Конспект воспитательного занятия. «Воевать-Родину защищать».
план-конспект занятия ( класс) на тему

Аникеева Ирина Альбертовна

На городской конкурс профессионального мастерства «Московские мастера» по профессии «Воспитатель организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент труда и социальной защиты населения

 города Москвы

ГКУ ЦССВ

 « Сколковский»

Городской конкурс профессионального мастерства «Московские мастера» по профессии «Воспитатель организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

      Конспект воспитательного занятия.

      «ВОЕВАТЬ – РОДИНУ ЗАЩИЩАТЬ».

Составила:

Аникеева Ирина Альбертовна

                                    Москва

                                         2015г.

Занятие на тему: «Воевать – Родину защищать».

Цель: 

Усвоение культурно-исторических ценностей нашего общества и государства, развитие чувства любви к Отечеству.

Задачи:

Формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, гордости за принадлежность к своему народу.

 Формирование у детей системы знаний о своей Родине, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни, ненависти к врагам. 

Закреплять умение использовать способ складывания бумаги пополам  и по диагонали, совмещая противоположные стороны и углы.

Развивать навыки выполнения точных, аккуратных сгибов.

Развивать творческие способности.

Образовательные задачи.

Расширять знания детей о событиях Великой Отечественной Войны.

Учить детей распознавать звуки, услышанные на аудиозаписях, узнавать участников войны на фотографиях.

Коррекционно-развивающие задачи.

Расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, интересного и полезного об истории Родины. Развивать любознательность,

Развивать у детей воображение и способность сопереживать другим людям, путем сравнения жизни современных людей и жизни людей в годы Великой Отечественной Войны.

Развитие памяти, внимания.

Воспитательные задачи.

Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, благодарности и уважения к ветеранам войны, труженикам тыла, женщинам и детям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени, желание заботиться о них.

Побудить детей к нравственным поступкам, воспитывать чувство уважения к людям, доброжелательность, желание совершать добрые дела.

Воспитывать положительные качества личности: уверенность в себе, смелость, умение сопереживать.

Речевые задачи.

Активизировать и обогащать словарь детей, путём уточнения понятий. Россия, война, защитник, сражаться. Народная, героическая война. Пехотинцы, танкисты, лётчики. Закрепить умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос по содержанию беседы.

Возрастная категория.

11-17 лет.

Форма организации занятия.

Комплексное. За партами.

Методы и приёмы.

Практические:

Дидактическая игра  « Продолжи предложение».

Распознавание звуков на аудиозаписях.

Физкультминутка «Как солдаты».

Создание художественного продукта «Письмо - треугольник».

Наглядные:

Рассматривание иллюстраций. 

Словесные:

Беседа, ответы на вопросы, чтение стихов.

Предварительная работа.

Просмотр и обсуждение художественных фильмов: «Сын полка», «Садись рядом, Мишка», «Это было в разведке», «Девочка ищет отца».

Рассматривание и обсуждение иллюстраций о Великой Отечественной Войне.

Чтение рассказов и стихов о войне.

Разучивание стихов о войне, Дне Победы.

Прослушивание песен военных лет.

Изготовление поделок по военной тематике.

Сюжетно-ролевые игры на военную тематику.

Оборудование. 

Аудиозапись звуков военного времени  (воздушная тревога,

пикирующий   самолет, стрельба).

Аудиозапись голоса Ю.Б. Левитана об объявлении войны.

Аудиозапись звуков битвы.

Иллюстрация «На фронте, боевые действия».

Иллюстрации родов войск.

Иллюстрации «Женщины на войне».

Иллюстрации «Работа в тылу».

Иллюстрации салюта, празднования Дня Победы на фронте.

Письмо – треугольник.

Листы бумаги А1 для поделки.

Ход занятия.

Вводная часть.

Здравствуйте, ребята. Сегодня теплый солнечный день и я предлагаю вам приоткрыть окна и послушать звуки за окном. Скажите, что вы слышите?

Ответы детей. Обобщение.

