Занятие-беседа "Наказание по закону"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Пахомова Ольга Рихардовна

Рассмотрение проблемной ситуации, связанной с противоправными действиями. Знакомство со статьями уголовного кодекса, видами наказания по закону и ответственность за совершение противоправных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nakazanie_po_zakonu.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона».

Урок-беседа.

«Наказание по закону»

3 класс

Цель:

Сформировать негативное отношение учащихся к насилию, любым действиям, наносящим ущерб населению.

Задачи:

  • Иметь четкую установку на законопослушание, негативно относится к нарушениям правопорядка;
  • Сориентировать учащихся на понятие социальной ценности права, сформировать эмоциональное отношение к правовым явлениям, уважение к праву и активное неприятие нарушения.

Оформление урока: мультимедийная установка.

Ход урока.

  1. Вводное слово учителя. – 1 мин. (Слайд 1)

Сегодня на уроке речь пойдет о наказании по закону, предусмотренному уголовным кодексом РФ.

  1. «Завлекушка» - 8 мин. (Слайд 2)

Просмотр мультфильма «Обезьянки и грабители».

  1. Основная часть урока. – 34 мин. (Слайд 3)

Мы посмотрели мультфильм, где было совершено преступление.

1 часть урока.

Но не редко участниками преступления становятся сами дети. Они совершают преступления, часто не задумываясь о последствиях. Эти преступления могут быть мелкие, незначительные или серьезные, но одинаково преследуемых Законом.

Послушайте рассказ Егора Богата «Урок».

Чтение учителем рассказа Е. Богат «Урок» и обсуждение прочитанного.

Урок.

На большой перемене они вышли из школы. Была весна, тянуло гулять, бегать, дышать. Они направились к лесопарку. Их было трое. Они шли с деловым видом, молча. Майское солнце хорошо освещало черные фартуки и белые воротнички.

- Идем разбираться с Пантелеевой, - объяснила одна из них четвертой, подбежавшей к нем. – у тебя есть к ней вопросы?

- Вопросы есть, - ответила четвертая, неприязненно посмотрев на ту, что шла посередине (это и была Пантелеева). – Мне передавали, что и обо мне болтала…

По дороге к лесопарку стояла пятая.

- Будем сейчас разбираться с Пантелеевой, - объяснили ей. – Говорят, она и обо мине что-то наплела…

Теперь их было пятеро – пять черных фартуков и белых воротничков. Они шли, про-прежнему молча: четверо – парами по бокам, одна – Пантелеева – обособленно, посередине. Когда вошли они в лесопарк, то увидели мальчишек. Те сидели…

- Куда вы? – полюбопытствовали мальчики.

- Разбираться с Пантелеевой.

- Физически или морально? – добивались те полной ясности.

- Физически, - ответили им.

И пять девочек, не оборачиваясь, углубились в лесопарк, а мальчишки, не спеша, будто бы нехотя, поднялись с земли и побрели за ними. По дороге ватага мальчишек росла.

Было пустынно в лесопарке. Остановились. Окружили одну. Двумя полукружьями – небольшим, тесным, из четырех девочек, и одним большим, широким, из мальчиков.

Мальчики ожидали. И пять девочек чувствовали это напряженное ожидание…

И до суда, и на суде пытались настойчиво установить: кто же ударил первой? Странно. Но это оказалось не выясненным. Странно, потому что были в этом деле «подмостки» с пятью действующими лицами и был «зал», полный мальчишек, которые наблюдали жадно.

Осталось не выясненным, кто ударил первой, но точно установлено, что после первых ударов Пантелеева упала. Ее подняли… Когда она упала в третий раз, один из мальчишек не выдержал однообразия монотонности ударов и падений. «Ногами ее, - посоветовал он. – Ногами.» Девочки последовали совету.

