Классный час «Золотое правило нравственности»
классный час на тему

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС

«Мой лучший урок»

 

 Классный час

«Золотое правило нравственности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл festival_moy_luchshiy_urok.docx36.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Эрзин Эрзинскогокожууна Республики Тыва

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС

«Мой лучший урок»

 Классный час

«Золотое правило нравственности»

(для учащихся 5 класса)

Разработала: НурзетА.А.,учитель

начальных классов

МБОУ СОШ с. Эрзин

Нурзет Анжела Андреевна,

учитель начальных классов

 МБОО СОШ с. Эрзин им. С.Чакар.

Классный час

«Золотое правило нравственности»

(для учащихся 5 класса)

Цель классного часа: 1. Обучающая: Дать знания о понятиях «философ», «золотое правило нравственности»;

Развивающая: Развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей в обществе;

Воспитывающая: Формирование у младшего подростка  осознанного нравственного поведения; коррекция эмоциональной сферы на основе игры, пословиц и поговорок.

Форма проведения: ролевая игра, беседа.

Методы и приемы:словесный, проблемно-поисковый, репродуктивный, театрализация, составление словаря и терминов.

Оборудование: слайды, звукозапись для китайской гимнастики «Цигун»

Словарь и термины: философ, Конфуций, Фалес, «золотое правило нравственности».

                      Ход классного часа:

1 этап:Релаксация.

Эмоциональный настрой:

- Как живете? (дети показывают жестами и движениями)

- Как идете?

- Как бежите?

- Ночью спите?

- Как даете?

- Как берете?

- Как шалите?

- Как грозите?

- Как сидите?

- Вы готовы начать классный час?

- Тогда сядьте поудобнее, и начнем наш классный час.

Разгадывание кроссворда( слайд №1)

Вопросы кроссворда:

1. 70-летие какого праздника будет отмечать вся Россия 9 мая?

                                                                                                             (Победа)

  1. Воин на коне.

                                                                                                             (кавалерист)

  1. Боевая техника на гусеницах. На такой технике воевал ХомушкуЧургуй-оол.

                                                                                                               (танк)

  1. Город Украины, в освобождении которого принимали участие тувинцы-добровольцы.

                                                                                                             (Ровно)

  1. Тувинские добровольцы приняли участие в освобождении 80 сел и городов этой страны.

                                                                                                           (Украина)

  1. Герой Советского Союза, бесстрашный танкист, тувинский доброволец.

                                                                                                         (Чургуй-оол)

  1. Герой России, Министр обороны России.

                                                                                                          (С.К.Шойгу)

п

о

б

е

д

а

к

а

в

а

л

е

р

и

с

т

т

а

н

к

р

о

в

н

о

у

к

р

а

и

н

а

ч

у

р

г

у

й

о

о

л

ш

о

й

г

у

2 этап:

(слайд №2  о ВОВ)

Учитель:

- На какую тему построен этот кроссворд?

- В каких годах шла Великая Отечественная война?

3 этап:Рассказ о С.К.Шойгу. (слайд №3)

(выступает заранее подготовленный ученик)

 С.К. Шойгу родился 21 мая 1955 году в г. Чадан Республики Тыва.

Сергей Шойгу закончил Красноярский политехнический институт по специальности «инженер-строитель». 15 лет работал на стройках Сибири.  С 1991 года создал и  возглавил МЧС России. С 2013 года назначен министром оброны Российской Федерации.

Заслуги Сергея Шойгу оценены высоко: в 1994 гдоу он награжден орденом «За личное мужество». По результатам 1995 года Русский биографический институт назвал его «Человеком года» В том же году журналисты присвоили Шойгу звание «Лучший министр». В 1999 году Указом Президента он удостоен звания Герой России за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в экстремальных ситуациях. Поддерживает себя в прекрасной физической форме. Занимается спортом – особенно любит футбол и верховую езду. Отдыхает только в России, в своих родных краях, в Туве.

4 этап:

Учитель:

1. Какое слово выделено в этом кроссворде?

2. Какие правила знаете?

Дети:  Правила поведения; правила дорожного движения; правила безопасности,  правила правописания и т.д.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с особым правилом для всех без исключения, независимо от возраста, национальности. Это« золотое правило нравственности».

Лишь добро одно бессмертно,

Зло подолгу не живет!

       Писал великий  Ш.Руставели -

Как вы понимаете значение этого высказывания?

5 этап:Русские пословицы и поговорки о добре и зле:

  1. Добро творить – себя веселить.
  2. Злоба лишает человека силы.
  3. Злой плачет от зависти, а добрый – от радости.
  4. За недобрым пойдешь – на беду набредешь.
  5. Добро, сделанное тайно, вознаграждается явно.

Тувинские пословицы и поговорки:

  1. Эвиленкижээчонынак.
  2. Кидистинэкизисалыжында, кижининэкизибудужунде.
  3. Сеткилдинбичезихерек, эртемнинулуухерек.
  4. Каржыкижининэжиэвээш, каралыгкижининсагыжыамыравас.
  5. Эрги кидистедамдычок, эптигчандачазыгчок.

  1. Этап: Игра «Подойдите те,  у кого….». (в форме физминутки).