Да, мы с вами услышали, что прошли прохожие с детьми, проехала машина, чирикали птицы. А что делали дети, когда шли мимо? Правильно, они смеялись, у них хорошее настроение. Это звуки мирного времени, когда всем хорошо и люди ничего не боятся.  Вам нравятся такие звуки?

 Ответы детей. Обобщение.

А вот много лет назад звуки на улице были совсем другие. Давайте послушаем, какие звуки слышали люди в том году. Звучит аудиозапись.

 Это ребята звуки войны, страшного военного времени. Что вы чувствуете, слыша эти звуки?

Ответы детей. Обобщение.

Основная часть.

В этом году исполняется 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Мы с вами знаем о войне по книгам, фильмам, воспоминаниям ветеранов войны. Мы с вами ездили в дом ветеранов с поздравлениями и подарками, читали стихи.

И сегодня мы с вами будем говорить о войне, вспоминать, что мы о ней знаем.

Читает воспитатель.

Все на рассвете мирно спали,
Ночь таяла как - будто тень.
И жители Земли ещё не знали, 
Какой рождался страшный день.
Не знали, что в двадцатом веке
Он станет самым чёрным днём.
От крови покраснеют реки,
Земля опалится огнём.

Тот день всю жизнь на "до" и "после"
Разделит раз и навсегда,
Никто не мог представить вовсе,
Что в этот день придёт война.

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Слушайте внимательно. Вот так люди узнали, что случилась большая беда.

Звучит аудиозапись голоса Ю.Б. Левитана об объявлении войны.

Фашистская армия напала на нашу страну внезапно, не объявляя нам войны, нарушив мирный договор. Фашисты надеялись на легкую и быструю победу. Наша страна – большая и богатая. Много заводов, много запасов нефти и угля. А сколько рек, лесов, полей! А что выращивается на полях?

Ответы детей. Обобщение.

Выращивают пшеницу, рожь, картофель, другие овощи и фрукты.

Все это хотел захватить враг. На города и села нашей страны вражеские самолеты сбрасывали бомбы. Огромная фашистская армия уничтожала людей, разрушала города, дороги, заводы.  Им хотелось захватить богатые земли нашей страны, а мирных и трудолюбивых жителей сделать рабами. Но они просчитались.

У Родины были защитники.

Кто встал на пути врага? Кто отправился на защиту Родины?

Ответы детей. Обобщение.

На защиту свободной любимой Родины встал весь народ от мала до велика.

И конечно на защиту любимой Родины встала наша армия. Советская армия. Так она называлась в те годы. Все взрослые мужчины стали солдатами и ушли на фронт. Ребята, а что это такое – фронт? Что там происходит?

Ответы детей. Обобщение.

Иллюстрация.

Фронт – это место, где идут бои. Там сражаются бойцы. Там стреляют. Там идет битва. Послушайте звуки битвы.

Аудиозапись звуков битвы.

Что вы слышите? Взрываются бомбы. Летят самолеты. Грохочут танки. Гремят выстрелы. Слышатся крики солдат.

Что вы чувствуете, когда слышите эти звуки?

Ответы детей. Обобщение.

Все встали на защиту Родины. Они стали пехотинцами, связистами, артиллеристами, пулеметчиками, танкистами – смелыми защитниками Родины.

Давайте поиграем в игру « Продолжи предложение».

Иллюстрации родов войск.

Танком управляет (танкист).

Из пушки стреляет (артиллерист).

За штурвалом самолета сидит (летчик).

Из пулемета строчит (пулеметчик).

В разведку ходит (разведчик).

Границу охраняет (пограничник).

С парашютом прыгает (парашютист).

На кораблях служат (моряки).

Молодцы! Вот сколько родов войск мы с вами знаем.

А ведь на фронте воевали не только мужчины. На фронте воевали и женщины. Как вы думаете, кем были женщины на фронте?

Ответы детей. Обобщение.

Иллюстрации «Женщины на войне».

