« Стыд пред словом»-классный час
классный час (4 класс) на тему

Савченко Лилия Александровна

Цель:  профилактика сквернословия.

Задачи:

 1) Построить знания о сквернословии, его избавлении и пагубности влияния на внутренний мир  человека.

           2) Формировать желание сохранять и очищать родную речь от непристойных выражений;

 

           3) Воспитывать  желание  выражать свои чувства социально приемлемым способом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_brannye_slova.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1.

Автор (ФИО, должность)

Савченко Лилия Александровна,

учитель начальных классов

2.

Название ресурса

 « Стыд пред словом»

3.

Вид ресурса

Конспект

4.

Предмет, УМК

 Классный час. «Школа России»

5.

Цель и задачи ресурса

Цель:  профилактика сквернословия.

Задачи:

 1) Построить знания о сквернословии, его избавлении и пагубности влияния на внутренний мир  человека.

           2) Формировать желание сохранять и очищать родную речь от непристойных выражений;

           3) Воспитывать  желание  выражать свои чувства социально приемлемым способом.

6.

Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс

4 класс

7.

Программа, в которой создан ресурс

Word

8.

Методические рекомендации по использованию ресурса

Тематический классный час

9.

Источники информации

  Литература:

•        http://mar-orthodox.narod.ru

       

  Тема: Стыд перед словом.

Цель: профилактика сквернословия.  

Задачи: 

 1) Построить знания о сквернословии, его избавлении и пагубности влияния на внутренний мир  человека.

           2) Формировать желание сохранять и очищать родную речь от непристойных выражений;

           3) Воспитывать  желание  выражать свои чувства социально приемлемым способом.

         

 Оборудование: доска, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н.Ю. Шведова,     тест,  индивидуальные листы, карточки с заданиями, карточки с буквами алфавита, цветок.

Ход урока:

1. Стадия вызова.

 – Вы сможете назвать тему урока, если внимательно прочтёте четверостишие:

                                        Язык народа и богат и точен,

Но есть, увы, и бранные слова.

Они растут как сорная трава,

                                        У плохо перепаханных обочин.      Н. Рыленков

-  О чём это стихотворение?

-  О чём мы сегодня будем говорить? (О языке, речи, о бранных словах…)

-  Тема урока «Стыд перед словом.»  В языке есть слова, которых нужно стыдиться. О таких словах и пойдёт речь.

2. Актуализация знаний.

Беседа, пополнение словаря детей.

- Как вы понимаете, что значит бранные слова? (плохие, ругательные, ненормативная лексика. … )

- Зачитаем три пояснения слов из «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова:

                  Б Р А Н Ь – осуждающие и обидные слова, ругань.

                  С к в е р н о с л о в и е  -речь, наполненная сквернословием, непристойными словами.

                  М а т – неприличная брань.

 - Браниться, сквернословить, материться – это оскорблять и унижать, провоцировать преступления, создавать видимость вседозволенности.

3. Введение в тему урока.

-  Я хочу с вами поделиться знаниями о вреде сквернословия.

 - Мат и сквернословие вредят здоровью – этот факт доказали учёные.  Мат приводит к раннему старению и преждевременной смерти. Это слова, которых нужно остерегаться и стыдиться.  

- Человек начинает материться. Это может войти в привычку. Появляется порок.

- А как можно избавиться от этого порока? ( Не материться. не ругаться, проявить силу воли. … )

- Если человек не желает избавляться от этого порока, то постепенно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить самое простое предложение, не употребив плохих слов. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искажённого сознания. Часто такой человек. Попавший в приличное общество, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать плохого слова. Человек матерится в том случае, когда он не уверен в своих силах.

4. Тест.

-  Сейчас я прошу ответить на четыре вопроса, выбрав предлагаемые ответы. На пятый вопрос вам нужно высказать своё мнение.

1. Ты материшься?                                                              

          а) нет                       б) да                 в) иногда

2. Твои родители матерятся?                                                  

         а) нет                        б) да                 в) иногда

3. У тебя есть друзья, которые матерятся?                                  

