«Формирование анти коррупционного мировоззрения в 4 Б классе»
статья (4 класс) на тему

Марина Александровна Клеопина

Работа  по формированию антикоррупционного сознания и мировоззрения ведётся в классе с  начала обучения: 1 кл.,2кл., 3 кл., 4 кл.

В плане воспитательной работы  это направление находит свое отражение в тематике классных часов, бесед, встреч, родительском всеобуче. С младшими школьниками  говорим о совести,  честности, необходимости правильного поведения в общественных местах и дома,  о  любви к Родине, ответственность за её судьбу, сердечности, милосердии, гуманизме.  Понятие «коррупция» как таковое  не употребляется. При подборе материала веду  строгий учёт возрастных особенностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon antikorruptsionnoe_mirovozzrenie.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет

«Формирование  антикоррупционного  мировоззрения в 4 Б классе»

Классный руководитель: Клеопина М.А.

Работа  по формированию антикоррупционного сознания и мировоззрения ведётся в классе с  начала обучения: 1 кл.,2кл., 3 кл., 4 кл.

В плане воспитательной работы  это направление находит свое отражение в тематике классных часов, бесед, встреч, родительском всеобуче. С младшими школьниками  говорим о совести,  честности, необходимости правильного поведения в общественных местах и дома,  о  любви к Родине, ответственность за её судьбу, сердечности, милосердии, гуманизме.  Понятие «коррупция» как таковое  не употребляется. При подборе материала веду  строгий учёт возрастных особенностей учащихся.

В течение первого года обучения учащиеся получают нравственные представления о доброте и сострадании, об ответственности за слабого, о сердечном отношении друг к другу и ко всему живому, о великодушии, настойчивости и смелости.

В течение второго года обучения получают нравственные представления о любви к родному краю, малой родине, об ответственности за родных и близких, о сердечности и совестливости.

В течение третьего года обучения учащиеся получают нравственные представления об ответственности человека за свою судьбу, о великодушии, о защите Родины, талантливости и щедрости русского человека.

В течение четвертого года обучения учащиеся получают нравственные представления о самопожертвовании, отваге, благородстве, об ответственности за тех, кто поверил тебе, о понятии вины человека.

В ходе воспитательных бесед со школьниками, внеклассных мероприятий закладывается положительное отношение к «хранителям  порядка, формируется образец моральных качеств, общечеловеческих ценностей, к которому  необходимо стремится. Главное понятие здесь «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что такое честность?», «Что такое справедливость?».В 4 Б К классе  проводила классный час «Что такое хорошо и что такое плохо?», с целью воспитать  потребности в здоровом образе жизни, через сатиру и юмор, показать  отрицательное влияние  вредных привычек на здоровье и моральный облик человека. Классный час проводился  виде устного журнала. Проводила игру «Хорошо и плохо». Задача -   оценить поступки и действия с двух позиций «Хорошо это или плохо». Хороший поступок красного цвета, плохой поступок фишка чёрного цвета

ПЛОХИЕ

ХОРОШИЕ

Обидел друга.

Защитил слабого.

Порвал книгу.

Проведал больного друга.

Поссорился с мамой.

Помог младшей сестре, другу, маме.

Ударил котенка.

Помог перейти дорогу старушке.

Разрушил птичье гнездо.

Смастерил кормушку.

Бегал по школе.

Помог решить задачу.

Нарисовал на парте.

 

Не выполнил домашнее задание.

 

Дал списать.

 

Опоздал.

 

Вывод: совершать только добрые, хорошие дела и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни нашим друзья. Будем стараться быть вежливым ни на словах, а на деле, стараться быть воспитанными. Не надо скупиться  на добрые дела, добрые слова, надо стараться не огорчать  людей  своим вниманием, а делать так чтобы людям, которые вас окружают было приятно, удобно, уютно, комфортно. Никогда не стесняться доброты, добрые слова сказать нетрудно. И в конце классного часа оценивали себя. Сделали  тест «вежлив ли я?!», который помог указать на основные в этом возрасте качества личности.

 

ТЕСТ

да / иногда / нет

1

Здороваешься ли ты с соседями по дому?

2

Благодаришь ли ты маму или бабушку за обед (завтрак, ужин)?

 

 

3

Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя?

 

 

4

Ты извиняешься перед малышом, которого случайно толкнул?

 

 

5

Папа (дедушка, мама, …) помог тебе решить трудную задачу, благодаришь ли ты его (ее)?

 

 

6

Говоришь ли спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?

 

 

7

Поздравляешь ли ты маму, бабушку, сестру … с праздником 8 марта?

 

 

8

Когда ты ложишься спать, прощаешься ли ты со своими домашними?

 

 

 Так же учащиеся  4Б класса  обучаются по Превентивной программа «Полезные привычки», целью которой  является овладение уч-ся объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков соответствующего поведения, мировоззрения. Программа помогает учащимся выбрать формы правильного поведения в обществе, выработать нравственные установки  будущего гражданина.

Внеурочная деятельность тоже является одним из инструментов формирования мировоззрения будущего поколения: в моемклассе этому способствуют такие занятия как   «Экономическая математика», «Учимся общаться».

