матрица проекта "И была война..."
проект (3 класс) на тему

Ильичева Нонна Александровна

Матрица  проекта

Проект «И была война…» реализуется в начальных классах на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира и во внеурочной деятельности. Воспитательный аспект проекта направлен на формирование интереса к прошлому своей страны, чувства гордости и уважения по отношению к детям - участникам Великой Отечественной войны, чувства любви к Отечеству.


Цель проекта: Формирование интереса к историческому прошлому страны, формирование креативных компетенций у обучающихся 3-го класса через включение в долгосрочный творческий проект по теме «И была война…»

 Задачи проекта:

-собрать материал к  музыкально – литературной  композиции «И была война…»;

-оформить презентацию «И была война…» и выступить перед обучающимися других классов;

- собрать информацию о подвигах пионеров – героев Великой Отечественной войны;

- оформить альбом о пионерах – героях ВОВ;

-написать сочинения, эссе  на свободную тему о ВОВ;

- учиться работать в группах;

Тип проекта – творческий, групповой, долгосрочный (февраль, март, апрель).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Матрица  проекта

Проект «И была война…» реализуется в начальных классах на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира и во внеурочной деятельности. Воспитательный аспект проекта направлен на формирование интереса к прошлому своей страны, чувства гордости и уважения по отношению к детям - участникам Великой Отечественной войны, чувства любви к Отечеству.


Цель проекта: Формирование интереса к историческому прошлому страны, формирование креативных компетенций у обучающихся 3-го класса через включение в долгосрочный творческий проект по теме «И была война…»

 Задачи проекта:

-собрать материал к  музыкально – литературной  композиции «И была война…»;

-оформить презентацию «И была война…» и выступить перед обучающимися других классов;

- собрать информацию о подвигах пионеров – героев Великой Отечественной войны;

- оформить альбом о пионерах – героях ВОВ;

-написать сочинения, эссе  на свободную тему о ВОВ;

- учиться работать в группах;

Тип проекта – творческий, групповой, долгосрочный (февраль, март, апрель).

Целевые образовательные стандарты

• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

В данном проекте реализуется содержание стандарта, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции.

Виды речевой деятельности

Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Аудирование. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего.

Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.

Письмо. Создание собственных письменных текстов (эссе, сочинений) на указанную тему на основе отбора необходимой информации.

Планируемые результаты деятельности:

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

Личностные:

• появление устойчивого интереса к предложенной ситуации

• установка на понимание собеседника;

• уважительное отношение к собеседнику; установка на неагрессивное речевое поведение.

Метапредметные:

• умение определять границы своей компетентности (коммуникативной, языковой, культуроведческой) и ставить учебные цели;

• умение оценивать успешность коммуникации, достижение цели, анализировать причины неудач;

• умение организовать учебные и другие формы сотрудничества;

• способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач; работать с информацией, представленной в разных источниках и в разном виде

• умение обобщать информацию и делать выводы;

• умение отвечать на поставленный вопрос (удерживать тему/проблему);

• умение выстроить доказательство;

• умение представить результаты своей исследовательской и практической деятельности.

• ИКТ-компетентность – навыки использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание музыкальных и звуковых сообщений; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные:

Говорение

• готовность и умение переформулировать высказывание в зависимости от речевой ситуации;

• умение передать содержание чужого высказывания разными способами (дословное воспроизведение, пересказ).

Слушание

• умение определять цель высказывания собеседника;

• умение различать завершенное и незавершенное высказывание;

• умение слушать и задавать вопросы, проясняющие позицию собеседника;

• умение различать слова говорящего (рассказчика) и передаваемые им слова третьего лица.

Письмо

• умение кратко записывать собранную информацию;

• умение  писать сочинения, эссе;

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос

На войне маленьких не бывает?

Проблемные вопросы

КТО ОНИ, ПИОНЕРЫ - ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ?

О ЧЕМ БЫ ТЫ ЕЩЕ СПРОСИЛ У ВЗРОСЛЫХ О ВОЙНЕ?

ЧТО БЫ ТЫ РАССКАЗАЛ СВОЕМУ СЫНУ О ВОЙНЕ?

Учебные вопросы

Какие произведения о Великой Отечественной войне ты прочитал на уроках литературного чтения и самостоятельно?

Помогли ли они тебе составить представление о войне?

Отличаются ли эти представления от полученных рассказов от взрослых?

Какие песни о том времени ты слышал? Знаешь? Поешь?

Кто они - герои?

В каком жанре можно написать сочинение о войне?

