урок по развитию речи "В гостях у сказки"
классный час (2 класс) на тему

Кара-Сал Айлан Владимировна

За основу урока по развитию речи взята русская народная сказка "Теремок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : « В гостях у сказки»

Цель: через игру и театрализацию обучить ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению, превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова. 

Задача: создать атмосферу доброжелательного отношения друг к другу, совместной деятельности.

Ход урока.

1.Организационный момент

Громко прозвенел звонок -

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем

Ни минуты не теряем.

(На доске картинки)

Учитель -Посмотрите на доску. Узнаёте эти персонажи? (Они из сказки.)

Учитель - О чём мы сегодня будем говорить? (О сказках)

Учитель - Правильно, мы сегодня будем говорить о сказках.

Учитель - А какие сказки вы знаете? (ответы детей)

Учитель – Давайте мы сегодня остановимся на известной русской сказке

“Теремок”

Словарная работа.

 Учитель – Давным – давно, в старину  сказки не писали, а только рассказывали своим детям. Затем  дети вырастали и рассказывали эти сказки своим детям и т.д.  Сказку «Теремок» сочинил народ, и поэтому она называется народной.

     Ребята! Что такое терем? Правильно. Терем – это высокий, богатый и  красивый дом. И именно в этот красивый теремок собираются все животные. Давайте мы разыграем эту сказку. Для начала распределим роли.

(распределение ролей)

Учитель – итак, роли распределены, все готовы, мы должны разогреть язычок и губки, чтобы четко и ясно выговаривать слова. Повторяйте за мной.

Са – са – са –

Это хитрая лиса,

Су – су – су –

И живёт она в лесу.

Сы – сы – сы –

Много дел у лисы.

Со – со – со –

Она крутит колесо,

Она крутит колесо.

Автор - Стоит в лесу теремок. Бежит мимо мишка.

Мышка - Терем – теремок! Кто в домике живёт?

Автор - Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нём жить. (Прискакала лягушка)

Лягушка - Теремок! Кто в тереме живёт?

Мышка - Я мышка – норушка. А ты кто?

Лягушка - А я лягушка –квакушка. Давай вместе жить?

Автор -  Стали мышка с лягушкой вдвоем жить. Бежит мимо зайчик. Увидал теремок и спрашивает.

Зайчик - Терем – теремок! Кто в тереме живет?

Мышка - Я мышка – норушка.

Лягушка - Я лягушка – квакушка.

Зайчик - Я зайчик -  попрыгайчик.

Автор - Прыгнул зайчик в теремок, и стали они втроем жить. Идет лисичка – сестричка. Постучала в окошко.

Лиса - Теремок! Кто в тереме живёт?

Мишка – Я - мышка – норушка.

Лягушка - Я лягушка – квакушка.

Зайчик - Я зайчик – попрыгайчик. А ты кто?

Лиса - А я  - лисичка – сестричка.

Автор -  Забрали лисичку в теремок. Прибежал волчок – серый бочок.

Волк - Терем – теремок! Кто в тереме живёт?

Все - Я мышка – норушка, я лягушка – квакушка, я зайчик – попрыгайчик, я лисичка – сестричка. А ты кто?

Волк - А я - волчок серый бочок!

Автор - Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Идёт мимо медведь. Увидал теремок. Да как заревёт.

Медведь - Терем – теремок! Кто в тереме живёт?

Все - Я мышка – норушка, я лягушка – квакушка. Я зайчик – попрыгайчик. Я лисичка – сестричка, а я волчок серый бочок. А ты кто?

Медведь - А я медведь косолапый!

Автор - И полез в теремок. Лез – лез, никак не мог влезть и говорит.

Медведь - Я лучше у вас на крыше буду жить.

Все - Да ты нас раздавишь!

Медведь - Нет, не раздавлю!

Автор - Влез медведь на крышу и только уселся – трах! – развалился теремок.

Все - Звери долго не тужили,

         Терем заново сложили.

         Терем светлый как дворец.

          Вот и сказочке конец.

Учитель - Сколько персонажей – героев в сказке?( да, шесть персонажей)

Дети - Мышка – норушка, лягушка – квакушка, зайчик – попрыгайчик, лисичка – сестричка, волк – серый бочок, медведь косолапый.

Учитель- Кто пришёл третьим? Зайчик.

Учитель - Кто пришел после лисы? Волк.

Учитель - Где стоял терем? В лесу.

Учитель - А кто пришел последним? Медведь.

Учитель - А что он сделал? Развалил дом, потому-что он большой)

Учитель - А звери обиделись на него?

Учитель - А вы бы как поступили?

Учитель – правильно, звери никуда не ушли, не разбежались, а вместе решили построить новый дом, чтобы медведю было, где жить. Они думают о каждом.

