Устный Журнал "Давным-давно была война"
методическая разработка по русскому языку на тему

Чос Любовь Николаевна

Давным-давно была война...
(устный журнал)

Цели и задачи: 1) Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны, познакомить их с  воспоминаниями детей-очевидцев страшных  событий.

2.) Продолжить    формирование навыка выразительного чтения стихотворений, устного монологического высказывания; продолжить развитие творческих способностей учащихся. 3) Воспитывать патриотические чувства (гордость за достижения родной страны, интерес к ее историческому прошлому ), прививать любовь к Родине. Воспитывать гуманистические качества личности, уважение к другим народам и странам (качества толерантной личности) .Развивать чувство  сопереживания,  сострадания, преклонения  перед  людьми, совершившими подвиг.

Оборудование: интерактивная доска, видеоролики, презентация, аудиозаписи  песен, выставка картин и плакатов на тему Великой Отечественной войны, выставка книг о Великой Отечественной  войне, творческие  работы  учащихся  на  тему: «Что  я  знаю  о  той  далекой  войне».

 Форма проведения: устный журнал.

Методы: демонстрационный, наглядный, словесный, объяснительно – иллюстративный, развивающий, творческий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vov.docx43.57 КБ
Файл vov.docx43.57 КБ

Предварительный просмотр:

РСРЦ  г. Евпатория

Разработка интегрированного классного часа

« Давным-давно  была  война…»

Подготовили

учитель русского языка и литературы

Чос  Любовь  Николаевна,

учитель  истории

 Мымрикова  Екатерина  Владимировна  

1.

ДАВНЫМ-ДАВНО БЫЛА ВОЙНА
(устный журнал)

Цели и задачи: 1) Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны, познакомить их с  воспоминаниями детей-очевидцев страшных  событий.

2.) Продолжить    формирование навыка выразительного чтения стихотворений, устного монологического высказывания; продолжить развитие творческих способностей учащихся. 3) Воспитывать патриотические чувства (гордость за достижения родной страны, интерес к ее историческому прошлому ), прививать любовь к Родине. Воспитывать гуманистические качества личности, уважение к другим народам и странам (качества толерантной личности) .Развивать чувство  сопереживания,  сострадания, преклонения  перед  людьми, совершившими подвиг. 

Оборудование: интерактивная доска, видеоролики, презентация, аудиозаписи  песен, выставка картин и плакатов на тему Великой Отечественной войны, выставка книг о Великой Отечественной  войне, творческие  работы  учащихся  на  тему: «Что  я  знаю  о  той  далекой  войне».

 Форма проведения: устный журнал.

Методы: демонстрационный, наглядный, словесный, объяснительно – иллюстративный, развивающий, творческий.

Ход устного журнала.

Ученица.        Давным-давно прошла война,

        Но боль взывает к людям…

        Давайте, люди, никогда

        Об этом не забудем!

Страница первая  «Пролог».

 .

Учитель литературы:

Стартует новый двадцать первый век, 
Перевернув ушедшие страницы,
Но память прошлых лет,
Военных горьких лет,

Нам не даёт по-прежнему забыться.
Воронеж помнит, Курск и Сталинград,
И Крым  наш  помнит грохот стали.               2.

Как жизни не щадя, Отчизну заслоняя,
Мальчишки молодыми умирали.

Пусть вечно будет солнце и весна,
И в мирных ритмах пусть Земля кружится,
Но помни, человек, ты помни, человек,
Что не должно такое повториться!

Интернет

Учитель истории:

Мы перешагнули рубеж третьего тысячелетия, но вновь и вновь обращаемся к событиям века двадцатого, оставившим след в судьбе народа. В жизни человечества есть даты, которые будут помнить всегда. Великая Отечественная война – одна из таких дат. К ней часто будут обращать взор летописцы, философы и писатели. История пережитой народом трагедии и достигнутой Победы живёт сегодня с нами. Она – источник боли и горечи, гордости и славы. Долгих 1418 дней и ночей полыхали бои. 1418 дней и ночей вёл советский народ освободительную войну. Долог и труден был путь к Победе: от Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина – 2600 километров. Это если считать по прямой. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом - четверо суток, самолётом - четыре часа, а перебежками, по-пластунски – четыре долгих года. И каждый день из этих лет был шагом к весне 45-го

 Группа  чтецов: 1чтец:

Июнь…  Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

2 чтец:

Июнь.  Тогда ещё не знали мы,

Так весело  по  улице шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится он лишь в 45- м в мае.

3 чтец:

Казалось, было  холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

4 чтец:                                                                                  

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной,

Всего, каких – то 5 минут осталось.  

 5 чтец:

22 июня 1941 года на нашу страну вероломно , без  объявления  войны напала  нацистская Германия. Войска  немецко-фашистских  захватчиков  вторглись  в  нашу  страну.

И сразу солнце, будто б меньше стало.

И затерялись сразу  все  слова,

Был лишь  суровый  голос  Левитана: «Внимание, товарищи, ВОЙНА!» 