Необходимые начальные знания, умения, навыки:

- знание правил составления диалога, умение формулировать и уточнять вопросы;

- умение составлять письменное высказывание;

- умение работать в приложении Word (набирать и форматировать текст, вставлять фотографии и др.); сканировать и редактировать изображения; умение работать с презентациями Power Point

Реализация проекта

Общешкольная линейка, посвященная началу декады «70-летие победы в ВОВ»

Получение индивидуального задания на класс в рамках празднования 70-летия Великой Победы.

Это и явилось толчком для начала проекта.

Мозговой штурм «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ. ЧТО МЫ СЕГОДНЯ ЗНАЕМ О ТОЙ ВОЙНЕ?»

            1.Что мы уже знаем о войне?

            2.Что еще хотели бы узнать?

3.Кто такие герои?

4.Бывают ли героями дети?

5.Знакомо ли вам словосочетание «пионеры - герои»?

Формирование групп по желанию и интересам.

Обсуждение с учащимися критериев оценивания сочинений, презентаций, страничек альбома.

Составление плана работы групп, распределение обязанностей между членами групп.

Подбор материала.

Проведение консультаций для рабочих групп.

Обобщение и оформление результатов исследований в виде презентаций, сочинений.

Оформление альбома о пионерах – героях ВОВ.

Оценка проекта по критериям оценивания.

Анализ работы групп и каждого члена группы.

Представление и защита проекта.

План проведения проекта

1.Погружение учащихся и родителей в проектную деятельность: Метод «Мозгового штурма» для выявления областей знания-незнания. Буклет для родителей «Что такое проект?» (ПРИЛАГАЕТСЯ)  Формирование групп учащихся с учетом их интересов и желания. Уточнение и конкретизация целей и задач для каждой группы. 

Контрольный лист планирования проекта:

Помощь обучающимсяв планировании проекта

Вопросы

Заметки

Постановка целей

  • Каковы ваши цели в проекте?
  • Какова главная цель?
  • Существуют ли противоречащие друг другу цели?

Разработка плана

  • Спланировали ли вы последовательность действий?
  • Включили ли вы необходимые для действий ресурсы?
  • Понятен ли ваш график выполнения?
  • Каковы ваши приоритеты?

Наблюдение процессов.

  • Если ли какие-то трудности?
  • Как мы будем их преодолевать?
  • Если первый метод не сработает, то чем мы воспользуемся?
  • Что и кого вы используете в качестве ресурсов проекта?
  • Есть ли у вас план контроля за продвижением по проекту?
  • Что будете делать, если будете не успевать?
  • Как вы поймете, что работа соответствует критериям?
  • Как вы определите, что еще должно быть сделано?

Рефлексия

  • Включили ли вы отзывы в план улучшения проекта?
  • Что вы узнали о себе самом?
  • Какие области вы хотите улучшить?

 1 группа «ПИСАТЕЛИ». Ребятам предлагается расспросить бабушек (дедушек) или родителей с целью выяснения, кто такие пионеры - герои в Великой Отечественной войне, как жилось в тылу в трудное военное время, оформить собранную информацию в виде сочинений и эссе.

Чаще общайтесь со своими близкими: родителями, людьми старшего поколения.

Разговариваете о них, вспоминайте о них!

Садитесь вечером рядом, рассматривайте фото,  слушайте воспоминания и расспрашивайте о них. Ведь в их жизни столько интересного и поучительного для вас.

Такие рассказы научат вас помнить близких; уважать их прошлое; помогут оживить образы ушедших от нас людей; или по-новому взглянуть на изменившихся за годы ваших родных людей и друзей.

Вы увидите, как станете добрее, внимательнее к людям, научитесь понимать людей, сочувствовать им, любить.

Такие беседы помогут преодолеть вашу черствость, равнодушие, разбудят вашу совесть и подготовят к вашим собственным добрым делам и поступкам.

2 группа «ПРЕЗЕНТАЦИЯ». Используя ресурсы библиотеки и Интернет, собрать материалы о начале ВОВ, об участии детей в боевых действиях в виде стихов и музыкальных композиций, оформить презентацию «И была война…». Постараться включить краеведческий материал (выход в музей на занятие о героях – юрьев-польцах)

3 группа «РЕДАКТОРЫ». При помощи родителей оформить альбом «Пионеры – герои ВОВ».

Знакомство с критериями оценивания работ групп.

Распределение ролей в группах, составление плана проекта в группах. Анализ проблемных вопросов, выдвижение гипотез, определение целей их исследования.

 2.Корректировка планов работы в группах. Анализ и отбор собранных материалов. Определение сроков выполнения работ учащихся. Проведение оценивания участников групп "Как Я помогаю своей группе".

Лист самооценки

ФИ___________________________________              

Группа________________________________

1.

