Доклад.Формирование представлений об окружающем мире посредством сказки «Репка».
учебно-методический материал ( класс) на тему

Аникеева Ирина Альбертовна

Ознакомление детей с окружающим и социальной действительностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

 ГОРОДА МОСКВЫ

ДЕТСКИЙ ДОМ – ИНТЕРНАТ ДЛЯ

УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ №24

Доклад к педсовету

по итогам проведенного занятия

по формированию представлений об окружающем мире посредством сказки «Репка».

Воспитатель

 Аникеева И. А.

2014год

Ознакомление детей с окружающим и социальной действительностью.

Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учится понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой  поведения. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, формируются  простейшие формы логического мышления, развивается самосознание и самооценка, социальные чувства. 
Приоритетной задачей становится их социальное
развитие в целом.

Создаются такие условия обучения и воспитания детей, которые способствуют: 

-возникновению желания познавать окружающий мир; 
-развитию их социального поведения; 
-расширение круга общения, овладению всеми возможными средствами коммуникации; 
-формирование 
культурных навыков, усвоение социальных норм и правил. 

У детей с нарушениями интеллекта, нередко сочетающимися с нарушениями эмоционально-волевой сферы и недоразвитием речи, возникают трудности в понимании и осмыслении событий своей жизни, жизни окружающих его людей, событий социальной жизни. Они не умеют строить и анализировать взаимоотношения с близкими взрослыми, сверстниками. Все эти особенности сказываются на поведении и развитии личности ребенка с нарушениями интеллекта. 

Поэтому задача воспитания правильного поведения состоит в привитии умения думать о другом, читаясь с ним, сочувствовать ему.

Общие цели.

Содействие гармонизации психо-речевого и общего развития детей.

Осуществление коррекции нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей посредством разнообразной деятельности, связанной с содержанием  сказки.

Содействие социальной адаптации детей, введение их в культурную традицию посредством народной и  авторской сказки, используя малые жанры фольклора, знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты.

Задачи.

Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру.

Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развития образного строя и навыков связной речи.

Развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбное поведение.

Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.

Помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость  и правил доброй, совестливой жизни.

Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

Содействовать освоению навыков доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.

Воспитывать послушание на основе любви и уважения к близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую  деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.

Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.

Основные приемы коррекции представлений умственно отсталых детей об окружающем мире.

Установление эмоционально-личностного контакта каждого ребенка с взрослым. 
Учет уровня развития у каждого ребенка способов усвоения общественного опыта. 
Обеспечение системой приемов, направленных на приобретение каждым ребенком социального и эмоционального опыта, зафиксированного в слове. 
Специально организованное обучение ребенка в условиях ролевой игры в целях, формирования механизма идентификации. 
Индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку. 
Систематичность, последовательность, повторяемость 
предложенного содержания программного материала, его связь с каждодневным опытом ребенка. 
Взаимодействие всех педагогов.
Создание предметно-развивающей среды в группе. 

Формирование представлений об окружающем мире посредством сказки.

Ознакомление с окружающим направлено на формирование у детей целостного восприятия и представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также представления о человеке, видах его деятельности и взаимоотношениях с природой.

Известно, что дети с умственной недостаточностью отличаются недоразвитием речи, которое характеризуется нарушением всех её сторон: смысловой, грамматической, звуковой, а так же ограниченностью и бедностью словаря. Развитие смысловой стороны речи страдает и зависит от своеобразия развития чувственного познания, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Бедность словарного запаса у умственно отсталых детей так же обусловлена низким уровнем их умственного развития.

При первом знакомстве со сказками дети с нарушением интеллекта не умеют получать удовольствие от интересной сказки или истории, не могут эмоционально реагировать на действия литературных персонажей и сопереживать им.
Главное, к чему должен стремиться педагог в момент первого знакомства со сказкой – пробудить у ребёнка желание узнать, о чём в ней рассказывается. Если это удаётся – гораздо эффективнее будет протекать процесс усвоения рассказанного.

Огромное значение имеет интонация голоса, мимика, вся обстановка, в которой происходит рассказывание сказки.