Учитель – а теперь, ребята, придумаем сами свой терем. У кого же будет самый красивый теремок? (на время предлагается разукрасить теремок, а четверо учащихся рисуют теремок по клеточкам)

Учитель – Молодцы, ребята! Получилось очень здорово! В тереме живут разные животные. Лягушка маленькая, Медведь большой, неуклюжий, Заяц шустрый, ловкий, Лиса красивая, модная, Мышка добрая, приветливая. Они такие разные, но они живут в одном доме. Понимают друг друга, помогают. И это называется дружбой. А какую пословицу мы знаем о дружбе?

  1. Один за всех и все за одного.
  2. Друг познается в беде.
  3. Нет друга – ищи, нашёл – береги.

Физкультминутка.

Топай, мишка, хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперед и вниз,

Улыбайся и садись.

Учитель – Ребята! Сейчас мы с вами организуем три команды и посоревнуемся.

1 команда. Задание –

Помогите зайцу добраться до морковки. Найдите правильный путь в лабиринте. Зайчика называют косым, потому что его глаза могут смотреть в разные стороны. Это помогает ему заранее увидеть опасность. А длинные уши помогают лучше слышать. Зимой он меняет свою серую шубу на белую.

2 команда. Задание -

Помогите белочке хочется добраться до желудя. Найдите правильный путь в лабиринте. Белочка живёт в дупле. Осенью белочка делают запасы. Они собирают и прячут орехи, желуди, грибы, которые понадобятся зимой. Чтобы съесть.

3 команда. Задание -

Медведь очень хочется полакомится мёдом. Помогите выбрать нужную дорогу. Медведь любит мед малину, грибы, орехи. Зимой медведь нечего кушать. Поэтому он ложится в берлогу и спит. Но перед те как заснуть, мишка съедает много – много разной еды.

Учитель – представьте себе, что наша страна, где мы живём -  большой, огромный терем.  И в этом тереме живут разные, непохожие друг на друга люди. Вы догадались о какой стране я говорю? Правильно -  Россия. Россия наш общий дом, в котором мы родились и живём. И об этом нам расскажут наши информаторы, которые заранее приготовили сообщение.

 Информаторы -  В Российской Федерации проживают 140 миллионов людей. Свыше 160 национальностей: русский, тувинский, буряты, калмыки, башкиры, татары, осетины, черкесы, чеченцы, чуваши, мордвины и многие другие. Самым многочисленным является русский народ. Государственным языком является русский. Русский язык знает большинство граждан России независимо от их национальности.

Рефлексия         

Учитель – чему сказка «Теремок» нас учит? Правильно! Дружбе, взаимопомощи, взаимовыручке.

До свидания!



Предварительный просмотр:

Классный час “Моя дружная семья”

Цели: 1.Способствовать формированию нравственной культуры учащихся, уважительному отношению к родителям, взаимопонимания и терпимости в отношениях взрослых и детей;

2. Развить творческие способности учащихся;

3. Воспитать чувство любви и гордости за свою семью.

1.Самоопределение к деятельности.

Учитель - Сегодня мы проведем необычный классный час, тему которую вы определите сами. Вы должны ответить на мой вопрос. Назовите одним словом эти слова: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка ( Семья)

Учитель -  Правильно и Тема нашего классного часа «Моя дружная семья»

2.Актуализация знаний.

Учитель - Сегодня мы будем говорить о самых близких вам людях, о  дружной семье, о ваших родителях и о вас.

                       Плакат «Семья»

 Учитель  - Как вы понимаете слово “семья”? Что такое семья?

Любите свою семью? (ответы детей)

Учитель  - Вы сказали, что любите свою семью. Любить – это значит заботиться о другом человеке, делать что-то приятное, радовать маму, папу, сестру, брата. А вы знаете когда день рождения мамы, или папы? Если не знаете, обязательно спросите и запомните.

- Какое любимое блюдо вашей бабушки?

- Какое любимый фильм папы?

- Какая любимая песня у вашей сестры?

- Вам нравится, когда ваши родные улыбаются?

- Если ваши родные улыбаются, значит они счастливые?

3.Работа по теме урока. (СЛАЙД)

       Семья – это святое слово,

И обижать его нельзя!

              В нём наши корни, наша сила,

Наши заветные слова.

Учитель - Семья это наше все! А теперь мы познакомимся с вашими семьями.

Послушаем домашнее сочинение о семье.

- Но для начала мы прочитаем Чистоговорку.

Ма-ма-ма- добрая мама

Па-па-па- мой любимый папа.

Ша-ша-ша- мама моет малыша.

Мини-сочинение о семье. (приглашаются  несколько учеников с самосочинением)

 Учитель  - Молодцы. Как интересно. К сожалению, не всех ребят  можем послушать, но мы это сделаем в следующий раз.

«Дерево с яблоками» (Словарная работа со словом «семья»)

Учитель  - Семья – это не только мама с папой, но и ваши родственники: бабушки, дедушки, тети, дяди.Мы это можем представить в виде дерева.

Вот посадили семечко, это значит, рождается ваша семья. А ваша семья началась от бабушки и дедушки. Ветви - это ваши родители, а яблоки - это ВЫ. Посмотрите они такие же маленькие, сочные, спелые, как и вы.

