Главные вкладки

    Учебно-методический комплект по русскому языку (развитие речи) (технологическая карта урока "Письменное изложение. Рассказ "Кошка и ёж"" + учебная презентация) 3 класс.
    учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

    Микрюкова Татьяна Андреевна

    Конспект урока русского языка

     

    Тема: «Письменное изложение»

     

     

    Цель деятельности учителя:

    1)    формировать устные и письменные навыки подробной передачи текста-повествования на тему «Кошка и еж»;

    2)    формировать умение решать поставленные задачи, умение самостоятельно мыслить;

    3)    воспитывать внимание, умение слушать. 

            

    Планируемые результаты:

      - предметные: определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и уметь использовать его при устном и письменном изложении.

     

    - личностные: владение нормами речевого этикета, соблюдение орфоэпических норм речи, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

     

      Тип урока: развитие речи.

      Оборудование: М.Л.Каленчук "Русский язык", учебник 3 класса, II часть (образовательная система "Перспективная начальная школа"), презентация,  доска.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc82.5 КБ
    Office presentation icon razvitie_rechi.ppt1.8 МБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока русского языка

    Тема: «Письменное изложение» 

    Цель деятельности учителя:

    1. формировать устные и письменные навыки подробной передачи текста-повествования на тему «Кошка и еж»;
    2. формировать умение решать поставленные задачи, умение самостоятельно мыслить;
    3. воспитывать внимание, умение слушать. 

            

    Планируемые результаты:

            - предметные: определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и уметь использовать его при устном и письменном изложении.

            

    - личностные: владение нормами речевого этикета, соблюдение орфоэпических норм речи, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

             Тип урока: развитие речи.

            Оборудование: М.Л.Каленчук "Русский язык", учебник 3 класса, II часть (образовательная система "Перспективная начальная школа"), презентация,  доска.


    Этап урока. Методы и приемы.

    Время

    Содержание урока. Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    УУД

    1.

    Организационный момент

    Словесный метод (слово учителя)

    8:00 - 8:01

    Прозвенел долгожданный звонок,

    Начинаем, ребята, урок!

    Интересные вопросы ждут сегодня смельчаков,

    Я желаю вам удачи!

    Сядьте тихо, кто готов!

    Доброе утро, ребята. Я рада вас всех видеть. Меня зовут Татьяна Андреевна,  я проведу  урок развития речи.

    Слушают учителя, настраиваются на предстоящее занятие

    Л: самоопределение

    2.

    Мотивационный этап.

    Постановка учебной задачи

    Словесно-наглядный (рассматривание презентации).

    Практический (чтение учащихся)

    8:01 – 8:03

    Посмотрите на доску, прочитайте про себя тему урока. («Письменное изложение») Кто может прочитать тему вслух? Давайте  вспомним, что мы знаем об изложении.

    1. Что такое изложение? (Изложение - последовательная запись содержания текста)
    2. С каким видом изложения вы уже знакомы? (Устное изложение)

    Как вы думаете, какую цель мы поставим себе на этот урок? Посмотрите на слайд, вы видите цель нашего урока. Давайте прочитаем ее вслух.

    Цель:

    Выполнить подробный письменный пересказ текста-повествования.

    Чтение про себя, вслух.

    Знакомятся с темой и целями урока.

    Отвечают на вопросы, опираясь на имеющийся опыт работы с изложением.

    Р: целеполагание.

    П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

    3.

    Решение частных задач

    Словесный (беседа, высказывания учеников)

    Практический (работа с книгой, чтение учащихся)

    Словесный (беседа)

    8:03 – 8:08

    Откройте учебник на странице 66. Прочитайте про себя название текста. Кто может прочитать вслух? Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте?

    Прочитайте текст про себя внимательно. Кто готов прочитать выразительно, вслух?

    Поднимите руку, кому удалось представит внешний вид кошки и ежа? Хорошо!

    С какими типами текста вы уже знакомы? (Повествование, описание) Как же называется такой текст – это описание или повествование? Как вы определили? (В тексте больше слов-названий действий, чем слов-названий признаков)

    Верно! Почему кошка, впервые увидев ежа наколола лапку? (Потому что еж спрятал голову и подставил свои иглы)

    Какую игру придумала кошка? (Перескакивать через ежа) Почему игра понравилась кошке? (Не уколола лапки).

