Досуг в системе семейных отношений: сущность и специфика
статья (3 класс) на тему

Закирова Елена Николаевна

    Организация семейного досуга, который является неотъемлемым компонентом воспитательного потенциала семьи, поддается воздействию и существенно зависит от взаимодействия образовательного учреждения с семьей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug_v_sisteme_semeynyh_otnosheniy.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

  Елена Николаевна Закирова,

педагог дополнительного образования,

МАУДО  «Центр детского творчества»,

                                                                                                       г.Пыть-Ях Тюменская область

Досуг в системе семейных отношений: сущность и специфика

    Организация семейного досуга, который является неотъемлемым компонентом воспитательного потенциала семьи, поддается воздействию и существенно зависит от взаимодействия образовательного учреждения с семьей. Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое времяпровождение, не простое бездельничанье, и вместе с тем он не означает следование принципу «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время.

   Черты семьи как социального института заключены в социальных нормах, санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношения  между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, ее характеризуют общность быта всех членов семьи, взаимная моральная ответственность и взаимопомощь.

  Семейный досуг – это коллективная деятельность, содержание и формы проведения которой зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов . 

  От уровня культуры семьи как ячейки социума во многом зависят духовное богатство и благополучие общества, его способность формировать креативную личность информационной эпохи; преодолеть социальную пассивность, демографический кризис, алкоголизм, наркоманию; утвердить в людях ценности гуманизма и толерантности; раскрыть им созидательный и эстетический потенциал искусства, чтения, активного досуга, общения с природой, занятий спортом.

  Своевременность исследования социально-культурной деятельности как средства повышения досуговой культуры семьи определяется острыми проблемами, которые переживает данный социальный институт, логикой развития педагогики досуга, а также креативным потенциалом социально-культурной деятельности. Реализация педагогических ресурсов социально-культурной деятельности чрезвычайно актуальна в условиях трансформации российского общества, а также в контексте современных тенденций развития педагогического знания.

  Досуг наиболее полно реализует две социально значимых функции – рекреативную (или восстановительную) и духовного развития человека, формирования его личности. Организация досуга – одна из значимых функций семьи. Эффективность ее реализации определяется, во-первых, наличием и постоянным увеличением свободного времени, во-вторых, дальнейшим развитием современной индустрии досуга, в-третьих, умелым и продуманным выбором средств и форм использования свободного времени.

  В основе организации досуга лежат следующие методы:

1) сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.);

2)  многообразие форм и методов организации и добровольность в их выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха, массовые праздники и др.).

  Одной из форм досуга являются праздничные мероприятия, рассчитанные как на массовую аудиторию (Новый год, проводы зимы, балы, карнавалы, танцевальные вечера), так и на более камерную (вечера отдыха и т. д.). Популярны и развлекательно-образовательные формы досуга (конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, а также экскурсии), поскольку позволяют аудитории в игровой форме повышать свой интеллектуальный уровень.

  Семейный досуг должен строиться исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Немаловажную роль в деле организации семейного досуга играют культурно-досуговые учреждения, где большое значение придается семейному отдыху. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Совместные беседы и конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу.

  В современных культурно-досуговых учреждениях нужно добиваться преодоления потребительского отношения к досугу, которое присуще многим людям, считающим, что содержательное проведение свободного времени им должен обеспечить кто-то, но только не они сами. Следовательно, эффективность использования досуга во многом зависит от самого человека, от его личной культуры, интересов и т. д. Деятельность человека в свободное время определяется его объективными условиями, окружающей средой, материальной обеспеченностью, сетью культурно-досуговых учреждений и т. д.

  Семейный досуг имеет самостоятельную педагогическую ценность: с одной стороны, семейный досуг направлен на поддержание семьи как целостной системы, с другой стороны, оказывает воспитательное и развивающее воздействие на все стороны жизнедеятельности ребенка, приобщает его к освоению богатств духовной культуры, реализует то лучшее, что есть в человеке, позволяет преодолеть личные недостатки посредством творческой активности.

  Значительный педагогический потенциал оптимизации семейного досуга содержит социально-культурная деятельность, в которой значительное место занимает художественное творчество, сочетающее отдых, личностное развитие и эстетическое воспитание. Востребованность досугового художественного творчества позволит повысить эффективность нравственного развития ребенка, сформировать моральный климат в семье, обеспечивающий психологический комфорт, защиту и гармоничное развитие личности.

  Проблема семейного досуга – правильное распределение времени для удовлетворения потребностей каждого члена семьи. Родителям часто приходится отказываться от чего-то, чем они занялись бы с большим удовольствием. При организации семейного досуга безопасность и здоровье ребенка не должны ставиться в зависимость от интересов взрослых людей.

  Для повышения роли семьи в обществе и воспитания молодежи в духе уважения к семейным ценностям необходимо понять, какое место семья и связанные с нею ценности занимают в сознании людей, живущих в современной России. Роль семьи и семейных ценностей в сознании россиян можно изучить с помощью социологических исследований, в частности массовых опросов, которые проводились и проводятся авторитетными российскими службами изучения общественного мнения.  

Таким образом, нами были рассмотрены проблемы, касающиеся эффективной реализации семейного досуга и формирования культуры семейных отношений в культурно-досуговых учреждениях. То, как они будут развиваться в современном мире, зависит от уровня культуры; образования; места жительства; доходов; национальных традиций; возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов и др.

Литература.

Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. - М. : МГУКИ, 2001. - 136 с.

Культурно-досуговая деятельность : учебник / под ред. Д. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. – М., 1998.  

Мудрик А. В. Понять друг друга // Семья и школа. – 1990. – № 6. – С. 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».

                                           Семья - один из шедевров природы                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)Семья - основанная на брак...

Проблемы семейных отношений у детей с нарушением слуха

Проблемы в семье у детей с нарушением слуха влияют на развитие личности.В статье приведена диагностика детей с нарушением слуха....

Мастер – класс по проблеме: «Организация творческого досуга детей». « В семейном кругу» - турнир знатоков семейных традиций.

Огромное значение во внеурочной деятельности  имеет привлечение родителей в эту работу. Часто замечаешь настроение детей на празднике, в походе, в поездке. Веселое радостное у тех с кем рядом мам...

Досуг в системе семейных отношений: сущность и специфика

Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способност...

Е. Г. Силяева "ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ "

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - ...

О.А.Карабанова "Психология семейных отношений и основы семейного консультирования"

В учебном пособии рассматриваются проблемы генезиса, развития и функ-ционирования семьи как целостной системы в единстве ее структурно-функцио-нальных компонентов. Даны основные характеристики супруже...