Работа с картинками. (На обратной стороне доски)

 Учитель - С древних времен народы очень ценили свою семью. В вашей семье сколько детей? У вас двое, а у вас – трое, а раньше в семьях было очень много детей. По 10, а иногда и по 15. И старшие помогали по хозяйству,  работали, нянчились с младшими, помогали родителям с утра до вечера.Что еще они делали? Пасли овец, коров, убирали хлеб. Девочки готовили на всю большую семью и сервировали стол.

- А как вы помогаете родителям?

- Что вы делаете, если мама пришла с работы усталая? Как вы поступите?

- Главное, дети, это всегда убирать за собой!

- А некоторые мальчики считают, что убираться должны только девочки.

(Ободки, заколки)

Стихотворение «Если был бы девчонкой…»

- Спасибо. Все должны и дочка, и сын помогать родителям.

- А хорошие оценки и ваша хорошая учеба это радует ваших родителей? Да.

- Какую оценку ты получила сегодня, по какому предмету? (Выполнять домашнее задание, не опаздывать на уроки).

СТЕНД. Фото класса.

Учитель - Школа для нас второй дом. А можно назвать наш класс семьей? А кого вы должны слушаться в школьной семье? Как мы должны вести себя в школе? Как в любой семье мы должны заботиться друг о друге, помогать друг другу. Чтобы в нашем классе, в нашей семье было уютно, тепло мы должны соблюдать следующие правила.

СЛАЙД

*Называть друг друга по именам

*Защищать наших друзей, если их обожают

*Помогать им в беде

*Помогать им в учебе

                                                                                  Мы не будем:

                                                                      *Грубить друг другу

                                                                      *Пускать в ход кулаки

                                                                      *Говорить друзьям обидные слова

- Да, мир в семье дороже всего

А какая же наша семья? СЛАЙД

Второй «А» самый лучший!

Потому что мы – семья.

Мы вам скажем дружно-дружно:

Мы надежные друзья!

Учитель  - Мы в классе дружим, ходим друг другу в гости. Играете вместе? В какие игры играете? Вы же знаете, дети, что в гостях хорошо, а … (дома лучше) Как вы понимаете значение пословицы? В гостях мы должны соблюдать правила этикета, разрешение все время спрашивать. А дома ты сам себе хозяин. Делаешь, что тебе дома захочется.

- Еще раз повторю «В гостях хорошо, а дома лучше». Дома тебя любят, ждут. Помогают.

РИСОВАНИЕ.

 Учитель – И давайте вы сейчас нарисуете свою счастливую дружную семью. Для этого у вас на парте листы, цветные карандаши и простой карандаш.

- Сначала простым карандашом, а потом разукрасите. (3 мин.)

- Как красиво вы рисуете. У нас мало времени осталось, поэтому дорисуете дома. Это будет домашнее задание.

- И так, наш класс является семьей? Скажите, какие правила мы должны соблюдать в нашей школьной семье?

- а теперь давайте все дружно споем припев песни «Солнечный круг».

                                                     Пусть всегда будет солнце!

                                                     Пусть всегда будет небо!

                                                     Пусть всегда будет мама!

                                                     Пусть всегда буду я!

- Молодцы. О чем мы сегодня говорили?

- Что нового узнали на сегодняшнем занятии?

Рефлексия «ДЕРЕВО С ЯБЛОКАМИ»

Учитель - Теперь пусть каждый из вас напишет свои имена на яблочках и прикрепит на наше дерево семьи. (После того как все прикрепили) Посмотрите, какая у нас большая и дружная семья. Дети! Мне хочется пожелать вам всем: пусть ваши лица никогда не устают от улыбаться! Пусть ваш домашний очаг всегда светится любовью и счастьем.

СПАСИБО! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык (развитие речи): Мы иллюстрируем сказку, рассказ, стихотворение.

Иллюстрирование литературного произведения - одна из трудных работ в русском языке. Начальный этап этой работы отражен в этом уроке....

Урок развития речи по теме: "Сказка о грустном художнике" (сочинение по картине И.Левитана "Март")

Цели урока:обучить написанию связного текста (описание картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений);пополнить словарный запас учащихся, закрепить понятие об описании как типе ре...

Конспект урока по развитию речи "В гости к бабушке" для детей с ОВЗ

Конспект  урока по развитию речи для детей с ОВЗ в школе 8 вида. Изучаем виды транспорта....

Урок по развитию речи (русский язык) СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ Н.К.РЕРИХА «ЗАМОРСКИЕ ГОСТИ».

Урок по развитию речи. Русский язык 4 класс УМК "Школа России". ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА...

Конспект открытого урока по развитию речи (с использованием интерактивной доски) в 3 классе II вида, по теме: «Работа по серии картинок на основе сказки «Колобок».

К конспекту данного урока прилагается мультипликационный фильм "Колобок", в разделе видеозаписи.В данном конспекте проводится работа по серии картинок на основе сказки "Колобок"....