    Принял ли еж эту игру?

    Принял ли еж эту игру? (Принял, т.к. он подбегал к ней, а она прыгала через него). Найдите подтверждение из текста.

    Почему кошка забыла, какие колючие иглы у ежа? (Потому что прыгала через него и на иглы не попадала)

    Чем закончилась история? (Кошка захотела схватить ежа, она прыгнула на него, да лапками попала на иглы. С тех пор она больше на ежа не прыгала)

    Отлично! Молодцы!

    Работают по учебнику.

    Читают про себя и вслух.

    Отвечают на вопросы.

     

    Находят подтверждение в тексте.

    П:осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

    анализ текста;

    извлечение необходимой информации из текста.

    К: выражение своих мыслей понятно и точно;

    аргументация своего мнения.

    4.

    Словарная работа.

    Словесно-наглядный (работа с учебником, чтение учащихся)

    Словесный (фронтальный опрос)

    Практический (словарная работа)

    8:08 – 8:14 мин

    Посмотрите внимательно на слова, в которых подчеркнуты орфограммы. Какие орфограммы вы можете назвать?  Кто прочитает первое слово? (Насторожилась)

    Чтобы проверить написание гласной, давайте вспомним алгоритм. Посмотрите на доску.

    Алгоритм:

    1. Прочитай слово
    2. Поставь ударение
    3. Подчеркни безударные гласные
    4. Выдели корень
    5. Подбери проверочное слово к безударной гласной (если это возможно)

    Кто может объяснить написание слова «насторожилась»? Можно ли проверить безударные гласные в корне? (Можно). Давайте подберем проверочные слова. (СтОрож, осторОжно). Верно!

    Какое слово в этом предложении еще с подчеркнутой орфограммой? (Прилегла). Можем ли мы проверить безударную гласную? Как? (ПрилЕчь). Хорошо! Посмотрите на следующее предложение. На какую согласную заканчивается слово «ёж»? (Ж) Как проверить эту согласную? (Подобрать проверочное слово. «ежик»)

    Посмотрите на следующее предложение. Кто прочитает вслух слово, в котором есть орфограмма? («толкнула»). Можем ли мы проверить написание безударной гласной? (Нет). Верно, нельзя, это словарное слово, написание которого должны запомнить.

    Какое следующее слово? («лапкой»). Как мы можем проверить эту согласную? (подобрать проверочное слово «лапы»).

    Посмотрите на следующее слово с орфограммой, прочитайте его орфографически. Кто может объяснить написание гласной? (Проверочное слово «кОлит»).

    Следующее слово "лизать". Какая здесь орфограмма? (Безударная гласная в корне слова). Как мы ее проверим? (лИжет).

    «Свою» - проверочное слово «свОй»

    «Беготню» - проверочные слова «бЕгать, бегОм».

    "Хочется" – что делает?, в вопросе нет Ь, значит и в слове его не пишем.

    "Смотрела" - "смОтрит".

    "Пробежал" – "бЕг".

    "Перескочила" – нужно запомнить это слово.

    "Через" – нужно запомнить слово.

    "Уколола" - "укОл".

    "Подбежит" – "бЕг".

    "Колючие" - "кОлет".

    "Захотелось" - "хОчет".

    "Схватить" – "хвАтка".

    "Сторону" - "сторОнка".

     Вы молодцы, отлично поработали над сложными в написании словами.

    Читают вслух.

    Пользуясь алгоритмом и изученными правилами, определяют правильные варианты написания сложных слов.

    Работают со словами устно.

    П: выполнение действий по алгоритму;

    анализ словарного материала;

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

    Р: контроль выполнения задания;

    коррекция ошибок.

    К:аргументация своего мнения и позиции;

    использование правил для обоснования своего суждения.

    5.

    Физ.минутка

    8:14 – 8:17

    Пришло время немножко отдохнуть и сделать небольшую разминку. Пожалуйста, все встаньте из-за парт. Сейчас мы с вами сделаем волшебный массаж, который поможет нам сконцентрироваться и написать изложение на пять.