.( Аудиозапись:    сообщение Информбюро  о  начале  Великой  Отечественной  войны)

Звучит песня «Священная война», тихо, 1 куплет и припев:

Вставай страна огромная,

Вставай на смертный бой,

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Припев

Пусть ярость благородная

Вскипает как волна.

Идет война народная,

Священная война.

(Музыка прекращается.)

Учитель истории:

Быстро летит время. Стареют ветераны Великой Отечественной войны. И чем дальше уходят в историю события того грозного времени, тем отчетливее предстают они в нашей памяти, тем яснее становится их историческое значение. Мы должны  помнить  о  трагическом  опыте  Великой Отечественной войны -  опыте  страданий, лишений, горьких  утрат,  ненависти  к  врагам  и  любви  к  родной  земле.  Наш  устный  журнал  расскажет  вам о тех, чье  детство пришлось  на  военное  лихолетье.

Страница  вторая  «Детство, опаленное  войной».

Учитель  литературы:

  Во время войны детям было сложнее, чем взрослым. Разве  можно  понять  и принять  сразу, горькую  правду:  отца  нет, он  ушел  на  фронт, мама украдкой часто  плачет. А еще детям  постоянно хочется  есть, но  на  еду  введена  строгая  норма, по звуку сирены надо бежать в бомбоубежище…  Дети  войны  быстро  взрослели  и  понимали:  пришла  беда. Большая беда    4.

Чтец 1:

Ах, война, что же ты сделала, подлая?

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

Чтец 2:

Тогда нам было десять лет.
Мы помним ночь войны.
Ни огонька в окошках нет –
Они затемнены.

Чтец 3:

Кто прожил только десять лет,
Запомнит навсегда,
Как, потушив дрожащий свет,
Ходили поезда.

Чтец 4:

Во тьме на фронт везли войска,
Детей – в далекий тыл,
И поезд ночью без гудка
От станций отходил.

Чтец 5:

Тот не забудет никогда,
Хоть был он очень мал,
Как дорога была вода,
И не всегда была еда,
И как отец его тогда
За счастье воевал!

Учитель  литературы:

  Есть поговорка: «на войне детей не бывает». Те ребята, что попали в войну, должны были расстаться с детством. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что он помнит? Что может рассказать? Можно спросить: « Что героического в том, чтобы в пять, десять или шестнадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети?» Многое!!!      5.

 Что помнят они? Что могут рассказать? Должны рассказать! Потому что и сейчас где-то рвутся бомбы, летят пули, рассыпаются дома и горят детские кроватки. Потому что сегодня кому-то хочется большой войны, в огне которой дети испарялись бы, как капли воды.

Что помнят о матери? Об отце? (Звучат   отрывки  книги  воспоминаний)

1 ученица:

“…осталась на угольках одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…” (Аня – 5 лет)

2 ученица:

Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал:

“Сына уведите… Сына уведите, чтобы не смотрел…” (Саша – 7 лет)

3 ученик:

“… боялся, что война без меня кончится. А она была такая длинная: началась – я вступил в пионеры, кончилась – уже комсомолец” (Костя – 14 лет).

4 ученик:

“Мам, прошу, пусти на войну”. – “Не пущу”. – “Тогда я сам пойду!”

“Направили меня в Тамбовское суворовское училище. А до войны я успел окончить только три класса и диктант в училище написал на единицу. Испугался и удрал на фронт…” (сын полка Валя – 10 лет).

5 ученик:

“… я забыл за четыре года, что это такое – белый батон” (Саша – 10 лет).

6 ученик:

“Мы уже неделю ехали голодные. Мать отдала нам с братом последние два сухаря, а сама только смотрела на нас. И  солдат  из  теплушки  ,который на фронт  ехал ,бросил  нам  из  уходящего  поезда  буханку хлеба,   мамин  взгляд  увидел…”(Феликс- 6 лет)  

7 ученица:

Сын полка Толя Морозов мог бы рассказать, как его, голодного и замерзшего, подобрали в лесу танкисты, и девушка санинструктор скоблила мальчишку сапожной щеткой и долго вспоминала, что ей “не хватило на него толстого куска мыла. Он был чернее угля.”.

 Все  они  - дети  войны.( Видеоролик  «Детство, опаленное  войной»- Интернет)

Страница третья «По  следам  памяти…»

Учитель  истории:                   6.

 В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды. Привычной пищей была картошка, ее варили и запекали в углях. Очищенную ели только весной, потому что кусочек картофеля с глазком надо было посадить .

1 ученица:

Из воспоминаний медсестры блокадного Ленинграда.

- Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех - взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики... Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.

Чтец  6:  

Мне 11 стукнуло лет.

Я гадаю над пайкой хлеба –

До конца съесть ее или нет?

Дом соседний - кирпичная груда.

Скоро ночь. Бомбы вновь запоют.

Не оставить? Что есть завтра буду?

Не доесть? Вдруг сегодня убьют?

. Романов. 1965г.

2 ученик: “Она пришла в белом халате, как мама…”

Саша Суетин – 3 года.

Помню отдельными картинками… Маму в белом халате .Мама работала в госпитале. Я помню только белый мамин халат… Даже лица не помню, только белый халат… И еще – белую шапочку, она всегда стояла на маленьком столике, именно стояла, а не лежала, такая накрахмаленная.