Женщины на фронте были санитарками. Выносили раненных бойцов с поля боя. Поварихами. Готовили еду солдатам. Прачками. Стирали белье солдат. Были и женщины- летчицы, разведчицы, пулеметчицы…

Стих читают две воспитанницы.

Была простая бабушка
У Вовки Черемных.
Ничем не выделялась
Она среди других.

Пекла для Вовки шанежки,
С морковкой пирожки,
Трусы ему стирала
И штопала носки.

Но вот пришёл однажды
Какой-то генерал.
Он крепко-крепко бабушку
При всех расцеловал.

Так вот какая бабушка!
А Вовка и не знал:
Спасён от смерти бабушкой
Вот этот генерал.

И все в отряде знали
Настёну Черемных.
Разведчицей отважной
Была она у них.

Теперь для Вовки шанежки
Вкуснее во сто раз.
А всё, что скажет бабушка, —
Как воинский приказ!

Кто еще воевал на фронте?

 Ответы детей. Обобщение.

Да, свою Родину защищали и маленькие защитники. Дети. Они в силу своих возможностей помогали взрослым.

Читают две воспитанницы.

Уходили мальчики – на плечах шинели, 
Уходили мальчики – храбро песни пели, 
Отступали мальчики пыльными степями, 
Умирали мальчики, где – не знали сами... 
Попадали мальчики в страшные бараки, 
Догоняли мальчиков лютые собаки. 
Убивали мальчиков за побег на месте, 
Не продали мальчики совести и чести... 
Не хотели мальчики поддаваться страху, 
Поднимались мальчики по свистку в атаку. 
В черный дым сражений, на броне покатой 
Уезжали мальчики – стиснув автоматы. 
Повидали мальчики – храбрые солдаты – 
Волгу – в сорок первом, 
Шпрее – в сорок пятом, 
Показали мальчики за четыре года, 
Кто такие мальчики нашего народа.

 Мы с вами смотрели фильмы о юных защитниках Родины, читали об Алеше Голосевиче и Лёне Анкиновиче. Кем они были?

Ответы детей. Обобщение.

Да, они были настоящими солдатами, только маленькими.

Давайте мы с вами тоже на короткое время станем солдатами.

Физкультминутка. «Как солдаты».

Встали ровненько, ребята,
Пошагали как солдаты.
Влево, вправо наклонись,
На носочках потянись.
Раз - рывок,
Два - рывок,
Отдохнул ли ты, дружок?
Помаши кистями дружно
Продолжать урок нам нужно.

Но Победа ковалась не только на фронте, но и далеко от него. В тылу. Там где не было боев. Кто же и как помогал фронту?

Ответы детей. Обобщение.

Иллюстрации работы в тылу.

Женщины, старики и дети работали на полях, заводах. Делали снаряды, ремонтировали подбитые танки и самолёты. Чтобы одолеть врага, необходимо было хорошо вооружить наши войска.

Люди делали все, что бы прогнать фашистские войска, освободить нашу Родину. Давайте посмотрим на фотографии воинов.

Дети рассматривают фотографии.

Да, ребята – это настоящие герои.

Как вы думаете, кого можно назвать героем?

Ответы детей. Обобщение.

Герой-это тот, кто совершил подвиг, смелый человек. Героев награждали орденами и медалями. Самой высшей наградой считается Золотая Звезда Героя. Ей награждаются самые храбрые, смелые, совершившие великий подвиг.

А кто ждал своих солдат дома? Ответы детей. Обобщение.

Родные и близкие ждали дома солдат. Ждали весточки о них с фронта солдатских писем. В них солдаты писали о своей любви к родным, о том, что скоро кончится война, и они вернутся домой.

Давайте посмотрим, какие письма присылали солдаты с фронта.

Рассматривание солдатского треугольника.

Во время войны конверты и марки были не нужны, т.к. их было не достать в условиях боя. Солдаты писали письма, складывали их треугольником, а сверху писали адрес. Письма присылали с фронта отцы и братья. Они писали, что вернутся домой с победой.

Но не всем было суждено вернуться. Многие полегли на поле боя.
И все же наши смелые воины – защитники одолели врага. И погнали они фашистов  с нашей земли. Освободили людей из других стран. Гнали до самого главного их города — Берлина.