– черный цвет волос;

– родился весной;

– имя начинается с буквы А;

– любит мороженое (и т.д.).

6 этап:Объяснение понятия  «Нравственный поступок»:

А) работа над словарем и терминами

Конфуций – древнекитайский философ;

Фалес – древнегреческий философ и математик;

Сенеки – римский философ;

(показ слайдов с изображением философов Конфуций, Сенека, Фалеса)

Б) Подберите к прилагательному «золотой» существительные, чтобы получились словосочетания в переносном и прямом значениях:

                                                      ЗОЛОТОЙ

Прямое значение                                                  Переносное значение

золотые часы                                                           золотое сердце

золотая медаль                                                        золотые руки

золотые сережки                                                     золотые слова

в) Притча «Счастливый принц» (обсуждение притчи):

1) Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?

2) Высказывания  мудрецов – философов.

«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

«Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

7 этап: Работа в группах - разыгрывание ситуаций.

  1. Во время перемены ты стоял рядом с одноклассником. Он вынул из кармана конфету и начал с наслаждением есть рядом с тобой.
  2. К тебе подошли подруги и стали перешептываться между собой и смеяться. Как ты поступишь?

 Обсуждение ситуаций.Ответить на вопросы:

1. Хотел бы ты, чтобы с тобой так поступили?

2. Поступишь ли ты так с другими людьми? Если нет, то почему?

Вывод ( на примере высказываний великих философов Конфуция и Будды)) «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

«Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

  1. этап: Рефлексия:
  1. Что вы нового узнали на этом занятии?
  2. Какое золотое правило нравственности вы возьмете себе на будущее
  3. А я подготовила для вас небольшие пожелания:

– Доброта без разума пуста.

– Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

– Делай другим добро – будешь сам без беды.

– Доброе дело питает и душу и тело.

– Добрый человек в добре живет век.

– Худо тому, кто добра не творит никому.

– Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.

– За доброго человека сто рук.

– Доброта нигде не теряет своего достоинства.

– Добрые умирают, да дела их живут.

Я хочу, чтобы вы по жизни следовали этому правилу.

  1. этап:Какая из пословиц соответствует золотому правилу нравственности?

1. 1. Чего вдругом не любишь, того и сам не делай.

2. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

3. Не рой яму другому, сам в нее попадешь.

4. Худа та мышь, которая одну лазейку знает.

5. Как аукнется, так и откликнется.

6. Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.

7. Не плюй в колодец, пригодится  воды напиться.

10 этап: Рефлексия:

Учитель: Возьмите теплыми руками бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого урока. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Откройте глаза. Подходите по одному ко мне, будем бусинки нанизывать на одну нитку. Оставайтесь стоять со мной.

Что у нас получилось?

Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Так и мы с вами связаны с другими , но в то же время каждая бусинка существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному. Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченные и дружные, чтобы эти отношения у вас остались надолго.

Д/з:Расспроси своих близких (маму, папу,старших брата или сестру, бабушку, дедушку) о том,каким принципом они руководствуются в жизни.

Обсуди с ними, как они применяютзолотое правило нравственности

в повседневной жизни

Русские пословицы и поговорки о добре и зле:

  1. Добро творить – себя веселить.

  1. Злоба лишает человека силы.

  1. Злой плачет от зависти, а добрый – от радости.

  1. За недобрым пойдешь – на беду набредешь.

  1. Добро, сделанное тайно, вознаграждается явно.

Тувинские пословицы и поговорки:

1.Эвилен кижээчонынак.

2.Кидистин экизисалыжында, кижининэкизибудужунде.

3.Сеткилдин бичезихерек, эртемнинулуухерек.

  1. Каржыкижининэжиэвээш, каралыгкижининсагыжыамыравас.

  1. Эрги кидистедамдычок, эптигчандачазыгчок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золотое правило нравственности

Урок № 20 по ОРКСЭ в 5 классе. Модуль  ОСНОВЫ  РЕЛИГИОЗНЫХ  КУЛЬТУР   И  СВЕТСКОЙ  ЭТИКИМетодическая разработка содержит уточнения с УУД по всем этапам урока. Презен...

Презентация к классному часу на тему: "Золотое правило нравственности".

Эта презентация поможет классному руководителю, а также учителю ОРКСЭ по модулю "Светская этика" рассказать детям о том, как и когда появилось "золотое правило нравственности"....

Классный час на тему: "Золотое правило нравственности".

Классный час на тему: "Золотое правило нравственности" поможет классному руководителю в решении вопросов нравственного воспитания, а также учителю светской этики интересно провести урок по этой теме....

Урок и презентация по курсу ОРКСЭ "Что значит быть нравственным? Золотое правило нравственности."

Урок и презентация содержит все необходимые для учителя материалы. Презентация очень информативная, может подойти к любому конспекту по данной теме....

Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"

Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...

Классный час " Золотое правило нравственности"

Формировать внутреннюю установку поступать согласно своей совести.  Воспитывать нравственные качества, основанные на свободе совести и вероисповедания.  Воспитывать уважение к истории и...

Презентация к курсу ОРКСЭ "Нравственный поступок. Золотое правило нравственности".

Презентация к курсу ОРКСЭ "Нравственный поступок. Золотое правило нравственности"....