Активизация интеллектуальной деятельности младших школьников.
статья на тему

Семенова Елена Николаевна

Актуальность:

Тема работы, по моему мнению, является актуальной, так как инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высоко образованной интеллектуально развитой личности.

И цель работы:

создавать условия для активизации интеллектуальной деятельности школьников; повысить эффективность учебной деятельности через развитие интеллектуальных способностей школьников. 

Этапы  работы по данной теме:

 

Вся работа ведется в 3 этапах
1 этап
: диагностико-прогностический, методологический
2 этап: деятельностный
3 этап: констатирующий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление.

Тема моей работы. Активизация интеллектуальной деятельности младших школьников.

Актуальность:

Тема работы, по моему мнению, является актуальной, так как инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высоко образованной интеллектуально развитой личности.

И цель работы:

создавать условия для активизации интеллектуальной деятельности школьников; повысить эффективность учебной деятельности через развитие интеллектуальных способностей школьников.

Задачи исследования.

поднять уровень как логического, так и абстрактного мышления, т.е. учебный материал преподносить более объёмно, с выделением в нём логической и образной стороны; учитывать возрастные, индивидуальные особенности учащихся; подобрать систему упражнений, развивающих интеллектуальную деятельность младших школьников. Методологической основой данного исследования являются следующие
положения:

  • учение  Выготского, теорию Лейтеса об умственной одаренности
    В основе работы лежит  концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой Все дети одарены от природы
    На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор
  • Гипотеза
    Если создать систему деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, то  у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться;
  • Этапы  работы по данной теме:

Вся работа ведется в 3 этапах
1 этап: диагностико-прогностический, методологический
2 этап: деятельностный
3 этап: констатирующий

1 этап: диагностика
Мониторинг одаренности. 

Мной собран богатый материал различных диагностик, тестов,  анкет для исследования, которые помогают в работе с детьми и с родителями.
банка данных по одаренным детям .
Как только я набираю первый класс провожу тест интеллектуальных способностей учащихся. Из всех методик мне близок тест «Медис»  потому, что он выявляет основные базовые умения -    Словарный запас.    Понимание количественных и качественных соотношений,  Логическое мышление,  Математические способности. Из этой диаграммы в
идно, что преобладают ?????математические способности 63%, но и видно над чем надо поработать Словарный запас.    Понимание количественных и качественных соотношений.
банка текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов; 

Мной был собран материал, из разных источников из журнала «Начальная школа», «Первое сентября», из сборников, с интернета для проведения олимпиад, марафонов  вся ценность этой работы заключается в том,  что все задания с ответами. Так в 4 классе по математике 15 вариантов с ответами. Мы все с вами работающие учителя и знаем цену каждой минуте, когда в классе 35 человек и каждый день нужно проверить 70 тетрадей да еще и да еще олимпиадные задания. Но если есть ответы это гораздо быстрее.
Организация: системы дополнительного образования;

Нам удалось организовать посещение  Дворца детского творчества и весь  класс посещает кружки и студии:

  • Архитектура и дизайнер, Оригами, Умелые ручки, ЛЕГО – конструирование и Сценическая речь  работу проводят профессионалы.

системы дополнительного образования;

Мы занимаемся внеклассной работы по предмету по методике Зак

Занятия ведутся в 4 направлениях  по развитию способности анализировать,  комбинировать, рассуждать,  планировать. По всем  занятиям есть программа.

деятельности научного общества
Хочется так же отметить что с первого класса учащиеся занимаются  исследовательской деятельности, в классе действует научное общество учащихся «САМИ» (самостоятельность, активность, мобильность, инициативность).

Мы проводим научно-практические конференции «Шаг в будущее» классный, школьный и участвуем городских конференциях,

2 этап  деятельностный  Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.

Каждый  ребенок имеет способности к одной из восьми областей человеческой деятельности. Оценить правильность вам поможет тест-анкета, разработанный учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом. Технические, Музыкальные, Способности к научной работе, Артистический, Незаурядный интеллект, Спортивный, Литературное, Художественные способности

Вот результаты исследования. Видно что преобладают артистические и спортивные способности 96%  - 89 % это в силу возраста.  
Разнообразные формы работы с учащимися  
Я используя разнообразные формы работы с учащимися  творческие мастерские;  кружки по интересам; занятия исследовательской    деятельностью  НОУ «САМИ», конкурсы; интеллектуальный марафон; научно-практические конференции; участие в олимпиадах; работа по индивидуальным планам;  
Переход на систему портфолио.
У каждого ребенка в классе есть портфолио, которым каждый ребенок гордится.  Вот наши портфолио.