Лида Медведева - … учится в основном хорошо… себялюбива…

Кира Говорова - … учится без интереса на тройки… Очень сложна по характеру – в школе пассивна и равнодушна. Вне школы энергична, активна… Мечтала о том, чтобы вынести кого-нибудь из огня…

Остальные двое бивших учатся хорошо, занимаются музыкой, фигурным катанием. Любят телевизионную передачу «В мире животных».

«Ногами ее, - посоветовал один из мальчишек. - Ногами».

Особенно рьяно последовала его совету Кира Говорова. Она возмущалась Лидой Медведевой, которая отошла в сторону. «Затеяла разбираться, - сердилась она, - а не разбираешься». И Лида, устыдившись, - ведь действительно она убедила остальных, что пора «разобраться» с Пантелеевой, - подошла и несколько раз ударила ее.

Пантелеева лежала неподвижно.

«Поднимайся», - наклонились над ней девочки. Она поднялась… «Теперь, - потребовали от нее, - опустись на колени и извинись перед нами».

Пантелеева стояла неподвижно, будто она и не услышала.

«Если хотите поставить на колени, надо ударить по сухожилию», дал компетентный совет тот же самый мальчик, что раньше посоветовал бить ногами.

«Я опущусь сама, - быстро пообещала Пантелеева, - но велите уйти мальчикам – мне стыдно при них».

Мальчики отступили, скрылись за молодыми – в человеческий рост – елями. Пантелеева опустилась на колени, залепетала: «Извините, больше не буду говорить, что Медведева высокомерна… Ой!» Она подняла голову. Мальчики вышли из-за елей, подходили к ней. Теперь они опять стояли рядом. Их было не меньше двадцати… и, чувствуя их напряженное любопытство, девочки, несмотря ни на то, что Пантелеева извинилась перед ними на коленях, стали опять ее бить.

Виктор Мишутин - … Высокий, стройный, похожий на молодого витязя. Обожает фантастику… Боксер…

Женя Ромашов - … Высокий, стройный… (он же советовал бить ногами, а потом ударить по сухожилию) …

Женя Ромашов не уходил никуда – уже два раза его послушались, и он, бывший тяжелоатлет и борец, наблюдал усердно, чтобы ни одна подробность не ускользнула, будто судил на ринге.

Лариса Пантелеева - … учится на тройки… Поведение не устойчивое… Занимается музыкой…. Любит стихи…

… Вдруг Виктор Мишутин, будто бы очнувшись от дурного сна, кинулся к Кире Говоровой, с силой отшвырнул ее, закричал: «… Это садизм!»

Стало тихо, стало на редкость тихо – было слышно, как поскрипывают под майским ветром нагие, чуть зеленеющие ветки старых берез.

- Ударьте в последний рази пойдем… - выговорил в абсолютной тишине Женя Ромашов.

И опять, в третий раз, решили послушать Кира Говорова подбежала, занесла каблук над лицом лежащей навзничь Пантелеевой, но опустить его не успела… В ту же секунду Виктор Мишутин сильным ударом в челюсть кинул Ромашова на землю. Кира растерянно опустила ногу. Мишутин зашагал, не оборачиваясь к школе, за ним потянулись мальчишки, за мальчишками – девочки.

На полдороги Мишутин их остановил. «Вернемся, посмотрим». Они вернулись, и поначалу ничего не поняли: ее не было на поляне. Они усомнились, та ли эта поляна, но алые пятна на старых листьях и молодой траве сомнений не оставляли.

(Лариса Пантелеева, когда все ушли, поднялась из последних сил, побрела, упала, ее увидели, доставили в больницу).

Они стояли молча, растерянные, опустошенные. Одна из девочек смотрела осуждающе на мальчишек: «Эх, вы! Как в зоопарке стояли…» «Мы наблюдали, потому что вы били», - пояснил Женя Ромашов. «А мы били, потому что вы наблюдали», - находчиво ответила Лида Медведева.

