Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории Санкт-Петербурга.
статья по истории (4 класс) по теме

Кухарская Валентина Юрьевна

Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ»

                                                                 Санкт-Петербург

                               Патриотическое воспитание в начальной школе.

Анализ исходной ситуации и обоснование актуальности.

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение.

Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную позицию, готовность к служению Отечеству. (Стандарты второго поколения)

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формирует у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенно скажутся они в формировании интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной. Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с ощущением красоты родных мест.

Актуальность:

Становление самосознания личности – тонкая сфера познания, чувств, психологического личностного восприятия мира и себя, собственного Я в мире человеческих отношений, в обществе, в котором живет, учится, трудится человек. Это, конечно, и лично принятие учащимися мировоззренческие идеи, законы, категории и принципы морали, гражданственности, права, личные притязания на собственные решения, интересы и запросы, стремление приобщиться к освоению природного, социального, культурного потенциала окружающей среды.

Процесс формирования правового гражданского общества во многом затрудняется тем, что в подготовке будущего гражданина превалирует акцент на знания о гражданственности, в то время как сегодня в первую очередь требуется разработать процедуры формирования поведения, свойственного члену демократического общества. Сформировать у молодого поколения чувство ответственности, присущее гражданину, уверенность в возможности влияния на ситуацию в обществе и изменять ее к лучшему, реализуя свою активную гражданскую позицию.

Школа не может оставаться безучастной к гражданскому самосознанию детей, без которого невозможно формирование полноценной личности. Актуальность проблемы развития гражданского самосознания обусловлена потребностью общества и государства в формировании гражданина, который должен обладать определенными знаниями (о правах человека, о государстве, о выборах), умениями (критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми), ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромисс), а также желанием участвовать в общественно - политической жизни. 

В становлении гражданского самосознания детей младшего школьного возраста важное место занимает изучение правовых основ своего государства, символами страны и их историей, знакомство с правами и обязанностями гражданина. С этим материалом наиболее эффективно знакомить учащихся во внеучебной воспитательной работе, так как необходим дополнительный материал, которого в учебниках просто не достаточно для более точного освящения всех вопросов.

Цель патриотического воспитания - развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

Задачи патриотического воспитания включают:

  • формировать понятия о большой и малой Родине, первоначальные знания о её истории, исторических личностях; бережного отношения к жизни и ко всему живому;
  • прививать трудовые навыки, воспитывать уважительное отношение к труду другого человека;
  • воспитывать уважительное отношение к общественной собственности, к собственности другого человека;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности учащихся в сфере ознакомления с историей Санкт-Петербурга через предметы, изучаемые в начальной школе.

Данный материал является результатом совместной деятельности с моей коллегой Веселовой Наталией Викторовной, с которой мы более 20 лет работаем в одной школе. Участие в районном семинаре "Культурное н...

Развитие познавательной активности учащихся в сфере ознакомления с историей Санкт-Петербурга через предметы, изучаемые в начальной школе.

Данный материал является результатом совместной деятельности с моей коллегой Мальцевой Аллой Николаевной, с которой мы более 20 лет работаем в одной школе. Участие в районном семинаре "Культурное насл...

Методическая разработка мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся. Музыкально-литературная композиция "Женщина и война" учителя музыки ГБОУ гимназия №209 Центрального района Санкт-Петербурга "Павловская гимназия" Н.А. Ягудиной

Необходимость таких мероприятий очень нужна и важна! Мы должны воспитывать в детях патриотическое созание, чувство гордости за свою страну, уважение к старшему поколению,  уважение к подвигу ЧЕЛО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)

Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...

Система работы по теме "Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения"

Система работы по теме "Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения" в номинации "Методический семинар"на конкурс "Учитель года-2016"...

Развитие интереса учащихся к истории Санкт-Петербурга

Развитие интереса учащихся к истории Санкт-Петербурга через проектную деятельность....