Конкурс Самый классный класный
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Сценарий открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 70_let_stsenariy.docx33.01 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема:  «Детство, опаленное войной!»

Цель: Формирование у школьников патриотической позиции. Воспитание любви к Родине, гордости за победу в Великой Отечественной войне.

Задачи: Расширить и углубить знания обучающихся о детских судьбах в годы Великой Отечественной войны. Вызвать чувство глубокого уважения и признательности к людям, пережившим страшную войну. Воспитывать патриотические чувства.

Воспитать сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения.

Развивать общественную активность обучающихся, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Учитель: На нашем мероприятии присутствуют гости. Оглянитесь на них, поздоровайтесь, подарите им свои улыбки. : Ребята, посмотрите, пожалуйста, видеоролик. Что  за событие вы видите?

(«Парад в День Победы 9 мая 1945 года на Красной площади в Москве»)

Учитель : Чему посвящен праздник 9 Мая? (Победе в ВОВ, которая длилась с 1941 по 1945 гг).

Учитель : Что вы знаете об этой войне? (ответы учащихся)

Учитель : Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое  военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. О событиях войны мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война – история.

  Этот год для нас особенный. Почему? Год 70-летия Великой Победы. 

Мы склоняем головы перед павшими в этой борьбе. Все дальше и дальше от нас трагические события  Великой Отечественной войны, Все меньше ветеранов этой войны встречают с нами День победы, но не утихает боль,  нанесенная войной, и не меркнет подвиг нашего народа

Включается голос Левитана «Объявление»

слайд « Родина мать - зовет»

1 ученик:

Сорок первый год. Началась война.

Даже пыль всех времен не затянет –

Дату помнит вся наша страна,

Сохранит навсегда ее память.

Дети читают стих на фоне музыки «Священная война»,

Ведущий 1 :

Война 1418 дней -  27 миллионов погибших.

ВЕДУЩИЙ 2: Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать … -  43 года!

ВЕДУЩИЙ 3: 27 миллионов за 1418 дней – это значит погибало 13 человек каждую минуту. 27 миллионов погибших на 2600 км.

ВЕДУЩИЙ 2: Это значит, 10 человек на каждый метр земли.

ВЕДУЩИЙ 4: Каждый 6 – ой житель нашей страны погиб во время войны. Всего за годы войны из Краснодарского края  ушли на фронт более 600 тыс. человек.

ВЕДУЩИЙ 1:И каждый 2-ой из них отдал за Победу свою жизнь.

Учитель : это не только военные, взрослые, но и дети.  5 млн. детей….Давайте  сегодня  вспомним  и почтим память таких же,  как вы девчонок и мальчишек, которые очень любили петь песни, играть. Но за такую жизнь, им пришлось заплатить слишком дорогую цену.  Вот им безвинно погибшим мы посвящаем свой урок.

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Пламя ударило в небо! – Ты помнишь Родина?

Тихо сказала:

«Вставайте на помощь…»

Родина.

Славы

Никто у тебя не выпрашивал, Родина!

Просто был выбор у каждого: Я или Родина.

                                                             Р.Рождественский

Звучит песня «Священная война» (муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача)

ВЕДУЩИЙ 3: Люди не думали о своей жизни. В мысли было только одно: остановить врага!

ВЕДУЩИЙ 4: Защищать то единственное, что было у человека. У 5 миллионов человек война отняла  детство.

Учитель: Дети и война (СЛАЙД). Дети концлагерей, дети- Сталинграда, дети- сыны-полка, дети  - партизаны. Маленькие герои большой войны, они сражались повсюду. Это  пятиклассник Марит Казей и пятнадцатилетний  Леня голиков, Зина Портнова и Лара Михеенко. Но не все дети оказались на линии фронта и сражались наравне со взрослыми, были дети, которые попали в концлагерь. Самое страшное, самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских лагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу.

ВЕДУЩИЙ 4:Самое страшное в войне – дети концлагерей.

ВЕДУЩИЙ 1:В бывшем фашистском концлагере Равенсбрюк, где в ад душегубок и печей отправлялись только дети и женщины, есть фотография детского сердца, в центре которой аккуратно нарисован кружочек, а подпись гласит, что эсесовец, который так метко будет стрелять и так точно попадать в сердце ребенка, будет получать дополнительные дни к отпуску.

ВЕДУЩИЙ 3: В это трудно поверить, но это было.

Учитель: Блокада  Ленинграда была 900 дней. Многих  детей удалось отправить в тыл. Оставшиеся дети, на ровне со взрослыми переносили все тяготы и невзгоды….

        Дети блокадного Ленинграда.(СЛАЙД)

Ученица зачитывает сочинение «Неоконченный дневник» (воспоминания своего дедушки о жизни в блокадном Ленинграде). (Демонстрируется видеофильм «Страницы дневника Тани Савичевой». Звучит песня «Баллада о Тане Савичевой, муз. Е.Дога, сл. В.Гина»).

ВЕДУЩИЙ 1: На Нюрнбергском процессе среди обвинительных документов фашизму был предъявлен и этот дневник.

