.09.

    Улицы нашего села.

    экскурсия

    6

    07.10

    Я - ученик. Правила и традиции нашей школы.

    познакомить с традициями школы, её символикой, правилами поведения и обязанностями школьников; воспитывать чувство причастности к коллективу школы, её традициям; развивать желание поддерживать традиции школы и приумножать их.

    Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.

    беседа по презентации

    7

    14.10

    Родной дом и семья.

     формирование понятия «я – сын (дочь)»; учить быть внимательными к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; воспитывать чувство ответственности за честь семьи.

    Родной дом и семья. Члены семьи. Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.

    проект

    8

    21.10

    Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут.

    познакомить с традиционными народными праздниками России, формировать понятия «семейный праздник» и «семейная традиция»; развивать речевые умения.

    Народные праздники России (Рождество, Масленница, Троица). Русские народные песни и игры. Государственные праздники. Праздники в моей семье.

    беседа по презентации

    Раздел II. Живые страницы прошлого (9ч)

    9

    28.10

    Как жили наши предки

    познакомить с происхождением народов нашего края; дать характеристику их личностных качеств, поведения, внешнего вида и быта, традициями на основе народных песен и игр; формировать личностные компетентности – открытость, доброжелательность.

    Кто такие жители Поволжья. Быт, нравы и культура народов.

    беседа по презентации

    10

    04.11

    Богатырская наша сила.  

    познакомить с народными сказаниями о русских богатырях и их воинской доблести; воспитывать чувство ответственности за свою Родину, чести и бескорыстия на примере исторических героев; развивать речевые умения.

    Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством художника В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».

    библиотечное занятие

    11

    11.11

    Русские героические сказки.

     развивать интерес к историческому прошлому своей страны через приобщение к устному народному творчеству; на примере героев сказок воспитывать патриотические чувства долга, чести и любви к Родине.

    Устное народное творчество. Русские героические сказки. Кого называют героем. Какими качествами обладает патриот.

    библиотечное занятие

    12

    18.11

    Русский солдат сам черт ему не брат.

    рассказать о непобедимости русского солдата, познакомить с понятием «дисциплина»; воспитывать потребность в самовоспитании.

    Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Что такое сила воли и духа. Образ русского солдата в устном народном творчестве (сказки, песни, пословицы и поговорки).

    беседа по презентации

    13

    25.11

    Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский.

    создать у детей целостный образ Дмитрия Донского и Александра Невского как великих полководцев, почитаемых народом;

    Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский и их деяния. Почитание героев народом.

    беседа по презентации

    14

    02.12

    Русские полководцы. А.В. Суворов.

    создать целостный, но противоречивый образ А.В. Суворова

    Образ полководца А.В. Суворова. Суворов и русский солдат. Наука побеждать. Суворовские училища.

    беседа по презентации

    15

    09.12

    Военные забавы юного Петра.

    познакомить с ролью царя Петра Алексеевича в основании русской армии и флота; развивать логическое мышление.

    Царь Петр I. Потешные бои. Основание русской армии и флота. Россия – морская держава. Нахимовские училища.

    беседа по презентации

    16

    16.12

    История   военной  символики  и  формы (мундира)

    Познакомить с военной символикой и формой,  историей ее образования.

    Обмундирование в России. История мундира.

    беседа по презентации

    17

    23.12

    Виды воиск в России

    Познакомить с родами войск в России.

    Виды войск и назначение.

    беседа по презентации

    Раздел III. Прошлое рядом (18ч)

    18

    06.01

    Путешествие по городам – героям.

    пополнить знания школьников об отдельных страницах истории и культуры городов – героев; людях, оставивших след в памяти народа; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей страны  и благодарности защитникам Отечества; развивать умение работать в группах.

    Город – герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Сталинградская битва.  Курская дуга.

    Город-герой Волгоград.

    видеофильм

    19

    13.01

    видкофильм

    20

    20.01

    видеофильм

    21

    27.01

    Наш край в годы Великой Отечественной войны.