Вторая картинка.

Мама не пришла…. Стучат чужие люди, одевают и куда-то ведут нас. Я плачу:

– Мама! Где моя мама?…

– Не плачь, мама придет, – утешает меня братишка, он старше меня на три года.                                7.

Мы оказываемся в каком-то длинном то ли доме, то ли сарае. Все время хочется   есть.  И все  время  я  жду  маму.

Третья картинка.

Какой-то мужчина запихивает нас с братом в угол нар, накрывает одеялом, забрасывает тряпками. Начинаю плакать, он гладит меня по голове. Брат мне потом рассказывал, что мы оказались в концлагере, там брали у детей кровь. Взрослые нас прятали.

Но однажды мне надоедает долго сидеть под одеялом. Начинаю плакать. Кто-то сбрасывает с меня и брата тряпки, стягивает одеяло. Открываю глаза, возле нас стоит женщина в белом халате:

– Мама! – тянусь я к ней.

Она гладит меня сначала по голове, потом по руке. Затем берет что-то из металлической коробочки. Но я не обращаю на это никакого внимания, я вижу только белый халат и белую шапочку.

Вдруг! – острая боль в руке. У меня под кожей иголка. Не успеваю накричаться, как теряю сознание. Прихожу в себя – надо мной сидит тот самый мужчина, который нас прятал. Рядом лежит брат.

– Не пугайся, – говорит мужчина. – Он не мертвый, он спит. У вас взяли кровь.

– Это была не мама?

– Нет…

– Она пришла в белом халате, как мама… – И я закрываю глаза.

И дальше ничего не помню: кто и как нас спас в лагере ,не помню…

3 ученик : Юра Карпович (8 лет)

«Я видел…»

…Я видел, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зеленой травы, расстреливали. Это было весной…                                                                    

 Я  видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз… Я видел, как запрягали в брички людей с желтыми кругами на шее вместо хомутов и катались на них. Как их расстреливали с этими же желтыми кругами на шее и кричали: “Юде!…”

Я видел, как у матерей штыками выбивали из рук детей и бросали в огонь…

Я видел, как плакала кошка. Она сидела на головешках сожженного дома, и только хвост у нее остался белый, а вся она была черная. Она хотела умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустела, как сухой лист.

Вот почему мы не всегда понимаем наших детей, а они не понимают нас. Мы – другие люди. Забуду – живу как все. А иногда проснешься ночью, вспомнишь – и кричать хочется…

Учитель  литературы:

– Их судьбы похожи. Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети. Их рассказы тоже длиной в целую войну. Время изменило их самих, оно усовершенствовало, вернее сказать, усложнило их отношение к своему прошлому. Изменилась как бы форма передачи их памяти, но не то, что с ними было. Рассказанное ими – подлинный   8.  документ, хотя говорят о пережитом  во  время  войны уже взрослые люди. Обычно, рассказывая о своем детстве, мы его украшаем, идеализируем. Они и от этого застрахованы. Нельзя же украшать ужас и страх…

Страница   четвертая «Дети-герои»



Учитель  истории: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Но  пробил  час, они стали  защищать Родину   вместе с отцами и  братьями. Тяжёлые испытания принесла война детям. Героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них отдали свою жизнь за Победу.

Враги боялись пионеров. Гитлеровский генерал Фон Клюге предупреждал. Гитлеровский генерал Фон Клюге предупреждал своих подчиненных, что особенно нужно остерегаться повсюду снующих мальчишек, советских пионеров. Подрастали орлята, становились орлами! За беспредельный героизм при защите Родины четыре пионера удостоены звания Героя Советского Союза: Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова.

 Ордена Красного Знамени – Володя Дубинин, Юлий Кантемиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук;
Ордена Отечественной войны 1-й степени – Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалев;


Ордена Красной Звезды – Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Леня Анкинович

Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15000 – медалью «За оборону Москвы».

^ 1-й ученик:

   Альберт Купша и Маркс Кротов. Друзья поклялись бороться с захватчиками. Они установили связь с партизанами. Однажды они помогли нашим самолетам разбомбить фашистский аэродром. Скрытно подобрались мальчишки к аэродрому. Вдвоем полезли на сосну. У них было ведро с керосиновой лампой. Мальчики лезли вверх и передавали друг другу ведро. Снизу огня не было видно, а для наших летчиков это был отличный маяк. Фашисты заподозрили друзей в связи с партизанами и схватили их, а позже расстреляли.

^ 2-й ученик:

    Витя Хоменко. В школе по немецкому у Вити была пятерка. Подпольщики поручили ему устроиться в офицерскую столовую для немцев: мальчик подавал обеды и слушал разговоры. Скоро немцы сделали Витю посыльным при штабе. Но они и подумать не могли, что их самые секретные пакеты первыми читали подпольщики,

^ 3-й ученик:

   Володя Щербацевич. В занятом немцами городе Минске вместе с мамой у себя на квартире Володя устроил госпиталь. Выхаживали раненых бойцов, доставляли лекарства. Фашисты   9. 99.9.держали в тюрьме раненых красноармейцев. Володя с другими подпольщиками устроили им побег и помогли пробраться к партизанам.

