Проект "Активизация интеллектуальной деятельности младших школьников"
проект по теме

Калугина Светлана Анатольевна

Анализ школьного образования показывает, что  интеллектуальное   развитие у многих детей значительно отстает от темпов роста объема знаний. В настоящее время важную роль в школе приобретает практическое применение результатов обследования детей с целью диагностирования ряда существенных сторон, по которым можно судить о готовности будущего первоклассника к обучению в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа»

Проект

реализации методической проблемы

«Активизация интеллектуальной деятельности младших школьников»

/2012-2015 гг./

Автор:

Калугина С.А.,

учитель начальных классов

Проект

реализации методической проблемы

«Активизация интеллектуальной деятельности младших школьников»

Срок реализации проекта – 4 года

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» гласит: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.»

Исследования ученых убедительно показывают, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа и о существовании которых многие подчас не подозревают. Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли П.Я.Гальперин, Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин, И.С.Якиманская.          

I.Обоснование необходимости создания проекта

           Анализ школьного образования показывает, что  интеллектуальное   развитие у многих детей значительно отстает от темпов роста объема знаний. В настоящее время важную роль в школе приобретает практическое применение результатов обследования детей с целью диагностирования ряда существенных сторон, по которым можно судить о готовности будущего первоклассника к обучению в школе.

           Результаты проведенных диагностик учеными показывают, что у будущих первоклассников степень мыслительных процессов, таких как: способность выделять существенное, сравнивать понятия,  обобщать,  классифицировать понятия, предметы и явления, анализировать отношения между понятиями, скорость протекания мыслительных процессов и т. д.  сформированы на высоком (30%), оптимальном (40%), среднем (30%)уровне. Эти показатели заставляют задуматься о необходимости их сохранения и изменения в сторону роста. Это возможно, т.к. данный возраст  является сензетивным, т. е. оптимальным для организации активной мыслительной деятельности. Со стороны родителей  присутствует социальный заказ на то, чтобы образование, которое дети получат в начальной школе, стало базой для дальнейшего углубленного изучения ряда предметов,  для развития дивергентного  мышления, ориентированного на создание нового образовательного продукта. Таким образом, возникла необходимость в разработке данного проекта, направленного на интеллектуальное развитие ребенка.

II. Концептуальные идеи проекта:

а) Цель: создать условия для активизации интеллектуальной деятельности школьников; повысить эффективность учебной деятельности через развитие интеллектуальных способностей школьников. 

б) Данный проект  предусматривает изменения  в организации процесса обучения и воспитания. Они связаны с реализацией  ряда новых принципов проведения уроков в 1-4 классах и воспитательной работе. К  числу новых принципов  наряду с общепринятыми: (доступности, активности, иллюстративности, последовательности, системности, сознательности и активности), относятся следующие:

1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка, предполагающий использование во время учебно-воспитательной работы такие методы и приемы, в процессе выполнения которых вырабатываются и совершенствуются ряд интеллектуальных качеств, включающие ребенка   в процесс управления собственными физиологическим и психическим состояниями.

2. Принцип действенного подхода к обучению заключается в такой организации учебно-воспитательной работы, в результате которой осуществляется поиск детьми собственных , желательно неординарных путей решения поставленных задач и проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность учащихся, совершенствуются их интеллектуальные качества.

3. Принцип обоснованного ответа. Его реализация предполагает установку учащихся на полное, последовательное, доказательное освещение своего мнения в процессе всех или большинства выполняемых им заданий, необходимость обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.

4. Принцип успешности. Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на коллективные успехи класса, но и на собственные достижения. Успех не только помогает раскрытию потенциала, заложенного на уровне актуального развития, но и открывает новые возможности, то есть новую зону ближайшего развития.

5. Условием эффективной реализации вышеперечисленных принципов является опора на принцип сотрудничества, делового партнерства учащихся, учителя, классного руководителя, педагогов дополнительного образования, родителей, классного самоуправления, старшей вожатой. Предоставление психологической свободы, создание атмосферы тепла и доверия даст возможность каждому ребенку озвучить новые идеи и применять новые знания без страха получить в ответ резкое замечание или осуждение.

в)Для реализации  проекта комплексного интеллектуального развития младших школьников требуется решить следующие задачи:

1 год реализации (1 класс):

1) Познакомить с различными видами внимания и памяти, способствовать развитию познавательных процессов;

2)  Обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся к активной познавательной деятельности через проведение творческих конкурсов, интеллектуальных игр;

3) Привлечь родителей к реализации данного проекта;

2 год реализации (2 класс):

1) Познакомить со способами развития внимания, памяти.

2)  Развивать познавательные способности школьников – восприятие,  воображение, мышление (логическое и творческое) через организацию работы дополнительных  курсов «Развивающая математика»,  «Развитие творческих способностей», «Знатоки грамматики»;  

3) Воспитывать коммуникативную культуру школьника работать в паре, минигруппе, коллективе;

3 год реализации  (3 класс):

1) Совершенствовать навыки  познавательной деятельности учеников;  

2) Формировать оргдеятельностные умения третьеклассников: самоорганизацию, самокоррекцию, поддерживать желание успешно учиться;

3) Воспитывать у учащихся потребность к расширению своего культурного кругозора; 

4 год реализации  (4 класс):

1)  Обеспечить устойчивую потребность у учащихся к совершенствованию своих интеллектуальных способностей;

2) Поддерживать увлеченность учащихся каким-либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности;

3) Обеспечить формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие  классного коллектива в общешкольных мероприятиях;

 III.Участники проекта:

 учащиеся, классный руководитель,  педагоги дополнительного образования .

