Программа внеурочной деятельности в рамках интенсива «Семья, династия, род в истории Кубани и России»
рабочая программа (2 класс) на тему

Программа внеурочной деятельности в рамках интенсива « Семья, династия, род - в истории Кубани и России» учебный год предусматривает 4 блока с логическим завершением каждого блока внеклассным мероприятием.

1 блок «Мои земляки в истории Кубани» - 27 ч

2 блок «Мои предки - земледельцы» - 21 ч

3 блок « Мой род во второй мировой войне» - 30 ч

4 блок «Моя семья» - 24 ч

Итого 102 часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности в рамках интенсива «Семья, династия, род  в истории Кубани и России»

2 «А» класса

Количество часов: 102 часа

Пояснительная записка

      Программа внеурочной деятельности в рамках интенсива « Семья, династия, род - в истории Кубани и России» на 2014-2015 учебный год предусматривает 4 блока с логическим завершением каждого блока внеклассным мероприятием.

1 блок «Мои земляки в истории Кубани» - 27 ч

2 блок «Мои предки - земледельцы» - 21 ч

3 блок « Мой род во второй мировой войне» - 30 ч

4 блок «Моя семья» - 24 ч

Итого 102ч.

Каждый блок содержит структурные сведения, позволяющие в полной мере отследить значимость поставленных целей.

I. Введение

        В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Тому виной является сегодняшняя нестабильность в обществе, потеря ценностных ориентиров и отсутствие высоконравственных идеалов среди подрастающего поколения.

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.

Что же такое духовно-нравственное воспитание? Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, разработанная в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», определяет «национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.»

Воспитание школьников начинается с ответа на вопрос: кого будем воспитывать? В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию,  высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Воспитание ребёнка начинается с семьи и поэтому на первоначальном этапе необходимо сотрудничать с родителями воспитанников, чтобы понять систему семейного воспитания и скорректировать её в совместной деятельности. С этой целью необходимо активно вводить совместные мероприятия с родителями и детьми организованные во внеурочное время. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления духовно-нравственных ценностей государства.

Одним из приоритетных направлений в Краснодарском крае является кубановедение. И действительно невозможно научить любить свою Родину, если ты не знаешь своей малой родины, своих «корней», своей родословной, истории улицы, на которой ты живёшь, и т.д.  Осознанное принятие школьником традиций, ценностей, особых форм культурной, исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края есть залог основ духовно-нравственного воспитания.

Именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие «нравственность» становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.

Содержание данной Программы рассчитано на учащихся начальной школы. Программа «Семья, династия, род в истории Кубани и России» направлена на знакомство  с почётными жителями города Усть-Лабинска, прикосновение к культуре казачества и др.

Программа «Семья, династия, род в истории Кубани и России» тесно связана с другими предметами средней общеобразовательной школы, с семейным воспитанием и направлена на гуманистическое воспитание личности с опорой на общечеловеческие ценности.

Отличительная особенность данной Программы – продуктивная работа всех учащихся, через туристско-краеведческую деятельность во внеурочное и каникулярное время. К занятиям активно привлекаются родители, экскурсоводы,  историки – краеведы, учителя - кубановеды.

  Интерес  туристско-краеведческой деятельности, позволит  продолжить обсуждение увиденного и услышанного в семье, что ещё больше скрепляет дружбу и взаимопонимание взрослых и детей. Программа предусматривает предупреждение педагогической запущенности и правонарушений среди учащихся начальных классов.

Программа «Семья, династия, род в истории Кубани и России»  представляет собой комплекс нормативно – правовых, организационных, методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области духовно-нравственного воспитания младшего школьника.

II. Актуальность и необходимость программы

Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, грамотные люди, которые готовы учиться, защищать свою Родину, работать на благо своей страны. Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависит от гражданских и патриотических качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества патриотическое и гражданское воспитание школьника становится предметом государственной политики и обязательной частью образования, начиная с начальной школы.

Уважение к историческому прошлому страны, понимание своеобразия природы, культурного наследия, знание достижений в области спорта, науки, искусства служат основой для развития личности ребёнка.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна проводиться комплексно, совместно с родителями, общественностью и  педагогами.