Чтец 1:

 Ветры в походные трубы трубили,

Дождь отбивал барабанную дробь...

Ребята-герои в разведку ходили

Сквозь чащу лесов и болотную топь.

^ 4-й ученик:

Витя Коробков. Витю война застала в пионерском лагере. Родной  его город  занял враг, но в городе действовало подполье, и Витя стал его участником. Раз Витя подобрал на улице немецкий пропуск, принес отцу в типографию. По этому образцу были напечатаны пропуска для разведчиков. Витя гонял по улице обруч: вроде бы играл, а сам замечал танки в укрытиях, пулеметы, где и сколько разместилось немецких солдат. И все, что узнавал, передавал партизанам.

^ 5-й ученик:            

      Шура Кобер. Город Николаев — крупный южный порт, железнодорожный узел. Эшелон за эшелоном отправляли фашисты в сторону фронта. Что в них? Какое оружие? Сколько? Наблюдение за железной дорогой поручили Шуре. Мальчишка возился у переезда с велосипедной цепью, а сам считал танки под брезентом, машины, пушки, и по его донесениям летели под откос эшелоны с боевой техникой.

^ 6-й ученик
:                                        

    Зина Портнова. Война застала ленинградскую девочку в деревне, куда она приехала на каникулы. Там была создана подпольная группа «Юные мстители», и Зина стала ее участником. Она вела разведку, распространяла листовки. В декабре 1943 года фашисты схватили ее, пытали и допрашивали. Во время одного из допросов Зина схватила со стола пистолет и выстрелила в гестаповца, пыталась бежать, но фашисты настигли ее...

7 ученик:
.
Володя Казначеев.  Весной 1941 года закончил он 5-й класс, а осенью вместе с сестрой пришёл к партизанам. Мать их фашисты расстреляли за то, что она пекла хлеб партизанам. Володя был связным партизан с подпольщиками, расклеивал листовки. Пустил под откос более 10 вражеских эшелонов. За его голову фашисты назначили награду, даже не подозревая, что это ребёнок. 

Учитель  истории:

    Сегодня мы учимся у этих ребят любви к Родине, смелости, мужеству и стойкости. Каждому из нас надо задуматься: «Как мне надо жить, чтобы быть достойным памяти детей – героев  Великой  Отечественной  войны».  (Аудиозапись  песни  «Пионеры-герои»)

Чтец 2:                                      
10.
 Прислушайся, как гулко бьется сердце, 

когда идешь  солдатскою тропой,

в зеленых гимнастерках юнармейцы

выходят на заре в учебный бой!

Чтец 3:
Пускай сердца, волнуясь, замирают,

когда в дорогу горны позовут.

Все: Герои никогда не умирают, герои в нашей памяти живут.

Учитель: Встаньте, ребята! Почтим минутой молчания память каждого погибшего пионера.

Все встают. 
Учитель истории:
   
Пройдёт много лет, сменятся поколения…  Но если есть в нашей жизни что-то настоящее, так это то,  что мы  победили в самой жестокой из войн,  в  Великой  Отечественной  войне.  Победили ради всего мира, ради себя, ради страны. Победили , отомстив за погибших  в окружении под   Киевом  и  Вязьмой, за  угасших   от  голода  в  Ленинграде, за  сброшенных в Бабий Яр, за сожжённых в Хатыни,  за убитое войной  поколение   20-х годов рождения.

Учитель литературы: 
     Страдания   миллионов, память о  погибших,  великое  счастье  спасения  мира  от жесточайшей из тираний –  всё  это делает  День  Победы святыней.  И пока  мы живы, мы   будем  ощущать  себя  частью  великой  страны. Мы должны помнить, что на нашей земле  ценой  многих  жизней была  остановлена  машина  вермахта.  Мы  должны  помнить о тех, кто  выстоял  и победил. Иначе  в нашей жизни нет смысла.

(Звучит песня  «Давным-давно  была  война»)

Давным-давно была война,

Давным-давно прошла она.

Для тех, кто жив, она была когда-то.  

Но помним мы, как в пламя шли

И как страну для нас спасли

Солдаты, солдаты, солдаты.             11.

Припев :

Годы, сколько б ни шли,

Вечно помнить родной стране

Всё, что сделали вы

В этой войне,

В трудной войне,

В страшной войне.

Давным-давно была война,

И там, где всё сожгла она,

Хлеба желтеют и синеют реки.

Но тот, кто эту землю спас,

Остался жить в сердцах у нас

Навеки, навеки, навеки.

Припев.

Давным-давно была война,

Но память нам на то дана,

Чтоб помнить, как весь мир пылал когда-то.

И те, кому по двадцать лет,

Пусть знают, что глядят им вслед

Солдаты, солдаты, солдаты.

Литература:

 Л.И.Виноградова  «Сценарии школьных праздников» - Москва, «Просвещение», 1990г.

Музыкальный ряд: Фонограммы песен «Священная война» А. В. Александрова, на стихи В.И. Лебедева – Кумача, «Давным-давно была война» А. Зацепина  на  слова  Л. Дербенева, «Пионеры-герои» А.Пахмутовой  на  слова  Н.Добронравова

 Аудиозапись:    сообщение Информбюро  о  начале  Великой  Отечественной  войны.

