ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья (4 класс) по теме
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ |
2 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.88 КБ |
![]() | 53.96 КБ |
![]() | 16.85 КБ |
![]() | 16.89 КБ |
![]() | 14 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Переход человечества в новое тысячелетие - это переход в новые условия существования. Всё больше мы имеем дело с искусственной средой обитания, созданное'самим человеком и подчиненной логике его интересов. Часто эти интересы вступают в противоречие с законами природы, становясь несовместимыми с ними.
Надвигающая опасность экологического кризиса создала необходимость поиска коллективных действий и общих стратегий. Повсеместно стоит вопрос: «Как сохранить экологическое равновесие», и уберечь мир от деградации. Необходимо донести до каждого человека веру в то, что он способен, прежде всего, управлять собой в отношении с природой. Становление экологического мышления, воспитание активного неравнодушия к проблемам экологии - одна из важнейших задач экологического образования общества. И чем раньше мы начнем ее решать, тем продуктивнее будет результат. Экологическое образование надо начинать с раннего возраста.
На современном этапе экологического-образование строится на принципах единства исторических взаимосвязей общества и природы, коллективных действий социального партнёрства# Назрела необходимость создания креативной модели экологического сотрудничества в сообществе с целью формирования сферы социального партнерства.. Речь идёт об особой форме отношений связей, взаимодействий образовательных учреждений, итогом которой станет моделирование характера и качества экологических отношений и типовых взаимодействий, присущих гражданскому обществу. Нужна налаженная система межведомственных отношений образовательных, культурных, общественных организаций.
В моей работе экологического воспитания школьников, социальными партнёрами являются родители, МОУ «СОШ №2», МАОУ «Селенгинская гимназия», МАДОУ «Теремок», музей боевой и трудовой славы п. Селенгинск Дома детского творчества, Селенгинское лесничество, информационный центр экологического образования и воспитания детей и юношества детской библиотеки МАУ КДЦ «Жемчужина».
Предварительный просмотр:
2
Личность ребёнка формируется, прежде всего в семье, в системе детско- родительских отношений. Поэтому одним из главных партнёров являются родители.
Свою работу с родителями я начала с проведения собрания. Вместе мы разработали экологический проект «Мое дерево». В основе этого проекта лежит выбор экологического объекта (дерева) для наблюдений, исследований и практической деятельности. Деревья играют большую роль в нашей жизни, они окружают нас повсюду, однако большинство детей и взрослых не обращают на них внимания, а некоторые даже не могут отличить кедр от сосны, березу от осины. Дети заводят тетрадь и альбом, в которых заносят результаты своих наблюдений в виде кратких записей, рисунков (дерево зимой, летом, после дождя, во время ветра) записывают стихи, загадки, сочинения.
Исследовательский этап состоит из ряда заданий - изучение ствола дерева, семян, плодов; время цветения, сокодвижения; изучение птиц, связанных с деревьями; изучение снега и т.д.
Предварительный просмотр:
о
3
Параллельно дети учатся практической деятельности по уходу за своим деревом, убирают территорию возле него, сажают рядом другие растения, делают кормушки для птиц. На заключительном этапе, детям вместе с родителями предлагаю написать обобщающие сочинения «Дружба с моим деревом», «Моё дерево и времена года» и др.
В итоге таких исследований достигается главная цель - воспитание бережного отношения к деревьям с раннего возраста, как к живым существам, пониманию необходимости их охраны, основанной не на лозунгах и призывах, а на собственных наблюдениях, на экологических знаниях. Также совместно с детьми и родителями проводим семейные мероприятия, такие как «Мы - экологическая семья», конкурсная программа «Счастливый случай», викторины, в которых родители и дети с удовольствием принимают участие, устраиваем совместные чаепития, где дети выступают с рассказами о своем дереве, о своих питомцах живого уголка, проводим игры, конкурсы.
Главным нашим партнёром являются общеобразовательные школы и школа коррекции.
Работая по программе «Ступени» «Школу экологии» посещают 100 учащихся. Часть детей более глубоко увлекаются экологией, и посещают дополнительные занятия.
Дети с удовольствием занимаются в живом уголке, где получают более глубокие знания о животных, имеют возможность близкого соприкосновения с живой природой. В живом уголке живут хомячки, свинка, ёжик, карликовый ёжик, черепаха, волнистые попугайчики, рыбки - меченосцы, гуппи, сомики. Здесь дети учатся относиться к животным бережно и внимательно. Ухаживая за ними, приобщаются к самостоятельному труду, развивают наблюдательность, проводят первые опыты, ведут дневник наблюдений. Всё это способствует лучшему усвоению учебной программы по природоведению, биологии, экологии. Общение с живым существом дарит ребятам радость, вызывает добрые чувства, сопереживание, восторженность, удивление. Ведь многие семьи не имеют возможности держать дома животных, а многие и не хотят.