 И в этот самый день объявили о победе над врагом.
Как радовались люди окончанию долгой войны. Все поздравляли друг друга, плакали, вспоминая погибших, в ночном небе вспыхнули огоньки праздничного салюта.

 Иллюстрации салюта, празднования Дня Победы на фронте.

И с тех пор, каждый год в этот день наши люди празднуют День Победы. Поздравляют друг друга с тем, что нет больше войны на нашей земле. Вспоминают тех, кто погиб, сражаясь с фашистами. Благодарят воинов, которые победили фашистов и освободили нашу землю от врагов.

Мы, люди, живущие сейчас, чтим их память и благодарны им за мир, который они отстояли.

Ребята, а как называют людей, вернувшихся с той войны и живущих сейчас рядом с нами?

Ветераны.

Ветераны сейчас уже очень старые люди, но в праздник Победы, надевают свои ордена и медали, полученные за героическую борьбу с врагом, и выходят на парад Победы. Все их поздравляют с праздником. Дарят цветы и подарки.

Давайте и мы с вами сделаем подарок ветеранам. Сложим треугольник - письмо из бумаги и когда поедем к ветеранам, подарим им эти письма - треугольники.

Ветеранам будет очень приятно.

Самостоятельная работа детей и рука в руку с воспитателем.

Молодцы!

Заключительная часть.

Ребята, а сейчас давайте вместе с вами подведём итог нашего занятия, которое было посвящено Великой Отечественной Войне.

 Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называется Великой Отечественной войной. Победа нашей Армии и всего нашего народа - это главное событие в истории России XX века. Злые и жестокие враги получили достойный отпор. Мужественные и храбрые солдаты никогда не теряли силы духа, сражались до последнего, защищая свою Родину, свой дом. Мы победили потому, что весь народ нашей страны поднялся на ее защиту. Помнить войну и тех, кто принес победу - значит бороться за мир. Войну забывать нельзя. Когда войну забывают, начинается новая, потому что память - главный враг войны.

Стих читает воспитанница.

Спасибо Вам ветераны!

Солдаты минувшей войны.

За ваши тяжелые раны,

За ваши тяжелые сны.

За то, что Отчизну спасли вы,

Сыновьему долгу верны.

Спасибо, родные, спасибо

От тех, кто не знает войны.       

         

Список литературы.

Интернетресурсы.

М. Скрипка «Покуда бьется сердце». Алеша Голосевич.

В.Смеречинский «Пионеры не сдаются!». Лёня Анкинович

Н. Андриянова-Сергеева «22 июня».

Л. Преображенская «Вовкина бабушка».

И. Карпов «Мальчики».

О. Кухливская «Спасибо Вам ветераны»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты воспитательных занятий по нравственному воспитанию

Данный материал содержит занятия по формированию нравственных качеств личности детей....

Конспект воспитательного занятия "Культура народа ханты"

В конспекте "Культура народа ханты",  я рассказываю детям о традициях, обычаях,орнаментах нашего народа, а также о  национальной одежде и  жилище. В конце занятия уделено время  ре...

Конспект воспитательного занятия. "Ёлочка-зелёная иголочка".

Конспект воспитательного занятия.Акция "Ёлочка-зелёная иголочка"....

Конспект воспитательного занятия в начальной школе "Осенние занятия"

Конспект воспитательного занятия в начальной школе "Осенние занятия"...

Конспект воспитательного занятия во 2 классе "Новогодняя ёлочка"

Цель занятия - изготовить поделку из бумаги....

Конспект воспитательного занятия "В мире книг"

Воспитательное занятие проводилось в 1 классе школы VII вида. Цель занятия - познакомить учащихся с многообразием литературы для детей.Школьникам демонстрирую выставку книг с русскими народн...

Конспект воспитательного занятия "Сказки о животных"

Проводится беседа - знакомство с выставкой сказок о животных, по материалам выстаквки и задаются веселые вопросы, проводится игра-викторина....