Интернетресурсы.

1.http://bdsa.ru/

2.http://rshev.ucoz.ru/publ/1

3.http://ru.wikipedia.org/

                                                  12.



Предварительный просмотр:

РСРЦ  г. Евпатория

Разработка интегрированного классного часа

« Давным-давно  была  война…»

Подготовили

учитель русского языка и литературы

Чос  Любовь  Николаевна,

учитель  истории

 Мымрикова  Екатерина  Владимировна  

1.

ДАВНЫМ-ДАВНО БЫЛА ВОЙНА
(устный журнал)

Цели и задачи: 1) Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны, познакомить их с  воспоминаниями детей-очевидцев страшных  событий.

2.) Продолжить    формирование навыка выразительного чтения стихотворений, устного монологического высказывания; продолжить развитие творческих способностей учащихся. 3) Воспитывать патриотические чувства (гордость за достижения родной страны, интерес к ее историческому прошлому ), прививать любовь к Родине. Воспитывать гуманистические качества личности, уважение к другим народам и странам (качества толерантной личности) .Развивать чувство  сопереживания,  сострадания, преклонения  перед  людьми, совершившими подвиг. 

Оборудование: интерактивная доска, видеоролики, презентация, аудиозаписи  песен, выставка картин и плакатов на тему Великой Отечественной войны, выставка книг о Великой Отечественной  войне, творческие  работы  учащихся  на  тему: «Что  я  знаю  о  той  далекой  войне».

 Форма проведения: устный журнал.

Методы: демонстрационный, наглядный, словесный, объяснительно – иллюстративный, развивающий, творческий.

Ход устного журнала.

Ученица.        Давным-давно прошла война,

        Но боль взывает к людям…

        Давайте, люди, никогда

        Об этом не забудем!

Страница первая  «Пролог».

 .

Учитель литературы:

Стартует новый двадцать первый век, 
Перевернув ушедшие страницы,
Но память прошлых лет,
Военных горьких лет,

Нам не даёт по-прежнему забыться.
Воронеж помнит, Курск и Сталинград,
И Крым  наш  помнит грохот стали.               2.

Как жизни не щадя, Отчизну заслоняя,
Мальчишки молодыми умирали.

Пусть вечно будет солнце и весна,
И в мирных ритмах пусть Земля кружится,
Но помни, человек, ты помни, человек,
Что не должно такое повториться!

Интернет

Учитель истории:

Мы перешагнули рубеж третьего тысячелетия, но вновь и вновь обращаемся к событиям века двадцатого, оставившим след в судьбе народа. В жизни человечества есть даты, которые будут помнить всегда. Великая Отечественная война – одна из таких дат. К ней часто будут обращать взор летописцы, философы и писатели. История пережитой народом трагедии и достигнутой Победы живёт сегодня с нами. Она – источник боли и горечи, гордости и славы. Долгих 1418 дней и ночей полыхали бои. 1418 дней и ночей вёл советский народ освободительную войну. Долог и труден был путь к Победе: от Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина – 2600 километров. Это если считать по прямой. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом - четверо суток, самолётом - четыре часа, а перебежками, по-пластунски – четыре долгих года. И каждый день из этих лет был шагом к весне 45-го

 Группа  чтецов: 1чтец:

Июнь…  Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

2 чтец:

Июнь.  Тогда ещё не знали мы,

Так весело  по  улице шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится он лишь в 45- м в мае.

3 чтец:

Казалось, было  холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

4 чтец:                                                                                  

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной,

Всего, каких – то 5 минут осталось.  

 5 чтец:

22 июня 1941 года на нашу страну вероломно , без  объявления  войны напала  нацистская Германия. Войска  немецко-фашистских  захватчиков  вторглись  в  нашу  страну.

И сразу солнце, будто б меньше стало.

И затерялись сразу  все  слова,

Был лишь  суровый  голос  Левитана: «Внимание, товарищи, ВОЙНА!» 

.( Аудиозапись:    сообщение Информбюро  о  начале  Великой  Отечественной  войны)

Звучит песня «Священная война», тихо, 1 куплет и припев:

Вставай страна огромная,

Вставай на смертный бой,

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Припев

Пусть ярость благородная

Вскипает как волна.

Идет война народная,

Священная война.

(Музыка прекращается.)

Учитель истории:

Быстро летит время. Стареют ветераны Великой Отечественной войны. И чем дальше уходят в историю события того грозного времени, тем отчетливее предстают они в нашей памяти, тем яснее становится их историческое значение. Мы должны  помнить  о  трагическом  опыте  Великой Отечественной войны -  опыте  страданий, лишений, горьких  утрат,  ненависти  к  врагам  и  любви  к  родной  земле.  Наш  устный  журнал  расскажет  вам о тех, чье  детство пришлось  на  военное  лихолетье.

Страница  вторая  «Детство, опаленное  войной».