Т они опять пошли к школе – бившие и наблюдавшие…

Потом был суд, было судебное разбирательство…

Нелегкое это ремесло – судить несовершеннолетних! Судить…  детей! Судить тех, кто лишь начал жить, кто вызывает порой в сердце и чувство ужаса и чувство жалости.

… Думал город. Думали судьи, они на утро должны были решить участь подсудимых в совещательной комнате. Думали подсудимые Лида Медведева и Кира Говорова, ожидая с понятным острым волнением решение собственной участи, думали родители. Думали все.

...На утро был объявлен суровый приговор…  несколько лет лишения свободы.

Вопросы учителя к учащимся:

- Какие чувства вы испытывали, когда слушали этот рассказ?

- Выразите ваше отношение к жертве Ларисе Пантелеевой.

- Как вы относитесь к остальным девочкам? Мальчикам?

- Что поразило вас в этом рассказе?

2 часть урока

Учитель комментирует слайды на доске.

Статья 4. Принцип равенства граждан перед законом (Слайд 4)

Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от расы, пола, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Вопрос учителя к учащимся:

- Подлежат ли несовершеннолетние уголовной ответственности за совершенное преступление?

Статья 14. Понятие преступления (Слайд 5)

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.

Вопрос учителя к учащимся:

- Как вы поняли, что такое преступление.

- Освобождает ли не знание закона от ответственности?

Статья 43. Понятие и цели наказания. (Слайд 6)

  1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
  2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Вопрос учителя к учащимся:

- Как вы поняли, для чего применяется уголовная ответственность?

Статья 87. Уголовная ответственность несовершеннолетних. (Слайд 7)

Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

Статья 88. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним. (Слайд 8)

Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

а) штраф;

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) ограничение свободы;

е) лишение свободы на определенный срок.

Вопрос учителя к учащимся:  

- Как вы думаете, за какие преступления назначаются данные виды наказания?

  1. Заключительная часть урока. – 1 мин.

На этом уроке мы с вами говорили о наказании по закону. (Слайд 9)

- Освобождает ли от уголовной ответственности не знание или пренебрежение законом?

Домашнее задание. – 1 мин. (Слайд 10)

Подумайте, преследуется ли законом бездействие или не сообщение о преступлении. (Слайд 11)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме" Нравственные законы семьи - законы жизни. Острые углы семейного круга"

В этом материале показано отношение родителей и детей. Также разговор посвящён нравственным устоям семьи. Обмен опытом воспитания детей в семье. Знакомство с некоторыми типами неправильного семейного ...

Законы жизни семьи. Законы жизни класса.

Формула родительской педагогики:l1закон. Закон  единства  требований  отца и матери, предъявляемых  ребенку.l2закон.Закон значимости похвалы  для ребенка.l3 закон трудов...

Материал к родительскому собранию на тему "Нравственные законы семьи- законы жизни"

Подобранный  материал  позволяет  обсудить  с  родителями  основные  правила  семейного  воспитания  детей ,  проводится  в  форме Семе...

Час общения. "Закон для нас. Закон внутри нас"

Тематическая беседа. Цель:познакомить учащихся с Конституцией Российской Федерации (первичное образное знакомство с данным документом); формирование понятия "закон", необходимости соблюдать законы гос...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ ДНЮ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ДТП «ЗАКОН ДОРОГИ – ЗАКОН ЖИЗНИ!» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 - 4 КЛАССОВ

Цель: профилактика детского и подросткового дорожного травматизма.Задачи:1.  Формировать у учащихся ответственность за свою жизнь и жизнь других людей.2.  Повторить правила дорожного движени...

Родительское собрание " Законы жизни семьи, законы жизни класса"

Родительское собрание "Законы жизни семьи, законы класса"...

Выступление на педсовете по теме "Закон об образовании", "Глава 4:Обучающиеся и их родители(законные представители)"

В презентации представлен материал Главы 4 нового Закона об образовании, который знакомит со статьями из главы "Обучающиеся и их родители (законные представители)...