Метод. семинар по теме:"Патриотическое воспитание"
план-конспект урока ( класс) на тему

Патриотическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание в начальной школе.

Воспитание патриотической личности – одна из важнейших задач педагогики. Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам   всегда  были свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более заметной. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос  о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать, начиная с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность. Патриот – это человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам  какого-нибудь  дела, глубоко привязанный к  чему-нибудь доброму , прекрасному.

Мы хотим жить в процветающей, богатой  стране, хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы мы ни в чём не нуждались. Для этого нужно воспитывать подрастающее поколение патриотами своей Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, ту  улицу  и дом, где прошло их детство,  то государство, которое заботится о нынешнем будущем своих граждан.                                                                                          

 Дети должны любить свою Родину, уважать её традиции, знать историю своей страны  и своего маленького села. Если из них вырастут такие люди, то они сделают всё для процветания нашей России. Патриотическое воспитание формирует такие нравственные качества, как: любовь  к родному краю, к своему народу, к семье, желание видеть родное село  хорошеющим и процветающим. Не секрет, что нам, учителям начальных классов, первыми (после родителей) приходится воспитывать в детях те лучшие качества, которые позднее помогут им стать настоящими людьми, любящими свою Отчизну.  Поэтому  я , уделяя  большое внимание патриотическому воспитанию своих учеников, провожу  беседы  на темы, посвящённые истории России, чтение произведений о Родине, о природе нашей страны с последующим проведением классных часов, посвящённых обсуждению прочитанного материала; организовываю просмотр фильмов по истории и природоведению с той целью, чтобы вызвать гордость у ребёнка за наших земляков , за красоту  бескрайних просторов нашей Родины.                                                                                                                       «Где взять на это время?» - спросите вы .Уделить несколько минут патриотическому воспитанию можно и нужно на каждом уроке. Каждый  учитель всегда может подобрать необходимый материал, задания которого помогают воспитывать ребёнка, не навязывая своего мнения, а как  бы исподволь подводя его к нужному мнению. Главное, чтобы ребёнок  хотел участвовать в  такой работе по мере своих сил. Пусть родители помогают своим детям в поиске. Такая работа объединяет и сплачивает семьи. В результате мы заставляем  каждого ученика изучать историю страны и узнавать, какой вклад принесла его семья в развитие  села, района, Республики. Через совместную работу мы помогаем ребёнку гордиться своими родными, своим селом , своей Родиной.

 Основным средством воспитания настоящего патриота является включение учащихся в разнообразные виды деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Ведь уже с первых дней учёбы в школе наши дети учатся находить те исторические факты, которые заставляют его задуматься: что такое Родина? С чего она начинается. В учебниках по литературному чтению, окружающему миру, истории, русскому языку, математике мы встречаем достаточно  материала, на основе которого можно воспитывать патриотов нашей страны. Главное, чтобы было желание учителя и родителей, которые, на мой взгляд, являются  -  одним из главных «винтиков» в этом процессе. В современном обществе авторитет родителей  чаще всего сильнее, чем  авторитет  учителя.

  Поэтому уже в первом классе, в свою работу я включаю задания для расширения кругозора учащихся по основам истории и окружающего мира. Знакомя с  «Азбукой»  под редакцией Горецкого В.Г., я обращаю внимание на  вопросы и задания по изучению истории родного края,  села, своей страны. Мы знакомимся с историей возникновения названий рек, городов, фамилий людей, узнаём, почему в нашей стране такие государственные символы, что они означают, откуда появились.   Проводя  классный час по теме «День Конституции» , я старалась: познакомить учащихся с основным законом – Конституцией России,  дать представление о правах ребёнка, объяснить, что означает понятие «право», объяснить, где отражены  права и формировать представления о правах и обязанностях школьников. Богатый материал даёт мне материал учебника  по окружающему миру «Мир вокруг нас», автор которого  Плешаков  А. А .Изучая тему «Полезные ископаемые» , я обращаю внимание насколько  наша страна богата полезными ископаемыми. Подчёркиваю,  это наши богатства, которые играют роль в экономике нашей страны, а значит  и в её развитии и процветании. Разве это не патриотизм?! Другим примером может служить и такой материал : в  учебнике для 2 – го  класса  мы, изучая  темы «Достопримечательности города Москвы и  Санкт - Петербурга», «История Московского Кремля», находим тексты ,наполненные гордостью за эти города.                                                                                                                                                                                                                                В разделе «Путешествие по городам и странам» ( 3 класс), есть тема «Золотое кольцо России». Данный  урок строю таким образом , чтобы вызвать гордость за Россию, за прекрасные города нашей страны. Объясняю  учащимся, что это тот маршрут ,  по которому любят путешествовать не только россияне, но и иностранные туристы. Путешествуя по городам  «Золотого кольца», можно приобщиться не только к  прекрасному, но и  узнать  интересные  исторические факты из  нашего государства.                                                                                                                                   Показывая маршрут на карте заостряю внимание на Волге – великой русской реке – матушке ; объясняю её историческую важность. Для воспитания патриота использую, прежде всего,  материал любого учебника. Например, возьмём   учебник  по литературному чтению ( авторы  Климанова, Горецкий), в котором встретим немало  произведений известных русских писателей. Это прежде всего  стихотворения  о нашей стране, о красоте  русской природы, о хороших людях. Чем не почва, чтобы взрастить семена патриотизма, посеянные на уроках в начальных классах ,в душах наших  учащихся?