Сказка не воспринимается детьми без разнообразных практических действий, как по тексту, так и действий главных героев. Выбирая ту или иную сказку для рассказывания, можно сначала предложить книгу по сказке. Рассмотреть её внешний вид, изображение на обложке, дать подержать её.
Детям с нарушением интеллекта бывает легче понять ситуацию, изображённую на рисунке, чем её словесное описание. Поэтому, при рассказывании лучше использовать серии иллюстраций, которые последовательно изображают происходящие события.

Широко используются при рассказывании сказок различные виды театрализованной деятельности: пальчиковый, настольный театры, би-ба-бо, кукольный театр, фланелеграф. Всё это способствует более ускоренному и чёткому пониманию сказки. И как закрепление знакомого текста проводится драматизация сказки в любом виде. Предлагаются театрализованные игры в свободное время, просмотры сказок. В плане помощи осмысления текста сказки целесообразно так же использовать игрушки, которые могут выполнять роль персонажей сказки. Можно использовать инсценировку, в которой роли исполняют также и взрослые. Игра помогает установить связь между отдельными фактами, временную последовательность.

Затруднения в восприятии текста сказки связаны ещё с тем, что в процессе знакомства с произведением ребёнок должен переходить с позиции слушающего на позицию отвечающего. Свойственная умственно отсталым детям инертность нервных процессов и замедленные реакции на воздействие осложняют такой переход. Тем не менее, при разборе с детьми текстов повествовательного характера необходимо широко использовать ответы на вопросы. Вначале вопросы надо задавать в той последовательности, в которой развёртываются описываемые события. Иногда достаточно задавать вопросы, которые служат уяснению трудных частей текста или касаются только основного смысла прочитанного. Если такой работы недостаточно, можно использовать игрушки, иллюстрации.
Организуя беседу по тексту сказки, нужно стремиться к тому, чтобы дети отвечали полными предложениями (для говорящих детей). Если ребёнок отвечает односложно и неточно, то в ряде случаев полезно с помощью дополнительных вопросов добиться сначала кратких, но более точных ответов.
Для того чтобы дети поняли содержание сказки, важно поговорить с ними о героях, оценить их поступки.

Надо привлечь внимание детей к моральной стороне рассказа. Указать какие ситуации можно оценить как смелые, добрые, смешные и т.д. Вызвать у детей сочувствие к тому из героев, кто этого заслуживает.
Работа над пониманием сказки умственно отсталыми детьми имеет большое значение. Она способствует развитию речи детей, активизирует мыслительную деятельность и воображение ребёнка, позволяет ему осознать взаимосвязь в действиях героев сказки, а в конечном итоге формирует основы для осуществления знаково-символической деятельности, необходимой для дальнейшего развития.
Все вышеперечисленные приёмы должны способствовать ускоренному процессу понимания сказки детьми, а педагог должен стремиться к тому, чтобы слушание сказки стало для ребёнка радостью, удовольствием, игрой, научить любить сказку и пробудить желание слушать ещё и ещё.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование межпредметных связей и интегрированного обучения для формирования целостного представления об окружающем мире.

При проведении интегрированных уроков успешнее решается такая проблема, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями.  Интеграция позволяет научить ...

Представления об окружающем мире будущих первоклассников

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо знать и уметь...

Презентация детского литературного творчества на уроке окружающего мира. Сочиняем сказки сами. Сказки о растениях.

Презентация, иллюстрирует урок окружающего мира  по теме "Дикие и культурные растения". На данном уроке использован один из приемов активных методов обучения - написание сказки. В презентации при...

Развитие логического мышления младших школьников в курсе изучения окружающего мира посредством моделирования.

Творческая и исследовательская работа.Практические рекомендации по использованию моделирования для повышения эффективности обучения природоведению в начальной школе....

Доклад. Формирование представлений об окружающем мире.

Знания об окружающем мире, понимание элементарных отношений и зависимостей предметов и явлений окружающего мира....

Коррекционно-развивающее занятие по развитию словесно-логического мышления (на примере развития временных представлений и представлений об окружающем мире) Тема: «Зима. Признаки зимы». 2 класс

Материал представляет собой конспект (и мультимедийный материал - презентацию) коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога на тему "Зима. Признаки зимы" (2 класс)....

Фоормирование познавательной активности четвероклассников на уроках окружающего мира посредством ТРКМ

Формирование познавательной активности четвероклассников на уроках окружающего мира посредством технологии развитии критического мышления...