    Начнем с глубокого вдоха и выдоха.

    1. Разминка пальцев рук

    2. Массаж предплечий, плеч (в парах)

    3. Повороты туловища вправо и влево

    5. Потягивания вверх

    Снова сделайте глубокий вдох и выдох. Повернитесь к соседу, улыбнитесь. Пожалуйста, тихонечко садитесь.

    Выполняют двигательные упражнения

    Р: контроль за выполнением упражнений.

    Л: самоопределение.

    6.

    Решение частных задач.

    Подготовка к написанию изложения.

    Словесный (беседа, слово учителя)

    Практический (составление плана написания изложения, деление текста на части и их озаглавливание, чтение учащихся)

    Наглядный (использование словесной опоры, рассматривание презентации)

    Словесный (монологические высказывания учеников)

    Практический (пересказ текста по плану и опоре)

    Словесный (беседа)

    Практический (написание изложения)

    Самопроверка

    8:17 – 8:25

    8:25 – 8:40

    А теперь давайте вспомним, как вы работали с устным изложением и составим алгоритм, который поможет нам сделать его письменно. С чего мы начали знакомство с текстом?

    1. Прочитали текст

    2. Отвечали на вопросы по содержанию текста

    3.Разбирали слова с орфограммами (сложные слова)

    Правильно.

    Но это не весь алгоритм. Как вы думаете, что нам поможет лучше понять последовательность предложений и написать изложение? (План текста) Совершенно верно, мы разобьем текст на отдельные части и озаглавим каждую из них. Глядя на текст, скажите, сколько в нем частей? (4)

    Давайте прочитаем первую часть. Как мы ее озаглавим? (Знакомство)

    Идем дальше, прочитаем вторую часть. Как озаглавим? (Прыжок через ежа).

    Кто прочитает следующую часть? Как ее озаглавим? (Чем закончилась игра?).

    Прочитаем последнюю часть. Сколько в ней предложений? (1). Как озаглавим? (Урок на всю жизнь)

    Посмотрите на слайд, здесь вы видите план нашего изложения. Прочитайте его внимательно и скажите, правильно ли я составила план. Ваша задача в парах расставить пункты плана в правильном порядке и объяснить свой ответ.

    План

    1. Знакомство.
    2. Прыжок через ежа.
    3. Чем закончилась игра?
    4. Урок на всю жизнь.

    Внимательно прочитайте план изложения про себя. На слайде вы видите опорные слова, написание которых мы с вами проверили. Пользуясь планом текста и опорными словами, кто может пересказать нам содержание первого пункта? Все остальные слушают внимательно и анализируют ответ по трем критериям, которые вы можете видеть на доске. Прочитайте их про себя. (Аналогичная работа проводится с остальными пунктами)

    Кто готов пересказать нам весь текст целиком с помощью плана и опорных слов? Помните, что мы  с вами анализируем ответ по плану на доске.

    Перед тем, как вы приступите к работе, давайте повторим некоторые правила написания предложений. Как мы начинаем писать предложение? (с большой буквы) Что мы ставим в конце предложения? (точку\вопросительный знак\восклицательный знак).

    Сейчас вы читаете текст еще один раз, после чего вы закрываете учебники и приступаете к самостоятельной работе. Читайте очень внимательно

    Сейчас все закрываем учебники, убираем их на край стола. Открываем тетради, от предыдущей работы отступаем две строчки вниз, посередине строки пишем слово "Изложение". На следующей строчке, посередине пишем название изложения с большой буквы. Начинаем писать с красной строки. На эту работу у вас есть 15 минут. Пожалуйста, приступайте.

    Кто закончил писать изложение, внимательно проверьте текст

    Отвечают на вопросы учителя.

    На основе изученного материала составляют алгоритм написания изложения.

    Анализируют содержание текста, делят его на части и озаглавливают их.

    Чтение про себя.

    Устный пересказ текста по плану и опоре.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Актуализируют знания.

    Анализируют пересказ по плану.

    Закрепляют знание текста.

    Готовятся к написанию изложения.

    Самостоятельное чтение про себя.

    Работают самостоятельно по написанию изложения.

    Контролируют правильность написания текста, сверяясь с опорой на доске.