Знакомясь с рассказом  Леонида Пантелеева «Честное слово» на уроке внеклассного чтения,  дети узнают, как важно держать слово, которое ты дал, как бы трудно тебе не было. При беседе по содержанию текста учащиеся навсегда запомнят фразу: «Ещё не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы  он  ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек». Комментируя прочитанное, подчёркиваю, что значит быть «хорошим человеком». Прошу детей назвать качества характера, подчёркивающие значение этого словосочетания. Делая вывод, говорю, что человек может считать себя патриотом тогда, когда с честью   выполняет  обещание, которое однажды дал.

                                                                                                                                                                                              В моей методической копилке  немало уроков и внеклассных  мероприятий, направленных  на патриотическое воспитание. Цель проведения  таких мероприятий состоит в осмыслении значимости определённых событий для истории России.                                                                                                                                                                              Задачи заключаются в следующем:

- расширение исторических  знаний детей;                                                                                                                - использование воспоминаний очевидцев событий;                                                                                               - актуализация сведений о роли нашего народа в тех или иных событиях, формирование у детей   представления о многогранности исторических явлений  односельчан. - развитие умения сопоставлять различные источники, обобщать материал и делать выводы, находить различные варианты решения поставленных проблем, правильно распределять время работы над заданием, оценивать свою работу и работу группы;  - повышение роли военно-патриотического воспитания в системе школьного образования, воспитание чувства  сопричастности к судьбе страны, гражданственности и патриотизма.

Но патриотов государства не воспитаешь, если они не будут любить свою семью. Поэтому  нужно прежде всего  воспитывать  в подрастающем поколении  любовь  к ближнему: маме, папе, бабушке, дедушке, сестрёнке, братишке. Надо учить уважать  окружающих их людей, товарищей, одноклассников,  не предавать друзей, близких им людей, воспитывать «чувство локтя».

Этому способствуют  утренники, которые я провожу  во внеурочное время, спектакли, в которых  роли исполняют  сами дети, музыкально – литературные композиции, посвящённые значимым событиям в нашей стране. Из этих мероприятий учащиеся  не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не подводить своих товарищей и учителей, взаимовыручке, они сплачивают детей.

 Ежегодно, по сложившейся традиции,  я провожу урок, который называется «Я - гражданин», целью  которого – вызвать у детей  интерес к истории  страны, воспитать ответственность за её настоящее , дать представление о родном крае,   в которой  живут учащиеся.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           В  канун  Дня  Великой Победы мы проводили исследовательскую работу, в которой родители и дети с огромным интересом  выполняли задания по теме: «Моя Родина – это большая семья» (рисунки, семейные  фотографии, рассказы героического прошлого, собранные участниками, оформлялись  в  альбом). Любовь к своей стране неразрывно связана с любовью к своим близким и родным.  Мы с учениками создавали родословную своей семьи , рисовали семейное древо. Кроме заданий о своей семье учащиеся получили задание узнать, какие улицы родного села носят имена героев войны, какие памятники поставлены в честь героев – односельчан. Совершив экскурсию к обелиску Славы, что возвышается  в центре сельского парка  узнаём о судьбах тех героев, чьи имена высечены на мемориальных плитах, есть ли среди этих фамилий знакомые, родственники. Пишем о них сочинения, составляем книгу «Вечно живые».

 Шефство над ветеранами войны способствует воспитанию в детях таких качеств, как милосердие , забота, уважение. Стихотворения, песни, поздравления и  подарки  - учащиеся дарили ветеранам в этот день. Интересно прошли классные часы :  «Страницы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов», «Народ в Великой Отечественной войне» и др., конкурсы рисунков, поделок, памятных знаков, посвящённых событиям и Победе в Великой Отечественной войне,  конкурсы чтецов; беседы по  рассказам  о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Большую роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения имеют экскурсии в музеи. За последние два года мы с учащимися с удовольствием  посетили  Краеведческие музеи г. Лабинска, г. Майкопа,  музей имени Х. Андрухаева. Итогом  таких экскурсий  становятся презентации: « Никто не забыт, ничто не забыто» (сочинения), «Мы помним ваши имена» (проектные работы), «Это нужно не мёртвым, это нужно живым» (рисунки).  В школе и во Дворце Культуры  есть музеи Боевой и Трудовой Славы, в которых мы  находим материал для познания истории нашего села, бывшего колхоза «Заря», школы.                                                                                                                                                                Чем  глубже, полнее,  ярче и содержательнее будут знания учащихся  о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании  благородного  нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков,  а – главное – они помогут  учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма, как чувства  долга перед народом, перед Родиной.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Я считаю, работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а системно. Учитель в свою очередь на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Учителю должно быть небезразлично, что происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут  видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И будет результат этой работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему "Патриотическое воспитание"

Необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться...

отчет по работе на тему "Патриотическое воспитание младших школьников"

Отчет классного  руководителя  по  патриотическому  воспитанию,обобщение  педагогического  опыта ,знакомство  со  своей  программой....

доклад на тему Патриотическое воспитание на уроках изо

доклад - актуализация патриотического воспитания на занятиях изо...

Консультация для родителей на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства».

Консультация для родителей на тему:«Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства»....

заседание круглого стола по теме "Патриотическое воспитание младших школьников"

В разработке описано проведение круглого стола для ШМО учителей начальных классов  по теме  "Патриотическое воспитание младших школьников"...

Система работы по теме "Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения"

Система работы по теме "Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения" в номинации "Методический семинар"на конкурс "Учитель года-2016"...

Текст доклада выступления на муниципальном семинаре на тему "Патриотическое и гражданское воспитание школьников через опыт реализации социального проекта «Популяризация герба и флага России»

Текст доклада выступления в рамках семинара«Эффективные практики получения новых знаний как модель позитивной социализации учащихся»...