Учитель  литературы:

  Во время войны детям было сложнее, чем взрослым. Разве  можно  понять  и принять  сразу, горькую  правду:  отца  нет, он  ушел  на  фронт, мама украдкой часто  плачет. А еще детям  постоянно хочется  есть, но  на  еду  введена  строгая  норма, по звуку сирены надо бежать в бомбоубежище…  Дети  войны  быстро  взрослели  и  понимали:  пришла  беда. Большая беда    4.

Чтец 1:

Ах, война, что же ты сделала, подлая?

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

Чтец 2:

Тогда нам было десять лет.
Мы помним ночь войны.
Ни огонька в окошках нет –
Они затемнены.

Чтец 3:

Кто прожил только десять лет,
Запомнит навсегда,
Как, потушив дрожащий свет,
Ходили поезда.

Чтец 4:

Во тьме на фронт везли войска,
Детей – в далекий тыл,
И поезд ночью без гудка
От станций отходил.

Чтец 5:

Тот не забудет никогда,
Хоть был он очень мал,
Как дорога была вода,
И не всегда была еда,
И как отец его тогда
За счастье воевал!

Учитель  литературы:

  Есть поговорка: «на войне детей не бывает». Те ребята, что попали в войну, должны были расстаться с детством. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что он помнит? Что может рассказать? Можно спросить: « Что героического в том, чтобы в пять, десять или шестнадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети?» Многое!!!      5.

 Что помнят они? Что могут рассказать? Должны рассказать! Потому что и сейчас где-то рвутся бомбы, летят пули, рассыпаются дома и горят детские кроватки. Потому что сегодня кому-то хочется большой войны, в огне которой дети испарялись бы, как капли воды.

Что помнят о матери? Об отце? (Звучат   отрывки  книги  воспоминаний)

1 ученица:

“…осталась на угольках одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…” (Аня – 5 лет)

2 ученица:

Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал:

“Сына уведите… Сына уведите, чтобы не смотрел…” (Саша – 7 лет)

3 ученик:

“… боялся, что война без меня кончится. А она была такая длинная: началась – я вступил в пионеры, кончилась – уже комсомолец” (Костя – 14 лет).

4 ученик:

“Мам, прошу, пусти на войну”. – “Не пущу”. – “Тогда я сам пойду!”

“Направили меня в Тамбовское суворовское училище. А до войны я успел окончить только три класса и диктант в училище написал на единицу. Испугался и удрал на фронт…” (сын полка Валя – 10 лет).

5 ученик:

“… я забыл за четыре года, что это такое – белый батон” (Саша – 10 лет).

6 ученик:

“Мы уже неделю ехали голодные. Мать отдала нам с братом последние два сухаря, а сама только смотрела на нас. И  солдат  из  теплушки  ,который на фронт  ехал ,бросил  нам  из  уходящего  поезда  буханку хлеба,   мамин  взгляд  увидел…”(Феликс- 6 лет)  

7 ученица:

Сын полка Толя Морозов мог бы рассказать, как его, голодного и замерзшего, подобрали в лесу танкисты, и девушка санинструктор скоблила мальчишку сапожной щеткой и долго вспоминала, что ей “не хватило на него толстого куска мыла. Он был чернее угля.”.

 Все  они  - дети  войны.( Видеоролик  «Детство, опаленное  войной»- Интернет)

Страница третья «По  следам  памяти…»

Учитель  истории:                   6.

 В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды. Привычной пищей была картошка, ее варили и запекали в углях. Очищенную ели только весной, потому что кусочек картофеля с глазком надо было посадить .

1 ученица:

Из воспоминаний медсестры блокадного Ленинграда.

- Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех - взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики... Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.

Чтец  6:  

Мне 11 стукнуло лет.

Я гадаю над пайкой хлеба –

До конца съесть ее или нет?

Дом соседний - кирпичная груда.

Скоро ночь. Бомбы вновь запоют.

Не оставить? Что есть завтра буду?

Не доесть? Вдруг сегодня убьют?

. Романов. 1965г.

2 ученик: “Она пришла в белом халате, как мама…”

Саша Суетин – 3 года.

Помню отдельными картинками… Маму в белом халате .Мама работала в госпитале. Я помню только белый мамин халат… Даже лица не помню, только белый халат… И еще – белую шапочку, она всегда стояла на маленьком столике, именно стояла, а не лежала, такая накрахмаленная.

Вторая картинка.

Мама не пришла…. Стучат чужие люди, одевают и куда-то ведут нас. Я плачу:

– Мама! Где моя мама?…

– Не плачь, мама придет, – утешает меня братишка, он старше меня на три года.                                7.

Мы оказываемся в каком-то длинном то ли доме, то ли сарае. Все время хочется   есть.  И все  время  я  жду  маму.

Третья картинка.

Какой-то мужчина запихивает нас с братом в угол нар, накрывает одеялом, забрасывает тряпками. Начинаю плакать, он гладит меня по голове. Брат мне потом рассказывал, что мы оказались в концлагере, там брали у детей кровь. Взрослые нас прятали.

Но однажды мне надоедает долго сидеть под одеялом. Начинаю плакать. Кто-то сбрасывает с меня и брата тряпки, стягивает одеяло. Открываю глаза, возле нас стоит женщина в белом халате:

– Мама! – тянусь я к ней.