Этот дневник на процессе Нюрнбергском

Был документом страшным и веским.

Плакали люди, фашизм проклиная,

Танин дневник – это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

«Вновь не должно это все повториться».

Сценка  «Дневник Тани Савичевой»

ВЕДУЩИЙ 2: Таня Савичева не стреляла в фашистов и не была разведчиком у партизан. Она просто жила в Ленинграде в самое трудное время.

 ВЕДУЩИЙ 3: Таня просто писала факты своей жизни. И когда читаешь это, цепенеешь:

ВЕДУЩИЙ 1:…Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый, звонкий «ангельский» голос, обещавший певческое будущее.

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи».

Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год». 
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»
«Умерли все». «Осталась одна Таня». 

ВЕДУЩИЙ 3:Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую  область, в поселок Шатки.

ВЕДУЩИЙ 4: Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградски. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась.

ВЕДУЩИЙ 1:Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди  голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша.

ВЕДУЩИЙ 2: 22 июня 1941 года очень изменилась жизнь в нашей стране.  С этого дня мечтам многих юных и молодых людей уже не суждено было сбыться.

 ВЕДУЩИЙ 1: Кто-то ушел на фронт, другие остались дома, но все стали на защиту своей Родины. Никто, ни взрослые, ни дети не остались в стороне от происходящих событий.

Учитель: Дети войны, они сражались на трудовом фронте, работая по 12-14 часов, недоедая и  недосыпая.  И когда их рост не позволял встать станку, они вставали на ящики и работали. Все для фронта – все для Победы. Это они собирали металлом для строительства танков и самолетов. Собирали теплые вещи, вязали варежки и шили одежду. Выступали в госпиталях, ухаживали за ранеными.  

ВЕДУЩИЙ 5: Сегодня мы  узнаем об одной из страниц истории Кубани – об ужасах творимыми фашистами на территории Кубани, о детях, попавших в застенки концлагерей.

ВЕДУЩИЙ 3 : война   нарушила мирную жизнь кубанцев. Многие кубанцы встретили врага с оружием в руках на западных границах Родины. Они были в рядах героических защитников Брестской крепости и военно–морской базы на Балтийском море.


ВЕДУЩИЙ 4: В городах и станицах края жизнь перестраивалась на военный лад. Летом 1942 года фашистские захватчики направили удар на Кавказ. Гитлеровское командование планировало овладеть нефтью Кавказа, хлебом Дона и Кубани.

ВЕДУЩИЙ 1: В августе война пришла на Кубань. Казни, истязания и пытки стали обычным делом  для фашистов на территории края. В Краснодаре появились “душегубки” – машины со специальным устройством для отравления людей. В них вталкивали людей и отправляли к противотанковому рву на окраине города.

 ВЕДУЩИЙ 5  :. В Ейске фашисты учинили дикую расправу над детьми из детского дома. Двести мальчиков и девочек были брошены в кузова автомашин и вывезены за город, закопаны живыми в землю.
Теперь на месте захоронений людей в Первомайской роще г. Краснодара установлен памятник всем погибшим
.(СЛАЙД)

ВЕДУЩИЙ 3:На борьбу с врагом поднялись не только взрослые, но и дети. Если такие дети попадали в руки фашистов, то враги издевались, как хотели. На допросах каждый раз секли. Потом уводили на расстрел, а перед этим заставляли детей рыть для себя могилу. 

ВЕДУЩИЙ 4 :В станице Старотитаровской был госпиталь для немецких солдат. Однажды из этой станицы у 40 детей выкачали всю кровь для раненых немцев, а детей в бессознании вывезли за станицу и там их бросили. Был случай, когда детей от 2 до 14 лет не расстреливали, а проводили на них опыты с препаратами.

ВЕДУЩИЙ 5:130 521 человек были вывезены из Краснодарского края в Германию, среди них 38 022 ребёнка до 16 лет.

ВЕДУЩИЙ 1:В концлагерях каждому человеку  был дан его порядковый номер. На фотографии изображена жительница Краснодара Ираида Ивановна Афанасьева. В то время её было 12 лет. Она попала в концлагерь Майданек. Ей был дан номер 3380.

ВЕДУЩИЙ 2:Все дети быстро становились взрослыми. Они, чувствуя опасность, во время болезней не стонали. При появлении надзирателей больных детей прятали, а они при этом лежали и не шевелились. Каждое утро  взрослые должны были идти на работу. Старшие дети оставались, присматривали за младшими, занимались уборкой, чинили одежду.

ВЕДУЩИЙ 3: За неповиновение детей секли плётками, издевались, проводили над ними опыты, морили голодом, а затем убивали. Сейчас на месте концлагеря Майданек установлен памятник – символ борьбы и мук, символ трагедии, надежды и победы:

ВЕДУЩИЙ 4: Юрий Анатольевич Пухляк. В декабре 1942 года восьмиклассник краснодарской средней школы №  40 вместе с другом Володей решил съездить в город Усть-Лабинск, обменять кое-что из вещей на еду. Здесь ребят и схватили фашисты, чтобы, как и многих других, отравить в Германию на каторжные работы.
ВЕДУЩИЙ 1: В декабре 1944 года пятнадцать узников бежали, в их числе и Юрий Пухляк.  Вернувшись на Родину, Юрий окончил вечернюю школу, затем институт, работал по специальности до самой пенсии.