С детьми и совместно с педагогами школ и Дома творчества проводим однодневный поход в лес, экологическое путешествие по станциям «Мы и природа», путешествие по Байкалу, экскурсии по экологической тропе. Экологическая тропа протяженностью 1,5км, время пути 1,5 часа, 5 остановок, 8 объектов для наблюдения. Ребята проводят лесопатологическое обследование отдельных участков леса (зараженность вредителями, болезни), визуально определяют состав насаждений, ярус, возраст леса. Учатся ориентации в лесу, как правильно разжечь костер, из чего можно заварить чай. Таким образом, дети приобретают первые туристические навыки. В лесу собираем растения для гербария, шишки, корешки, листья, хвою, мох, которые используем на занятиях при изготовлении поделок из природного материала. Во время экскурсий по
Предварительный просмотр:
4
экологической тропе, выполняем практическую работу, очищаем небольшой участок леса от захламлённости, и конечно проводим экологические игры.
Одним из партнеров в организации воспитательно-образовательном процессе является лесничество.*Наши друзья: лесничий Иванов В.Д. и зам. лесничего Копылов М.Г. проводят с ребятами беседы по охране леса от пожаров, как уберечься от клещей, принимают активное участие в мероприятиях: ток - шоу «Оставим#елку в лесу», «Как сберечь лес от пожара», проводят лесные викторины. Кружковцы помогают лесникам распространять листовки, призывающие охранять лес от пожара, обращение к населению о соблюдении правил поведения в лесу.
Хочется особо отметить еще одного социального партнера, с которым мы работаем на протяженицугет. Это информационный центр экологического образования и воспитания для детей и юношества детской модельной библиотеки МАУ КДЦ «Жемчужина». Руководит центром заведующая детской библиотекой Елена Михайловна Борисова. Совместно с центром проводим: недели экологии;
акции по борьбе с мусором возле Дома творчества;
операции по чистоте подъездов в соседних жилых домах «Чей подъезд лучше»; конкурсы «Скворцы прилетели», посвященные Дню птиц - 1 апреля;
«Берегите Землю - матушку», посвященный Дню Земли - 22 апреля;
«Экология в нашем доме», посвященный Дню здоровья - 7 апреля.
«Чудо озеро Байкал»;
Конкурс - парад домашних питомцев «Наши верные друзья»; и др.
Часто я свои занятия провожу в информационном зале, где дети смотрят видеофильмы о природе, читают книги и журналы по экологии, расширяют свой кругозор знаниями об окружающей^трироде.
Еще один наш партнер - это музей боевой и трудовой славы п. Селенгинск Дома творчества, руководитель ПДО Нина Анатольевна Анкудинова.
Она проводит интересные беседы и экскурсии, посвященные Великой Отечественной войне, по краеведению района, знакомит с историей поселка.
Мы с детьми выращиваем рассаду комнатных растений и дарим их ветеранам войны и труда во время наших встреч. Ежегодно мы проводим акции по очистке территории памятника, посвященного героям Великой Отечественной войны. Также нашим партнером является МАДОУ «Теремок». Я работаю со старшей и средней группами. Занятия проводятся в игровой форме. Дети получают первоначальные знания о природе и окружающем нас мире. С интересом наблюдают за животными, ухаживают за ними, занимаются в информационном центре. Именно здесь начинается*начальное экологическое образование, которое затем продолжается^ школьном возрасте, таким образом, осуществляется преемственность дошкольного и школьного образования и воспитания.
Предварительный просмотр:
5
Сейчас практика социального партнерства наполняется новым содержанием. Особое внимание уделяем поисковой, исследовательской деятельности школьников. Со своими проектами учащиеся участвуют в районных, республиканских конкурсах, семинарах, выставках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двигательная активность младших школьников - одно из условий по укреплению и сохранению здоровья младших школьников
Из опыта работы педагога...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/20/picture-51271-1445354656.jpg)
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы
Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/06/picture-137899-1352209710.jpg)
Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.
В условиях частных школ с присущей им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/13/picture-186277-1384366373.png)
Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС
Описание планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/20/picture-463167-1408511056.jpg)
«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/20/picture-950200-1505924990.jpg)
Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.
Развития воображения младших школьников. Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...