Она гладит меня сначала по голове, потом по руке. Затем берет что-то из металлической коробочки. Но я не обращаю на это никакого внимания, я вижу только белый халат и белую шапочку.

Вдруг! – острая боль в руке. У меня под кожей иголка. Не успеваю накричаться, как теряю сознание. Прихожу в себя – надо мной сидит тот самый мужчина, который нас прятал. Рядом лежит брат.

– Не пугайся, – говорит мужчина. – Он не мертвый, он спит. У вас взяли кровь.

– Это была не мама?

– Нет…

– Она пришла в белом халате, как мама… – И я закрываю глаза.

И дальше ничего не помню: кто и как нас спас в лагере ,не помню…

3 ученик : Юра Карпович (8 лет)

«Я видел…»

…Я видел, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зеленой травы, расстреливали. Это было весной…                                                                    

 Я  видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз… Я видел, как запрягали в брички людей с желтыми кругами на шее вместо хомутов и катались на них. Как их расстреливали с этими же желтыми кругами на шее и кричали: “Юде!…”

Я видел, как у матерей штыками выбивали из рук детей и бросали в огонь…

Я видел, как плакала кошка. Она сидела на головешках сожженного дома, и только хвост у нее остался белый, а вся она была черная. Она хотела умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустела, как сухой лист.

Вот почему мы не всегда понимаем наших детей, а они не понимают нас. Мы – другие люди. Забуду – живу как все. А иногда проснешься ночью, вспомнишь – и кричать хочется…

Учитель  литературы:

– Их судьбы похожи. Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети. Их рассказы тоже длиной в целую войну. Время изменило их самих, оно усовершенствовало, вернее сказать, усложнило их отношение к своему прошлому. Изменилась как бы форма передачи их памяти, но не то, что с ними было. Рассказанное ими – подлинный   8.  документ, хотя говорят о пережитом  во  время  войны уже взрослые люди. Обычно, рассказывая о своем детстве, мы его украшаем, идеализируем. Они и от этого застрахованы. Нельзя же украшать ужас и страх…

Страница   четвертая «Дети-герои»



Учитель  истории: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Но  пробил  час, они стали  защищать Родину   вместе с отцами и  братьями. Тяжёлые испытания принесла война детям. Героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них отдали свою жизнь за Победу.

Враги боялись пионеров. Гитлеровский генерал Фон Клюге предупреждал. Гитлеровский генерал Фон Клюге предупреждал своих подчиненных, что особенно нужно остерегаться повсюду снующих мальчишек, советских пионеров. Подрастали орлята, становились орлами! За беспредельный героизм при защите Родины четыре пионера удостоены звания Героя Советского Союза: Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова.

 Ордена Красного Знамени – Володя Дубинин, Юлий Кантемиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук;
Ордена Отечественной войны 1-й степени – Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалев;


Ордена Красной Звезды – Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Леня Анкинович

Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15000 – медалью «За оборону Москвы».

^ 1-й ученик:

   Альберт Купша и Маркс Кротов. Друзья поклялись бороться с захватчиками. Они установили связь с партизанами. Однажды они помогли нашим самолетам разбомбить фашистский аэродром. Скрытно подобрались мальчишки к аэродрому. Вдвоем полезли на сосну. У них было ведро с керосиновой лампой. Мальчики лезли вверх и передавали друг другу ведро. Снизу огня не было видно, а для наших летчиков это был отличный маяк. Фашисты заподозрили друзей в связи с партизанами и схватили их, а позже расстреляли.

^ 2-й ученик:

    Витя Хоменко. В школе по немецкому у Вити была пятерка. Подпольщики поручили ему устроиться в офицерскую столовую для немцев: мальчик подавал обеды и слушал разговоры. Скоро немцы сделали Витю посыльным при штабе. Но они и подумать не могли, что их самые секретные пакеты первыми читали подпольщики,

^ 3-й ученик:

   Володя Щербацевич. В занятом немцами городе Минске вместе с мамой у себя на квартире Володя устроил госпиталь. Выхаживали раненых бойцов, доставляли лекарства. Фашисты   9. 99.9.держали в тюрьме раненых красноармейцев. Володя с другими подпольщиками устроили им побег и помогли пробраться к партизанам.

Чтец 1:

 Ветры в походные трубы трубили,

Дождь отбивал барабанную дробь...

Ребята-герои в разведку ходили

Сквозь чащу лесов и болотную топь.

^ 4-й ученик:

Витя Коробков. Витю война застала в пионерском лагере. Родной  его город  занял враг, но в городе действовало подполье, и Витя стал его участником. Раз Витя подобрал на улице немецкий пропуск, принес отцу в типографию. По этому образцу были напечатаны пропуска для разведчиков. Витя гонял по улице обруч: вроде бы играл, а сам замечал танки в укрытиях, пулеметы, где и сколько разместилось немецких солдат. И все, что узнавал, передавал партизанам.

^ 5-й ученик:            

      Шура Кобер. Город Николаев — крупный южный порт, железнодорожный узел. Эшелон за эшелоном отправляли фашисты в сторону фронта. Что в них? Какое оружие? Сколько? Наблюдение за железной дорогой поручили Шуре. Мальчишка возился у переезда с велосипедной цепью, а сам считал танки под брезентом, машины, пушки, и по его донесениям летели под откос эшелоны с боевой техникой.