ВЕДУЩИЙ 3:Людмила Григорьевна Васильева. Ей в то время было одиннадцать лет. Отца девочки оккупанты сожгли раненого в сарае. Она жила с партизанами в лесу. Однажды, прочесывая леса, фашисты наткнулись и на их лагерь.

ВЕДУЩИЙ 2 : Так девочка Мила была схвачена гитлеровцами и отравлена в лагерь. Майданек.

ВЕДУЩИЙ 3 :После войны Людмила Григорьевна долгие годы работала учителем, сейчас на пенсии. Она считает своим долгом отыскать тех, кто, как и она, был малолетним узником фашистских лагерей.

ВЕДУЩИЙ 1:Поисковую работу ведет, чтобы помочь этим людям. Ведь порой они больны и одиноки.

ВЕДУЩИЙ 1:Людмила Григорьевна считает, что в мире есть единое человеческое сообщество, движут которым взаимовыручка и поддержка, гуманизм и сострадание.

ВЕДУЩИЙ  5: Много славных подвигов совершали защитники РОДИНЫ-  были  оборона Москвы, Сталинградская, Курская битвы. После этих битв наши войска уже не отступали.

Дети читают стих:

Сквозь кровь и пот,

Через огонь и воду,

Сквозь дым пожарищ,

Через трупный смрад,

Отстаивая право на свободу,

К победе шёл, Россия, твой солдат…

ВЕДУЩИЙ 5:  Не обошла война стороной ни одну семью, ни один город. Не обошла война стороной  и нашу Кубань. Оккупация Кубани - одна из самых трагических страниц ее истории. (слайд)

УЧЕНИК рассказывает:

ВИТЯ НОВИЦКИЙ   Ученик 21 школы г.  Новороссийска.    Витя рано осиротел. Родителей он не помнил, воспитывался в семье у дяди. Витя любил свой город и людей, живущих в нем. Фашисты подошли к Новороссийску. Советские воины отстаивали каждый дом, каждую улицу. С ними был и Витя. Вместе с пулеметчиками он засел в башне высокого дома. Отсюда отбивали атаки защитники города. Погибли все, кроме Вити. Немцам удалось ворваться в башню. Мальчика схватили, облили керосином, зажгли и бросили на мостовую.

На героической Малой земле в качестве связистов воевали Витя Коваленко , Коля Ткач, Женя Барабаш, в батальоне морской пехоты –Витя Чаленко, Ваня Савинов.

За оказание помощи партизанам был закопан живым в станице Кавказской Федя Токарев, сожжен заживо Шура Белик, повешен Жора Ероско .

Недалеко от Горячего Ключа расстрелян Леня Тараник, в Майкопе – Женя Попов, в Каменномостском – Коля Токарев и Юра Сазонов, в Анапе – Катя Соловьянова, в ста-нице Воздвиженской –Митя. Пав-лик и Коля Сергиенко, Вася Федоренко, Коля Загладин, Ваня Полухин, МашаСимонова. В станице Брюховецкой – Витя и Лена Голубятниковы, в Краснодаре –Володя Головатый, в станице Зассовской  Лабинского  района – Леня Литвиненко. 

Учитель: Все они были удостоены орденов и медалей, но, к сожалению, не дожили до Победы. 

Дети читают стих:

Год сорок пятый-тьма немая,

Еще стоит по всей стране,

Но день большой в начале мая,

Уже стремиться к нам – тебе!

И нет в стране такого края,

Куда б Победа не пришла,

Где  это бы начало мая,

Не отмечала вся страна!

И кто-то плакал неустанно,

А кто-то смех не мог унять,

И кто-то возвратился плавно,

А кто-то будет вечно спать…

.ВЫВОД:

Посмотрите, сколько лет прошло со Дня Победы. Год 1945... Год 2015. Между ними 70  лет мира и памяти. Сколько всего доброго и хорошего успели сделать люди за эти мирные 70 лет! Вернувшиеся с войны заново отстроили города и села, засеяли поля, запустили человека в космос, изобрели компьютеры и новые игрушки…Во время учебы в школе вы будете изучать эту войну с разных сторон, на разных уроках. К сожалению, историю часто «переделывают» в угоду тем или иным людям. Вы вырастете, и у вас сложится свое мнение об этой войне. Но неизменным для вас должно остаться одно – подвиг, мужество, героизм людей подарившим нам жизнь.

– Какие пожелания жителям нашей планеты вы хотели бы высказать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

конкурс" самый классный классный"

концепция учителя начальных классов, классный час  "И я могу быть волшебником"...

Работа на конкурс "Самый классный классный 2012"

Работа на конкурс "Самый классный классный 2012"...

визитка на конкурс "Самый классный классный"

визитная карточка учителя начальных классов...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....