          а) нет                       б) да                 в) иногда

4. Делаешь ли ты замечания тому, кто говорит плохие слова?  

          а) нет                       б) да                 в) иногда

5. Почему нельзя материться?

- Есть желающие зачитать ответ на последний вопрос?   ( Это стыдно,  они грубые и неприятные, их говорят пьяные. Так не принято говорить в приличном обществе. … )

- Замечательно. Я сделала вывод, что для вас  неприемлемо сквернословие. Ведь есть много других хороших слов.

5. Релаксация.

   - И сейчас мы будем говорить  приятные слова.  Я показываю карточку с буквой, а тот, у кого цветок, говорит на эту букву приятное слово и передаёт цветок тому, от кого желает услышать доброе слово.  Например:    замечательная          

у

з

                                                                                           удивительная

6. Продолжение темы урока.

Р а б о т а   в  п а р а х.

- Вернёмся в прошлое. В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием. Звуки, слоги из этих слов произносили, чтобы навлечь беду, проклятие на недруга, на врага. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой. Однако, все знали…

- А вот что все знали и вы сейчас узнаете. Работать будете в парах. Ваша задача установить, почему и где нельзя сквернословить. Соединить слова правого столбика с левым.

1) Бранить нельзя матом детей.                                           Леший может обидеться и запутать

                                                                                                        путника.

2) В  доме нельзя материться.                                               Водяной оскорбится на сквернослова и

                                                                                                        пошлёт неудачи, может и утопить.

3) Нельзя  ругаться в лесу.                                                       Бесы будут жить в этом жилище,

                                                                                                        несчастье и горе.

4) Нельзя  материться у водоёмов.                                      Они будут мучимы бесами.

- Проверим, что у вас получилось.

П р о в е р к а:

1) Бранить нельзя матом детей.                                           Они будут мучимы бесами.

2) В доме нельзя материться.                                                Бесы будут жить в этом жилище,

                                                                                                        несчастье и горе.

3) Нельзя  ругаться в лесу.                                                       Леший может обидеться и запутать

                                                                                                        путника.

4) Нельзя материться у водоёмов.                                       Водяной оскорбится на сквернослова и

                                                                                                        пошлёт неудачи, может и утопить.

- Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение «Поле брани». Не зная значения происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Мы теперь с вами знаем. Значение фразы другое – это поле матерной брани.

- Итак, почему в Древней Руси нельзя было материться? ( чтоб не вступать в сговор с бесами. Не навлечь на себя и близких беды, несчастья, болезни,  … )

- Если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он бы никогда не произнёс его.

Скверные слова, если даже мы но слышим, и не произносим, незаметно и глубоко проникают в нас..

- Может вы дадите советы, как избавиться от сквернословия? ( ….   )

- Надёжных рецептов нет, но есть несколько правил, с которыми наша речь будет чище.

- Первое правило, мы выведем все вместе. Прочитайте:

       «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, - но не через меня».     А.И. Солженицын

- Что подразумевает Солженицын под словом ЭТО? (мат, плохие слова, … )

- Автор хотел сказать. что все пусть говорят, а я не буду. Я буду исключение. Какое же у нас получилось правило?

                НЕ  ГОВОРИТЬ  ПЛОХИХ  СЛОВ  САМОМУ.

7.  Дифференцированная работа  по  г р у п п а м. (Сильные, средние, слабые)

Карточка для 1 группы.

Если копировать других, сквернословить «как все», то нечего потом удивляться, что у вас не всё в жизни ладится: не вас послали в загранкомандировку. Не вам дали премию.

  Скажите своими словами.

Карточка для 2  группы  детей.

Сквернословы оправдывают себя: «Я сматерился – это я расслабился».  Но расслабляться – совсем не значит  употреблять алкоголь и сквернословить.

  Продолжить текст собрав из слов предложение. Это и будет следующее правило.

2.не

4.расслабления,  

1.Сквернословие

8. означает

9.вседозволенность.      

3.способ

6.расслабление

7.  не

5.    а

означает

Карточка для 3 группы  детей.

Даже в самой ужасной среде есть люди, которым грязь как бы не пристаёт. Мы не сможем исправить общество в целом, но исправить сквернословие внутри семьи, класса, группы – можно.