^ 6-й ученик
:                                        

    Зина Портнова. Война застала ленинградскую девочку в деревне, куда она приехала на каникулы. Там была создана подпольная группа «Юные мстители», и Зина стала ее участником. Она вела разведку, распространяла листовки. В декабре 1943 года фашисты схватили ее, пытали и допрашивали. Во время одного из допросов Зина схватила со стола пистолет и выстрелила в гестаповца, пыталась бежать, но фашисты настигли ее...

7 ученик:
.
Володя Казначеев.  Весной 1941 года закончил он 5-й класс, а осенью вместе с сестрой пришёл к партизанам. Мать их фашисты расстреляли за то, что она пекла хлеб партизанам. Володя был связным партизан с подпольщиками, расклеивал листовки. Пустил под откос более 10 вражеских эшелонов. За его голову фашисты назначили награду, даже не подозревая, что это ребёнок. 

Учитель  истории:

    Сегодня мы учимся у этих ребят любви к Родине, смелости, мужеству и стойкости. Каждому из нас надо задуматься: «Как мне надо жить, чтобы быть достойным памяти детей – героев  Великой  Отечественной  войны».  (Аудиозапись  песни  «Пионеры-герои»)

Чтец 2:                                      
10.
 Прислушайся, как гулко бьется сердце, 

когда идешь  солдатскою тропой,

в зеленых гимнастерках юнармейцы

выходят на заре в учебный бой!

Чтец 3:
Пускай сердца, волнуясь, замирают,

когда в дорогу горны позовут.

Все: Герои никогда не умирают, герои в нашей памяти живут.

Учитель: Встаньте, ребята! Почтим минутой молчания память каждого погибшего пионера.

Все встают. 
Учитель истории:
   
Пройдёт много лет, сменятся поколения…  Но если есть в нашей жизни что-то настоящее, так это то,  что мы  победили в самой жестокой из войн,  в  Великой  Отечественной  войне.  Победили ради всего мира, ради себя, ради страны. Победили , отомстив за погибших  в окружении под   Киевом  и  Вязьмой, за  угасших   от  голода  в  Ленинграде, за  сброшенных в Бабий Яр, за сожжённых в Хатыни,  за убитое войной  поколение   20-х годов рождения.

Учитель литературы: 
     Страдания   миллионов, память о  погибших,  великое  счастье  спасения  мира  от жесточайшей из тираний –  всё  это делает  День  Победы святыней.  И пока  мы живы, мы   будем  ощущать  себя  частью  великой  страны. Мы должны помнить, что на нашей земле  ценой  многих  жизней была  остановлена  машина  вермахта.  Мы  должны  помнить о тех, кто  выстоял  и победил. Иначе  в нашей жизни нет смысла.

(Звучит песня  «Давным-давно  была  война»)

Давным-давно была война,

Давным-давно прошла она.

Для тех, кто жив, она была когда-то.  

Но помним мы, как в пламя шли

И как страну для нас спасли

Солдаты, солдаты, солдаты.             11.

Припев :

Годы, сколько б ни шли,

Вечно помнить родной стране

Всё, что сделали вы

В этой войне,

В трудной войне,

В страшной войне.

Давным-давно была война,

И там, где всё сожгла она,

Хлеба желтеют и синеют реки.

Но тот, кто эту землю спас,

Остался жить в сердцах у нас

Навеки, навеки, навеки.

Припев.

Давным-давно была война,

Но память нам на то дана,

Чтоб помнить, как весь мир пылал когда-то.

И те, кому по двадцать лет,

Пусть знают, что глядят им вслед

Солдаты, солдаты, солдаты.

Литература:

 Л.И.Виноградова  «Сценарии школьных праздников» - Москва, «Просвещение», 1990г.

Музыкальный ряд: Фонограммы песен «Священная война» А. В. Александрова, на стихи В.И. Лебедева – Кумача, «Давным-давно была война» А. Зацепина  на  слова  Л. Дербенева, «Пионеры-герои» А.Пахмутовой  на  слова  Н.Добронравова

 Аудиозапись:    сообщение Информбюро  о  начале  Великой  Отечественной  войны.

Интернетресурсы.

1.http://bdsa.ru/

2.http://rshev.ucoz.ru/publ/1

3.http://ru.wikipedia.org/

                                                  12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие: "Я с бабушкой своею дружу давным - давно..."

Внеклассное мероприятие разработано для учащихся начальных классов. В него включены концертные номера, выставка работ . выполненных руками бабушек и внуков, предусмотрены совместные  конкурсы и в...

Я с бабушкой и дедушкой дружу давным-давно

Разработка внеклассного мероприятия ко Дню Пожилого Человека...

Сценарий устного журнала "Их детство прервала война…"

Методическая разработка устного журнала о пионерах - героях...

"Давным, давно была война"

Воспитательная работа...

Разработка урока "Давным-давно окончена война"

Разработка урока "Давным-давно окончена война" / Даниил Гранин  "Блокадная книга"/...