    Корректируют ошибки.

    П: анализ пройденных этапов урока, синтез из них алгоритма работы;

    построение логической цепи рассуждений, доказательств;

    определение основной и второстепенной информации;

    обобщение содержания каждой части для озаглавливания;

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

    выполнение действий по алгоритму;

    структурирование знаний.

    К: выражение своего мнения с достаточной полнотой и точностью.

    Р: контроль, коррекция ошибок;

    выполнение пробного учебного действия.

    Р.: контроль, коррекция.

    П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

    П: выполнение действий по алгоритму;

    структурирование знаний.

    7.

    Рефлексия

    Словесный (слово учителя, беседа)

    Наглядный (рассматривание презентации)

    Практический (выполнение задания)

    8:40 – 8:45

    Давайте подведем итоги нашего урока. Кто желает прочитать свое изложение? Ребята, а вы слушайте внимательно и, пользуясь планом анализа, вы можете оценить изложение с точки зрения наших критерий.

    Посмотрите на слайд, на экране вы снова видите цель урока. Поднимите руку, кто считает, что нам удалось достигнуть этой цели?

    У каждого из вас на столе есть листок бумаги. Нарисуйте солнышко, если вы считаете, что справились с написанием изложения хорошо.

    Нарисуйте тучку, если вы считаете, что с изложением не справились.

    Анализируют результаты урока, сопоставляя их с целями.

    Оценивают свои достижения на уроке.

    Л: самооценка;

    адекватное понимание причин успеха\неуспеха.

    П:контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    8.

    Заключительный этап

    Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за урок. До свидания.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок развития речи

    Слайд 2

    Урок развития речи «Письменное изложение»

    Слайд 3

    Изложение – это… . Мы знакомы с … изложением. (Последовательная запись содержания текста) (Устным)

    Слайд 4

    Цель: выполнить подробный письменный пересказ текста-повествования. ?

    Слайд 6

    Алгоритм проверки гласной Прочитай слово. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни безударные гласные. Подбери проверочное слово к безударной гласной (если это возможно).

    Слайд 8

    Алгоритм работы с изложением: Прочитай текст. Ответь на вопросы по тексту. Запомни написание сложных слов. Составь план изложения.

    Слайд 9

    Чем закончилась игра? Знакомство. Урок на всю жизнь. Прыжок через ежа. 1. Знакомство. наст о р о жилась, прил е гла, ё ж , т о лкнула ла п кой, нак о лола 2. Прыжок через ежа. б е готню, хоче тся , см о трела, переск о чила, ук о лола 3. Чем закончилась игра? понравилась, подб е жит, забыла, зах о телось, схв а тить, л и зать 4. Урок на всю жизнь. больше, не прыгала План

    Слайд 10

    Цель: познакомиться с новым видом работы – письменным пересказом текста.

    Слайд 11

    Рефлексия «Я справился(-лась) с написанием изложения!» «Я не справился(-лась) с написанием изложения!»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методический комплекс к уроку русского языка (развитие речи), 3 класс. Тема: "Текст-описание, текст-повествование"

    Цель деятельности учителя: продолжить знакомить детей с признаками текстов описания и повествования; учить различать типы текстов; учить составлять собственные тексты разных типов....

    Учебно-методический комплект по истории (технологическая карта урока "Подвижники Руси и землепроходцы" + учебная презентация + карточки для сам. работы + ребусы) 4 класс

    Тема: «Подвижники Руси и землепроходцы»Тип урока: комбинированныйЦели урока:1)     получить представление о деяниях наших соотечественников в XVI – XVII вв;2)...

    Учебно-методический комплект по технологии (технологическая карта урока "Лепка птицы из пластелина" + учебная презентация) 3 класс

    Тема:  «Лепка птиц из пластилина»Цели:1.     Научить технике лепки птицы из пластилина.2.     Развивать умение учащихся анализировать технологические карты...

    Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

    Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

    Методическая разработка урока по русскому языку "Части речи". Технологическая карта. Учитель - Титова Е.В.

    Технологическая карта урока по теме "Части речи" с представленной презентацией нацелены на  эффективное усвоение материала по определению, использованию в речи частей речи....