IV. Прогнозируемый результат реализации  программы комплексного интеллектуального развития младших школьников: 

-Учащиеся имеют представления об особенностях собственных психических процессах и учатся управлять ими;

- Обладают настойчивостью в достижении поставленных целей, стремятся преодолевать затруднения в учебе и внеклассной работе, в личном поведении,  умеют  проявлять собранность, организованность;

- Стабильный положительный настрой учащихся к активной познавательной деятельности;

-  Осознание учащимися ценности знаний и необходимости их расширения;

- Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных  способностей своих детей, учащихся класса;

-Увлекаются каким-либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности;

-Младшие школьники владеют навыками самостоятельной организации учебной деятельности;

V. Связи, устанавливаемые для реализации программы:

-внутренние: учитель; органы ученического самоуправления

-внешние: ДДТ, школьная и сельская  библиотека,  ДЮСШ, ДШИ, музей;

VI. Показатели результативности:

1. Состояние уровня обученности учащихся;

2. Число учащихся - участников школьных, районных, республиканских конкурсов, выставок, викторин, Всероссийских конкурсах «Кенгуру», «Медвежонок»,  в смотрах знаний, в научно-практической конференции учащихся «Первые шаги»;

3. Активность учащихся во внеурочное время;

4. Вовлеченность учащихся в систему дополнительного образования;

5.Уровень удовлетворенности родителей         и учащихся жизнедеятельностью класса, школы;

VII. Показатели результативности:

1) Оптимальный уровень обучения;

2) Активное участие школьников в школьных, районных, республиканских, Всероссийских интеллектуальных конкурсах;

3) Активное участие во внеклассной работе:

4) Высокий уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы;

5)  Высокий уровень сплоченности детского коллектива;

VIII. Диагностические средства:

Эффективность реализации проекта интеллектуального развития младших школьников отслеживается по результатам диагностических анкет: 

-Ученые НИИ ОПП РАН «ШТУР» (школьный тест умственного развития);

-Уровень развития познавательных процессов учащихся с повышенным уровнем обученности;

 - Методика А. М. Лутошкина «Какой у нас коллектив»?;

-  Методика Е. Н. Степанова «Удовлетворенность детей и родителей жизнедеятельностью общеобразовательного учреждения»;

-Анализ успеваемости школьников;

- Статистический учет и анализ занятости учащихся во внеурочное время, участия в  конкурсных программах, выставках, викторинах, Всероссийских конкурсах, в смотрах знаний, в научно-практических конференциях;

 - Выявление уровня речевых и коммуникативных умений выпускника начальной школы;

-Методика Н.П. Капустина « Изучение уровня воспитанности учащихся»

- Щуркова Н.Е. Тест «Размышляем о жизненном опыте»

IХ. Деятельность по  реализации  проекта интеллектуального развития младших школьников:

Дополнительные курсы:

1) «Развивающая математика»  2-4 класс

2)  «Развитие творческих способностей»  2-4 класс

3)  «Знатоки грамматики»   2-4 класс    

4) Творческие конкурсы  1-4 класс

5) Интеллектуальные игры  1-4 класс

6) Входные и итоговые разноуровневые диагностические мониторинги.

7) Работа с родителями :

 а)Родительские собрания:

1 класс: «Особенности внимания детей младшего школьного возраста»

2 класс: «Развитие слуховой и зрительной памяти»

3 класс: «Роль родителей в развитии творческих способностей детей»

4 класс: «Учет возрастных особенностей младших школьников в их обучении и воспитании»

б)Классные семейные праздники

Список литературы:

 «Развитие творческих способностей младших школьников» под ред. О. Г. Селивановой, Киров, 2003 г.

 Г. А. Бакулина «Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка», Киров: ВГПУ, 1998г.

 А. Э. Симановский «Развитие творческого мышления детей», Ярославль «Академия развития», 1997 г.

Г. Ю. Айзенк «Проверьте свои способности», Москва, 1995 г.

2001 г.

Е. Н. Степанов «Воспитательный процесс: изучение эффективности». Методические рекомендации. Творческий центр «Сфера», Москва, 2001г.

МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа»

Проект

реализации методической проблемы

«Активизация интеллектуальной деятельности младших школьников»

/2012-2015 гг./

Автор:

Калугина С.А.,

учитель начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль читательской деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников.

В работе раскрывается роль читательской деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников. Даются методические рекомендации учителям начальных классов по формированию читательского интереса....

Активизация интеллектуальной деятельности младшего школьника

Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым....

Обобщение опыта работы по теме: "Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального развития"

В презентации обобщён опыт работы учителя начальных классов по теме: " Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития"...

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Активизация интеллектуальной деятельности младших школьников.

Актуальность:Тема работы, по моему мнению, является актуальной, так как инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высоко о...