Не мало важное значение имеют для воспитания будущего здорового общества  учебные  предметы, содержание которых прямо или косвенно влияет на осмысление младшими школьниками различных социальных явлений  (в том числе и связанных с такими понятиями, как  польза, обмен, подарок, благодарность, т. е. с теми терминами, которые в современном обществе ассоциируются с коррупцией).

Например «Литературное чтение» и «Окружающий мир». Ряд слов, значение которых может быть освоено через жизненный опыт и обсуждение, осмысление их на уроках: праздник, событие, подарок, услуга, польза, благодарность, великое слово «спасибо», бескорыстие.

Программа по литературному чтению  в начальной школе разработана в контексте формирования нравственных ценностей на основе изучения высокохудожественных произведений. Таким образом, сам предмет «Литературное чтение» имеет большое значение в решении задач воспитательного характера, в том числе и антикоррупционного воспитания в начальной школе. Литература как часть культурного наследия знакомит школьников с нравственно-эстетическими ценностями своего народа, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим образцам. Освоению читателями – младшими школьниками нравственных ценностей способствуют произведения, изучаемые на уроках литературного чтения в различных учебно-методических комплектах, а  также система вопросов и заданий (методический аппарат учебников), обращенный к жизненному опыту ребенка, к его проблемам.

Нравственные представления и качества

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Гуманизм, человечность, великодушие, сердечность, добродушие

И.А. Крылов. «Чиж и голубь», Л.Н. Толстой. «Лев и мышь» и др.

Н. Артюхова. «Большая береза»,

В. Драгунский. «Надо иметь чувство юмора»,

В. Берестов. «Бабушка Катя» и др.

Русские народные сказка «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Царевна лягушка»,

К. Паустовский. «Заячьи лапы» и др.

Д. Мамин-Сибиряк. «Приемыш», «Серая шейка»,
С. Аксаков. «Аленький цветочек»,

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»,

К. Паустовский. «Растрепанный воробей»

Долг, ответстве-
ность

И. Токмакова. «Это ничья кошка»,

В. Осеева. «Синие листья», «Печенье»,

Л.Н. Толстой. «Старый дед и внучек» и др.

М. Зощенко.

«Не надо врать»,

русские народные сказки «Гуси -лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,

Л. Толстой. «Прыжок», «Акула» и др.

Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени»,

А. Платонов. «Неизвестный цветок»,

П. Ершов. «Конек-горбунок» и др.

А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц»,

О. Генри. «Дары волхвов»,

А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке» и др.

Совесть, совестливость

Л.Толстой. «Косточка», «Старый дед и внучек», русская народная сказка «Лиса и козел» и др.

Б. Заходер. «Серая Звездочка»,

Н. Артюхова. «Большая береза»,

А. Чехов. «Мальчики» и др.

Б. Житков.

«Как я ловил человечков»,

К. Паустовский. «Теплый хлеб», Р. Киплинг. «Маугли» и др.

Ю. Нагибин. «Заброшенная дорога»,

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...» и др.

При изучении  сказок А.С. Пушкина я использую инсценировки.  В сказке «О царе Салтане» из трёх сестёр  две оказалась злыми, коварными и завистливыми. Обманом, хитростью, заставили  бросить  в океан младшую сестру с сыном, дети с интересом инсценировали сказки Пушкина. Они старались передать характер героев  и содержание сказки и сделали вывод, что справедливость всегда  восторжествует, и добро побеждает зло.

В 4-х классах приведенные ниже народные пословицы использую   и на уроках  литературного чтения, и на  классных  часах.

Хорошо  тому добро делать,  кто его помнит.

 Рука руку моет, и обе белы живут.

Милость велика, да не стоит и лыка.

Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.

Худого человека ничем не уважишь.

Лучше не дари, да после не кори.

Тонул – топор сулил, вытащили – топорища жаль.

Плохо не клади, вора в грех не вводи.

Дорого яичко ко  Христову дню.

Не в службу, а в дружбу.

.

В предмете «Окружающий мир» Федеральным государственным стандартом в разделе «Человек и общество» предусмотрено изучение ряда тем, способствующих формированию компонентов антикоррупционного сознания. Это такие темы, как:

  • Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
  • Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
  • Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
  • Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.
  • Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

В результате изучения раздела «Человек и общество» у учащихся должны быть сформированы четкие  представления о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости.

Тематика классных часов в 4 Б классе:

Основная тема года

Темы классных часов

Родительское собрание (в дискуссионной форме)

4-й класс

«Что такое справедливость?»

«Упорство и упрямство»

«Мы все разные, но у нас равные права»

«Как прожить без ссор?»

«Всегда ли родитель  прав?»

(Способы общения в семье)

 

Вывод:  вся эта работа преследует одну цель - формирование личности, которая наделена знаниями об опасности,  представляющими  собой коррупцию для благосостояния общества и безопасности государства. Личность, которая способна и желает устранить коррупцию. Особенно важно проводить такую работу в начальной школе, когда еще можно повлиять на мировоззрение будущего гражданина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...