    Ответьте на вопрос: Мы не можем исправить общество, но где мы можем пресечь сквернословие?

П р о в е р к а работы групп.

- 1  г р у п п а,  читайте свой текст. Как вы перефразировали?

( …   Достойная жизнь не совместима с недостойными словами)

- 2  г р у п п а  должна была собрать предложение. Читайте весь текст и правило, которое вы вывели.

( ...   Сквернословие не способ расслабляться, а расслабление не означает вседозволенность)

- Как же быть с теми, кто сквернословит? Нереально стоять на улице и хватать за рукав всех, кому не стыдно выражаться. (игнорировать, … )

- 3  г р у п п а  должна была ответить на вопрос «Где  мы можем пресечь сквернословие?» Читайте свой текст и ответьте на вопрос. ( … Мы не можем исправить общество в целом, но остановить сквернословие в семье, в классе, в группе – можно)

- Итак,

Как избавиться от сквернословия?

1. Не говорить плохих слов самому.

2. Достойная жизнь не совместима с недостойными словами.

3. Сквернословие не способ расслабления, а расслабление не означает вседозволенность.

4. Мы не можем исправить общество, но остановить сквернословие в семье, в классе, в группе – можно.

8.  Итог.                 

- Элементы несогласия, спора, ссоры, гнева, обиды  в жизни неизбежны. Но поругать даже очень  любимого  человека, не высказать своего огорчения, не выплеснуть обиду – невозможно. Но это не должны быть бранные слова! Нельзя чтоб они срывались с языка, чтоб  не было  потом стыдно перед словом!

9. Рефлексия.

- А теперь напишите небольшое эссе, которое начните со слов: «Сегодня я понял, что …»

- Кто желает зачитать?

- Я думаю, если Вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО  поняли, что  мат, сквернословие, брань - это плохо и каждое слово причиняет реальный вред, то вы никогда не будете употреблять эти стыдные слова.

Карточка для 1 группы.

Если копировать других, сквернословить «как все», то нечего потом удивляться, что у вас не всё в жизни ладится: не вас послали в загранкомандировку. Не вам дали премию.

  Скажите своими словами.

Карточка для 2  группы  детей.

Сквернословы оправдывают себя: «Я сматерился – это я расслабился».  Но расслабляться – совсем не значит  употреблять алкоголь и сквернословить.

  Продолжить текст собрав из слов предложение. Это и будет следующее правило.

2.не

4.расслабления,  

1.Сквернословие

8. означает

9.вседозволенность.      

3.способ

6.расслабление

7.  не

5.    а

означает

Карточка для 3 группы  детей.

Даже в самой ужасной среде есть люди, которым грязь как бы не пристаёт. Мы не сможем исправить общество в целом, но исправить сквернословие внутри семьи, класса, группы – можно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебные слова" (классный чс)

Классный час по теме "Волшебные слова" для учителей начальных классов....

Внеурочная деятельность Правоскавная культура Тема: Как люди предали Христа. Пасха.

внеклассное занятие по Православной культуре в 1 классе 2011-2012 учебный год....

Презентация по теме " Волшебные слова" (классный час в начальной школе)

Презентация по теме " Волшебные слова" (классный час в начальной школе)...

Дружба чудесное слово. Классный час в 1 классе

На примере героев сказок и мультфильмов дети работают над понятие "дружба", разгадывают кроссворд, решают ситуации, в конце классного часа групповая работа - Дружеское рукопожатие....

Сценарий праздника.Концерт, посвященный Менждународному Женскому Дню "Пред вами преклоню я колени..."

Данная разработка актуальна, так как внеклассное мероприятие в форме концертной деятельности становится способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия п...

Программа курса внеурочной деятельности «Мы раскрасим целый свет» (А. В. Предит) 1 класс

Программа составлена на основе авторской программы А. В. Предит "Мы раскрасим целый свет" для 1-ого класса....

Внеклассное мероприятие "ПРед Носовым снимите шляпу"

Внеклассное мероприятие по рассказам Н. Н. Носова....