III. Цель и задачи программы

Основная цель программы:

  • развитие у учащихся духовно-нравственных качеств патриота России и Кубани,
  • умеющего защищать своё человеческое право и приобщение к традициям и богатейшей культуре Родины.

Задачи программы:

  • формировать гражданское самосознание, ответственность за судьбу Родины;
  • расширять знаний учащихся о своей малой Родине, её истории, традициях, культуре;
  • развивать у учащихся чувство гордости, расширять знания о мировой культуре, культуре России и Кубани;
  • способствовать усвоению и реализации ребёнком своих прав и обязанностей;
  • формировать культуру речи, культуру общения в школе, семье, обществе, сознательную дисциплину, аккуратность и умение организовывать своё рабочее место;
  • воспитывать патриотизм, гуманизм, толерантность, любовь к своей семье;
  • способствовать личностно-деятельному подходу в воспитании учащихся.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности учителя и учащихся. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:

  • экскурсии
  • походы
  • тематические уроки (урок-игра,  урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-беседа, урок-исследование, урок-практикум,  урок-проект, урок-знакомство, урок-диспут, урок-викторина, урок- праздник и т. д.);
  • просмотр видеофильмов, видеороликов, фотографий и  презентаций;
  • практическая работа с картой, коллекциями и гербариями;
  • конкурсы, викторины;
  • благотворительные акции и ярмарки;
  • утренники, праздники, линейки к памятным датам;
  • встречи с ветеранами и людьми, прославляющими Кубань (круглый стол, деловая игра, часы общения).
  • выставки творческих работ учащихся.
  • защита проектов.

Основные методы обучения: монологический, диалогический, показательный:

Основные методы преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный;

Основные методы учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый, поисковый;

Основные методы воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.

Средства обучения: видеоаппаратура, видеокассеты, компьютер, объекты природы, культуры и истории.

Психологическое обеспечение программы:

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
  • применение групповых форм обучения;
  • формирование творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности;
  • использование исследовательской и проектной деятельности;

IV. Основные направления реализации программы

Программа  «Семья, династия, род - в истории Кубани и России» рассчитана на 1 год обучения.

Участники программы – учащиеся 2-х классов.

Возраст учащихся –7-8 лет.

Состав групп – постоянный.    

Главное в программе – системно-деятельностный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания.

При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно – исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

В течение учебного года предусмотрены акции один раз в четверть:

1 четверть – поздравление пожилого человека;

2 четверть –  поздравительная открытка ко Дню матери;

3 четверть –  подарок  солдату;

4 четверть – поздравление ветерана.

Направления

Задачи

Нравственно - правовое

Воспитывать гуманные чувства у детей (на поступках окружающих людей, героев художественной литературы). Формировать представления о добре, честности, справедливости, дружбе. Воспитывать отрицательное отношение к лживости, жестокости, лености. Воспитывать любовь к природе, заботиться о растениях и животных. Закреплять правила поведения в природе и обществе. Знать свои права и обязанности, следовать им.

Спортивно - оздоровительное

Формировать потребность в ежедневной активной двигательной деятельности, развивать быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве. Поддерживать интерес к событиям спортивной жизни страны. Самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, справедливо оценивать в игре свои результаты товарищей.

Познавательное

Воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, любовь к прекрасному. Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства, произведений живописи, декоративно – прикладного искусства.

Трудовое

Воспитывать трудолюбие в процессе трудовой деятельности, желание все сделать своими руками, выполнять работу аккуратно, воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Занимательно

развлекательное

Создавать благоприятные условия для развития интересов и способностей каждого ученика.

V. Содержание обучения

Основные направления программы

1 блок «Мои земляки в истории Кубани» - 27 ч

2 блок «Мои предки - земледельцы» - 21 ч

3 блок « Мой род во второй мировой войне» - 30 ч

4 блок «Моя семья» - 24 ч

 «Мои земляки в истории Кубани» - 27ч

1. Содержание деятельности

Целью работы в этом направлении является формирование у учащихся соответствующих знаний о  традициях, истории своего народа.

