Русский язык (развитие речи): Мы иллюстрируем сказку, рассказ, стихотворение.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Малахова Наталья Николаевна

Иллюстрирование литературного произведения - одна из трудных работ в русском языке. Начальный этап этой работы отражен в этом уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык (развитие речи)

2 класс

Тема: Мы иллюстрируем сказку, рассказ, стихотворение.

Цели: Обучать иллюстрированию литературного произведения; формировать у детей языковой вкус, чувство языка; воспитывать через слово чувство прекрасного.

Введение в тему:

- Сегодня мы с вами станем художниками слова и будем иллюстрировать художественные произведения.

- А знаете ли вы, что означает слово иллюстрировать?

   Справка -  словарь Ожегова:

Иллюстрировать -

снабдить поясняющими рисунками;

пояснить наглядным, конкретным

- Сейчас попробуем разобраться, чем конкретным и наглядным мы можем пояснить предмет. Отгадайте загадку:  

Ростом мал и пузат,

А заговорит –

Сто крикливых ребят

Сразу заглушит. (Барабан)

- Верно, это барабан. А теперь посмотрите на рисунок ( показываю детям рисунок барабана, барабан не разукрашен). Могу ли я назвать этот рисунок «живым»? Почему? Давайте попробуем оживить наш барабан.

- Чтобы проиллюстрировать барабан цветом, какие краски возьмёте?

- Как проиллюстрировать барабан звуком?

- А теперь опишите барабан словом.

   Вывод: Предмет можно пояснить цветом, звуком, словом.

Проверка домашнего задания – принести в класс книги с иллюстрациями.

- В школе, дома нам приходится много работать с книгами, в которых много иллюстраций. А что такое иллюстрация?

   Справка – словарь Ожегова:

Иллюстрация -

рисунок, поясняющий текст;

поясняющий пример.

Иллюстратор – художник, иллюстрирующий книги.

- Расскажите о книгах, которые вы подобрали. Какими иллюстрациями они украшены?

Иллюстрирование литературных произведений:

1. Иллюстрируем стихотворение А. Блока «Зайчик»

а) знакомство с текстом – самостоятельно:

Зайчик.

Маленькому зайчику

На сырой ложбинке

Прежде глазки тешили

Белые цветочки…

Осенью расплакались

Тонкие былинки,

Лапки наступают

На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая

Наступила осень,

Всю капусту сняли,

Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть…

Думает о лете,

Прижимает уши,

На небо косится –

Неба не видать…

Только б потеплее,

Только бы посуше…

Очень неприятно

По воде ступать.

б) беседа по тексту:

- Какое чувство вызывает стихотворение?

- О чём говорится в начале стихотворения?

- Что изменилось в природе с приходом осени?

- Какой стала жизнь зайчика?

в) иллюстрирование стихотворения

2. Иллюстрируем сказку В. Сутеева «Яблоко»:

а) знакомство с текстом – читает учитель

б) беседа по тексту:

- Можно ли назвать сказку поучительной? Чему она учит?

- Кто из героев сказки вам понравился? Какой он?

в) иллюстрирование сказки

3. Иллюстрируем рассказ по произведению Н. Сладкова «Золотой дождь»:

а) знакомство с текстом самостоятельно:

Золотой дождь.

Брызнули листья с деревьев. Полетели они иволгами по ветру, запрыгали белками по сучкам, понеслись куницами по земле. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и кругом. Шуршит золотом дождь.

                                                              (По Н. Сладкову)

б) беседа по тексту:

- Что описывает автор?

- Какими словами автор передал движение листьев? Их звучание?

- Какие олицетворения использовал?

в) иллюстрирование

4. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О. А. Конспект урока русского языка (развитие речи) с использованием проектной методики: « Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Проект « Краткость речи – сестра таланта»

Идея этого урока будет близка и понятна коллегам, которые любят украшать свою речь (в данном случае, используя фразеологические обороты) и прививают любовь к красоте русского языка своим ученикам...

Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе.

Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе....

Разработка урока по русскому языку (развитие речи) "Учимся сочинять загадки"

Урок русского языка направлен на формирование умения составлять загадки. Образовательный процесс ориентирован на расширение кругозора учащихся. В ходе урока формируются умения сравнивать, обобщать, де...

Русский язык (развитие речи): Мы сочиняем, рассказываем.

В материале дана работа по повторению типов текста и подготовительная по созданию своего текста....

Урок русского языка (развитие речи): Использование имён прилагательных для образности речи.

Развитие эмоциональности у младших школьников на основе здовьесберегающих технологий.   Применение технологии развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений в урочной д...

Учебно-методический комплект по русскому языку (развитие речи) (технологическая карта урока "Письменное изложение. Рассказ "Кошка и ёж"" + учебная презентация) 3 класс.

Конспект урока русского языка Тема: «Письменное изложение»  Цель деятельности учителя:1)    формировать устные и письменные навыки подробной передачи текста-повествования...

Конспект урока по русскому языку "Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом - рассуждением" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку "Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом - рассуждением" (4 класс)...