Я всегда предлагаю много идей и делюсь информацией

2.

Я внимательно отношусь к чувствам и мыслям других

3.

Я могу слушать других

4.

Я иногда делюсь своими идеями

5.

Я иногда слушаю других

6.

Я не люблю делиться своими идеями

7.

Я не слушаю других

 Знакомство с нетикетом, с правилами безопасной работы в сети Интернет, соблюдения авторских прав при работе в сети. Знакомство с правилами поиска и работы с различными источниками информации.

3 .Индивидуальная работа с учащимися, обсуждение полученной информации, оформление сочинений по группам.

4 .Совместная работа групп.

Взаимодействие субъектов проектной деятельности (ПРИЛАГАЕТСЯ)

 Самооценивание совместной работы в группах. Рекомендации. Защита творческих работ. Подведение итогов работы над проектом и рефлексия участников проекта.

Пример продукта проектной деятельности учащихся  (сочинения, эссе, презентация, альбом) (ПРИЛАГАЕТСЯ)

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности:

(ПРИЛАГАЮТСЯ ФОТО)

Паутинка проекта

Экскурсия в музей. Беседа о героях – юрьев-польчанах.

Экскурсия в центральную библиотеку. Беседа «Никто не забыт!»

Общешкольный смотр строя и песни, посвященный Великой победе.(1-е место!)

Встреча с работником школьной библиотеки. Беседа о юных героях – антифашистах.

Районный конкурс «Война глазами детей ХХI века». Номинация «фотоконкурс»(1-е место)

Районный конкурс «Звезды истоков» (Ларин Владислав-3-е место)

Конкурс рисунков «Нет войне!»

Полезные ресурсы

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. М.: Просвещение, 2011.

 2. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе. М.: Просвещение,2011.

 3. Голованова Е.А. Проектная деятельность как важное направление в современной школе.//Завуч начальной школы. 2007. № 6

4.Горячев А.Работа над темой.- М.:1999.

5.Кирстен А. Хансен. Образование и культура демократии: педагогическая методика для младшего возраста.-М.:1999.

6.Куракина Н.Л. Психологические аспекты проектной деятельности.- Волгоград, 2008.

7.Козина Е.В. Организация тематического обучения и проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.// Управление начальной школой. 2012,№ 1

 8.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя.- М.:Просвещение,2011.

9.Проектный метод в деятельности  образовательных учреждений: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/авт.сост.:Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова.- 3-е изд., испр.и доп. – М.: АРКТИ, 2005.-96с. (развитие и воспитание)

10.Савенков А. Как провести самостоятельное исследование?//Педагогика.2001,№ 8.

11. Савенков А. Я – исследователь. Самара: Издательский дом «Федоров», 2014.

                                                                                                                                                                                                                   12.Эктова.О.Ю., Родионова Ю.А. Проектная деятельность в начальной школе.- Волгоград, 2009.

Использованы рекомендации ФГОС.

Отзывы

При реализации этого творческого долгосрочного проекта все ребята проявили оригинальность в  решении поставленных задач, показали сплоченность внутри групп и между группами. А сколько фантазии и импровизации было выдано при защите своих результатов деятельности. Молодцы!

Отдельное спасибо хочется сказать родителям обучающихся. Привлечение родителей в проект было необходимостью. Во-первых,  для установления успешных взаимоотношений между детьми и взрослыми, во-вторых, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой. Когда родители становятся активными помощниками, дети получают положительную мотивацию деятельности.



Предварительный просмотр:

Альбом «Пионеры – герои ВОВ». Результат проекта «И была война…».

Продукт 3-ей группы «Редакторы». Защита проекта проходила на классном часе 22.04.15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтобы не было войны

внеклассное занятие ко дню победы в коррекционной школе VIII вида...

А может, не было войны...

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного годовщине Великой Отечественной войны 1941-1945 годов....

Памятка для родителей "Чтобы не было "войны".

         Чтобы обучать и воспитывать ребенка, мало представлять себе, чему вы хотите его научить. Необходимо вникнуть в душевный мир ребенка, понять его способ мы...

Устный Журнал "Давным-давно была война"

Давным-давно была война...(устный журнал)Цели и задачи: 1) Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны, познакомить их с  воспоминаниями детей-очевидцев страшных  событи...

Эссе на тему "Была война, была победа."

В эссе рассказывается о  тяжёлых военных годах. Размышления о том, чего стоила победа нашим людям....

Классный час : «Была война.… Была Победа!!!!

Тема Великой Отечественной войны всегда волнует русских людей, но особенно актуальна она в этом, 2020 году, когда наша страна отмечает 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. От мала до велика ...