 Задачи:

  • способствовать получению и расширению знаний учащихся об исторических личностях Кубани и своего города Усть-Лабинска;
  • формировать чувство гордости за своих земляков;

 В содержание этого направления входит осмысление ребенком себя, как части своей Родины, её гражданина и патриота. Знакомство с выдающимися личностями  города, с ведущими градообразующими  предприятиями  Усть-Лабинска, с достижениями деятелей культуры Кубани.

         

 «Мои предки - земледельцы» - 21ч.

1. Содержание деятельности

Цель: Воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ. 

2. Задачи:

  • познакомить учащихся с трудом земледельца,
  • воспитывать любовь и уважение к людям труда;

Развивать связную речь, принимать активное участие в беседе, проявляя интерес к историческим фактам. Воспитывать чувство любви и гордости к своему народу, родному краю

Основное содержание деятельности – осмысление школьниками

необходимости  знать основное занятие своих предков. Знакомство  с историей родного края. Получение знаний о хозяйственных видах деятельности Кубани, знакомство с основным занятием крестьян – земледелием,  с выдающимися  земледельцами города  Усть-Лабинска: М.М.Клепиковым, династиями Силаковых и Малаховых.

« Мой род во второй мировой войне» - 30ч.

1. Содержание деятельности 

Цель: дать начальные сведения о Великой Отечественной войне, способствовать осознанию понятий «героизм и подвиг» на примерах конкретных исторических фактов.

 воспитывать учащихся в духе благодарности к прадедам-ветеранам фронта и тыла, ко всем, кому мы обязаны сегодня независимостью и мирной жизнью;
2. Задачи:

  • Развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности учащихся через проектную и исследовательскую деятельность;
  • Формировать чувства сопричастности драматическим страницам истории Великой Отечественной войны
  • довести до ребят мысль о смысле жизни, о войне и мире, о добре и зле, о несовместимости войны и детства.
  •  Затронуть современную обстановку в горячих точках.
  • Воспитание негативного отношения к войне как методу решения международных вопросов.

Основное содержание деятельности – проведение мероприятий, формирующих уважение к героическому прошлому нашей страны, к соотечественникам, своим прадедам – «Солдатам Великой Отечественной войны». Внеклассные занятия с привлечением музейного работника. Просмотр тематических документальных фильмов. Посещение ветеранов и приглашение их в школу. Проектная работа по теме: «Мой род во второй мировой войне». Создание книги Памяти о своих предках, героях ВОв.

 «Моя семья»-24ч.

1. Содержание деятельности

Целью работы в этом направлении является формирование у учащихся соответствующих знаний о  традициях, истории своей семьи. Воспитание духовных потребностей,  любви  и уважения к окружающим; этических, познавательных и эстетических качеств личности.

 Задачи:

  • Формирование умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; отказываться от материальных благ ради здоровья и комфорта родных людей.
  • Помочь сформировать положительное отношение к членам своей семьи, их взаимоотношениям.
  • Воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к близким.
  • В содержание этого направления входит осмысление ребенком себя, как части своей семьи. Система проведенных мероприятий помогает детям понять,  насколько важно знать и помнить всех своих родных и близких, что  близкие люди нуждаются в нашей любви и внимании – именно любовь, внимание, уважение и есть то богатство, которым должен пополняться каждый семейный очаг. Данный раздел включает в себя создание генеалогического дерева, изучение традиций своей семьи, знакомство с профессиями родителей, экскурсии на предприятия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО "Умелые ручки"

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности и развитие определенных профессиональных навыков. Целью про...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Я - исследователь»

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС«Я - исследователь»...

Программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Программа внеурочной деятельности. Цели и задачи программы. Методический конструктор программы.9Виды, формы внеурочной деятельности) Направления внеурочной деятельности по вариантам программы....

Программа внеурочная деятельность в форме интенсива " Я- гражданин России" 4 класс

Программа внеурочной деятельности в форме интенсива, рассчитанная на 170 часов...

Программа внеурочной деятельности в форме интенсива " Я- гражданин России" 3 класс

Программа внеурочной деятельности в форме интенсива, рассчитанная на 170 часов....