3 этап: констатирующий    

Систематизация и распространение педагогического опыта по работе с талантливыми детьми. Я собирала этот материал 5 лет, чтобы выступить перед вами уважаемое коллеги.

  Проведение выставок детского творчества и  смотров.
Есть работы которые не поместишь в папку и мы регулярно делаем выставки работ. Внедрение в практику работы  рейтинга учащихся. Существуют различные методики по рейтингу учащихся. Но у нас в классе свой открытый рейтинг, Есть 6 значков 2 – за старание, 2 за внимание и 2 усидчивость ребята выбирают сами и объясняют, за что нужно дать значок  своему однокласснику,  но бывали случаи самовыдвижения.

 Здоровье сберегающие технологии.

Но при всем этом мы не забываем о здоровье.  На протяжении всего года мы активно участвуем во всех соревнованиях, посещаем бассейн, ходим на прогулки на свежем воздухе, на переменах проводим музыкальные пятиминутки и многое другое.

И результат моей работы.

Мы прошли все три этапа и уже сейчас можно сделать вывод

  1. Общий показатель интеллектуальных способностей заметно вырос, во втором классе высокий уровень показали 42% учащихся, а в 3 классе уже 55%, средний уровень  во 2 классе 13% учащихся, а в 3 классе 16%. Низкий уровень во 2 классе 45%, а в 3 классе 29% нужно учитывать что в моем классе 4 человека имеют справки.
  2. Так же у нас есть весомые грамоты,  управление образованием городского округа «Якутск» за 6 место в городской  олимпиаде по русскому языку.
    2009 Почетная грамота за успешное выступление в городской детской исследовательской конференции «Эврика»   с этой же работой участвовали в фестивале исследовательских  и творческих работ учащихся Портфолио г Москва, а также в 2010 выступали на Пятых  Якутских Республиканских Рождественских чтениях  «Нравственное воспитание подрастающего поколения. Ценности и ориентиры, а так же есть сертификат от администрации школы № 10 имени Новопашина г. Якутск за пропаганду духовно нравственных ценностей. И диплом за лучший результат районе и в городе во Всероссийском молодежном чемпионате «Старт»

Заключение

Можно ли сделать своего ребенка интеллектуально развитым? В одной или нескольких областях? Вырастить гения? Нет, к сожалению, нельзя. Одаренность - это не приобретенное свойство, это дар, заложенный на генном уровне. Можно годами по шесть часов в день заниматься со своим ребенком математикой... Но он никогда не превзойдет человека, о котором в народе говорят, что ему «дано».
Но это совершенно не означает, что ребенка (любого) не нужно развивать. Нужно, еще как! Просто главное - определится, в какой области у маленького человечка способности. Не нужно нагружать малыша нотной грамотой, живописью, английским, алгеброй и массой других полезных вещей. Различайте обучение и дрессировку. Помните, у ребенка должно быть детство - с прочитанными книжками, пойманными жуками, разбитыми коленками и детскими глупостями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация интеллектуальной деятельности младшего школьника

Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым....

Проект "Активизация интеллектуальной деятельности младших школьников"

Анализ школьного образования показывает, что  интеллектуальное   развитие у многих детей значительно отстает от темпов роста объема знаний. В настоящее время важную роль в школе приобре...

ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛЕРЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Метод  «Шести Шляп мышления», разработанный британским психологом Эдвардом де Боно может быть использован на уроке любой области. Он развивает у обучающихся способность анализировать информацию и...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. Тема: Активизация учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики

Современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а также творчески подходить к своей работе, т.е. не только пассивно воспринимать прои...

Анализ педагогической деятельности. Тема "Использование технологии проблемно – диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"

Анализ педагогической деятельности за межаттестационный период по теме "Использование технологии проблемно-диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"....

Концепция педагогической деятельности. "Активизация познавательной деятельности младших школьников"

В концепции излагаются принципы работы, методы обучения, которые способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников...