Интегрированный урок "Что такое семья"
методическая разработка ( класс) на тему

Цели:

  • Формирование у детей представления о существенных признаках семьи, введение в лексикон учащихся слова: поколение, домочадцы, старшее поколение, младшее поколение.
  • Познакомить с древними православными традициями русской семьи.
  • Воспитание любви к своей семье, родным близким людям на протяжении всего блока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_uro1.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок "Основы православной культуры" (2-й класс). Тема: "Что такое семья"

 

Цели:

  • Формирование у детей представления о существенных признаках семьи, введение в лексикон учащихся слова: поколение, домочадцы, старшее поколение, младшее поколение.
  • Познакомить с древними православными традициями русской семьи.
  • Воспитание любви к своей семье, родным близким людям на протяжении всего блока.

Оборудование: заготовки схем, названий, икона «Покров Пресвятой Богородицы»,  фотографии из семейного альбома учащихся, семейные реликвии, мультимедийная презентация                                              

                                                         ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Дети, сегодня у нас на уроке присутствует много гостей. Поздоровайтесь с ними. А теперь повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите тёплые слова своему соседу. Я желаю, чтобы у вас у всех было хорошее настроение.

II. Введение в тему

– Скажите, кому вы дома с утра говорите приятные слова, желаете «Доброе утро!»?

Дети: Маме, папе, бабушке, дедушке, сестре, брату.

– Хорошо, то есть тому, кто живёт в вашем доме. А как их можно назвать одним словом?

Дети: Родственники, семья.

– Да, дети. Сегодня наш урок посвящен семье.   Семья – это слово греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье вы желанный ребёнок.

Слайд.

Звучит классическая музыка.

Учитель читает:

Всё начинается с семьи…
Призывный крик ребенка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы…
Всё начинается с семьи…
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность в жизни видеть…
Всё начинается с семьи…
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
Но только не сдаваться!
Всё начинается с семьи…

– Давайте подумаем, какие особенности семьи? Назовите её признаки.

Примерный ответ: Члены семьи любят друг друга, покупают вместе вещи, продукты; живут в одной квартире, вместе отдыхают.
В процессе беседы учитель оформляет ответы учащихся и подводит их к составлению схемы. Причем учитель заостряет внимание на том, что только все признаки вместе могут служить определением семьи, а не отдельно взятый один или несколько признаков.

– Ребята, как вы думаете, какого признака не хватает?

Примерный ответ: Члены семьи должны быть родственниками.

Слайд.Обобщение.

Но меня, да, наверное, и вас интересует вопрос: когда появилась первая семья? Вы попробуете ответить на этот вопрос после того, как Даша и Данила прочитают вам стихотворение:

Данила: Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам.
– Кто деток родит мне, богиня моя?
Даша: И Ева тихо ответила: «Я!»
Данила: Кто их воспитает, царица моя?
Даша: И Ева снова ответила: «Я!»

Данила: Кто пищу сготовит, о, радость моя?
Даша: И Ева снова ответила: «Я!»
Кто платье сошьет? Постирает бельё?
Меня приголубит? Украсит жильё?
Даша: «Я, я – снова говорила Ева – я, я…»
Вместе: Так родилась семья!

Дети отвечают на заданный вопрос: Первая семья появилась тогда, когда появились первые люди.

– Да, ребята. Бог создал первого человека Адама и дал ему жену Еву.
Бог научил первых людей любить друг друга, заботиться друг о друге, помогать друг другу, так как только при таких условиях может существовать семья, воспитываться дети. Эти правила передавались из поколения в поколение, сохранялись в веках и дошли до наших дней.

III. Физминутка

Мы с семьёй к лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Вместе дружною семьёй
Возвращаемся домой.

IV. Продолжение темы

– Сейчас вы прочитаете текст на экране и ответите на вопрос: «Как в старину называли членов семьи?»

Слайд

Дети читают текст слайда  и отвечают на поставленный вопрос: домочадцы.

– Правильно. Домочадцы – это члены семьи. Это слово можно разделить на два слова: дом и чада. Чадами раньше называли детей. Это определение можно прочитать и в Толковом словаре русского языка. На перемене вы прочитаете значение этого слова в словаре.

Учитель показывает  толковый словарь русского языка.

– У вас в семьях разное количество домочадцев. А что лучше, когда в семье много детей или мало?

Примерный ответ: Много

– Раньше в семьях было по 10-12 и даже 20 детей. Теперь, если в семье три и более ребёнка, она считается многодетной. Поднимите руки те дети, у кого многодетная семья.

– Дети, в каких домах живёте вы?

– А есть у вас родственники, живущие в сельских домах?

Дети отвечают, что у них есть в деревне бабушки и дедушки и они к ним приезжают в гости.

– Ребята, а я знаю, что у вас есть семейные традиции, которые передали вам ваши бабушки и дедушки. И даже есть вещи, которые ваша семья передаёт из поколения в поколение.
Диана рассказывает о том, что её прадедушка был участником Великой Отечественной войны и показывает его медаль, которая хранится в их семье.  Данила показывает две шкатулки,  сделанные руками прадедушки. Он рассказывает о своём прадедушке и говорит, что подобные шкатулки есть в семьях всех детей прадедушки. Илья показывает фронтовую фляжку, которую его прадед передал папе Ильи. Ибрагим принёс черкеску, которую его дед передал ему.  Даша рассказала о прадедушкиной кружке, которую он принёс с Великой Отечественной войны. Теперь она хранится в семье её двоюродной сестры как память о прадедушке. Лиля демонстрирует старинный складень, переданный прабабушкой.

– Дети, вы говорили сейчас о ваших бабушках, дедушках и даже прадедушках. А как они отличаются от вас по возрасту?

Примерный ответ: Они намного старше нас.

– Давайте прочитаем дальше текст  и узнаем, как ещё различаются семьи.

Слайд.

Дети читают текст слайда и узнают, что семьи различаются по числу поколений.

– Что такое поколение?

Дети отвечают словами из текста.

Учитель говорит, что и в толковом словаре русского языка слово поколение объясняется, так же. Это люди примерно одного возраста и живущие в одно время.

– Сейчас мы с вами поиграем. У каждого из вас есть номерок. Встаньте те дети, у которых № 3 и выйдите к доске. Вы будете представителями старшего поколения. Кто это? Как вы думаете?

Примерный ответ: Бабушки и дедушки.

– А кто может быть ещё у бабушек и дедушек?

Примерный ответ: Их сестры и братья.

– Правильно. Это ваши двоюродные бабушки и дедушки.

– Теперь выйдите те дети, у которых № 2 и станьте сбоку. Вы будете представителями среднего поколения. Кто это?

Примерный ответ: Это папа, мама, их сёстры и братья, то есть дяди и тёти.

– Хорошо. Теперь выходите те, у кого № 1. Вы уже догадались, кого вы будете представлять.

Примерный ответ: Это мы сами, наши братья, сёстры, двоюродные братья и сёстры.

– Правильно. Это представители младшего поколения.

– Ребята, прежде чем сесть на место, я хочу задать вам вопрос: Как вы думаете, кого нам надо посадить первыми?

Примерный ответ: Представителей старшего поколения.

– Почему?

Примерный ответ: Потому что старшим везде надо уступать место и пропускать их вперёд.

– Кто сядет следующим? (Среднее поколение).

Потом садятся дети с первыми номерами.

– Слово семья происходит от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовь, даёт росток, затем появляется красивый и нежный цветок. Каждый из вас – это цветок. Вы посередине, а кто вокруг вас и рядом с вами?

Слайд.

 Дети называют членов семьи, и учитель добавляет лепестки.

Когда дети называют слово «мама», учитель говорит:

–У вас на партах лежат листочки с текстом. Найдите и прочитайте, где говорится о матери.

Образец текста.

Семьи на Руси были большие и дружные. У каждого в семье были свои обязанности. Их выполняли без напоминания. Главным правилом в русской семье было: жить в согласии и заботиться друг о друге. Дети соблюдали пятую Заповедь, данную Богом: «Почитай отца твоего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить на земле».

(Слайд)  Почитать родителей значит: в детстве – их слушаться, в молодости – с ними советоваться,  в зрелом возрасте  – о них заботиться.
Мать – душа семьи. Материнская любовь согревала всех своим теплом, воспитывала доброжелательность и милосердие. Материнская забота наполняла дом светом и радостью.
Издавна особое место в семье отводится
отцу. Всё самое важное в доме делалось только с его разрешения. Он сидел во главе семейного стола. Когда незнакомые люди входили в дом и спрашивали: «Кто хозяин?», отец отвечал: «Первый Бог, а потом я».

Дети читают о матери и запоминают, что мать всегда была и остаётся душой семьи.

– А сегодня я вам, дети, расскажу ещё об одной Матери. Это Матерь всех людей на земле, потому что она Мать Бога. Кто-нибудь догадался, о ком я говорю?

Примерный ответ: Божья Мать.

Слайд.

– Правильно. Ещё Её называют Богородица. Русские люди о ней сказали так:

О, Высшая Матерь!
Владычица, Дева!
Ты Богом дарована нам
Царица Вселенной,

Спешишь Ты на помощь
К земле нашей бедной
Как самая нежная Мать.

 Православная церковь 14 октября отмечает праздник Покров Пресвятой Богородицы. Учитель обращает внимание на икону Покров Пресвятой Богородицы.
Этот праздник считался в народе покровителем свадеб, потому девушки молились в этот день о скорейшем выходе замуж, ставя свечи перед праздничной иконой. Покров – это покрывало на голове у Божьей Матери, а что надевают на голову невесты?

Примерный ответ: Фату.

Когда дети называют слово «папа», учитель просит прочитать текст об отце.
Далее дети называют остальных членов семьи.
Учитель говорит, что на цветочке осталось место для других членов семьи, о которых мы будем говорить на следующих уроках.

V. Физминутка

– Семья вся в сборе. Сейчас мы покажем, как надо помогать маме.

Раз, два, три, четыре, пять,
Мамам надо помогать.
Чтобы чистым был наш дом.
Веником мы пол метём.
А теперь без суеты
Моем тряпкою полы.
Всю посуду перемоем,
Стол к обеду мы накроем,
Будем нашу маму ждать
И с улыбкою встречать.

VI. Закрепление

– Сейчас вы прочитаете последний отрывок на листочках и ответите на вопрос: На каких правилах строились отношения в древней русской семье?

Дети отвечают. Выделяют главное: Жить в согласии и заботиться друг о друге.

– Вспомните, те же правила дал Бог первым людям на Земле. А кому Бог обещал долголетие и здоровье?

Дети ещё раз зачитывают пятую Заповедь.

– Наши предки учили, что «семя» не взойдёт без помощи старших и воли Божьей. Вот почему жених и невеста получали благословение от родителей, а от Бога – венчание. Сейчас возрождаются старые традиции, строятся храмы, многие венчаются в храмах. Существует много православной литературы о том, зачем нужно венчаться, как правильно создавать семью. Есть журналы для семейного чтения. Мы с вами выписали для класса православный журнал «Свечечка». Его первый в этом году номер посвящён семье.

Проводится краткий обзор журнала.

– В нашей стране много внимания уделяется детям, семье, материнству. Летом, 8 июля, в России отмечают День Семьи. В этот день получают подарки  и даже награды многодетные семьи и лучшие семьи. В прошлом году во время праздника семьи была награждена дипломом и ценным подарком семья девочки, которая учится в нашем классе. За что их наградили - она вам сейчас расскажет. (Березуева София)

VII. Итог урока

– Кто такие домочадцы?
– Что обозначает слово «поколение»?
– Из каких признаков складывается семья? (По схеме)

VIII. Рефлексия

– Если на уроке вы чувствовали себя комфортно – улыбнитесь. Если грустно, не интересно – нахмурьтесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру по теме "Что такое семья?"

Эту презентацию можно использовать на уроке окружающего мира по теме "Моя семья"...

УМК «Начальная школа XXI век» под редакцией Н.Ф.Виноградовой Окружающий мир, 2 класс. Что такое семья?

Урок изучения и первичное закрепление нового материала. Уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных отношений....

что такое семья

данная презентация используется на классном часе по теме "что такое семья" в 3 классе...

Открытый урок на тему:"Что такое семья?"

Открытый урок на тему:"Что такое семья?"...

Урок доноведения "Что такое семья?"

Урок доноведения по теме «Что такое семья?» Задачи урока:1. Раскрыть значение понятий «семья», «члены семьи», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение», обратить внимание на хар...

Интегрированный урок окружающего мира и английского языка ""Что такое семья. My family"

Тип урока: урок применения предметных знаний, умений, навыков и УУД. проводится во 2 классе. На уроке используются разнообразные методы и приемы работы: работа с источниками информации (толковые слова...

Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.

проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...