     расширить знания учащихся об истории родного края в годы Великой Отечественной войны, земляках - Героях Советского Союза.

    Край в годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои.

    беседа по презентации

    22

    03.02

    23

    10.02

    История одного памятника. «Родина Мать зовет!»

    познакомить с историей основания памятника.

    История  памятника.

    беседа по презентации

    24

    17.02

    День защитника Отечества.

    познакомить с понятием «государственный праздник», историей праздника День защитника Отечества; формировать осознанную необходимость защищать Отечество, воспитывать уважительное отношение к армии, военной профессии; развивать смекалку и наблюдательность.

    Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия Родину защищать.

    проект

    25

    24.02.

    «Герои Советского Союза – наши земляки».

    беседа по презентации

    26

    03.03

    Маршал победы Г.К. Жуков

    создать целостный образ Маршала Победы Г.К.Жукова

    Образ полководца Г.К.Жукова.

    беседа по презентации

    27

    10.03

    Дети войны.

    расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формировать чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации и анализировать их, формулировать свою точку зрения.

    Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои. Дневник Тани Савичевой. Современные войны и судьбы детей. Дети Беслана.

    библиотечное занятие

    28

    17.03

    29

    24.03

    30

    31.03

    Парк Победы г. Саратов

    познакомить с экспонатами парка, памятника Журавли.

    История  памятника.

    виртуальная экскурсия

    31

    07.04

    Заочное путешествие «Звёздное небо!», посвящённое Всемирному Дню авиации и космонавтики.

    дать представление об освоении космического пространства; познакомить с первыми покорителями космоса С.П. Королёвым и Ю.А. Гагариным; воспитывать чувство гордости за достижения русских ученых и испытателей в освоении космического пространства.

    Ученые - покорители космоса К.Э. Циолковский и С.П. Королев. Первый космонавт Юрий Гагарин. Современный космос на благо людей.

    виртуальная экскурсия

    32

    14.04.

    Школьный конкурс рисунков

    «Весна 45-го года»

    конкурс рисунков

    33

    21.04

    Акция «Милосердие»

    формировать стремление быть похожими на героев войны и участников боевых действий; развитие интереса к судьбам односельчан.

    Помощь престарелым людям, труженикам тыла

    акция

    34

    28.04

    Музей Боевой Славы в нашей школе

    экскурсия

    35

    05.05

    70 лет Великой Победы.

    познакомить с историей праздника, дать представление о величии духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости, воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны; развивать эмоциональную отзывчивость учащихся.

    День Победы. История праздника. Ветераны войны. Памятники и память.

    беседа по презентации, видеофильмы

    36

    12.05

    «Твои гражданские права и обязанности»

    Закрепить права и обязанности гражданина; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.

    беседа по презентации

    37

    16.05

    Что мы узнали и чему научились за год.

    подвести итоги работы за весь курс.

    Подведение итогов работы, обзор курса. Рефлексия. Отзывы и пожелания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Растим патриотов

    Статья о нравственно-патриотическом воспитании младших школьников...

    "Реформатор и патриот. Столыпин П.А."

    Презентация к классному часу "Великие земляки. Столыпин Пётр Аркадьевич"...

    рабочая программа "Юный патриот"

    Через работу по программе «Юный патриот» реализуется духовно-нравственное направление образования школьников посредством различных форм организации, таких, как  классные часы, экскурсии в музеи, ...

    Патриот. Понятие патриотизма.

    Данный урок посвящён знакомству с главными символами страны, области (Амурской), района и школы. Можно использовать на уроках окружающего мира....

    " Мы - патриоты Кубани" воспитательно-образовательная программа для родителей учащихся начальных классов

    Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реаг...

    Роль образовательного учреждения в становлении патриота и гражданина

    Давно ведутся споры между семьёй и школой: "Кто чаще видит детей?", "Кто должен заниматься воспитанием подрастающего поколения?" Я попыталась разобраться в этом вопросе на основе гражданско - патриоти...